warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Психо-энергетический и йогический аспекты нравственного совершенствования

Башкова Н.В., кандидат философских наук, e-mail: santamig@mail.ru

Нравственные качества как показатели состояния психической энергии

Высшим аспектом всеначальной огненной энергии, которая, согласно Учению Живой Этики, или Агни Йоги1, пронизывает и объединяет весь проявленный Космос, является психическая энергия. Из всех царств природы на Земле преобразование и возвышение всеначальной пространственной энергии в её высшее качество предназначено только человеку. Такая способность связана прежде всего с развитием в человеке напряжённой психической жизни, сокровенным началом которой стало зарождение в нём разума. Именно в человеке психическая энергия выявляет свои высокие качества – мышление, память, воображение, волю, чувствознание (глубинную интуицию), прогнозирование, духовность (нравственную направленность жизнедеятельности) и др.

Наступающая Новая эпоха будет строиться, согласно Учению, осознанием мощи психической энергии, её огромной роли и значимости в жизни человечества и каждого человека. Именно таким утверждается главное направление современного этапа земной эволюции. Исследование и развитие психической энергии обозначены как первый ближайший «дар эволюции»2 человечеству.

Доминанта доктрины психической энергии обусловлена многими причинами. Основная из них, как отмечала Е.И.Рерих, состоит в том, что «именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии»3. В мыслящих существах всеначальная энергия, бесформенная, безличная и ненаполненная содержанием, получает оформление и качественно новый импульс к жизни и развитию. Сила и мощь психической энергии высокого качества не знают преград, она бессмертна и созидательна.

Человечество в своём развитии уже достигло той ступени, когда его ментально-психическая деятельность оказывает существенное влияние на жизнь всей планеты. Научное обоснование этого мы видим в трудах философов-космистов и, прежде всего, в концепции ноосферы В.И.Вернадского и его последователей. Однако в силу часто проявляемой человечеством разрушительности и враждебности это психо-энергетическое влияние далеко не столь позитивно и созидательно, каким потенциально может быть. Тонко-энергетическое и физическое состояние планеты, в свою очередь, находится в неразрывном взаимодействии с планетами Солнечной системы, которые подвергаются сильным, но низкокачественным излучениям Земли.

Качественность психических излучений человечества обусловлена, в первую очередь, их нравственной направленностью. Область нравственного, исследующаяся философской дисциплиной этикой и частью аксиологией, – сфера оценочная, где основополагающим выступает деление на доброе (высокое) и злое (низкое). Общеизвестно, каким сложным до сих пор является распознавание этих начал в проявлениях человека, в конкретных жизненных ситуациях выбора.

В Учении Живой Этики обосновывается чёткий критерий нравственного различения «доброго» и «злого» – это соответствие принципу эволюционности. Так, то, что способствует эволюции человека (и человечества в целом) и утверждению духовных начал в его жизни, есть добро, а что направлено на разрушение пути его развития  есть зло. В свете назначения человека как преобразователя психической энергии и её нравственной оценки важны следующие строки из Граней Агни Йоги: «Нет плохих или хороших поступков, или действий, или манер, или мыслей. Есть гасители и расточители огня4, и есть собиратели и накопители. Плохо всё, что носителя сгущенного света превращает в пустую оболочку… Сокровище охраним, обережём и приумножим»5. Когда человек вместо накопления и последующего одухотворения психической энергии безумно расточает её, что всегда происходит в порывах низших чувств и аффектов (раздражения, гнева и т.п.), и насыщает окружающий его мир низкими излучениями, то происходит отравление и самого человека, и пространства. Такой энергетический «мусор» нуждается в дальнейшей переработке сознанием более развитого мыслящего существа.

Следует отметить, что нравственной оценке подпадает не только и не столько содержание мыслей и слов, но именно их общая сущностная направленность к созиданию или разрушению. Лукавство людей породило такое явление, когда за якобы добрыми словами и поступками может скрываться безобразное побуждение. Именно нравственные качества дают внутреннюю, сущностную окраску, «эволюционный» цвет нашим мыслям, чувствам, волевым побуждениям.

«Хорошие» и «злые» проявления человека наиболее явственно и ярко видны не в физическом мире и не на физическом теле человека, а именно в его тонко-энергетических телах, отражаясь на состоянии его психической энергии. Каждое качество имеет своё излучение. Такой подход к анализу и различению положительных и отрицательных качеств именно с точки зрения их излучений является методологическим принципом Авторов Учения.

Нравственные качества – самые выразительные показатели состояния психической энергии человека, то есть его сознания. Они выявляют в целом уровень и качество жизнедеятельности человека, продуктов его творческой самореализации.

Будущая наука сможет улавливать и регистрировать на утончённых аппаратах и приборах тонко-энергетические излучения человека, а значит, сможет различать «плохие» и «хорошие» энергии. Но это отнюдь не значит, что мы должны пассивно ждать этих открытий. Аппараты – только наши будущие помощники. Главная же работа по изучению и различению качеств и энергий доступна каждому человеку, вставшему на путь самосовершенствования. У каждого человека есть его сердце – средоточие знания духа, есть накопленная им «чаша» жизненной мудрости, служащая основой чувствознания, есть опыт приближения к Высшему, есть наработанные качества распознавания, проницательности, наблюдательности и т.п. – эти внутренние сокровища служит, по мнению Авторов Учения, твёрдой и истинной основой духовно-нравственной эволюции.

Познание своих способностей и нравственных качеств, которое сопровождает духовно ищущего человека всю его жизнь, есть изучение особенностей и свойств его психической энергии, а также, конечно, и всеначальной огненной энергии, частью которой является его собственная. Работа над нравственным совершенствованием предстаёт в Учении сложнейшим йогическим процессом развития и одухотворения психической энергии, преобразование которой является высоким космическим назначением человека. В свете Агни Йоги этическое учение о нравственных качествах получает, помимо философского аспекта, новую проблемную разработку в качестве энергетической науки, непосредственно включающей теоретические и практические положения физики, химии, медицины и других естественных наук.

 

*   *   *

 

«Урусвати знает огненность всего сущего. Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучениями человека; она утвердит огненное начало, проникающее всё» (Надземное, § 812).

 

*   *   *

 

«Урусвати знает, что каждый совет Наш имеет научное основание. Когда Мы настаиваем на полезности нравственной жизни, мы прежде всего оберегаем основные законы Вселенной.

Подумайте, какое огромное значение имеет чистая мысль. Вы знаете, что такая мысль очищает ауру и даёт свет лучезарный. …Пусть каждый мыслит научно, тогда он поймёт законы нравственности» (Надземное, § 350).

 

*   *   *

 

«Умение воспринять значение нравственных понятий относится к области науки.

Нельзя легкомысленно делить науку на материальную и духовную: граница будет несуществующей» (Аум, § 380).

 

*   *   *

 

«Каждый удар молота порождает явление Огня, но и каждый удар меча тоже даёт огненное проявление. Будем одобрять труд молота и предостережём поднятие меча. Будем распознавать каждое касание Огня. Примем на великую ответственность каждое выявление великой стихии. Огонь явленный не вернётся снова в первостихийное состояние, он будет в особенном состоянии среди проявлений огненных. Он будет или животворным, или губительным по заданию пославшего его. Потому так утверждаю значение Огня, этого спутника неотступного. …Подумайте об этом огненном производстве!» (Мир Огненный, § 71).

 

*   *   *

 

«Да, да, да – пора людям познать чёткие отпечатки их излучений. …Теперь, когда аппараты утончились и усилились, учёные должны немедленно приступить к дальнейшим опытам. Значение изучения излучений громадно. Новая эра нуждается в подтверждении тонких энергий.

Также медицина может развиваться, когда люди поймут, насколько благодетельны положительные качества и как вредительны излучения злобы. Дело в том, что излучение не погибает, но напитывает окружающее пространство. Люди ищут причину эпидемий, но пусть они найдут её около себя» (Надземное, § 858).

 

*   *   *

 

«…Поймём Свет как целительную энергию, без которой жизнь невозможна. …Сияние окружает каждое живое существо. Мыслитель добрый окружается радугой и светом своим несёт целение. Мы столько раз предуказывали будущее этих излучений. Мы говорили, что от такого мерила преобразится само строение жизни» (Аум, § 143).

Законы кармы и созвучия как регуляторы психической энергии и нравственного развития

Сущностная направленность мыслей, чувств, побуждений человека к созиданию или разрушению проходит глубоким водоразделом между его духовными и низкими (животно-эгоистическими) нравственными качествами. Мы называем их также позитивными и негативными качествами, добродетелями и пороками6. Пространственная энергия, трансформируемая человеком, получает соответствующую его сознанию содержательное наполнение и форму. Так порождаются светлые, благодетельные и жизнедательные энергии либо тёмные, разрушительные, агрессивные. Эта борьба энергий, или огней, происходит в человеке и в окружающем его пространстве ежеминутно и не прекращается никогда, пока живо его сознание.

Человек в системе Агни Йоги – многомерный микрокосм, и его физическое, ментально-психическое и духовное начала глубинно взаимообусловлены, и каждый из уровней непреложно несёт на себе все последствия жизнедеятельности. Другими словами, микрокосм целостно реагирует и переживает изменения, происходящие на любом из его уровней. Авторы Учения утверждают, что «всё едино и неразрывно. Даже малейшее психическое действие порождает физическое следствие. Также каждое физическое действие неизменно отразится на психическом состоянии»7. Эта простая, но важнейшая в контексте темы совершенствования человека истина часто упускается из виду, особенно в практической жизни.

Закон, регулирующий развитие энергетических процессов в человеческом микрокосме, представляет собой ту же причинно-следственную связь, на которой основана современная наука, только охватывает всю многоуровневую природу человека. Он обозначается восточным термином карма (закон воздаяния и ответственности). Духовные Учителя акцентируют наше внимание на том, что процессы, протекающие в человеческой природе, носят отнюдь не случайный характер, но подвержены действию причинно-следственной зависимости, которая может и должна быть нами выявлена и изучаема в многообразии её проявлений.

Важнейшая грань понимания закона кармы – это его сущностная направленность, а она проявляется в том, что «передает» человеку смысл и целеполагание (информационную программу) общекосмического потока жизни и «ведёт» к соответствию жизни землян с восходящей эволюцией всего бытия. Распознавая ответные удары кармы, человек естественным путём научается встраивать себя в эту эволюцию. Характер кармических уроков – ударов и удач – свидетельствует о степени понимания человеком законов бытия и применении их в конкретных жизненных ситуациях и отношениях с людьми и миром. Закон воздаяния, по утверждению Авторов Агни Йоги, чутко реагирует на сущностную, нравственную «подоплёку» человеческих действий, и его следствия направлены прежде всего на преобразование сознания, то есть глубинную трансформацию микрокосма.

В поверхностном понимании действие закона кармы часто видят во внешне-событийной стороне жизни человека, и даже когда оно непосредственно касается его организма, то всё же имеют в виду только состояние физического тела, прежде всего в его явных недостатках (слепота, хромота и т.п.). Но такое понимание очень узко, ибо охватывает больше область следствий, а не причин. Причины же зарождаются в более глубоких слоях микрокосма, а именно в его ментально-психической деятельности, которая всегда и неизбежно нравственно окрашена (направлена). Е.И.Рерих отмечала: «Наша карма – наше сознание. Потому карма может поддаваться улучшению и облегчению»8. Для Авторов Учения карма – подвижный, мудрый закон, правильное овладение которым даёт возможность человеку самостоятельно изменять своё сознание и жизнь в созвучии с общекосмической эволюцией.

В контексте действия закона кармы обратим внимание на поразительное свойство психической энергии человека: «Она, как сознательная сущность, принимает мысленные приказы и действует соответственно»9. Психическая энергия – гибкий, восприимчивый проводник воли человеческого сознания. Если человек готов сознательно настроить её на избранные направления развития и деятельности, то она воспримет их как силовые линии своей трансформации и будет действовать в соответствии с ними, даже тогда, когда физическое сознание не будет непосредственно держать в актуальности эти направления. Более того, обладая свойством магнетизма, психическая энергия активно притягивает созвучные вибрации из пространства и сама притягивается ими. Пространственные энергии, притянутые по соответствию качества, будут усиливать её действенность и мощь.

Если человек допускает ту или иную мысль или побуждение в своё сознание, то качества этой мысли уже дают новую окраску всему его мышлению и так порождается причина, которая ведёт к определенным следствиям. Сначала эти следствия формируются на тонком, ментально-психическом уровне, а затем постепенно с ними приходит в соответствие и видимая физическая реальность. Так, тонкая ментально-психическая природа человека складывает свой узор жизненных событий, автором которых является не некая случайность, не промысел или вмешательство неких сил, но сам человек.

Закон кармы, как мы видим, неразрывно взаимосвязан с космическим законом созвучия и соответствия, различные аспекты которого глубоко освещаются в Гранях Агни Йоги. В свете темы нашего исследования важно отметить, что этот закон регулирует психическую деятельность человека. Заложенные в человеческом микрокосме элементы притягивают по созвучию пространственные энергии и при стойком устремлении формируют в нём соответствующие нравственные и волевые качества, привычки, образ мышления и регулируют «притяжение» созвучных людей, жизненных условий и ситуаций. Сила закона такова, что яркое устремление рано или поздно всегда приносит желаемое. «Просто, ясно и чётко действует закон созвучия. К чему устремитесь, то и получаете в ответ. Напрасно жалуются люди. Нет бедных овечек. Карма притяжения мыслей и карма притяжения соответствующих условий действует по соответствию. Бог поругаем не бывает»10. «Устремление привлекает и притягивает из пространственного океана те элементы, которые заложены уже в самом устремлении. Нельзя притянуть того, что не содержится в какой-то мере в устремляющемся сознании»11. Именно поэтому путь нравственного совершенствования предполагает «закладывание нужных элементов в сознание»12 – пробуждение в себе тех чувств, мыслей и желаний, которые смогут стать психо-энергетической основой для будущих духовных преобразований и построений микрокосма.

Нравственные качества, и положительные, и отрицательные, будучи по своей сущности устойчивыми структурами в человеческом микрокосме, представляют собой результат деятельности человека в его прошлых земных и надземных жизнях. Изучение собственных нравственных качеств раскрывает яркую страницу самопознания человека. Наличие в нём того или иного духовно-нравственного качества – это «кристаллизованная память» о прошлом опыте его проявления и наработки. Так, невозможно быть способным глубоко почувствовать благоговение и торжественное почитание Высшего, если человек никогда не слышал и не устремлялся к Высшему в прошлых жизнях. Соответственно, дальнейшее самосовершенствование в текущей жизни будет работой для будущего, где развернутся все заложенные сегодня причины…

В настоящее время в обществе очень недооценивается значение и роль нравственных качеств. Люди либо ими пренебрегают, либо ищут некие магические силы, увлекаются оккультизмом и спиритизмом, изучают мантры и заклинания. Но отнюдь не внешние приёмы, а именно сокровенные внутренние источники жизненной силы нам следует искать и утверждать в себе. Не магические формулы, но качества духа названы в Агни Йоге «аккумуляторами и контейнерами огненной энергии»13.

Изменение человеком нравственной насыщенности и направленности своих мыслей, чувств, волевых импульсов и побуждений, то есть трансформация их качества, коренным образом меняет и качество его психических излучений, активно преобразуя старые и порождая новые причинно-следственные зависимости – другими словами, изменяя его карму. Работа над нравственным самосовершенствованием предстаёт в Живой Этике сложнейшим йогическим процессом глубинного изменения сознания, а значит – целостного состояния микрокосма, его физического, душевного и духовного начал и, как следствие, всего жизненного пути.

 

*   *   *

 

«Невозможно говорить о законе нравственности, если причина и следствие не будут представлять непрерывную нить. Люди не могут совершенствоваться, если они не осознают ответственности за свою свободную волю» (Надземное, § 797).

 

*   *   *

 

«Причинность является тем фактором, который движет Вселенную. Надеяться, что из злодеяния произойдет Лотос Блага, несоизмеримо» (Беспредельность, § 24).

 

*   *   *

 

«Нераздельны Карма и трансмутация14! Один принцип предопределяет другой, и напряжение одного вызывает устремление другого. … Человечество в своём недомыслии отрицает этот обоюдный закон. Карма и трансмутация, истинно, намечают эволюцию духа. Пространство звучит этими законами» (Беспредельность, § 462).

 

*   *   *

 

«Кто-то молодой спросит: "Как понимать Агни Йогу?" Скажите: "Как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа". Спросит: "Как же мне подойти к этому познанию?" "Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении"» (Знаки Агни Йоги, § 185).

 

*   *   *

 

«Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению» (Надземное, § 595).

 

*   *   *

 

«Процессы накопления качеств и способностей медленны, но ни одно усилие в этом направлении не проходит бесследно. В сущности говоря, ради этого и воплощается человек на Земле, и в этом и состоит цель его жизни»  (Грани Агни Йоги. 1968 г. § 126.).

Многомерность воздействия нравственных качеств

Нравственные качества отличаются от настроений, чувств, эмоций, аффектов большей устойчивостью, постоянством, закреплённостью в психике. В них обобщается жизненный опыт человека, его понимание людей и отношений, выражается его позиция, правда, конечно, выработанная им в разной степени сознательности. Нравственные качества формируют те привычные для каждого человека «каналы» мышления и психофизических реакций, которые и проявляются в конкретных жизненных ситуациях как мнения, впечатления, эмоции, переживания.

Наш психо-ментальный поток сознания, то есть наши текущие мысли, чувства, переживания можно сравнить с рекой, а нравственно-волевые качества – с руслом, по которому эта река течёт. Русло предопределяет направленность, то есть качественность наших мыслей и состояний. Как мы знаем, русла рек, хотя и кажутся неподвижными по сравнению с беспрестанным потоком реки, но и они изменяются с течением времени. Так и для изменения нравственных качеств нужно гораздо более длительное время и напряжённые волевые усилия.

Процесс преобразования и накопления человеком психической энергии происходит в виде отложения в его микрокосме её концентрированных, устойчивых форм – кристаллов, которые и представляют собой субстанциальную основу духовно-нравственных качеств. Именно в кристаллических формах позитивных качеств человек удерживает и умножает свой энергетический потенциал и мощь. Так, «каждое качество – кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. …Это есть одеяние духа»15. Следовательно, нравственные качества являются ярчайшими показателями психо-энергетического состояния микрокосма, его многосторонней характеристикой, свидетельством о его силе или изъянах.

В силу своей психо-энергетической устойчивости нравственные качества оказывают очень мощное влияние и предопределяют течение тонко-энергетических и физических процессов в той сложнейшей многоуровневой «химической лаборатории», какой является человек. Именно поэтому нравственные качества несут в себе истинные (внутренние) причины здоровья и болезней человеческого микрокосма. Достаточно высокий уровень развития целой палитры нравственных качеств и их дальнейшее раскрытие обусловливает нормальное, здоровое течение внутренних энергий, их планомерный обмен с пространственными энергиями и, как следствие, служат основой равновесного состояния организма. Тогда как низкие свойства человеческой природы, не контролируемые силой духовного начала, не несущие в себе каких-либо ограничивающих норм и пределов, а потому развивающиеся только по нарастающей, приводят к самоисчерпыванию сил и энергий микрокосма, его дисбалансу и аритмии всей жизнедеятельности. Болезнь, общеизвестно, есть результат нарушения равновесия систем организма. Авторы Учения подчёркивают: «При правильном притоке энергии болезней быть не должно. Отсюда значение качеств как ключа к болезням и здоровью»16. «Даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления»17. Поэтому значение нравственных качеств, играющих роль направляющих психо-энергетических процессов микрокосма, должно быть переосмыслено нами и оценено в новом статусе.

В Агни Йоге указывается, что нравственные качества имеют свойство воздействовать на все органы человеческого тела и притом каждое по-своему: одно – на сердце, другое – на печень, третье – на нервную систему или мозг. Это закономерно, ведь каждое из качеств, как цвет в составе радуги, имеют свою частоту и силу, а значит – и свои особенности и ареал воздействия. Так, при наблюдательности и посредством опытной проверки можно найти прямое соответствие между нравственными качествами человека и его болезнями.

Конечно, чем богаче палитра позитивных развитых качеств, тем более сильным и устойчивым будет их благотворное и целебное действие на весь организм. И ровно обратным, разрушительным, будет влияние негативных качеств.

Высокие нравственные качества, даже отдельные их порывы, например, духовной радости, восхищения, самоотверженности, торжественности, активно повышают психо-энергетический тонус микрокосма. Это непосредственно сказывается на повышении иммунных сил организма, усилению выработки витаминов и необходимых для жизнедеятельности секреций. Соответственно, и усвоение растительных витаминов и других полезных веществ также напрямую обусловлено состоянием нравственного и психо-ментального состояния человека. В современной медицине известно, что действие витаминов и лекарств далеко не однородно в различных организмах, и огромную роль здесь играет именно психологический настрой человека, его стремление к равновесию и выздоровлению.

Воздействие нравственных качеств и чувств на здоровье человека уже, наконец, поддерживается многими современными специалистами в области медицины. Но для дальнейшего продвижения этих идей в массовое сознание ещё необходимы глубокие и многосторонние исследования учёных. В этих областях научных изысканий будут сделаны, по мнению Авторов Агни Йоги, поразительные открытия, которые совершенно обновят наше представление о человеке и жизни в целом.

 

*   *   *

 

«Прошло время, когда называли какую-то отвлечённую психологию, теперь поняли, что она есть самая реальная лаборатория, где изготовляются яды. Но могут быть созданы и благие лекарства. Только нужно приложить мышление к добру» (Надземное, § 460).

 

*   *   *

 

«Нужно обратиться к физиологии, чтобы так называемая добродетель основалась на устоях научных. Нельзя держать народ на отвлечённостях. Наступает эпоха, когда даже самые высокие понятия должны быть обоснованы наукою.

Не следует опасаться, что гуманитарные понятия пострадают, когда их коснутся все области науки; наоборот, можно лишь предвидеть широкое расширение сознания. Нужно приветствовать, если учёные исследуют основы нравственности с точки зрения физиологии и прочих наук, раскрывающих функции микрокосма» (Надземное, § 698).

 

*   *   *

 

«Небрежение психической энергией является источником многих болезнейЧеловек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии» (Аум, 599).

 

*   *   *

 

«Все положительные качества духа являются сильными тоническими средствами, яро воздействующими на различные органы и создающими химические реакции определённого характера …При известной опытности и знании возможно определить, какие именно мысли, переживания и эмоции человека вызвали те или иные заболевания» (Грани Агни Йоги. 1967 г. § 243).

 

*   *   *

 

«Нужно понять, что наши качества являются очагами витаминов.К чему напитываться механическими витаминами, когда мы сами оказываемся лучшими производителями их, но в самой сильной степени.

…Даже лучшие растительные витамины, если попадают в отравленные организмы, не могут выявить своих лучших качеств. Так Мы ценим те организмы, где нашли своё применение основные качества человеческой природы» (Братство, § 13).

 

*   *   *

 

«От выбора мысли и степени допущения их в сознание зависит состояние здоровья. При длительных подавленных мыслях уныния, беспокойства и безнадёжности заболевания неизбежны. Раздражение у некоторых людей сразу же отзывается на печени. Каждая мысль порождает чисто физическую реакцию. Потому овладение мыслью и над нею контроль дают в руки человека власть и над телом» (Грани Агни Йоги. 1972 г. § 396).

 

*   *   *

 

«[Положительные качества] имеют свойство воздействовать так или иначе на все органы человеческого тела, и притом каждое по-своему: одно на сердце, другое на печень, третье на нервную систему или мозг. Но симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нём и во всём микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Каждое качество является контейнером Агни, оно своими излучениями преображает всё существо человека, до его плотного тела включительно …Значение качеств ещё совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению» (Грани Агни Йоги. 1969 г. § 121).

 

*   *   *

 

«Учёные лишь с оговоркою соглашаются в том, что человеческие излучения преображают всю окружающую атмосферу. Никакие другие излучения несравнимы с мощью человека. Он может и оздоровить, и отравить всё окружающее. Не столько больные люди могут отравить атмосферу, сколько раздражение, гнев и всякая злоба. Теперь сопоставьте – много ли добрых излучений одновременно проявляется на коре земной и насколько превышают их злобные мысли.

Говорю не об идеальных мечтаниях, но о врачебных советах. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размер эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.

Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои заражённые, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасётся ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности» (Надземное, § 413).

Примеры зависимости здоровья от нравственных качеств

На страницах Учения Живой Этики отмечен ряд причинно-следственных зависимостей между наличием или отсутствием нравственного качества и вызванным им состоянием организма.

 

*   *   *

 

«На Земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней.

Врач мог бы сказать больному: припадок корыстолюбия у вас или анемия самомнительности, или камни предательства, или чесотка сплетен, или удар ненависти.

На кладбищах так любим поминать достоинство лежащего, не мешало бы поставить истинную причину болезней – зрелище стало бы поучительным.

Друзья, повторяю: держите мысли чистыми; это лучшая дезинфекция и самое знаменитое тоническое средство» (Община, 23).

 

*   *   *

 

«Огорчение является заразою Мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны» (Мир Огненный, ч. 2, § 165).

 

*   *   *

 

«…Постоянным раздражением легко довести себя до болезни печени, а беспокойствами, волнениями и страхами – до нервного расстройства» (Грани Агни Йоги. 1962 г. § 299).

 

*   *   *

 

«Мысли страха понижают активность и сопротивляемость организма. …Раздражение скорее всего действует на печень» (Грани Агни Йоги. 1967 г. § 243).

 

*   *   *

 

«Сгущение мысли может быть пагубным для сердца. Как тяжкий газ, сжигающий сосуды, так может мысль сдавливать сердце. Как говорилось: "Змея под сердцем". Уроминай – змий, грызущий силы. Так знали когда-то об осмотрительности при мышлении» (Сердце, § 161).

 

*   *   *

 

«Злоба допускает и чуму, и проказу» (Община, 7).

 

*   *   *

 

«Червь сомнения есть символ очень показательный. Именно червь подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови» (Аум, § 506).

 

*   *   *

 

«Урусвати знает, что наука скоро установит вредоносный химизм, порождённый унынием и завистью. Можно наблюдать, что такие припадки являют частичный паралич некоторых нервных центров. Конечно, окраска излучений может наглядно показать, насколько поникает энергия организма» (Надземное, § 762).

 

*   *   *

 

«Уже имеете пример, насколько причиняют боли проклятия и ругательства даже на дальних расстояниях» (Сердце, § 303).

 

*   *   *

 

«Каждое мгновение человек или творит, или разрушает. Мир наполнен мыслями противоречивыми. Множество болезней заложено мыслями разрушения. Множество убийств происходит на дальних расстояниях от мыслей или от скрещенных мыслей, но почти невозможно внушить человеку, что его преимущество есть в постоянном мышлении. Невозможно передать, насколько ответственен человек за качество мышления. Сердце бьется беспрестанно, так же постоянен пульс мысли» (Аум, § 141).

 

*   *   *

 

«…Принятие витаминов сознательно увеличивает их полезность во много раз. Также можно заметить, что витамины, принятые во время гнева, могут усилить империл, как бессознательная энергия усиливает пункт, где собрано сознание» (Иерархия, § 236).

 

*   *   *

 

«Когда указываю на благотворность признательности, не хочу сказать, что в ней кто-то нуждается, но она сама по себе содержит химизм благодати» (Мир Огненный, ч. 1, § 396).

 

*   *   *

 

«…Человеческий химизм является тончайшим, ибо находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами.

Силён яд человеческий, и целебна психическая энергия …Например, советую держать селезёнку в чистоте и тогда же указываю всеми силами сохранять торжественное настроение. Казалось бы, что общего между селезёнкой и торжественным настроением? Но селезёнка – орган гармонии, и так нужно его очищать посредством возвышенных настроений. Люди полагают, что психические воздействия нужны лишь для нервной системы. Вовсе нет, такие воздействия нужны и для многих органов. Пример селезёнки будет весьма показателен» (Надземное, § 338).

 

*   *   *

 

«…Главным фактором для приобретения иммунитета является добрая мысль …Какой нерушимый иммунитет создаётся радостью!» (Надземное, § 559).

 

*   *   *

 

«Утверждать торжественность, значит петь гимн восходящему Солнцу. Нужно осознать и какое очищение снисходит при преисполнении целительной торжественностью» (Братство, § 295).

 

*   *   *

 

«Можно многим советовать панацею дружелюбия. Не устанем повторять об этом лекарстве духа и тела. Когда-нибудь и врачи пропишут дружелюбие как сильнейшее противоядие. Не забудем, что злоба притягивает действие ядов, тогда как дружелюбие противостоит им» (Мир Огненный, ч. 2, § 240).

 

*   *   *

 

«Нужно помнить, что каждое слово о единении уже будет противоядие, уничтожая пространственный яд» (Братство, § 193).

 

*   *   *

 

«Урусвати знает целебность сострадания …Психическая энергия, посланная с добрым намерением, оказывает целебное воздействие. Пусть и наука скажет, насколько доброе намерение бывает целебным для нервной системы, но не забудем, что оказывающий сострадание также получает полезное воздействие от бумеранга посланной энергии …Одно чувство быстрее света достигает страждущего…» (Надземное, § 809).

 

*   *   *

 

«…Волею можно вызвать любое ощущение, воздействующее в свою очередь и на тело. Так, создав бодрое, радостное, уверенно спокойное настроение, без всяких видимых поводов или причин со стороны внешних условий можно сильно повысить жизненный тонус всего организма» (Грани Агни Йоги. 1967 г. § 243).

 

*   *   *

 

«…Люди называют известный иммунитет притоком веры, но состояние экстаза недаром называется сиянием Огненного Мира. Вот такое сияние защищает человека от заразы. Оно очищает секреции, оно как щит. Потому состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием» (Мир Огненный, ч. 3, § 450).

 

*   *   *

 

«Напрасно врачи объясняют многие заболевания чисто физическими явлениями. Простуда, туберкулез, насморк, явление горла и многие другие болезни прежде всего нервного происхождения. Человек может почуять нервное восхищение и получить иммунитет или человек через нервное потрясение остаётся беззащитным. Такая простая истина не принимается во внимание. Между тем недалеко будущее, когда явления самых разнообразных заболеваний будут излечиваться нервными воздействиями. Лечиться нужно тем же путём, который даёт сознание» (Братство, § 191).

Нравственные качества как мост к Высшему миру и Высшему Сознанию

Развитие духовно-нравственных качеств, повышающих мощь и качество психических излучений человека, ведёт не только к равновесию и здоровью микрокосма, но и к другому важнейшему естественному следствию – приближению его к Надземным Высшим мирам, к взаимодействию с их огненными энергиями и дальнейшему познанию макрокосма в его многомерных измерениях.

Согласно закону созвучия, любое явление познаётся только родственными или подобными элементами, заложенными в познающем сознании. Поэтому в концепции Агни Йоги человек, точнее, его духовное зерно (духо-монада) проходит всю эволюционную лестницу на каждой планете, где совершается его развитие от низших до высших её царств, воплощаясь в многообразии их форм, чтобы ассимилировать и включить в свой микрокосм все их элементы. Так постепенно, за миллионы и миллионы лет эволюции, нарастает вокруг духовного зерна индивидуальная психическая энергия – основа сознания и разума человека. Её накопления формируют многомерную структуру микрокосма, его тонкое, ментальное и огненное тела – всё утончающиеся энергетические оболочки, в которых человек может жить, действовать и познавать вне физического тела в Надземных мирах, окружающих и пронизывающих нашу планету.

Соответствие духовно-нравственных качеств сознания человека, его психической энергии, напряжению и качествам Высших из Надземных миров даёт возможность приближения к ним, постижения и освоения их человеком. Так, «качества духа будут для духа ступенями лестницы к Свету»18, и тогда «само приближение к Огненному Миру есть приложение соответствующих качеств»19.

Надземные миры – максимально общее название тонко-энергетических миров, входящих в многомерную структуру планеты Земля. Среди них чаще всего выделяют Тонкий Мир, ближайший к физическому, Ментальный и Высший (Огненный) миры. Но это деление также очень обобщённо. На самом деле каждый из них состоит из множества слоёв, которые характеризуется особым напряжением, качеством и ритмом энергетического состояния. В отличие от физического мира, где люди во всём их разнообразии уровней сознания, развития способностей и нравственных качеств вынужденно живут рядом, бок о бок, – в Надземных мирах происходит чёткое разделение живых существ по соответствию вибраций. Там тонкие излучения человека невозможно скрыть, и они видны всем окружающим. Не случайно аура иногда называется знаменем человека, и она «может оказаться мощным магнитом или предметом отвращения»20.

В Надземных мирах люди, по свидетельству Авторов Учения, сталкиваются с парадоксальной ситуацией, когда почитаемый и уважаемый за богатство или высокий социальный статус человек, но по природе своей ограниченный, корыстный и эгоистичный, оказывается после своего ухода из физического мира далеко не в том окружении, на которое амбициозно рассчитывал и ожидал…

Известно, что западноевропейское понятие религия и восточное йога имеют общее понятийное поле как соединение и связь с Высшим – с Высшим Сознанием и Высшими мирами. Путь современной Агни Йоги – это постепенное преображение (трансформация) человеческого микрокосма и расширение многомерности его самосознающего бытия. Состояние психических энергий человека, так ярко выражающееся в палитре его духовно-нравственных качеств, характеризует соответствующую степень его близости к Высшим мирам, способность Общения с Высшим Сознанием – Иерархией высокоразумных существ. Иерархию светлых, созидательных Сил Космоса можно образно представить в виде «Лестницы Иакова», где каждое разумное существо занимает своё эволюционное место, определяемое уровнем напряжения и качества психожизни сознания. Согласно Учению, сознательное вхождение человека в живую связь и общую деятельность с Иерархией Высших Сил – наша ближайшая задача, которую мы должны решить непосредственно, то есть собственными психо-энергетическими силами и способностями нашего микрокосма.

Способы усиления и утончения психической энергии, подробно излагающиеся и обосновывающиеся в Агни Йоге, очень многообразны. Главные из них находятся внутри самого человеческого микрокосма, в его сердце – средоточии духовного начала. И прежде всего они связаны с пробуждением и воспитанием в себе всей палитры духовно-нравственных качеств. С чего начинается этот сложный, но перспективный путь развития?

Обратим внимание читателей на § 584 из книги «Аум». Вот его последние строки:

 

Ученик должен почуять в сердце, которое качество ему ближе.

«На всех Путях ко Мне встречу тебя».

 

В этих словах дано новое осмысление значимости духовно-нравственных качеств человека в свете проблемы приобщения его к Высшему.

Человеку предлагается осознать то качество, которое «ему ближе», то есть то, которое наиболее развито у него, либо то, которое его больше всего притягивает, увлекает, пробуждает устремление (а значит, основа его уже есть в человеческом сознании). И это качество может стать его ведущей звездой и открыть для него Путь жизни.

Конечно, мы понимаем, что нравственное качество никогда не бывает одно, само по себе. Оно всегда представляет группу родственных, близких качеств. И все они, как направленный клин журавлей, укажут вектор развития индивидуального пути самосовершенствования.

Наше восприятие мудрого изречения «На всех Путях ко Мне встречу тебя»21 должно быть очень расширено. Если ранее мы применяли его только по отношению к различным духовно-религиозным учениям как разным формам приближения к Единому Богу, то в Учении утверждается его понимание и по отношению к различным нашим духовно-нравственным качествам, которые также суть разные пути к Единой вершине Совершенства.

Это вроде бы не удивительно, ведь, например, на Востоке издавна существуют разные виды йоги, культивирующие определённые духовно-нравственные качества: бхакти – основана на любви и преданности, преимущественном развитии именно этих качеств сознания и продвижении через них; джнани – основана на совершенствовании познавательных качеств мышления; карма – на качествах активного действенного творчества и самоотверженного труда. Вместе с тем, при внимательном прочтении указанного параграфа из Живой Этики следует, что каждое из существующего множества других нравственных качеств, не обозначенных в древних культурах самостоятельными видами йоги, может проявиться для нас как индивидуальный путь продвижения, наш духовный магнит. Это очень ценная и новая мысль, данная в Живой Этике.

Как возможен такой путь продвижения? Именно потому, что человек – целостное существо, все его «части», качества сознания взаимозависимы. Следовательно, развитие одного нравственного качества (близкородственной их группы) ведёт за собой упорядочивание и возвышение других качеств и, как итог, – постепенное достижение равновесного состояния микрокосма на качественно новом уровне.

Эволюционное совершенствование духовно-нравственных качеств формирует в микрокосме всё более утончённые и устойчивые психо-энергетические кристаллы, окружающие зерно духа. Эти кристаллы могут нарастать и утончаться в качестве, но уже не могут быть разрушены и уничтожены со смертью личности человека. Каждое такое накопление неотъемлемо. Именно эти кристаллы качеств формируют вечное одеяние духа, раскрывающее всю палитру его свойств и способностей. Они служат основой будущего бессмертия самосознающей духовной индивидуальности. Эта кристаллизованная огненная психо-энергетическая структура составляет сокровенную силу и мощь человеческого микрокосма. На страницах Граней Агни Йоги она обозначается как «Сокровище Камня», заветный Алатырь – «высшее сокровище, которым может владеть человек»22. Его накопление – смысложизненная цель человека в любых мирах и состояниях, в которых он живёт и эволюционирует.

Работа над духовно-нравственным совершенствованием предстаёт в Агни Йоге целью жизни человека, способом преображения его микрокосма, достижения бессмертия сознания и приобщения к Высшим мирам, что расширяет его возможности жизни и познавания до беспредельности.

 

*   *   *

 

«…Этика есть практическая фармакопея, чтобы простейшим путём привлекать пространственные энергии. Не утомитесь, твердя о необходимости сознания применения сердца для привлечения высших возможностей» (Сердце, § 104).

 

*   *   *

 

«Кто-то думает, что Мы даём нравственные поучения, но они забывают, что мы даём основание Огненной Йоге. При естественном развитии её необходима нравственная основа жизни. Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами» (Надземное, § 854).

 

*   *   *

 

«Соответствие качеств сознания создаёт возможность входа в Мир Огненный …Так будем рассматривать качества, нужные для Огненного Мира» (Мир Огненный, ч. 2, § 144).

 

*   *   *

 

«Милосердие, сострадание, сожаление, любовь и все благие устремления, так указанные Нами, разве не являются чудесными путями сообщения с высшими энергиями? Нужно привыкать смотреть на эти светлые качества как на действительное средство, соединяющее с высшими мирами» (Сердце, § 374).

 

*   *   *

 

«Способы нагнетения психической энергии очень многообразны. Мысль возвышенная или радость устремлённая, порывы духа и каждое внутреннее насыщение мощью могут умножить явления психической энергии. Именно изнутри этот сокровенный источник может пополняться» (Мир Огненный, ч. 3, § 402).

 

*   *   *

 

«Спросят – "как научиться распознаванию энергий?" Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно прежде всего утончить сознание возвышенным мышлением так произойдёт расширение сознания и возжжётся огонь сердца (Надземное, § 853).

 

*   *   *

 

«Именно сердце может отворить вход в Высшие миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах» (Надземное, § 812).

 

*   *   *

 

«Сердце управляет психической энергией. Кристалл может умножать свою силу, которая насыщается огненной энергией. При устремлении нагнетать психическую энергию нужно тонко распознавать, какие импульсы именно творят. Ибо от качества импульса будет зависеть напряжение психической энергии. Так бесстрашие и огненное устремление к подвигу дадут кристаллы психической энергии. Эти кристаллы труднорастворимы, ибо они состоят из самых огненных субстанций» (Мир Огненный, ч. 3, § 421).

 

*   *   *

 

«Качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется неумирающая мощь духа. Но слабость колеблется от каждого дуновения вихрей земных, и тухнут, колеблясь, огни. Оттого столько потухших сознаний. Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней.

…Забота об огнях неразрывно связана с заботой о качествах духа. Так, утверждение качеств и развитие их будет огненным путём духа. Думают, что живут, чтобы есть и пить или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа. И, если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден» (Грани Агни Йоги. 1970 г. § 575).

 

*   *   *

 

«Человеческий аппарат есть конденсатор, трансформатор и аккумулятор невидимых огненных энергий. Зажженные центры его – суть колодцы пространственных лучей, а кристаллы психической энергии, в его организме накопляемые, есть мощь энергии, собранной в сияющее Сокровище Камня. Потому и назван человек носителем Камня. Алатырь ему имя – высшее сокровище, которым может владеть человек. Миллионы лет существования – и вот, наконец, достигается ступень, когда внутри человека совершается великий, чудесный, таинственный и невидимый процесс: в зерне духа его, в сердце, владыке трёх миров, начинает кристаллизоваться сгущенный Свет, приобретая очертания явно видимого кристалла. Сгущенный, кристаллизованный Свет, как драгоценный камень, начинает светиться и сиять в груди человека» (Грани Агни Йоги. 1953 г. § 70).

 

Башкова Н.В., http://etikavomne.narod.ru, santamig@mail.ru, http://etikavomne.agni-age.net/u/

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: