warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Нинель Михайловна АЛМАЗОВА – преподаватель музыки, более 50 лет занимавшаяся математическим исследованием музыкальной гармонии, автор уникальной методики: синтез восприятия «Музыка, геометрия, цвет и число». Эта методика даёт возможность наглядно, на листе бумаги, пользуясь вписанными в круг геометрическими фигурами, показать фрактальные структуры звукорядов и аккордов. Это позволяет легко и интересно изучать основы теории музыки, зрительно представляя музыкальные закономерности. Нинель Михайловна считает, что, сравнивая аналоги основных музыкальных понятий со строением Солнечной системы, атома, клетки и даже социальных структур, можно подойти и к понятию универсального природного принципа мироздания – Единства в многообразии. В настоящей статье читатель может ознакомиться с главными идеями её подхода.

Синтез восприятия. Музыка, геометрия, цвет

Алмазова Н.М., преподаватель музыки

Мне музыкальный звукоряд отображает мироздание.

 А.Белый

 Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий.

 М.В.Ломоносов

Музыка и мироздание

Вселенная построена по единым космическим принципам, которые проявляются через разные аспекты нашего восприятия. Люди на планете Земля – это космические единицы, находящиеся в энергоинформационном обмене в системе Космос–Человек. Этот обмен осуществляется через вибрации. Наивысшие для нас вибрации заложены в музыке, и потому она является средством гармонизации человека с окружающим его пространством. Отсюда происходит наша интуитивная потребность слушать музыку, петь, танцевать. Невозможно представить себе мир без музыки.

Музыка организована в ладовом и ритмическом отношении. Её основой являются гармония, ритм, красота – отражающие в сознании принципы, заложенные в мироздании. Человек, живущий в понимании законов построения Вселенной, гармоничен и развивается в направлении эволюции, выполняя своё космическое назначение. Великие мудрецы мира указывают нам: «Сегодня, когда мы вступаем в новую Эпоху, мы стремимся, прежде всего – посредством вдохновенной музыки, посеять в сердцах людей дух единения и братства, и тем ускорить вибрацию этой планеты» ( [1], С.285).

Микеланджело говорил, что даже самое прекрасное произведение искусства – лишь слабая тень божественного совершенства. Люди, слышавшие музыку сфер, вспоминали о её несравнимости с земной музыкой. Тем не менее, лучшие её образцы, созданные великими композиторами, открывают человеку путь в Высшие миры, к слиянию его сознания с Великим сознанием Космоса. В музыке человечество ухватило «серебряную нить» – отражение Высшей Божественной Красоты. При определённом настрое мы можем совершенствовать внутренний мир, лечить себя. Музыка находится в постоянном развитии. Наступающая эпоха синтеза знаний направляет развитие музыки по пути её соединения с другими науками и искусствами. В данной работе делается попытка объединения музыки, геометрии, числа и цвета в теории музыки, что изменяет качество восприятия музыкальных произведений при обучении.

Мандала и клавиатура

Все знания, которые собрало человечество в течение эонов лет, можно представить в виде схем. К этим схемам относится мандала. В переводе с санскрита она означает круг, систему, целостность, единство, храм. Это организующий принцип мироздания, минерала, живого существа, человека. Это устройство внутреннего мира и его внешних проявлений. Мандала – и земля, и человек, и атом, входящий в состав человеческого тела или галактики. Благодаря принципам и структуре мандалы вся Вселенная может отражаться в человеке.

В основе понятия мандалы лежит комплекс определённых свойств: наличие центра, явного или скрытого – подразумеваемого; периодичность (повторяемость, цикличность); строгая симметрия; зеркальность; наличие кардинальных точек; красота (присутствие пропорции в соотношении целого и частей). Свойства мандалы подробно описываются в  #[ 2], а математическое обоснование принципов красоты в разных видах искусств, в том числе и в музыке, можно найти в [3].

 

Рис.1

 

Пример музыкальной мандалы дан на Рис.1. На нём видны 66 линий – хорд. Что они обозначают? Весь слышимый диапазон или звукоряд разбит на 7 октав – музыкальные интервалы, разделяющие тождественные на слух (по своему качеству) звуки. Естественно один из таких интервалов (например, от ноты до – до ноты до следующей октавы) представить в виде круга. Если мы совместим этот круг с круглым циферблатом часов, то движение от 1 до 12 (по часовой стрелке) соответствует смещениям по ½ тона для звукоряда, причём хорде, соединяющей цифры 12 и 1 будет отвечать самое близкое звучание, музыкальный интервал в полтона (до – ре бемоль). А если мы будем двигаться по циферблату от 12 до 1 (против часовой стрелки) той же хорде будет отвечать дуга, соответствующая интервалу в 5½ тонов (или 11 полутонов). Этот интервал называется большой септимой, что показывает правило обращения музыкальных интервалов геометрически. Все интервалы несут определённое качество звука и вместе составляют то, что мы называем ладом или гармонией. На круге любой из них может быть наглядно изображён дугой и хордой. Хорда 1 – 11 против часовой стрелки отвечает движению по клавиатуре вверх на расстояние в 1 тон (большая секунда), а, например, движение от 2 до 10 по дуге, 4 шага по хорде – это 2 тона (большая терция). И так можно демонстрировать все интервалы вплоть до октавы (6 тонов).

Правила элементарной теории музыки в геометрических фигурах

Возможности применения наглядных схем для исследований

Размышляя о значении вышеуказанного синтеза для будущего

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: