warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Вопросы, которые ставит в своей статье Фиона Одгрен, руководитель Теософского Общества из города Виктория в Канаде, во многом перекликаются с теми, что волнуют сейчас и российских теософов. Особенно это относится к взаимоотношениям с Международным Теософским центром в Адьяре. И канадцы и русские совершенно самостоятельны в организационном плане. И Фиона Одгрен считает, что время крупных духовных объединений уступает место небольшим группам, объединенным не системой подчиненности, а прежде всего сердечным братством.

Таким образом, статья руководителя канадских теософов г. Виктория является практическим материалом, полезным для отечественного опыта строительства духовных организаций. Тем более что 1998 год — год 90-летия со дня основания первого Российского Теософского Общества.

России - с любовью


(Портрет Теософского Общества г. Виктории, Канада)

Канадский город Виктория, названный так в честь королевы Великобритании, благословен во многих отношениях. Расположенный в западном округе Британская Колумбия, на южной оконечности острова Ванкувер, откуда можно видеть величественный Олимпийский хребет Америки, этот город славится уникальными морскими и горными видами, а также мягким, почти средиземноморским климатом. Виктория привлекает к себе людей творческой и духовной природы, поскольку уклад жизни здесь более спокойный и философский, нежели в столичных городах. Не удивительно, что в Виктории возникают духовные центры и группы всевозможных направлений — от разного рода христианских сект, буддизма, движения Хари Кришна до Трансцендентальной медитации, Унитарной церкви и даже ТЕОСОФИИ! Да, из архивов центральной городской библиотеки следует, что Теософское общество существовало здесь с начала века.

 

России - с любовью

Фиона Одгрен и Николай Голицын на земледельческой выставке

 

Моя первая встреча с теософами Виктории неизгладимо запечатлелась в памяти. Это было теплым сентябрьским вечером 1984 года. Я только что переехала в Викторию из Ванкувера и, пытаясь вжиться в новую обстановку, скучала по прежним друзьям и коллегам. Члены Теософского Общества собирались тогда в частном доме, первый этаж которого был приспособлен для работы ложи. Место было умиротворяюще красивое, как и мягкое, в розовых тонах, убранство зала, выходящего стеклянными створками дверей прямо в ухоженный сад. Рядом находилась небольшая комната, служившая теософской библиотекой. В собрании участвовали не более десяти человек. Проходившая дискуссия обнаружила в людях редкое сочетание ясности в суждениях и сердечности, не имеющей ничего общего с сентиментальностью. Кресло председателя занимала почтенного возраста дама с пышными светлыми волосами, высокая и необычайно грациозная. Ее звали Дория Гилмор, и она была лидером группы в течение двадцати лет. Среди замечательных людей, с которыми я познакомилась в тот вечер, был и Николай Голицын, русский, лет семидесяти. Он происходил из старинной дворянской семьи, которая, спасаясь от революции, уехала из России в Англию, когда ему было пять лет. Своими правильными, приятными чертами, высоким ростом, густой бородой и низким бархатистым голосом он производил впечатление российского патриарха. Это был человек чрезвычайно общительный и жизнерадостный, самый популярный и всеми любимый в Теософском Обществе, членом которого он состоял многие годы. Он принимал активное участие во всех главных проектах, осуществляемых Обществом: в музыкально-философской программе «Намеки», в подготовке видеофильма «По ту сторону конфликта» и в наших контактах с российскими теософами.

Этот вечер действительно был как радостное возвращение домой, как воссоединение с «духовными спутниками». Я сразу же решила стать одной из них, и работа группы по сей день является самым важным делом моей жизни.

В тот год главной темой наших занятий были проблемы реинкарнации. Мы каждую неделю выбирали нового председателя и вели дискуссии по одному из аспектов избранной темы. Эти аспекты, помнится, нас завораживали: опыт предсмертных состояний-озарений, жизнь и труды Оригена (одного из отцов Христианства в IV веке, чьи работы о перевоплощениях были преданы анафеме официальной Церковью), исследования по реинкарнации американского психиатра Яна Стевенсона, передачи-предсказания «спящего пророка» Америки Эдгара Кейси.

Я видела, что среди членов ложи имелось много невостребованных талантов, и они стремились к настоящей гармонии. Это была не просто теософская группа по названию, но явление весьма редкое: проповедуемые идеалы претворялись в реальной жизни. Чтобы дать выход своим творческим способностям и иметь возможность обращаться к широкой публике, мы решили издавать небольшой ежеквартальный вестник и распространять его бесплатно не только среди теософов других направлений, но и среди всех желающих. Ложа уже имела некоторый опыт публичных проектов. Несколькими годами раньше был снят видеофильм «По ту сторону конфликта» — с целью не только выявить причины трех видов конфликтов на нашей планете (между человеком и природой, между человеком и человеком, между человеком и самим собой),  но пойти дальше и подтвердить наличие Вечной Философии, или теософии: Древней и Нестареющей Мудрости, которая учит человечество идти вперед, избегая конфликтов.

Мы назвали новый журнал «Тропы», чтобы подчеркнуть плюралистический подход Теософии, и так написали в редакционной статье первого номера: «Это название иллюстрирует относительную универсальность Внутреннего Поиска. Существует множество путей к вершине. Каждый из нас должен взбираться на нее в одиночку, сознавая, однако, что многие делали это до нас и пойдут после нас. Поэтому мы протягиваем руки навстречу тем, кто наверху, и тем, кто нуждается в нашей помощи, находясь внизу».

Первый номер вышел в январе 1986 года. Туда вошли: статья о жизни и творчестве выдающегося канадского художника и теософа Лорена Харриса (на которого, кстати, оказал влияние Николай Рерих), диалог о происхождении и природе разума, краткое изложение главных мыслей видеофильма «По ту сторону конфликта», а также рецензия на книгу Дж. Черминара «Постижение в эпоху Водолея». Экземпляры были разосланы теософам и друзьям в Канаде, США и некоторых других странах.

Весной того же года началась работа над проектом «Намеки». Предметом учебного курса в то время было «Искусство и теософия», и по счастливому стечению обстоятельств новым членом группы стала известная пианистка венгерского происхождения Магда Хазай. Ее присутствие вдохновило нас на создание программы теософских чтений с музыкальным сопровождением. Мы выбрали тему: «Связь человека с Бесконечным — бессмертная природа внутри человека» и название: «Намеки», по известному стихотворению английского поэта Уильяма Вордсворта «Намеки на Бессмертие». Мы с Мелиссой Диксон (в прошлом актрисой) вызвались подготовить текст. Программа получилась из шести частей — «Безмолвие разума при медитации», «Великолепие природы», «Распознание божественного в других», «Музыка и Высшее Сознание», «Свет изнутри» и «Огонь озаряющего вдохновения». Во введении мы написали:

«Испокон веков проблема связи человека с Бесконечным — проблема существующей внутри человека вечной природы — понималась во всех религиях. Эта тема звучала в сердцах наиболее глубоких поэтов, художников, музыкантов всех времен. О наличии в человеке элемента бессмертия не принято говорить открыто, но разве мы не догадывались об этом по определенным знакам и проблескам сознания, не улавливали намеков этой великой истины? Повод для этого может дать и созерцание величественной картины природы, и слушание возвышающей душу музыки, и размышление над предметом искусства, и полная поглощенность творческим процессом. В такие времена мы уносимся за пределы временного личностного существования и на миг соединяемся с Бесконечностью. Пусть мимолетно, но перед нами раскрывается какое-то иное измерение...»

Удивительно, но все без исключения члены ложи оказались так или иначе вовлеченными в работу. Относительно музыкальной части программы — нам удалось, через нашу замечательную пианистку, заинтересовать исполнителей из городской консерватории. Успех вечера, состоявшегося в картинной галерее Виктории, превзошел все, даже самые дерзкие, ожидания. Высокие стены зала резонировали в унисон вдохновенным строкам просветленных философов, поэтов и писателей, таких как Браунинг, Вордсворт, Плотинус, Уолт Уитмен, Эдвард Карпентер, Парамахамса Йогананда, Пол Брайтон, Мейбл Коллинз, Г. де Пурукер, Паскаль, перемежаясь с проникновенными пассажами музыки Шумана, Шуберта, Моцарта, Дебюсси и Бетховена.

Эту программу мы повторили осенью следующего года во время ежегодной конференции различных лож Теософского Общества Канады. На этот раз помещение представила современная Унитарная церковь — свидетельство того, что не все христианские церкви питают неприязнь к теософии. А еще некоторое время спустя была произведена аудиозапись программы «Намеки», которая таким образом стала доступна не только для теософов, но и для широкой публики.

Осень 1990 года ознаменовалась началом наших связей с Россией. Мы прочитали с большим интересом отчет Радхи Бернье, президента Международного Теософского Общества (Адьяр), о ее визите в Россию, когда она имела возможность обратиться с лекцией к аудитории из пятисот человек, собравшихся в Центральном Доме литераторов в Москве. Ваша великая страна была накануне грандиозных перемен, в ней происходило возрождение духовных движений, включая теософию. Эти последние сообщения подвигли нас пойти к нашим единомышленникам — русским братьям и сестрам. От имени членов нашей группы я написала во вновь возникшие теософские ложи Москвы и Санкт-Петербурга, предложив дружбу и помощь. Некоторое время спустя пришли ответы от д-ра Любови Бычихиной (теперь: Л. ле Пэр-Зубкова), ведавшей в то время международными контактами возрождаемого теософского движения, и от Михаила Чирятьева из теософской группы Санкт-Петербурга. Оба писали о важных задачах обновления теософии, популяризации достижений и усилий тех сильных духом людей, кто не дал угаснуть очагу мудрости в темные десятилетия тоталитаризма. С того момента между нами возникли добрые конструктивные, взаимообогащающие отношения.

Любовь Бычихина, или просто Люба, как мы привыкли ее называть, была все эти годы верной «вестницей» России. И во многом благодаря ее энтузиазму наши связи смогли окрепнуть и развиваться дальше. Хотя она и вышла замуж за голландского ученого и сейчас живет в Нидерландах, но все равно продолжает действенно помогать российскому теософскому движению, всячески способствуя осуществлению нашей программы духовного обмена.

Вскоре после того первого контакта мы получили через Любу лекцию А.В.Гнездилова, из Петербургской теософской группы, собравшего интересный, мало известный материал о трудной жизни и работе теософов при коммунистическом режиме. Для нас было большой честью напечатать эту статью в нашем скромном издании осенью 1991 года. Ровно через год там же была напечатана статья Любови Бычихиной «Из истории теософского движения в России», в основу которой легли материалы, найденные автором в архивах Адьяра (штаб-квартира Международного Теософского Общества в Мадрасе, Южная Индия).

В феврале 1993 года Люба переправила в Викторию двухчасовую видеозапись, которая также явилась для нас откровением. Она включала несколько чрезвычайно интригующих материалов, в том числе показанную в мае 1992 года на Всероссийском телевидении первую в своем роде передачу о теософах, на которой, кроме Л.Бычихиной, присутствовали лидер Российского Теософского Общества Д.Попов и известный журналист В.Овчинников, и отдельные куски из нового документально-игрового фильма о жизни Е.П.Блаватской, снятого молодым московским режиссером Каринэ Диланян. Особенно трогательной была запись встречи членов московской ложи со старейшим теософским «гуру», профессором Юлием Лурье — этот духовно просветленный человек, много повидавший за более чем 90 лет нелегкой жизни, был живой памятью для членов ложи, собиравшейся регулярно в его гостеприимном доме. В видеозаписи были также представлены вечер поэзии, на котором российские теософы читали свои стихи и исполняли романсы; а также лекция о музыке Александра Скрябина, прочитанная исследователем А.Бандурой на одном из теософских собраний в Москве. Мы не раз показывали эту запись членам Общества и друзьям, снабдив ее английским переводомкомментарием. Видеть некоторых наших российских братьев и сестер на экране, наблюдать их столь разнообразные занятия было чрезвычайно увлекательно, и это позволило нам в какой-то мере ощутить пульс духовной жизни России.

Со своей стороны теософская группа Виктории посылала в Москву журнал «Тропы», аудиозапись «Намеки» и копию отснятого нами фильма под названием «Перспективы теософии». Затем с помощью моей преподавательницы русского языка и ее мужа (Инна и Алекс Смоловы приехали в Канаду из Одессы 20 лет назад) мы сделали русский вариант теософского вестника, переведя и поместив туда ряд статей из прошлых выпусков. Обложку украсил рисунок художницы из нашей ложи Джудит Фиси. Мы напечатали 50 экземпляров и послали в дар российским друзьям.

Другой полезный контакт установился у нас с Россией в 1992 году через Теософский Орден Служения, действующий в США. Нам дали адрес Английского клуба в городе Магнитогорске, члены которого вели работу по налаживанию дружеских связей между людьми из англоязычных стран. Руководительницу клуба, между прочим, тоже звали Любовью — и с ней у нас тоже завязалась плодотворная переписка. Год назад Любовь Ящикова приезжала в Викторию и передала в дар теософской ложе горсть святой земли из Иерусалима, где незадолго до того побывали члены магнитогорского клуба. Мы поместили эту землю, по которой когда-то ступал Христос, в русскую чашу ручной росписи. Туда мы обычно складываем записки с именами друзей, нуждающихся в исцелении, а также во время обязательной медитации. В начале каждого собрания мы взываем к Иерархии Света о помощи этим людям.

Не так давно мы получили от Любы Зубковой экземпляр вашего замечательного журнала «Дельфис» и книгу «Беседы друга», изданную московским издательством «Сиринъ». Прочитав в английском переводе отрывки из этой книги (они печатаются в настоящее время в выпусках журнала «Тропы»), мы поняли, что духовный источник текста — самого высокого уровня. Не могу не упомянуть и о том, какое радостное удивление испытал Николай Голицын, когда он услышал присланные нам и записанные на аудиокассете современные русские песни, в том числе «Поручик Голицын».

Оглядываясь назад, мне хотелось бы выделить 1988 год как самый плодотворный в творческом отношении для теософской группы Виктории. Профессор Аластэр Тейлор, наш «потомственный» теософ, прочел серию лекций на тему «Поэзия и Древняя Мудрость»; Мелисса Диксон подготовила две программы со слайдами о целительной силе творчества; еще один деятель искусств в теософской среде, Еунис Бол, порадовал нас исследованием о влиянии теософии на русского художника Кандинского и также показал слайды с его живописью. Из музыкальной серии мне запомнилась лекция «Скрябин — музыкальный поэт Экстаза». И, конечно же, незабываемым событием явился показ аудиовизуальной программы о жизни и творчестве замечательного русского философа и художника Николая Рериха, под названием «Вестник Прекрасного», которая была подготовлена Организацией теософского образования в Иллинойсе, США. Мне с мужем удалось приобрести эту запись, включающую свыше 200 слайдов с великолепных полотен Рериха, которую мы, разумеется, были счастливы предоставить в распоряжение Теософского Общества для публичных показов.

Осенью 1990 года наша группа набралась храбрости и обратилась с предложением к местному кабельному телевидению сделать программу «Перспективы Теософии». Вначале было дано интервью, рассуждали о трех главных целях теософского движения и его значении для современного общества. Затем следовала часть, посвященная Рериху: дискуссия о связях этого большого художника с теософией и отрывки из фильма «Вестник Прекрасного». Продюсер и сотрудники телестудии остались чрезвычайно довольны нашей программой и показывали ее в течение последующих месяцев раз двадцать. То было время военного конфликта в Персидском заливе, и все иные станции без устали вещали о политике. Лишь одна студия кабельного телевидения продолжала говорить о мире и терпимости, и упомянутая программа — с фильмом о Рерихе и материалом по созданной Рерихами организации Культурное Знамя Мира — пришлась весьма кстати.

Наша «кармическая связь с Россией» получила неожиданный поворот летом 1992 года, когда через живущего в Канаде русского друга, Геннадия Плошкина, я познакомилась с людьми из Рериховского общества «Мир через Культуру», действовавшего (независимо от одноименной организации в России) в альпийском курортном местечке Уистлер, в 80 километрах от Ванкувера. Это общество учредили д-р Пол Вейнзвейг, в прошлом университетский преподаватель социологии, и его русская жена Полина (инженер из Одессы, которая в 60-е годы вынуждена была спасаться от преследований КГБ). Оно осуществляло проекты культурного обмена между Канадой и Россией, руководствуясь принципами учения Рерихов, особенно теми, что были воплощены в движении Знамя Мира в 30-е годы.

Пол и Полина вскоре организовали выступления в Британской Колумбии группы российских музыкантов и артистов. Первое представление, на которое я тоже была приглашена, состоялось в помещении православной церкви города Ванкувера. Все музыкальные номера, от народных песен до религиозных песнопений и оперных арий, были исключительно русские и исполнялись русскими певцами. Они перемежались с философскими интермедиями — Пол Вейнзвейг комментировал недавние события в России как отражение совершаемых в мире перемен и, иллюстрируя свою мысль античными мифами, говорил о необходимости восстановления морального здоровья человечества путем возвращения к духовным корням и древней мудрости. В антракте я пыталась протиснуться сквозь толпу воодушевленных зрителей (казалось, там собралось все русское население Ванкувера), чтобы посмотреть выставленные в фойе русские картины и поговорить с главными организаторами замечательного вечера. С того разговора начались наша тесная дружба и сотрудничество.

Мы, в частности, помогли устроить повторные выступления русских музыкантов в Виктории и других близлежащих городах, и я рассказала о них в телепередаче об искусстве. Наш прославленный теософский друг Николай Голицын повез их в бывший финский поселок Соинтулу, где теперь живут в основном художественно одаренные люди. И везде, где бы ни звучала тогда музыка русской души, собирались полные до отказа залы.

Дружба с Полом и Полиной привела к тому, что они переселились в Викторию. Это было, как мы говорили, «благословением богов, или Махатм», потому что я, очень тяжело и опасно заболев, срочно нуждалась в преемнике как президент Теософского Общества Виктории (в 1985 году я сменила на этом посту Дорию Гилмор). И по разным причинам никто из моего окружения, кроме Пола, не согласился взять на себя бразды правления.

Нет слов, чтобы выразить нашу благодарность этому человеку. За последние два-три года он провел содержательные дискуссии на самые разные темы: «Образование в движении Нью Эйдж», «Инициация и ученичество», «Учение Агни Йоги», «Граждане Вселенной», «Целительство и Женский принцип»; обсуждения таких книг, как «Письма Махатм» и «Ключ к Теософии» Блаватской; и также ряд видеопрезентаций, среди которых: «Когда мы умрем», «В поисках Шамбалы» и «Духовная политика». Нужно добавить, что, вдохновившись знаниями Пола в области Учения Живой Этики Рерихов, мы начали в Виктории регулярный семинар по изучению Агни Йоги.

Жизнь группы как единого социального организма никогда не протекает абсолютно гладко и временами подвергается довольно суровым испытаниям. Теософской группе Виктории такое испытание пришлось пережить в 1992 году, когда произошел политический кризис в отношениях между руководством нашей материнской организации — Теософского Общества Канады и штаб-квартирой Международного ТО в Адьяре, за чем последовало исключение первой из состава Международного Теософского Общества. Не вдаваясь в подробности, хочу лишь отметить, что группа Виктории выступила с инициативой примирения, которая не увенчалась успехом. По счастью, мы сохранили внутреннее единство и приняли единственно верное решение — стать самостоятельной группой, сохраняя дружественные связи со всеми родственными организациями, независимо от их направления и формального статуса.

Теперь мы можем всецело концентрироваться на теософии и ее целях, не отвлекаясь на побочные «политические» вопросы. Мы верим, что будущее духовных движений — именно за такими небольшими группами, где формальная структура сведена до минимума, а не за громоздкими бюрократическими организациями, с их фиксацией на титулах и конституциях, что неизбежно чревато «короткими замыканиями» в цепи реальных дел. Зарегистрированная как абсолютно автономное просветительское общество теософская группа Виктории с недавнего времени состоит неформальным членом Федерации, объединяющей на вольной основе ложи Британской Колумбии (Канада) и Северо-Западных штатов (США), и таким образом имеет возможность раз в два года встречаться с единомышленниками.

На глобальной шкале мировых событий работа теософской группы, столь малой, как наша, может показаться не заслуживающей внимания. Однако не стоит забывать, что большие перемены в мире готовятся не иначе, как изнутри, в головах и сердцах людей. Теософские группы, действующие в гармонии, как магнетические центры, привлекают вдохновляющие идеи из высших сфер. И тогда лучи, распространяемые Иерархией Света, влияют на изменение морального климата нашей планеты. Такие центры соединяются определенным путем со всеми другими духовно живыми группами, независимо от их формальной принадлежности, и аккумулирующим результатом этого является рост добрых сил, стремящихся к преображению сознания человечества и возвещающих надежду на более счастливые времена. Ключ к эффективности групп, подобных нашей, равно и тех, что действуют в вашей великой стране или иных уголках мира, — один: сотрудничество и гармония. Не случайно принцип сотрудничества и братства составляет основу духовного движения Нового Века. Только в том случае, если мы сможем в процессе работы сохранить идеалы теософии и Древней Мудрости незамутненными, избегая мелочных дрязг, мы окажемся полезны делу тех Великих, кто следит за эволюцией человечества. И пусть наши сердца не сокрушит вид свершающихся повсеместно несправедливостей: число духовных маяков растет, и Мастер из Агни Йоги убеждает нас: «Близится Обновление Мира — пророчества исполнятся, люди поднимутся и возведут Новый Храм».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: