warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О своем посещении имения Рерихов (штат Химачал Прадеш, селение Наггар в Индии) с группой художников в сентябре-ноябре 1992 года рассказывает член Союза художников, вице-президент Российско-индийского клуба искусств имени Рерихов Владимир Николаевич Анисимов.

Русские художники в долине Кулу

Уникальность ситуации заключалась в том, что впервые российские художники смогли попасть в Индию — причем не в одиночку, а группой, что очень важно. Нас было 12 человек. В ходе экспедиции у нас состоялись многочисленные деловые и творческие встречи с индийскими художниками, искусствоведами, деятелями науки и культуры. Была организована выставка наших работ в галерее HABIART в Дели. В российском посольстве мы провели благотворительный аукцион, для которого из России привезли жостовские подносы, загорскую роспись, гжельскую керамику. Члены экспедиции прочитали лекции о русском искусстве, дали уроки рисования индийским детям, организовали конкурсы среди учеников местных школ.

Прибыв в Индию, мы вскоре поехали в Кулу, в Гималаи. Нашей целью было помочь в восстановлении имения Рерихов в соответствии с программой Международного Мемориального треста Рерихов, а также, конечно, поработать творчески. Усадьба Рерихов находится в удручающем состоянии, скоро она может стать просто грудой развалин. Импровизированные «туристы» постоянно посещают имение, о чем говорят сплошь исписанные стены его зданий.

Нам удалось там сделать лишь косметический ремонт и капитально починить крышу института гималайских исследований «Урусвати», основанного Рерихами и находящегося на территории имения. В доме, где жили Рерихи, теперь проводит свои дни одна Урсула — их домоправительница, а в отдаленном домике — старые слуги: Майна Дэви, ее муж Вишну Шарма и их дети.

Все строения в усадьбе каменные, с деревянным каркасом. Одно из них — гостевой дом — почти развалился, находиться в нем опасно. Описание строительства этого дома полностью сохранилось, и бывший советник посольства А.М.Кадакин предложил нам его восстановить. Эта работа еще впереди. В основном все постройки рушатся оттого, что деревянные каркасы съедают термиты. К тому же с 50-х годов там практически никто не живет. Заходишь в главный дом, а камень холодный.

Нужно в полной мере возобновить и работу института «Урусвати». А для этого сначала надо восстановить этот самый «Гестхауз». Рабочие руки и камень для строительства есть в избытке — его свез и сложил на территории имения Николай Константинович Рерих. Он планировал строить здесь галерею. Но чтобы осуществить эти планы, необходимо иметь помещение, где люди могли хотя бы нормально спать. Мы сами жили в селении в отеле, который расположен в старинном замке. Он был построен в XV веке местным махараджей. Это настоящий средневековый бастион на обрыве, с башней и закрытым двором, окруженным галереей. Существует легенда, что в определенное время по замку бродит дух жены махараджи, погибшей от жестокости своего мужа.

Вселении примерное 12 км от усадьбы еще до нашего приезда был обнаружен «Додж» 1926 г., который стоял в каком-то сарае. По документам А.М.Кадакин установил, что он принадлежал Николаю Рериху. Сейчас эта машина переведена в российское посольство и сдана в ремонт.

Великолепная, раритетная машина, в прекрасном состоянии... Она будет достойным украшением любого музея мира.

В «Урусвати» мы обнаружили восемь ящиков с архивами Рерихов. Мы помогли их вскрыть и просушить, разобрать содержимое. Рядом находились специалисты, которые все это описали, а тексты ввели в компьютер.

Затем архивы были расставлены в шкафы, которые все эти годы оставались пустыми. Мы выполнили распоряжение Святослава Николаевича: все, что находится в доме, там должно и оставаться. Среди найденного нами — коллекция журналов «Урусвати», дневники экспедиции Рерихов, их переписка. Также мы обнаружили там и другие интересные материалы; скажем, счета и отчетные документы по содержанию имения. Рерихи во всем были аккуратны и точны, и по этим документам можно во всех подробностях восстановить жизнь имения в те годы.

Одних садовников, например, там работало около 12 человек. Помещения в «Урусвати» практически все пустые, но внутри очень чисто, на полу — дорожки и циновки. На первом этаже — три комнаты слева и три справа, на втором — по две большие комнаты с каждой стороны, а также кухня и лаборатория доктора Яловенко со всем инструментарием. Все это обрамлено террасой, которая проходит вдоль фасада. Мебель там в основном плетеная, есть и резная индийская. Но со всей мягкой мебели аккуратно снята обивка. Оказалось, что это сделали индусы из соседних селений, которые в свое время проделали дырку в стене и кое-что утащили. Но, к счастью, не так много. Сохранилось, например, прекрасное пианино, которое настроили и перенесли в главный дом. Урсула иногда на нем играет, причем неплохо. Практически во всех комнатах института — книжные шкафы, полки и стеллажи. Много чисто библиотечной мебели: полочек и коллекторских ящичков, конторского оборудования. В некоторых шкафах до сих пор стоит химическая посуда. То есть помещения института практически готовы к работе.

Везде — и на подоконниках, и на столах в каждой комнате — лежали красивые камни, среди которых были и великолепные друзы горного хрусталя, которые мы перенесли в дом. Нашли мы там и прекрасные атласы ареалов гималайских лечебных трав — и рукописные, и уже изданные. Очень много тибетских манускриптов с отметками Юрия Николаевича, коллекции китайских монет, древние китайские книги, монгольские и непальские редкости, шкуры гималайских животных в отличном состоянии. И очень интересно было обнаружить среди всего этого наши периодические издания тех лет: «Огонек», «Правду», «Известия»...

Но самую большую тревогу вызывает дом, где жили Рерихи. Нужно говорить общественности открыто и честно, что он может развалиться с минуты на минуту и «накрыть» все, что там находится. По стенам ползут растущие трещины. Дом — это боль номер один.

Любопытная деталь: в свое время Николай Константинович очень удачно «подпер» его каменными изваяниями местных божков, которые где-то за селением были просто свалены в кучу (и, кстати, до сих пор там лежат). В свое время это был монолит, но сейчас, естественно, все на глазах разваливается. Дом никогда не отапливается, потому что нет денег на дрова и керосин. Для его реставрации мало одних человеческих рук. Нужны краны, сварочные аппараты.

Проблема возрождения имения сейчас упирается вовсе не в деньги, которые в принципе можно найти, а в юридическую сторону вопроса. Ведь до сих пор не вскрыто завещание Святослава Николаевича.

Долина Кулу — необыкновенно хороша. Весной — она сиреневая, цветет миндаль, подснежники, горы в снегу...

Легко, прохладно. Запах стоит — смесь багульника с кедром и орехом - чудо! Цвета необыкновенные. Там не зарегестрировано ни одного случая онкологических заболеваний.

Мои коллеги написали в Кулу около 750 картин. Для работы Урсула выделила нам мольберты и подрамники Николая Константиновича и Святослава Николаевича, которые хранятся на сеновале рядом с домом. Как удобно все было у Рерихов — все готово, все под рукой! И мольберты, и подрамники, и кисти — все несет в себе неповторимый колорит 30-х годов... Урсула показала нам ящик с минералами, собранными Николаем Рерихом, которые он использовал для приготовления красок. Связующим веществом при этом обычно служат яйцо или казеин. Существует журнал, где  подробнейшим образом описано, как изготовлять темперу разных цветов из этих минералов. Имея это описание, можно садиться и делать волшебные рериховские краски...

Часть из написанных нашими художниками картин были представлены на выставке в Дели, потом перевезены в Калькутту и имели большой успех. Наши картины хорошо покупают в Индии.

Сам я там был уже в тринадцатый раз. Очень удручает то, что русские художники сейчас в основном нацелены на Запад, на Европу. Искусство переживает трудное время. Сколько хороших художников не имеет средств к существованию. И все же потихоньку равновесие в России устанавливается. Я благодарен судьбе, сведшей меня с Андреем Анатольевичем Аникеевым — президентом коммерческой компании «Арсенал». Это человек, искренне желающий помочь нашей культуре. Благодаря его совершенно бескорыстной помощи мы смогли поехать в Индию в таком составе.

 


Здание института гималайских исследователей «Урусвати»

Сейчас мы готовимся к выставке в Доме художника, ведем переговоры с Музеем имени А.С.Пушкина на Арбате. Руководство консерватории разрешило нам ус- троить постоянную экспозицию в помещении рядом с Рахманиновским залом. Никто не отказывает. Во время подготовки поездки в Индию нам помогали и Министерство иностранных дел, и Министерство культуры. Посол России в Индии А.Дрюков также очень многое сделал для нас.

Средства от продажи наших картин идут на то, чтобы художники смогли снова поехать в Индию. Часть денег мы передадим на ремонт имения Рерихов в Кулу, ведь сейчас оно живет только продажей яблок. Каждый год в сентябре мы собираемся приезжать туда с тем, чтобы привести имение в порядок ко дню рождения Николая Константиновича. Для жителей селения Наггар рериховские дни — это большой праздник. Школьники начинают готовиться к нему за несколько месяцев.

Паломничество к имению не прекращается. На своих двоих, с рюкзаками идет туда народ... Но в имении должны работать ученые — люди, которые посвятили свою жизнь изучению наследия этой замечательной семьи. Я ратую за то, чтобы представители Академии наук, Географического общества и других организаций как можно чаще приезжали туда — работы там для них очень много.

 

Беседу записала М.С.Завьялова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: