warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Автор публикуемой статьи – Артём Игоревич ТЮРИН – религиовед (окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова), специалист в сфере исследования вопроса о зарождении древнеегипетской религии и цивилизации.

В сентябре 2011 года при поддержке Благотворительного фонда сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис» был создан клуб любителей египтологии, получивший название «Ахет», что по-древнеегипетски означает «горизонт». Наряду с профессиональными египтологами, спецалистами-гуманитариями иного профиля и других имеющих свои наработки в сфере египтологии исследователей, в состав Клуба вошли два сотрудника редакции журнала «Дельфис» – О.М.Порожнякова и С.К.Борисов (подробнее см. сайт клуба: www.akhet.ru). За год работы клуб «Ахет» подготовил для «Дельфиса» некоторые из своих материалов, которые мы и предлагаем вниманию читателя.

Сокровенный Египет в Британском музее

Тюрин А.И., религиовед

Историки называют египетскую цивилизацию центром древнего мира. Причиной тому является не только выдающаяся культура Древнего Египта, но и успехи ряда его правителей во внутренней и внешней политике. Всё это было запечатлено в памятниках, пронёсших сквозь века основное качество этой страны – величие. При Тутмосе III, шестом правителе XVIII династии, в Гелиополе (соврем. Каир) были установлены два высочайших каменных обелиска, на которых позже были высечены иероглифы, повествующие о военных победах знаменитого Рамсеса II. К концу XIX века, уже нашей эры, оба обелиска, названные «Иглами Клеопатры», покинули Египет. Один нашёл пристанище в Лондоне, второй – в Нью-Йорке. Примечательно, что за прошедшее столетие оба этих города возвысились до ранга столиц обоих полушарий. В городе-символе Великобритании обелиск установлен в компании двух сфинксов на набережной Темзы, недалеко от станции «Embankment» лондонской подземки. Но чтобы увидеть основную коллекцию египетских памятников, волей истории доставшихся этой стране, следует доехать до «Russell Square» – станции, расположенной ближе остальных к Британскому музею.

 

Рамсес II. Фрагмент колосса из Рамессеума. Новое царство, XIX династия, XIII в. до н. э. (фото. Тюрин А. И.)

 

Как и в других национальных музеях, платить за вход там не нужно, однако расположенные на первом этаже музея многочисленные сувенирные магазины приготовили для любителей всемирной истории такой ассортимент товаров, от книг и статуэток до разных изящных мелочей, что без покупок оттуда не уходит никто. Особенно много книг по египтологии и сувениров древнеегипетской тематики, при этом они не сопоставимы по качеству с теми, что массово продают туристам в Египте. В одном из магазинов можно обзавестись точными копиями некоторых музейных экспонатов, из того же материала, но стоит это удовольствие от нескольких сотен до нескольких тысяч фунтов стерлингов. Всё это ожидает посетителей возле главного входа и по всему центральному холлу. Но не стоит спешить подниматься вверх по лестнице, ведь именно на первом этаже находится зал массивных древнеегипетских памятников из камня.

Среди каменных статуй невозможно не заметить стоящий на возвышении гигантский бюст Рамсеса II, третьего правителя XIX династии. Это тот самый бюст, который вывез из египетского Рамессеума (заупокойного храма Рамсеса II в Фивах) на закате второго десятилетия XIX века ещё Джованни Бельцони – знаменитый итальянский «цирковой силач». История Бельцони и бюста Рамсеса II подробно отражена в художественно-документальном фильме BBC «Фараон и циркач» из серии «Древний Египет. Великое открытие».

Обращают на себя внимание четыре расположенные в ряд статуи львиноголовой богини из чёрного гранита (XVIII династия, ок. 1350 г. до н. э.). Эти статуи были обнаружены в Фивах (др. египетск. Уасет) в храме, посвящённом богине фиванской триады Мут. Мут в переводе с древнеегипетского означает «мать». Её храмы особо чтились в Египте Среднего и Нового царства (2000–1000 гг. до н. э.). Данные статуи представляют собой двойственную ипостась Мут-Сехмет. Интересно, что таких статуй, в полный рост, было создано всего 600 во времена правления Аменхотепа III, отца знаменитого Эхнатона, для того, чтобы умиротворить богиню во время разразившейся чумы. Статуи были изготовлены лучшими скульпторами того времени и поставлены по берегам священного храмового озера, называемого Ишеру. Мут не случайно отождествляется с другой богиней – львицей. Их объединяет воплощение божественной ярости, которое они олицетворяют. Сехмет означает «могучая». В эпоху Древнего царства её называли «Матерью царей». Вместе с Птахом и Нефертумом она составляла мемфисскую триаду. Однако Сехмет – это не только ярость, война и олицетворение огнедышащего ока Ра, для древних египтян она была также покровительницей медицины и целебной магии. Эти миролюбивые качества богини выражает статуя, расположенная чуть дальше. Здесь львиноголовая богиня предстаёт перед нами больше как Мут-небесная мать, благосклонная, величественная, но грустная… Своим изяществом она может сравниться даже со статуей Сехмет из храма мемфисской триады в Карнаке, до сих пор находящейся на своём месте. Но обычному туристу в тот храм путь недоступен, так что если хотите полюбоваться божественной грациозностью богини и уникальностью работы скульпторов эпохи Нового царства – добро пожаловать в Британский музей!

 

Скульптурные изображения богини с головой львицы из храма богини Мут в Фивах. Чёрный гранит. Новое царство, XVIII династия, ок. 1350 г. до н. э. (фото. Тюрин А. И.)

 

Среди статуй не столь массивных трудно не заметить гранодиоритового Хора-сокола, найденного в Коптосе, датируемого приблизительно 600 годом до н. э. Сопроводительная табличка сообщает, что один глаз Хора имеет свой изначальный декор из слоновой кости и битума, а другой глаз и клюв были полностью восстановлены. Тем не менее, своим внешним видом памятник вызывает стойкие ассоциации со знаменитым бюстом Нефертити из-за отсутствия зрачка во втором глазу. Образ Хора-сокола без антропоморфных черт – один из немногих прошедших сквозь всю известную историю древнеегипетской цивилизации, от додинастического периода до римского владычества.

 

Скульптурное изображение бога Хора в образе Сокола из Коптоса. Саисский период, XXVI династия, ок. 600 г. до н. э. (фото. Тюрин А. И.)

 

Наберёмся терпения и пройдём чуть назад в плотную толпу туристов, со всех сторон окруживших стеклянную витрину. Они рассматривают и фотографируют самый знаменитый памятник Британского музея – Розеттский камень. Благодаря египетским жрецам, решившим в 196 году до н. э. увековечить на гранодиоритовой глыбе благодарственную надпись, адресованную их правителю Птолемею V Епифану, написанную иероглификой (демотикой), а потом ещё и на древнегреческом, египтологи смогли проникнуть в тайну древнеегипетского языка. Первым добился успеха в этом деле, как известно, Жан-Франсуа Шампольон, но эта история уже не раз описана в книгах и воспроизведена в кино. Следует различать Розеттский камень и Палермский камень. Второй представляет собой древнейшую историческую хронику, высеченную ещё во времена V династии. Благодаря ей мы знаем о событиях и правителях раннединастической эпохи. К величайшему сожалению, верхняя часть камня не сохранилась, а она содержала хронику додинастического периода, от которой на камне осталось лишь несколько имён. Камень находится в музее сицилийского города Палермо, но небольшая его часть выставлена в Музее египетской археологии Ф.Питри на территории Университета колледжа Лондона неподалёку от Британского музея.

 

Розеттский камень. Найден в Розетте (совр. Рашид). Гранодиорит. Птолемеевский период, 196 г. до н. э. (фото. Тюрин А. И.)

 

Настала пора подняться по лестнице и посетить остальные египетские залы. Первый из них представляет собой галерею настенной росписи гробницы богатого счетовода из храма Амона в Фивах (совр. Карнак) по имени Небамун (Новое царство, XVIII династия, XIV в. до н. э.). Здесь выставлены 11 фрагментов росписи, которые Британский музей приобрёл ещё в 1820-х, но сама выставка была открыта лишь в 2009 году. Наиболее популярен фрагмент, изображающий охоту на птиц – в болотистой местности на Ниле в маленькой лодочке Небамун ловит взлетающих птиц, позади него стоит супруга по имени Хатшепсут (тёзка женщины-фараона), а у ног сидит юная дочь. Болотные заросли полны птицы, а вода под лодкой – рыбы. Успех в охоте сопутствует не только Небамуну, не остаётся без добычи и его кошка. Подобные изображения призваны обеспечить усопшему богатство и изобилие в загробной жизни. Росписи гробницы Небамуна называют образцом канонического изобразительного искусства эпохи Нового царства. Примечателен также фрагмент, на котором изображена сцена званого обеда – возле сосудов с вином и танцующих девушек находится группа музыкантов, исполняющих песню, написанную иероглифами сверху. Примечательно то, что две женщины из музыкантов изображены не в профиль, а в фас, что вообще встречается довольно редко в памятниках египетского изобразительного искусства. В зале установлен также экран, на котором можно увидеть трёхмерную реконструкцию гробницы Небамуна, весьма искусно сделанную. Вообще зал производит впечатление отдельной частной выставки не только потому, что он полностью посвящён одному персонажу, но и из-за вывески, гласящей, что вы находитесь в галерее Майкла Коэна, созданной при поддержке фонда Р. и С.Коэн, которую нам уже пора покинуть.

В двух следующих залах собран погребальный инвентарь различных эпох. Большинство из памятников древнеегипетской цивилизации представляют собой предметы заупокойного культа. Раньше это наводило многих египтологов на мысль о том, что вся египетская культура посвящена смерти или что всю свою осознанную жизнь египтянин готовился к смерти. Это явное преувеличение, хотя смерть, несомненно, играла особую роль в мировоззрении древних египтян. Вполне естественно, что лучше всего до наших времён сохранилось то, что древние захоронили и «законсервировали». Среди музейных экспонатов же обращает на себя внимание богатая коллекция погребальных статуэток ушебти, в переводе с древнеегипетского – «ответчиков». Как и при жизни, в загробном мире обеспечивать богатство и достаток умершего должны были слуги, статуэтки которых в большом количестве помещали в гробницу. Со времён Среднего царства слуг сменили «ответчики». Имея вид мумии или саркофага с мумией, они отождествлялись с умершим и были призваны делать надлежащую работу в загробном мире не только для, но и за умершего. Большим разнообразием пестрят фаянсовые ушебти эпохи поздних династий и птолемеевского периода. Среди ушебти, выполненных в классическом египетском стиле, выделяется несколько грубая, чёрная статуэтка Сотера с текстами на греческом. В своём окружении она кажется из ряда вон выходящим памятником ранней додинастики, и только сопроводительная табличка, относящая данного «ответчика» к IV веку до н. э., расставляет всё на свои места.

 

Ушебти. Фаянс. (фото. Тюрин А. И.)

 

В заупокойном инвентаре встречаются и статуи необычных божеств, так и не идентифицированных до конца. Например, статуя некоего божества с головой то ли козла, то ли овна. Её датируют приблизительно 1295 годом до н. э., относя к поздней XVIII династии. Точно неизвестно даже то, в какой гробнице она была найдена – предположительно у Хоремхеба, в Долине Царей. Описание гласит, что изображения подобной фигуры на стенах гробниц и саркофагов указывают, что это божество изначально сжимало ножи, змей или ящериц в вытянутых руках. Вся статуя божества была первоначально покрыта чёрным лаком, а к верхней части головы была прикреплена пара рогов.

 

Скульптурное изображение овноголового бога. Новое царство, XVIII династия. (фото. Тюрин А. И.)

 

В коллекции музея, разумеется, есть и мумии. Однако наличием мумий сегодня могут похвастаться многие музеи, а в Британском музее, в зале раннего Египта, выставлены захоронения, сохранившиеся с тех далёких времён, когда мумификация в Египте ещё не практиковалась. Это останки, относящиеся к позднему додинастическому периоду и эпохе Первой династии (3400–3000 гг. до н. э.), захороненные в позе зародыша. Оказывается, в додинастический период умерших хоронили прямо в песок и только при Первой династии стали класть в деревянные ящики. Заупокойный инвентарь крайне скудный – несколько глиняных сосудов, чаш и тарелок. Изобретение мумификации относят примерно к 2700 году до н. э.

Британскому музею принадлежит и стела Перибсена – один из известнейших памятников эпохи Раннего царства (I–II династии). Это узкий гранитный камень высотой 1,13 м, найденный в конце XIX века У.М.Флиндерсом Питри в гробнице P (Пи) на кладбище царей в Умм эль-Каабе, неподалёку от Абидоса. На стеле было соскоблено имя правителя Хора Сехемиба и начертано имя Сетх Перибсен. Этот правитель II династии, по всей видимости, был религиозным реформатором (как позднее Эхнатон), так как сменил культ правителя-Хора на Сетха. При нём были сожжены гробницы многих предыдущих правителей Египта, над тронными именами которых был начертан сокол. Стела Перибсена является, по всей видимости, одним из тех экспонатов, которые не всегда выставлены в залах Британского музея, а периодически покидают их и, возможно, выставляются где-то ещё.

Другим таким же экспонатом является знаменитый амулет, соединяющий в себе символы анх, посох джед и скипетр уаз. Они символизировали жизнь, непоколебимость и здоровье, а вместе являлись пожеланием правителю: «Да будешь ты жив, невредим и здрав!» Над последними двумя восседает бог вечности Хех. Амулет датируется уже не ранним периодом, а напротив, периодом заката древнеегипетской цивилизации (700–300 гг. до н. э.).

 

Композитный амулет «анх-джед-уаз». Фаянс. 700–300 гг. до н. э. (фото. Тюрин А. И.)

 

Мы рассмотрели лишь небольшую часть экспонатов, которые, впрочем, вполне репрезентируют величие всей коллекции. Ваше внимание наверняка привлекут и другие памятники, и если вам удастся не спеша полюбоваться ими всеми, то, возможно, это свидетельствует о том, что египетские боги расположены к вам и рады видеть вас в своих залах во дворце древних цивилизаций на Туманном Альбионе!

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: