warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква К

Климент (Тит-Флавий) Александрийский (150-215)

Великий религиозный деятель, выдающийся писатель. Родился около 150 г., возможно в Афинах, в зажиточной семье. До своего принятия христианства, К. имел опыт эллинистических мистерий. По обращении в христианство путешествовал по Италии, Сирии, Палестине. Под влиянием катехета Пантена обосновался в Александрии, получил сан пресвитера и около 190 г. сделался помощником Пантена, а после его смерти, около 200 г. — его преемником по руководству огласительной школой. Во времена гонений при Септимии Севере (202-203) К. покинул Александрию. В 211 г. он оказывается в Малой Азии у своего ученика Александра. Умер около 215 г.

Сохранившиеся произведения К. представляют большой интерес. Главные из них: «Протрептик», «Педагог» и «Строматы». Первое сочинение, переводимое как «Увещание к эллинам», отличается слаженной композицией, привлекает изяществом, являя своему веку христианскую истину. Книгу открывает «Гимн Христу» — новое песнопение, по красоте и лиризму превосходившее все литургические тексты древности. К. обозревает дохристианские вероучения и философские заблуждения древности, но критика его лишена осуждения и унижения противника, а философы почтенны в его глазах.

Если «Увещание» —книга «преддверия», то «Педагог» — учебник для верующего. Его цель — завершить евангельское самосознание новообращённых. Названием книги К. хотел подчеркнуть значение Христа-воспитателя. Это руководство по христианской этике, одновременно теоретическое и практическое, помогающее подготовить ученика к восприятию наставлений Учителя. Взор человека постоянно обращен к Логосу, за ним он признаёт главенство, ему стремится подражать, ему уподобляется, сообразуясь с его волей во всех, даже самых будничных делах. К. провозглашает, что образование и культура являются самыми прекрасными и самыми совершенными благами, которые мы имеем в этой жизни.

«Строматы», или «Сборник мыслей», труд, состоящий из 8 книг, содержит учёные записки об истинной философии. Здесь К. говорит, что нравственная подготовка должна подвести христианина к тому, чтобы он смог воспринимать учение Учителя — третью и последнюю степень действия Логоса, которая приведёт к совершенному знанию, гнозису. Подчёркивая общность основных гностических идей, некоторые исследователи считают К. идейным наставником, вдохновителем другого великого христианского учителя III в. — Оригена.

О гнозисе и гностиках К. всегда говорит с воодушевлением: «Гнозис есть разумение, проникновениев самую сущность предмета, или познание о нём, согласное с законами его бытия». В «Строматах» (IV, 22 и VII, 12) он даёт восторженное изображение гностика. Нравственное совершенство человека идёт параллельно с его развитием, считает К. Добродетель в последнем основании есть ведение. По К, христианство — это учение о создании человека, его воспитании и усовершенствовании Логосом. Логос воспитывал греков при помощи философии, иудеев — при помощи закона. Логос есть закон мира, руководитель человечества в горние сферы. У К. метафизическая концепция Логоса разработана и проведена глубоко и придаёт всем его рассуждениям возвышенный характер. К., как и Ориген, был гуманистом, просвящённым святителем, синтезировавшим эллинскую культуру с христианством, заложившим живые семена будущего духовного возрождения человечества.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Первоучитель китайской нации, создатель Учения, ставшего главным идеологическим оплотом традиционного Китая. Транскрипция имени на русский язык происходит от латинского Конфуциус, которое, в свою очередь, представляет собой искажённую запись китайского Кун Фу-цзы, т.е. Учитель Кун. К. жил в смутное, переходное время, которое получило название периода «Борющихся царств». У власти формально находилась династия Чжоу (XI—III вв. до н.э.), но ещё с VIII в. до н.э. страна фактически распалась на множество враждующих княжеств. Вместе с тем, это была одна из самых творческих эпох китайской истории, ибо время перемен даёт и лучшие возможности для развития. Этот период характеризуется расцветом философской мысли, и в Китае он называется временем «ста школ».

Далее мы приведём биографические сведения о К, которые можно найти у великого китайского историографа Сыма Цяня (II в. до н.э.). К. родился в небольшом княжестве Лу, на юге нынешней восточно-китайской провинции Шаньдун. В жизни К. можно выделить три больших периода. В первый из них, продолжавшийся достаточно долго (до пятидесятилетнего возраста), К. был беден, занимал низкое социальное положение, был мелким служащим, либо вообще не служил. Затем происходит возвышение К., открывающее второй период его жизни. Он даже делает блестящую карьеру и добивается высоких государственных постов. Несколько лет К. в статусе сановника исполняет придворные обязанности, но затем, из протеста против беспутства властей, добровольно уходит со своего поста и с группой ближайших учеников отправляется в странствие по разным княжествам. Так начинается третий период в его жизни, который растягивается почти на четырнадцать лет. К. надеялся на практике осуществить свой идеал политических и социальных преобразований. Тем не менее, он нигде в этом не преуспел и, в конце концов, уже в почтенном возрасте вернулся в Лу, где жил последние несколько лет до своей смерти в окружении учеников. Согласно традиции, у него было несколько тысяч учеников, несколько десятков из них стали известными мыслителями и учёными.

Этико-политическое учение К. известно по «Лунь юй» или «Беседам и рассуждениям» — собранию разнородных высказываний, составленному после его смерти учениками. Необходимо отметить, что влияние этой книги на духовную жизнь Китая огромно. В течение более двух тысяч лет она формировала сознание китайского народа. Это была книга, которую образованный китаец выучивал наизусть в школе и которой он затем руководствовался в течение всей своей жизни. Можно без преувеличения сказать, что без «Лунь юя» невозможно понять традиционную систему взглядов и социальную психологию китайцев. В Китае К. называют «Учителем Десяти тысяч поколений», и это имя вполне оправдано.

Всё учение К. проникнуто глубоким интересом к изучению человека и его места в обществе. Он постоянно стремился определить то, что может быть названо предметом нравственности. Главные темы «Лунь юя» составляют человеческая природа и взаимоотношения людей. Это подтверждают постоянно повторяющиеся в нем категории Пути (Дао), человечности (жэнъ), ритуала (ли), добродетели (дэ), учения (сюэ) и понятия, определяющие отношения и обязанности в семье и социуме.

К. хотел видеть своих учеников цельными людьми, полезными обществу, поэтому обучал их различному знанию. Он считал своим первым долгом Учителя поведать им о культурном наследии прошлого, поэтому говорил: «Я передаю, а не создаю» («Лунь юй», VII. 1). Однако передавая традиционные идеи, К. интерпретировал их в соответствии с собственными нравственными понятиями. Говоря о канонической «Книге песен», он подчёркивал её нравственную значимость: «В "Книге песен" триста стихов. Но их смысл можно выразить одной фразой: "Не имей порочных мыслей"» (II.2).

К. полагал, что для создания порядка в социуме необходимо, прежде всего, осуществить, так называемое, «исправление имён». Вещи должны в действительности соответствовать смыслу их наименований. Другими словами, каждое имя соотносится с «идеальной» сущностью определённого класса вещей, поэтому между ними должно быть истинное согласование. Один из князей спросил К. о принципе должного правления. Он ответил: «Это когда будет государем государь, слугой слуга, отцом отец и сыном сын» (XII. 11). Если правитель поступает в соответствии с идеалом или «Дао правителя», он является подлинным правителем, как по имени, так и в действительности. В учении К. слово понимается как дело. Например, на вопрос о том, каким должен быть благородный муж, К. ответил: «Он прежде всего видит в слове дело, а после сказанному следует» (II.13).

Одним из главных в учении К. оказывается категория ритуала (ли). К. понимает его много шире узкого первоначального смысла священной, религиозной церемонии. Он преобразовал понятие о ли, придав ему основную функцию организации подлинно человеческого общества. Категория ли в «Лунь юе» обозначает утончённые формы ежедневного нравственного, культурного общения людей в социуме. В определённом смысле эти нормы поведения можно рассматривать и как своеобразную церемонию. По мнению К., истинно человеческая природа укоренена в ли — традиционных нравственных нормах и формах поведения. Они не являются прирождённым достоянием человека, их надо приобретать трудной работой над собой. Единственной альтернативой ли выступает беспорядок, хаос.

Надо полагать, в учении К. категория ли находится в гармонии со своим великим источником — космическим Дао, который есть Путь, что в Древнем Китае было также Путём жизни, Путём правления, идеальным Путём человеческого существования. Дао и ли как его проявление на земле — внутренне связаны между собой и поэтому единственная нравственная и общественная потребность состоит в том, чтобы сформировать своё поведение в рамках ли. Преданность К. единственному определённому порядку становится очевидной, когда понимаешь, что для него являлось альтернативой правильному Пути: «Я чувствую печаль, когда не улучшают нравы, не уясняют то, что учат, а, зная долг, не могут ему следовать и не способны устранить порок» (VII.3). Выбора в подлинном смысле — нет. Каждый либо следует Пути, либо терпит неудачу из-за недостатка сил и идёт в никуда, блуждая в поисках миражей выгоды, привилегий и личного комфорта. Об этом Учитель сказал: «Я не знаю, как мне быть с тем, кто не спрашивает себя постоянно: "Как же быть? Как же быть?"» (XV.16). Вопрос, по сути, означает: «Правильно ли это и является ли это Путём?».

Говоря о человеческих добродетелях, К. уделяет особое внимание справедливости (и) и человечности (жэнь). Справедливость у К. означает нравственный императив. У каждого в обществе есть то, что он должен делать, исходя из соображений нравственной правильности. Если же человек исполняет свой долг, исходя не из моральных соображений, то его действие не является справедливым. В таком случае он действует ради выгоды. «Благородный муж постигает справедливость, низкий человек постигает выгоду» (IV.16).

Категория жэнь особенно сложна для анализа. жэнь переводят как «человечность», «гуманность», «человеколюбие», «высшая добродетель», «милосердие», «истинно человеческое начало»и т.д. К. сам определил жэнь как «любовь к людям» (XII.22). Говорилось, что жэнь сама по себе — тяжёлая ноша. «Учёный человек не может не быть твёрдым и решительным, ибо его ноша тяжела и путь его далёк. Ношей ему служит жэнь — это ли не тяжесть? Завершает Путь, лишь умирая, — это ли не даль?» (VIII.7). Также утверждается, что жэнъ достигается, «если трудность предпочесть успеху» (VI. 1). Категория жэнь связана с взаимоотношениями между людьми. «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» (XV.24). «Кто человечен, тот даёт другим опору, желая сам её иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть» (VI.29). К. привносил в понятие любви к людям бережливость, ибо только так можно обращаться с человеком, обладающим не только земной, но и небесной природой. Когда спросили у К., что такое человечность, он ответил: «Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе» (XII.2). В учении К. категории ли и жэнь составляют два аспекта одного и того же явления. Ли обращает внимание на традиционные нормы поведения и социальных отношений, жэнь — на человека, как на того, кто следует этим нормам. «Быть человечным — значит победить себя и возвратиться к ли» (XII.1). Связанная с сердцем жэнь представляет также и волю, преданность, честность, тождество человека со своим небесным началом, рождающим ощущение непосредственного контакта и единства с другими людьми и с миром в целом.

Одной из важнейших в учении К. категорий является дэ — свойственная человеку добродетель или способность к совершенствованию. Это качество совершенно необходимо, по мнению К., для государя. Одному князю К. сказал о правительственной деятельности так: «Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородных мужей добродетель — ветер, у малых же людей она — трава, склоняется трава вслед ветру» (ХП.19). Преображение нравственности народа должно начаться с действий правителя. «Правление есть исправление, кто же посмеет не исправиться, когда исправитель вы сами?» (XII. 17). В правительственной деятельности, по учению К., применение санкций и наказаний рассматривается как нежелательная альтернатива действию дэ и ли, поскольку они не являются истинно человеческими, т.е. нравственными средствами и не приводят к установлению подлинно человеческой жизни. «Если править с помощью закона, выравнивать наказывая, то народ остережётся, но не будет знать стыда. Если править на основе дэ, улаживать поли, народ не только устыдится, но и выразит покорность» (П.З). В учении К. утверждается идеал государя: «Правитель, положившийся на дэ, напоминает северную полярную звезду, которая замерла на своём месте средь сонма обращенных к ней созвездии» (II. 1).

Вернуть людей к высшему началу в себе, добиться того, чтобы они осознали его присутствие в своей собственной природе — было главной жизненной задачей К. Его современник сказал о нём: «В пути Учителя одно лишь сострадание до глубины души» (IV.15). Сам К. вполне осознавал предначертанную ему свыше миссию. Вот как он говорил о своём духовном становлении: «В пятнадцать лет я обратил своё сердце к учению. В тридцать — укрепился. В сорок — избавился от сомнений. В пятьдесят — познал Волю Неба. В шестьдесят — уже был покорён (этой Воле). В семьдесят — мог следовать велениям сердца, не переступая границ (должного) (П.4). Учение, о котором говорит К, конечно, означает Дао, Путь или Истину. Ведь о нём в «Лунь юе» сказано: «Обрати своё сердце к Дао» (VII.6). И также: «Утром услышать Дао, и вечером умереть — вот что было бы правильным» (IV.9). Когда же К. говорит, что в тридцать лет он укрепился, это означает, что он понял ли и мог поступать должным образом, ибо в «Лунь юе» есть призыв: «Укрепись в ли». «В сорок избавился от сомнений» — означает, что он обрёл мудрость, ибо «мудрые лишены сомнений». В пятьдесят и шестьдесят лет К. знал волю Неба.

В отличие от раннечжоусской религии, где лишь царь имел титул «Сына Неба» и являлся посредником между Небесами и людьми, К. расширил это понятие, вводя в него тех, кто ощутил и развил в себе высшее духовное начало.

Можно задать вопрос, почему в своём учении К. делал такой акцент на традиции, говорил о восстановлении гармонии древних? Это было содержанием его идеала общественной жизни. Очевидно, К. понимал, что в условиях кризиса в качестве основы социального единства может выступать лишь Культура и нравственность. Человечность, как составная часть культуры, будет следствием хорошо усвоенных этических норм, которым присуща чудесная сила, выгодно отличающая её от насилия. Традиционные этические нормы и есть средство воспитания подлинной человечности. Из этого вытекает, что социально-политическое единство требует обращённости к культурной традиции. Целью К. было не просто осуществление общественного порядка, но и воспитание истинно нравственного человека, утверждение культуры с упором на чувство прекрасного и священного, что и должно отличать человеческое существование.

Кришнамурти Джидду (1896-1986)

Выдающийся индийский мыслитель, духовный деятель, философ, поэт; автор небольшой книги духовных бесед «У ног Учителя», которую он записал, будучи четырнадцатилетним подростком.

К. родился 12 мая 1896 г. (по другим данным, в 1895 г.) на юге Индии в Маданапалле, небольшом горном городке между Мадрасом и Бангалором, вблизи священной долины Риши, в брахманской семье. В семье было 10 детей; восьмой — Кришна, получивший своё имя в честь индуистского божества Кришны, которому поклонялась его мать (и который тоже был восьмым ребёнком в семье). Отец, гражданский служащий, имел некоторое отношение к Теософскому Обществу (ТО). Родителям было предсказано, что этот ребёнок будет в чём-то особенным. Гороскоп, составленный на следующий день после рождения, а оно состоялось в комнате для молитв (!), предрекал мальчику великое будущее. Однако в течение долгих лет это оказалось несбыточным.

Маленький Кришна рос слабым и болезненным. Его мало интересовала школьная премудрость. Рассеянного и мечтательного ребёнка отличало обострённое внимание к окружающему миру — природному, рукотворному. Он мог часами смотреть на облака и деревья, птиц и насекомых или просто вглядываться вдаль. Кришна был глубоко привязан к матери, от которой унаследовал способность к ясновидению, телепатии; это проявлялось с детства, но ставши взрослым, он предпочитал не говорить об этом. Он любил ходить в храм вместе с матерью; та познакомила Кришну с «Махабхаратой», «Рамаяной» и другими священными текстами, с учением о карме и реинкарнации. Она умерла, когда К. было всего 10 лет.

 

Словарь имен. Буква К

Д. Кришнамурти

 

Жизнь К. резко изменилась в 1909 г. после того, как его увидел один из руководителей ТО — Ч.Ледбитер (тогда отец К. занимал должность помощника секретаря Общества и жил с детьми в Адьяре). Ледбитер был поражён необычной аурой мальчика, в которой, по его мнению, полностью отсутствовало проявление эгоизма, и предсказал ему будущее великого духовного учителя. Вскоре К. был представлен А.Безант — главе ТО. Она сразу и навсегда глубоко уверовала в него. Было объявлено, что в теле К. должен проявиться Бодхисаттва Майтрейя, пришествие которого предсказывали теософы. К. было рекомендовано воспитание и обучение в европейском духе. В декабре 1909 г. он, получивший имя Алсион, был принят в эзотерическую секцию Общества, а в январе 1910г., был принят в ученики Мастером Кут Хуми — так было провозглашено руководителями ТО. В 1911 г. А.Безант основала от имени Общества Орден «Звезды Востока» с отделениями по всему миру, который должен был стать основой будущего миропорядка под руководством К. Этот Орден расширялся вплоть до 1929 г. и насчитывал десятки тысяч членов.

Е.И.Рерих неоднократно отмечала, что признание К. мессией являлось грубейшей ошибкой со стороны А.Безант, тем более, что к внутренней деятельности Общества был привлечён Ч.Ледбитер, этот «чёрный гений теософского движения». (Е.И.Рерих. Письма в Америку. T.IV, с.275). Допущено было пагубное влияние, оказавшееся роковым для теософского движения и для самого К.: в результате с годами он стал проповедовать отказ от следования духовным авторитетам, умаляя значение Иерархии для человечества. «Ересь о появлении Христа в теле Кришнамурти исходила от тёмных извратителей. Такое безобразие и преступное одержание противны всем основам Светлой Доктрины». (Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.1, с.222).

В 1911 г. К. вместе с братом и под присмотром теософов выехал в Англию для продолжения образования и пробыл в Европе десять лет, где вёл светскую жизнь в Лондоне и Париже, знакомился с писателями, художниками и музыкантами, пользуясь большим успехом у интеллигенции. Со временем в числе больших поклонников К. стали Бернард Шоу, Леопольд Стоковский, скульптор Антуан Бурдель. Его друзьями были Дж.Неру, И.Ганди, Г.Гарбо, Ч.Чаплин, Б.Рассел, Р.Казальс, профессор М.Вилкинсон (обладатель Нобелевской премии в области медицины), физик Д.Бом, биолог Р.Шелдрейн и многие другие. К. внёс лепту в построение моста между наукой и религией, помогая представителям научного мира в их духовных поисках.

В конце 1921 г. К. ненадолго приезжает в Индию, а затем, после конгресса ТО в Австралии, направляется в Калифорнию, где в Оджаи, недалеко от г. Санта-Барбара, поселяется в небольшом имении, которое купит потом для него А.Безант и где ему суждено будет умереть через много лет. Здесь начинается его интенсивное духовное пробуждение, связанное с полной трансформацией сознания и мучительными перестройками физического организма, которое будет продолжаться до конца его дней. В это время он как никогда прежде отвечает данной ему роли мирового учителя и мессии: даёт наставления своим последователям, излучает радость и сострадание, поражает окружающих глубокими духовными прозрениями, будучи убеждён в своей способности сделать всех счастливыми. Теософы с радостью констатируют слияние сознания человека Кришнамурти с божественным сознанием Майтрейи. В апреле 1927 г. А.Безант делает заявление для Ассошиэйтид Пресс: «Учитель Мира здесь». Ведущие теософы начинают делить места апостолов и епископов в новой религии и церкви. В своём слепом энтузиазме они не заметили, как К. стал всё более и более отдаляться от них и говорить странные вещи, не укладывающиеся в теософскую доктрину.

Наконец, 3 августа 1929 г. в присутствии А.Безант и трёх тысяч членов Ордена, собравшихся его послушать, К. объявил о своём решении распустить «Орден Звезды». Он говорил о безусловной вредности авторитета и подчинения ему, о том, что к истине нет проторённых дорог и нелепо думать, что какая-либо организация способна вести или может заставить людей идти заданным путём. Он видит свою задачу в том, чтобы освободить человека от страхов, от обусловленности, ограниченности, а не в том, чтобы строить ему новые клетки из религий, сект, теорий или философий. Сотрудничество возможно на основе настоящей дружбы, подлинного понимания жизни, а не под влиянием авторитета. А чтобы понимать, нужно быть свободным. Теософское Общество получило страшный удар и поспешило откреститься от К.

Для А.Безант то было крушением планов всей её жизни, но вера её в К. и любовь к нему не поколебались. Она до самой своей смерти в 1933 г. считала, что он лучше знает, что надо, и делала всё, чтобы К. мог продолжать свою деятельность. Вскоре все фонды Ордена были ликвидированы, обширные поместья и земли были возвращены первоначальным владельцам.

К. надолго поселяется в Калифорнии. До 1939 г. он ещё несколько раз приезжает в Индию, где, несмотря на противодействие теософов, особенно после смерти А.Безант, выступает перед достаточно большой аудиторией. Шум вокруг его имени утихает, мир и пресса надолго забывают о нём. С начала войны и до 1947 г. он живёт в Калифорнии и придерживается скромного и простого образа жизни; даже близко знакомые с ним люди не подозревают о его богатой внутренней жизни и работе.

В 1947 г., спустя два месяца после объявления независимости Индии, К. приезжает на родину. Новая Индия готова его услышать. И он выплёскивает энергию любви, сострадания и истины, которая накопилась в нём за годы, проведённые во внешнем бездействии. И этот поток уже не иссякает до самой смерти.

В течение 40 лет он выступает перед многотысячными аудиториями в Индии, Швейцарии, Америке и в других странах. К нему приходят люди всех возрастов и сословий, и никто не встречает отказа. Он не обещает и не даёт утешения, но в окружающей его атмосфере света и любви самая жёсткая правда воспринимается как благо и способна произвести глубочайшие перемены в душах и умах людей. Очень многие, слушая или читая К., испытывали то великое потрясение, которое может дать только неожиданно открывшаяся истина. Темы его бесед многообразны, неисчерпаемы. Характерной чертой его мысли является не логический вывод, построение от известного, а внутреннее проникновение, глубинное пробуждение сознания, чёткое и непосредственное восприятие истины. Для читателя, привыкшего видеть главный смысл текста в словах, это представляет достаточную трудность, также как и привычка к непрерывной критической оценке слушаемого или читаемого, исходя из собственного опыта, то есть собственной обусловленности и ограниченности. Есть только один способ научиться понимать музыку — надо слушать её. Чтобы научиться понимать К., нужно читать и перечитывать его.

К. не захотел быть чьим-либо гуру. Он не стремился к тому, чтобы люди следовали за ним слепо и покорно. Он считал предосудительным культ духовного родства. Памятуя печальный опыт своей связи с Теософским Обществом, он не собирал учеников, которые могли бы создать другую религию под его именем. Всё, что он хотел, — это чтобы его учение было своеобразным «зеркалом», в котором люди смогли бы увидеть себя в истинном свете, и если увиденное их не удовлетворило, изменили бы себя.

Особое внимание К. уделял воспитанию детей, пока их ум не закостенел в предрассудках общества. Он основал семь школ, носящих его имя, пять в Индии, одну в Англии и одну в Калифорнии. Крупный центр Кришнамурти для взрослых был открыт вскоре после его смерти в Англии. Концепция такого центра и его создания были одной из главных забот К. в последние два года жизни. Ещё три менее крупных центра для взрослых созданы в Индии в 60-х годах. К. также учредил три фонда — в Англии, Индии и Калифорнии. Все они направлены на развитие культуры и образования в мире. В 1992 г. возникла «Ассоциация Кришнамурти» в России, на базе которой организована международная летняя школа для старшеклассников и студентов в горах Кавказа.

К. оставил после себя более пятидесяти опубликованных книг, обширный видеоматериал лекций и бесед. Многое переведено на русский язык. Среди них— «Первая и последняя свобода», «Традиция и революция», «Проблемы жизни», «Подумайте об этом», «Полёт орла», «Медитации», «Свобода от известного» и др.

Целью учения К. было создание нового человека, революционное, психологическое изменение ума. Как считал К., общество извне не трансформируется, лишь только путём полного преобразования изнутри каждого человека. К. не причислял себя к какой-нибудь расе или национальности, религии. Его личный магнетизм, располагавший к себе людей, был неисчерпаем. После встречи в 1956 г. Далай-Лама (Тенцин Гуатсо) сказал: «Великая душа, великий опыт».

Крукс Уильям (1832-1919)

Английский химик и физик, член Лондонского королевского общества (1863), в 1913 – 15 - президент.

Член ряда академий наук и научных обществ.

Родился в Лондоне. Окончил Королевский колледж химии (1850), там же работал до 1854 г., в 1855-59 гг. — лектор в колледже Честера, затем работал в собственной лаборатории, с 1885 г. жил в Оксфорде.

Физические работы посвящены главным образом исследованию электрических разрядов в газах и катодных лучей, атомной физике. Доказал, что основой электрического разряда в вакууме является поток заряженных частиц, исходящих из отрицательного электрода. Ввёл понятие о четвёртом состоянии вещества (1879). Сконструировал радиометр (1873). Изучал катодные лучи в так называемых «круксовых трубках», которым он придавал различные формы, открыл ряд свойств этих лучей. В частности, доказал, что катодные лучи переносят энергию и импульс (1879). Наблюдал свечение некоторых окислов и солей, обусловленное катодными лучами (1886). Открыл в 1903 г. эффект, вызываемый альфа-лучами, падающими на пластинку из сернистого цинка (эффект сцинтилляций), и на основе этого сконструировал прибор (спинтарископ Крукса) для регистрации отдельных альфа-частиц по вызванным вспышкам. Выдвинул идеи эволюции химических элементов, изотопии, о существовании заряженной микрочастицы (1886). В1892 г. показал возможность и описал принципы радиосвязи.

Был убеждённым сторонником спиритизма, позже членом Теософского общества и членом Совета Лондонского отделения Общества. «Его беспристрастные эксперименты с психическими явлениями, проводившиеся в условиях строгого контроля, при неодобрительном отношении и даже высмеивании научной общественностью, привлекли к нему внимание Учителей, которые, как видно из их писем, оказали ему некую оккультную помощь» (см. Е.П.Блаватская. Гималайские Братья. М., «Сфера», 1998, с.423).

Другом Крукса, с которым шла постоянная переписка, был гениальный сербский учёный Никола Тесла. Письма Теслы Круксу исчезли вместе с архивом Крукса в 1918 г. Огромный научный материал Крукса содержит многочисленные фотографии и записи спиритических сеансов, проводимых в строго научно-экспериментальном ключе (см. в «Дельфисе» №1(17) за 1999 г. ст. В.Абрамовича «Метафизика и космология учёного Николы Теслы»).

Кутузов Александр Михаилович (1748-1790)

Известный масон. Перейдя в 1766 г. из московского университета в лейпцигский, наладил там связи с немецкими розенкрейцерами. Недолго состоял на военной службе. Близко познакомившись с Н.Новиковым, К. вступил в масоны. Будучи деятельным членом дружеского общества и типографической компании, делами которой одно время он занимался, К. старался привлечь в масонские круги своего друга А.Н.Радищева, но безуспешно. В свою очередь и Радищев не мог заинтересовать К. общественными вопросами, и хотя посвятил ему своё знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», но посвящение это подчёркивает только их дружбу, но не солидарность взглядов. В 1787 г. К., по поручению московских розенкрейцеров, ездил в Берлин для изучения высших орденских упражнений, химии и алхимии. Перевёл «Таинство креста», сочинение Парацельса «Алхимическая псалтырь, или Философские правила о камне мудрых», поэму Клопштока «Мессия» (перевод, возможно, был закончен Н.Карамзиным), «Плачь, или Ночные мысли» Э.Юнга и др.

 

Материал подготовили:

О.М.Порожнякова, А.М.Шустова,

Н.Н.Якимова, Н.М.Смирнов

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: