warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Роль евразийского пространства в развитии цивилизации и его влияние на мировосприятие населяющих его народов

Коренная А.Б., кандидат физико-математических наук, член философского общества Санкт-Петербурга

al2kor13@mail.ru

Черты мировосприятия, обусловленные пространством центра Евразии: ощущение единства человека и природы, позиция сердечности – быть лицом к любому человеку, племени, народности – были семенами, заложенными в сознание человечества в период детства индоевропейской расы на Восточно-Европейской равнине. Юность – распространение семян: юг, запад, восток. Прорастание основных побегов на юго-западе. Западноевропейское Возрождение – развитие западной ветви цивилизации. Тысячелетия взросления привели к появлению в мировосприятии народов, обретших своё лицо на геопространстве Западной Европы, черт индивидуализма и образованию на этом пространстве около 30 государств. Цивилизация обрела рассудочный, левополушарный характер, направленный на подчинение природы материальным потребностям человека. Можно сказать, что цветы этой ветви древа цивилизации (наука, искусство, технологии, политика) оказались мужского, янского характера. С другой стороны в силу постоянства характера геопространства мировосприятие народов, населяющих Восточно-Европейскую равнину, не изменялись в течение тысячелетий и веков, что неоднократно подтверждено историей: возникновением на этой территории ряда этнополитических образований: великой Скифии, Сарматии, спустя столетия – империи Чингизхана и, наконец, могучего ствола одного государства с единым языком общения – России.

Восточная, женская ветвь древа цивилизации, направленная на изучение тонких чувственных и энергетических – внутренних – возможностей, самого человека, оказалась развитой в меньшей степени.

Россия, которая исторически, географически и духовно является естественным мостом между различными культурами континента, имеет возможность провозгласить курс на соединение интеллекта и чувства, разума и сердца, на духовное возрождение человечества.

Важнейшая задача в этом плане – осознание русским этносом, всеми евразийскими народами многотысячелетней истории своей общности, объединенной благодаря евразийскому пространству единым мировосприятием. В этом основа национальной идеи России и других евразийских государств. Именно на понимании издревле заложенных особенностей евразийского мировосприятия естественно основываться стратегии их экономики и политики.

Способствуя самореализации каждого человека (и, между прочим, демографическому подъёму), самоосознание русского этноса и славянских народов неизбежно приведет к укреплению центральной части древа нашей расы и его корневой основы. Это обстоятельство, в свою очередь будет способствовать опылению цветов восточной ветви и появлению плодов разума и чувства – человечества шестой расы. Таким образом может быть реализована неоднократно предсказанная миссия Руси при переходе человечества на духовный уровень сознания.

Технические и научные достижения, как и общепланетарные беды вновь способствуют распространению ощущения единства общего дома и возвращению того мировосприятия, которое было присуще детству человечества в колыбели центра Евразии, и которое исторически сохранилось на территории России.

Евразийскому древу единства культур в их многообразии в ходе цветения восточной и западной ветвей цивилизации суждено дать плоды и рассеять семена по всей планете.

***

Задача настоящей работы, опираясь на герметический принцип аналогии и используя один из ярких символов мира аналогий – древнейший в культуре человечества образ древа, – рассмотреть процесс развития ведущей расы нашей цивилизации. Знания об этом процессе намного возросли за последнее время на волне информационного взрыва и обоснованно требуют обобщения.

Многие исследователи в настоящее время полагают, что Восточно-Европейская равнина является прародиной индоевропейской расы, в первую очередь её северной и средне-европейской ветвей. В соответствии с курганной гипотезой М.Гимбутас, соединяющей результаты археологических, лингвистических исследований и подтверждаемой данными ДНК-генеалогии, в 5–3 тысячелетиях до н.э. центром прародины протоиндоевропейских народов была лесостепная Самарская энеолитическая культура начала 5-го тысячелетия до н.э. (Под евразийским пространством в узком смысле слова имеется в виду территория от Северного Ледовитого океана до южных гор и от Немана и устья Дуная до Кореи и Китая). В настоящее время, благодаря, главным образом, обобщению работ советских археологов, известно, что на протяжении тысячелетий верхнего палеолита и мезолита на территории Русской равнины существовали поселения современного человека в количестве, на порядок и более превышающем аналогичные поселения в любом другом районе [1]. Это относится и ко времени Валдайского оледенения, так как основная часть Русской равнины была от него свободна. На протяжении Молого-Шекснинского межледниковья (50–22 тыс. л. н.) и, по-видимому, в течение значительной части ряда последующих тысячелетий, на этом пространстве, в отличие от большей части Западной Европы, имело место обилие биомассы и чрезвычайное разнообразие животного мира: водились мамонты, бизоны, овцебыки, шерстистые носороги, сайгаки, дикие лошади, было много рыбы, луга диких злаков и т.д. (Кости мамонтов использовались при строительстве обширных жилищ, для изготовления копий, украшений и др. изделий.) Очевидно, что в период детства человечества лесные и луговые пространства севера в силу целого ряда причин (среди которых с одной стороны обилие биомассы, возможности строительства укрытий, сбора диких злаков, а с другой – постоянная потребность формирования трудовых навыков и объединения усилий людей для совместного противостояния природе при климатических и сезонных изменениях), оказались благоприятны для развития человека современного типа [2]. (Считается, что неандертальцы, исчезнувшие в Европе около 30 тысяч лет назад, не перенесли похолодания в какой–то мере и в силу отсутствия общинного навыка).

Известно, что пространство это не только территория, но и сила, влияющая на человека, обуславливающая его взгляды на мир и поведение. (Заметим, что в последнее время при исследовании истории культуры влиянию характера места развития – топоса – на бессознательное в человеке уделяется все большее внимание).

Обширнейшая равнина планеты, где все было благоприятно для развития человеческого сообщества в ходе напряженной трудовой жизни, как будто судьбой была предназначена для формирования в детстве человечества отношений взаимопомощи, дружелюбия в противостоянии природе (не соперничества и вражды!) между различными родами. Предания о северной прародине сохранились у многих народов. Именно благодаря характеру пространства, заселение лесной части равнины различными племенами в течение тысячелетий и веков, как мы знаем, происходило, как правило, мирно: всем хватало места для трудовой жизни. Качества гостеприимства, душевности, приветливости остались присущими её населению до нашего времени.

Распространение семян евразийского мировосприятия с территории Восточно-европейской равнины в разных направлениях началось, судя по данным археологии, ещё в верхнем палеолите (40–12 тыс. л. н.). Дальнейший прогресс был стимулирован ухудшением климатических условий. В лесах стало суше и голоднее. Лесостепные просторы Евразии оказались оптимальны для перехода к подсечному земледелию и одомашниванию крупного рогатого скота, а затем и лошадей.

Все это способствовало росту популяции и оттоку активной части населения с севера евразийского пространства. В конце мезолита миграции стали массовыми. Перед человеком открылись просторы полустепей Евразии – наступила юность нашей расы.

Результаты археологических, антропологических исследований свидетельствуют, что в 4–3 тысячелетиях до н.э. центр распространения праиндоевропейских племен находился на обширной территории от верховьев Оки до Северного Кавказа, включая Причерноморье, Приазовье и северный Прикаспий. Знаменательно, что в настоящее время данными ДНК-генеалогии подтверждено генетическое родство основной части русского населения, значительной части западноевропейского населения, также как и большей части представителей высшей касты Индии.  Показательно в этом отношении также тесное родство санскрита и русского языка.

Это был период единства культуры, языка, мировосприятия расы, обусловленных особенностями пространства центра Евразии – территорией без резких природных границ. От Греции до Якутии сложился круг культур крашеной керамики. Здесь был приручена и в дальнейшем оседлана лошадь, изобретено колесо. Доказательством существования развитой на этом пространстве культуры являются торговые пути, первый из которых (медный) обозначается уже в конце 6 тысячелетия. Затем следовали серебряный – с 5-го, лазуритовый – с 4-го, янтарный – с 3 тысячелетия до н. э. Важным этапом северной ветви торговых путей был Южный Урал, от которого шли по археологическим данным северные ответвления на Русскую равнину. Евразийский регион был в ту пору естественным эволюционным центром мира – здесь были корни индоевропейской расы и истоки её мировосприятия.

Приток обладавшего трудовыми навыками выживания, общинности, всеприятия пассионарного населения с севера обусловили широкое распространение семян северной евразийской культуры, и, как считают многие исследователи, способствовали проявлению более южных культур. Известно, что на начало 3 тысячелетия до н.э. приходятся раннединастические периоды в Шумере и Египте, в том же тысячелетии становятся известны Минойское, Хеттское царства, Троя. (Установлено, например, что индоевропейские термины имеют место в клинописных шумерских таблицах конца 4 тыс. до н. э. [4].)

Новые пространства, ландшафты, изменение уклада, обработка металлов, взаимодействие с местным населением способствовали проявлению личностных качеств племен и народностей, разделению языков, изменению мировосприятия, формированию в дальнейшем народов, наций и этносов. Такова была судьба будущих ведийцев, авестийцев, германцев, славян и других. И, как результат, медный, а затем начало бронзового века (конец 4 тыс. до н.э.) знаменуют собой распад единства культуры формирующейся расы. Волна динамического развития устремляется на юг, в западную и в южную части Европы, полной жизнью живет евразийская лесостепь, а лесной зоне Восточной Европе предстоит сохранять мировосприятие, присущее детству цивилизации [5].

Наиболее успешно этапы посева, вегетации и прорастания евразийских семян проходят в Древней Греции, благодаря её соседству с Балканами, близости к Триполью, Малой Азии, открытию (8–7 тыс. л. до н.э.) водных связей с Причерноморьем. 5–4 тыс. лет до н.э. в Прикарпатье уже функционировали рудники, и имела место развитая культура. Пришедшие с севера племена пеласгов были, как известно, первым населением древней Греции. Царь Аркадии Пеласг учил греков строить жилища, изготовлять одежду. Участник Троянской войны, ученик жителя севера – кентавра Хирона Паламед, как писал Геродот, научил их письму, счёту, наблюдению звёздного неба. Затем были племена ахейцев, следующими – белокурые дорийцы. Известны северные истоки мифологии греков: гиперборейцами были Аполлон, его мать Лето, богиня плодородия Эйлифия. С севера были привнесены культы Диониса – Вакха, Орфея, Афин, Артемиды и Геракла, во Фракии, считалось, родился Арес.

Примерно после падения Трои и ослабления влияния ахейцев в истории Греции наступают темные века и время «народов моря», когда население восточной части Средиземного моря (троянцы, сражавшиеся на их стороне фригийцы Малой Азии, пеласги Ионического моря и др. народы) начинает осваивать и его центральную часть.

Начиная с Х1Х столетия и до настоящего времени, исследователи (Б.Грозный, Б.В.Горнунг, Г.С.Гриневич и др.) неоднократно демонстрируют связь между древними языками Среднеземноморья и славянскими языками (см., например, [6]). В последнее время внимание привлекают работы Г.Г.Котовой [7] (см. также в докладах данного Ежегодника). Этому автору удалось расшифровать около двухсот разнообразных по тематике надписей: этрусских (более 60), венетских (7), карийских (50), финикийских, в том числе пунических (10), протосинайских (9), протоханаанских (10), библских (4), ряд западногреческих, дорийских, ликийских, лидийских, киликийских и других надписей, составить словари, включающие десятки и сотни слов (так этрусско–русский словарь содержит 620 слов). Расшифровка самых разнообразных по тематике (эпитафий, заклинаний, храмовых и бытовых ритуалов, молитв, житейских наставлений) надписей конца 2–1 тысячелетия до н.э. проводится в одном ключе при использовании в основном словаря русских диалектов Даля и даёт поразительные результаты, раскрывая перед нами особенности культуры, обычаи, верования и представления той далёкой эпохи. При этом особенно поражает востребованность при переводах северных русских диалектов (пермских, вологодских, архангельских, новгородских, олонецких). Видимо, именно северное население нашей страны в наибольшей степени ещё в Х1Х веке (в период работы Даля) сохраняло древний язык, который был в основе языков многочисленных мигрантов с Восточно–Европейской равнины в Средиземноморье тысячелетия назад.

На исторической арене Евразии во 2-м тысячелетии до н.э. появляются киммерийцы, затем скифы, сарматы, савроматы. Накопленный за последнее время массив научных данных (археологических, антропологических, лингвистических, и, наконец, данных ДНК–генеалогии) свидетельствует: в определенном отношении прав был Ломоносов, полагавший, что все они – один народ. Многие современные исследователи, в том числе авторитетные антропологи и археологи, историки и др. отмечают неразрывность характера культуры на евразийском пространстве от начала эпохи бронзы до исторического времени [8], [9], [10], [11]. Сравнительная однородность природных условий не позволяла создавать изолированные объединения: территория Северной Евразии была естественным местом для формирования государственно–общинного строя и его позитивной эволюции. На протяжении тысяч лет имела место преемственность как в отношении хозяйствования (подвижно–оседлое земледелие и скотоводство), общинного устройства, так и обычаев, ритуалов (типы женских украшений – височные кольца, украшения жилищ, керамические изделия, бани), религиозных убеждений, представлений о троичности мироустройства. Даже захоронения умерших в сменявших друг друга культурах (ямной, катакомбной, срубной) производилось в одних и тех же курганах. Соседние племена говорили на близких языках или диалектах, легко вступали в союзы. Скифский язык, как и язык Вед и Авесты, был развитием языка древнего евразийского населения, именовавшего себя ариями. Известный языковед В.И.Абаев подчёркивает глубокую автохтонность и однородность скифского языка на большой территории Южной России [12]. Чётко ощущается связь этнонимов: савромат, сармат, савр, Сварог, север, серб, сабир, Сибирь, а также Азия, Азов, Кавказ, Езмень (божество), языги, ас, асгард, осетины. Азия у греков – мать прародительница, жена Прометея–мыслителя (сметка), прародителя человечества, который не только дал людям огонь, но и научил их впрягать в повозки волов и коней, выплавлять металлы и построил первый корабль. Скифам греки приписывали изобретение лука, гончарного колеса, горящего трута, и даже корабельного якоря. Античные авторы писали, что скифы являются самым древним народом на земле (по свидетельству Геродота, скифы владели Азией за тысячу лет до его времени), признавали их мудрость, ораторские способности (существовала даже поговорка: «говорить, как скиф»).

В конце первого тысячелетия до н.э. наступает многовековой период господства в Средиземноморье Римской Империи, экспансия которой распространяется как на Средиземноморье, так и на Западную Европу. Если сравнивать между собой характеры греческой и римской цивилизации, то первая по сравнению со второй более женственная, иньская. Недаром полагают, что греческий язык стимулирует правое полушарие мозга, тогда как латынь – левое. После распада римской империи и темных веков начинается период возрождения – прорастания семян культуры античности в Западной Европе и активный рост западной ветви цивилизации. Здесь, на сравнительно небольшом геопространстве, в условиях жестокой конкуренции с соседями, когда постоянно были востребованы качества прагматизма и рассудочности, образуется порядка 30 государств и формируется мировосприятие, направленное на освоение и подчинение внешней среды. Развиваются ремёсла, мореходство, промышленность, что способствует расцвету науки, техники, географическим открытиям, завоеваниям. Во второй половине 2–го тысячелетия западная ветвь цивилизации окончательно формируется и решается основная её задача – развитие интеллекта. Рассудок и практицизм, а также, говоря словами «Агни–Йоги», «…мозг и воля сделались оплотом Запада … Интеллект имеет большие заслуги в деле развития цивилизации, науки, разного рода прикладного знания». Но «интеллект есть начало разъединяющее в человеке …». В силу мужского, янского характера цветов этой ветви цивилизации и достижения научного и технического превосходства западные страны пытаются утверждать свои порядки по всему миру.

Процесс развития восточной ветви нашей цивилизации проходил иначе. В Индии сохранилась присущая детству цивилизации древнейшая ведическая мудрость, проявилась красочная культура, устремлявшая человека к самосовершенствованию. Языковая палитра народов Индии в наибольшей мере отражает устремление культуры Востока к осознанию внутренней сущности человека: в языке имеется громадное число терминов, описывающих тонкости изменения его внутреннего состояния. Восточные военные техники, медицина, музыка, мудрость – всё связано с более тонким, по сравнению с физическим, внутренним, энергетическим уровнем организма человека. Обширные степные евразийские пространства, сухой климат, чистое небо, звездная панорама также способствовали устремлению внимания человека вовнутрь и состоянию его единения с природой. Недаром на востоке возникли и распространились духовные учения и религии: буддистское, даосизм, ислам, синтоизм и др. Ясно, что в плане культуры, если Запад – аналог левого полушария, то Восток – правого.

А на севере Евразии от Карпат до Китая и Кореи, от Ледовитого океана до пустынь Средней Азии с ХVI века постепенно формируется одно, российское, государство. Как полагал видный теоретик проявившегося в начале прошлого века среди русской эмиграции евразийского движения, П.Н.Савицкий, возникновение подобного государства было обусловлено не столько историей Киевской Руси и северо–восточных русских княжеств, сколько характером евразийского пространства. Потребность в общеевразийской государственности, предполагавшая объединение в восточно-западном направлении, имела место на протяжении тысячелетий и реализовывалась неоднократно, считая скифо-сарматские полуземледельческие государства общинно–-леменного устройства, затем тюрко-монгольские ханства, и, наконец, Россия. Население, которому были присущи постепенные, неярковыраженные антропологические переходы, объединялось общностью мировосприятия, обуславливающей внутренний контакт, подсознательную симпатию. В основе евразийского мировосприятия – признание права каждой народности на свою культуру и обычаи при отсутствии намерения навязывания определённого образца. Государственная власть воспринималась как синтез народовластия и верховного идейного руководства (в России со времён Сергия Радонежского имела место универсальная идея сочетания – нераздельности и неслиянности – с одной стороны общинности, соборности – голоса народа и авторитета высокодуховной личности, идеи). В сознании людей на первом месте, как правило, общественные интересы, а не индивидуальные проявления, в отличие от западной восточная традиция подразумевает необходимость социального служения, сочетание идеогогического начала руководства и духовной целостности народа. (Недаром в ХХ век и по  настоящее время китайцы, японцы и корейцы стремятся сохранить своё национальное лицо, воспринимая от западной цивилизации преимущественно техногенные достижения.)

На протяжении веков Византия, Русские княжества, Московское царство, Российская империя, СССР последовательно сдерживали хаос, будучи основой равновесия культур Запада и Востока. Как государство Россия постоянно проводила (и проводит) политику принципов и шла навстречу тем, кто уповал на её помощь, исходя из нравственных интересов. В период европейских войн (наполеоновской, немецкой экспансии) наша страна проявила себя как сила, возвращающая стабильность Европе. Таким образом, центр Евразии, где были корни цивилизации, исторически выполнял (и выполняет) роль её центрального ствола.

Итак, рассмотрение древа цивилизации свидетельствует об его однобокости в настоящий период, обусловленной янским, ментальным, индивидуалистическо–потребительским характером западной ветви.(Только около 5% накопленных западной мировой наукой знаний касаются не внешнего мира, а самого человека –древние же утверждали, что познать мир возможно, лишь познав самого себя.) Внешняя направленность этой ветви цивилизации, приземленность поставили человечество на грань катастрофы, разъединяя потребностью удовлетворения эгоистических желаний. Необходим рост женской ветви цивилизации, её цветение и плодоношение древа.

Европа начала открывать для себя культуру Востока только в конце XIX–начале XX века. И происходило это во многом благодаря ряду представителей русской культуры, в том числе Е.П.Блаватской и семье Рерихов. Именно через русскую женщину миру было дано учение о будущем, о том, что оно связано с раскрытием возможностей самого человека, его сердца. В период, когда на повестку дня ставился вопрос о сохранении общечеловеческой культуры, о будущем всего человечества, семья Рерихов ощутила, что сближение Запада с Востоком является ключевым моментом истории, и внесла в этот процесс неоценимую лепту. Громадная роль семьи Рерихов в этом процессе – проявление сути российской культуры, один из мощных и удивительных аккордов её характера.

Почему именно русской семье (не одинокому гению!) было дано сыграть такую роль? Благодаря внутреннему настрою русский человек способен как воспринимать положительные стороны западной культуры, так и тонко чувствовать (понимать и воспроизводить!) особенности восточной. Миссия России – быть мостом между двумя культурами и открыть новую эру в развитии человечества – эру гармонии разума и чувства, интеллекта и сердца. Пространство нашей Родины, севера центра Евразии, материнское пространство нашей расы, с его длительной зимой, как и тысячелетия назад, влияет на человека, способствуя смене состояния самоуглубления весенним устремлением к свету, душевному, сердечному восприятию природы и человеческого сообщества в целом. Для русского человека важнее мир в душе, чем потребительская ненасытность. Будучи часто индивидуалистами на личном уровне, русские имеют потребность и способны к объединению в интересах общества. Россия внесла громадный вклад в западную культуру, науку, технику, но по своему внутреннему содержанию русский человек ближе к Востоку. Это обстоятельство отразилось в нашей истории характером нашего государства, расположенного на громадной территории от океана до океана и включающего разные народности на принципе единства в многообразии, нераздельности и неслиянности. И это подтверждается не только политическим характером нашего многонационального государства, его отношениями с другими странами и народами, но и всей культурой нашей страны: литературой, философией.

Вот как высказался несколько лет назад президент Международной Ассоциации «Мир через культуру – Европа» В.Августат [13] о предназначении России в отношении приближения … «нового осознания понятия Евразия…политически и культурно игнорируемого долгое время». Оно «…часто псевдоидентифицируется исключительно как центральный район, который образует географический переход от Европы к полуконтиненту Азия...». Этот «...ограниченный тезис справедливо отвергается теми культурами и народами, для которых данная территория на протяжении тысячелетий является родиной и которые, благодаря Великому Шелковому Пути, уже тысячи лет объединены… Россия располагает центральной позицией (внутри которой этнически-культурное многообразие остаётся неприкосновенным)…является основной движущей силой и ... исполняет роль духовно-культурного моста», благодаря которому «органичное ускоренное слияние братских, но искусственно разделённых частей Европы и Азии» должно состояться.

Будущее – в развитии восточной (иньской) ветви цивилизации, раскрытии громадного потенциала Востока, направленного на развитие внутренних способностей человека. Достигнутые, благодаря западной ветви, уровень интеллекта, науки и информации позволяют человечеству в настоящее время осознанно подойти к решению этой задачи, используя древние знания об энергетическом строении человека и основываясь на стремлении к самосовершенствованию, заложенному в древней ведической традиции выходцев с евразийских просторов ариев-праиндоевропейцев. Развитие восточной ветви на данном этапе это гармонизация полушарий мозга человека, раскрытие духовных способностей, использование высших психических, всех его потенциальных возможностей и постепенный переход к физическому существованию главным образом за счет потоков поглощения и излучения человеком космической энергии (автотрофности). Этот процесс будет способствовать уменьшению степени паразитирования человечества на теле планеты (объёма потребления её ресурсов) и выравниванию экологической ситуации. С другой стороны технические и научные достижения, как и общепланетарные беды, способствуют распространению ощущения единства общего дома и возвращению мировосприятия, которое было присуще детству человечества в колыбели Центра Евразии и которое исторически сохранилось на территории России. Тезис и антитезис в этом плане – единение и разобщёность, исторически реализованы, впереди – синтез.

Населению евразийского пространства отведена важная роль в осуществлении этого процесса, ибо, как показано, «Евразия отличается от запада поисками смысла жизни и духовности» и представляет собой ствол цивилизации. Важнейшая задача в этом плане – осознание русским этносом, другими евразийскими народами многотысячелетней истории своей общности, объединенной благодаря евразийскому пространству единым мировосприятием. В этом основа национальной идеи России, всех евразийских государств, в том числе других восточнославянских. Именно на понимании издревле заложенных особенностей евразийского мировосприятия естественно основываться стратегии их экономики и политики. Способствуя самореализации каждого человека (и, между прочим, демографическому подъёму), самоосознание русского этноса и славянских народов неизбежно приведет к укреплению центральной части древа нашей расы и его корневой основы. Это обстоятельство, в свою очередь будет способствовать опылению цветов восточной ветви и появлению плодов разума и чувства – человечества шестой расы. Таким образом может быть реализована неоднократно предсказанная миссия Руси при переходе человечества на духовный уровень сознания.

Явным проявлением особенностей евразийского пространства является проведение в конце 2010 года Всемирного Духовного форума в Астане, в непосредственной близи от Самарской луки – древнего центра прародины праиндоевропейцев. Этот факт подтверждает слова Л.Н.Гумилёва: «Духовность евразийских народов представляет собой единую суперэтническую целостность... Силы влияния места развития воздействует на жителей ареала до сих пор».

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: