warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В этом году исполняется 100 лет со дня исторического полёта 17 декабря 1903 года братьев Орвилла и Уилбера Райт, американских авиаконструкторов и лётчиков, которые совершили его 17 декабря 1903 года на созданном ими самолёте с двигателем внутреннего сгорания. Первый «воздухоплавательный снаряд» был построен в России в 1883 году изобретателем А.Ф. Можайским, но именно полёт американцев положил начало истории мировой авиации. Огромный вклад в развитие этой отрасли сделал талантливый русский авиаконструктор Игорь Иванович СИКОРСКИЙ (1889-1972). Но не только своим вкладом в технику известен И.И. Сикорский, он также являлся философом, писателем, просветителем, читал лекции на различные темы. Одну из таких лекций, под названием «Эволюция души», мы начинаем публиковать в этом номере. Лекция была прочитана Игорем Ивановичем Сикорским 15 ноября 1949 года в городе Лансинг, штат Мичиган, США, в Плимутской конгрегационалистской церкви. На русском языке публикуется впервые. Перевод с английского сделан писательницей из г. Барнаула Ольгой Сергеевной СИРОТА. Предваряется лекция небольшой статьёй переводчицы об И.И. Сикорском.

Рождённый летать

Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве. Его отец, профессор психологии, и мать, врач, поддерживали и развивали рано проявившееся в сыне увлечение наукой, особенно авиацией. Ещё ребёнком будущий изобретатель познакомился и заинтересовался разработанной Леонардо да Винчи теорией пропеллера. Он мастерил и запускал модели самолётов. И.И. Сикорскому было четырнадцать лет, когда 17 декабря 1903 года братья Орвилл и Уилбер Райт совершили исторический полёт в Кити Хок, штат Северная Каролина, США. Успех братьев Райт определил судьбу И.И. Сикорского. Три года он провёл в военно-морском училище в Санкт-Петербурге, а затем, будучи уже студентом машиностроительного факультета Киевского политехнического института, решил создать свой первый вертолёт.

В 1909 году И.И. Сикорский отправился в Париж, бывший в то время Игорь Иванович Сикорский авиационным центром Европы, где ему посчастливилось повстречаться с Луи Блерио (1872-1936) - французским авиаконструктором и лётчиком, авиатором-легендой, первым совершившим перелёт через Ла-Манш. Домой из знаменательной поездки студент Сикорский привёз двигатель Анзани мощностью в 25 лошадиных сил. В 1909 году он сконструировал свой первый винтокрылый летательный аппарат, в 1910 году - второй. Новая модель превзошла предыдущую - она могла подниматься в воздух, но, увы, не выдерживала веса пилота.

 

Рождённый летать

Игорь Иванович Сикорский

 

В 1910 году И.И. Сикорский совершил первый самостоятельный полёт на созданном по его - чертежам самолёте. Молодой учёный предпочитал практический подход - делал наброски желаемой машины, строил её, затем садился за её управление и исправлял недочёты, будучи одновременно и пилотом, и конструктором. И.И.Сикорский бросил вызов специалистам в области - авиации того времени, построив в 1913 году первый четырёхмоторный самолёт. Летательная машина «Гранд» имела закрытую кабину пилота, роскошные мягкие кресла и даже наружный балкончик для пассажиров. Вслед за «Грандом» появился более мощный самолёт «Илья Муромец». Как бомбардировщик он сослужил добрую службу русской армии во время Первой мировой войны. Тогда было построено более семидесяти таких самолётов.

Революция не позволила И.И.Сикорскому продолжить карьеру в русской авиации. Он уехал из России, провёл некоторое время в Англии и Франции, а в 1919 году обосновался в Америке. Чтобы заработать на жизнь, Сикорский поначалу читал лекции, но мечта о покорении небесных просторов не покидала его. Америка стала для иммигранта Сикорского своеобразным маяком. В 1967 году он писал: «Ещё в юности меня поразили небоскрёбы, выше которых не было ничего в мире, железные дороги, протяжённость которых превосходила все дороги мира. Меня восхищали достижения таких людей, как Эдисон, Форд и, конечно же, братья Райт».

В 1923 году на территории фермы неподалёку от Рузвельт Филд на Лонг-Айленде И.И.Сикорский организовал собственную авиастроительную компанию (Sikorsky Aero Engineering Corporation). Первым самолётом, построенным им на американской земле, стал двухмоторный цельнометаллический аппарат S-29-A (S - Сикорский, А - Америка). Затем последовал ряд моделей, среди которых следует упомянуть самолёт-амфибию S-38, позволившую авиатранспортной компании «Пан Американ» проложить новый воздушный путь в Центральную и Южную Америку. В 1929 году компания И.И.Сикорского вошла в состав «Юнайтед Эйркрафт Корпорейшн» (United Aircraft Corporation). Альянс этих двух компаний подарил авиации серию скоростных трансатлантических самолётов. Первые подобные машины были построены в 1931 году, вслед за ними последовали трансокеанские самолёты S-42, ставшие пионерами воздушных коммерческих перевозок через Тихий океан и Атлантику.

В 1938 году И.И.Сикорский обратился к разработке теории вертикального взлёта. Многие годы изобретатель бережно хранил заметки и рисунки моделей вертолёта. Первый вертолёт VS-300 был начат им в начале 1939 года на заводе Vought-Sikorsky в Стратфорде, штат Коннектикут, к осени сборка аппарата была завершена, а 14 сентября того же 1939 года неуклюжий трубчатый каркас поднялся от земли на несколько футов. Изобретение вертолёта принесло своему автору известность и признание во всём мире.

Возобновляя работу над вертолётом, Сикорский вряд ли мог в полной мере представлять себе масштабы развития техники вертикального взлёта в следующие 30 лет. И он не помышлял о широком применении вертолёта в наступательных военных действиях, начавшемся с 1970 годов. Сам он смотрел на вертолёт как на транспортное средство, полезное для промышленности и коммерции, но в первую очередь необходимое для спасения людей и оказания помощи застигнутым стихийным бедствием - пожаром, наводнением и т.д. Сикорский подсчитал, что его вертолётами было спасено 50 000 жизней.

 

Рождённый летать

И.И.Сикорский за штурвалом самолёта S-5

 

Многомоторные самолёты, скоростные трансатлантические лайнеры и различные модели вертолётов - все эти шедевры авиационной техники явились плодом творчества выдающегося конструктора. Модели, разработанные И.И.Сикорским, установили многочисленные мировые рекорды в области авиации. Исследовательские и конструкторские работы изобретателя в области самолётостроения - его значительный вклад также и в победу во Второй мировой войне. Сейчас самолёты фирмы Сикорского составляют значительную часть авиации США.

Известно, что Сикорский был необычным человеком. Огромное количество различных научных статей, написанных им, не поддаётся перечислению. Его особенно интересовали астрономия, вулканология, музыка и философия. Игорь Иванович много путешествовал. Гениальность сочеталась в нём с духовностью и человеколюбием. Всю жизнь изобретатель свято следовал простому закону: «Если ты потерял деньги, ты не потерял ничего; если ты потерял здоровье, ты потерял малое; если же ты потерял душу, ты потерял всё».

Будучи глубоко религиозным человеком, И.И.Сикорский писал: «Религия сегодня жива как никогда и не отвернулась от человечества. Это люди отрекаются от религии, и люди понесут печальное наказание за совершённое предательство. Религия ясно утверждает, что человек был сотворён Богом с условием и единственной целью дальнейшего нравственного и духовного развития, способного даже этой жизни придать значимость и разумность и открыть путь к бесконечно счастливому будущему существованию».

Биографическая картина Сикорского будет неполной без упоминания о его отношениях с Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым (1882-1964). Игорь Иванович был близким другом сибирского писателя, который так же, как и он, оказался в эмиграции в CILIA. Талантливого изобретателя и не менее талантливого писателя сближало не только их русское происхождение, но и схожесть взглядов на многие вопросы религии и философии жизни.

Познакомились И.И.Сикорский и ГД.Гребенщиков, вероятно, в конце 1920-х годов в Нью-Йорке. Георгий Дмитриевич присутствовал на лекции учёного по астрономии. К тому времени И.И.Сикорский был уже известным изобретателем. Гребенщикова поразил его ответ на вопрос из зала, касающийся веры в Бога. Сикорского просили подтвердить, что он, поднимаясь в воздух, не видел там никакого Бога. На что он с невозмутимостью и достоинством ответил, что действительно не видел там Бога, но чувствовал Его присутствие. Этот ответ был созвучен мыслям Гребенщикова, который после лекции подошёл к изобретателю и представился. Так начиналась их дружба.

 

Рождённый летать

Демонстрационный полёт самолёта И.И.Сикорского «Илья Муромец»

 

В 1923 году Г.Д.Гребенщиков познакомился с Н.К.Рерихом и стал членом внутреннего круга его сотрудников в Америке. Сердечно восприняв идеи Учения Живой Этики, он стремился проводить их в жизнь. Своим энтузиазмом и внутренним горением он не мог не заразить и Сикорского. Их сокровенные беседы о высоком часто заканчивались за полночь.

И.И. Сикорский принимает участие в строительстве русской деревни-общины Чураевки, основанной Г.Д. Гребенщиковым недалеко от Нью-Йорка, и селится там со своей семьёй. Он вкладывает свои средства в издательство «Алатас», где были напечатаны книги Н.К. Рериха и Г.Д. Гребенщикова. Он поддерживает писателя в выпуске книг, а Гребенщиков становится наставником Сикорского в его литературном творчестве. Сикорский очень высоко ценил творчество своего друга: «Для меня имеет смысл только та литература, которая содержит смысл поучения. Среди величайших писателей этой категории я считаю двух: Достоевского и Гребенщикова. Достоевский, живя в мирное время, предсказал ужас грядущего, тогда как в произведениях Гребенщикова, который живёт в наше трагическое время, мы находим надежду и предвидение более светлого будущего, несмотря на все несчастья сегодняшнего дня».

И.И. Сикорский написал автобиографическую книгу «История крылатого S», а также книги «Откровение молитвы Господней» и «Незримая битва». В последней, подводя итог своим размышлениям, он писал: «Наши заботы теряют всякую значимость в сравнении с непреходящей ценностью человеческой личности - могущественного чада Божьего, коему предопределено восторжествовать над ложью, болью и смертью. Никто и ничто не может отнять у нас сей величественный смысл жизни, и это единственное, что имеет значение».

 

г. Барнаул

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: