warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В этом номере «Дельфиса» о времени размышляют не только ученые, в частности профессор А.Д.Арманд в материале от редакции, но и представители мира искусства — актер Петр Федоров и пианистка Наталья Гаврилова. Они — постоянные авторы нашего журнала и, судя по Вашим письмам, дорогие читатели, любимые Вами авторы. Их эссе были написаны не по заказу редакции, а по велению души. Узнав о готовящемся номере, посвященном Времени, они вспомнили, что в их личных «архивах» есть что-то. Люди творческие всегда мыслят шире круга задач своего ремесла, каким бы возвышенным оно ни было. И «стрела времени» поразила и их творческое воображение. Оба автора вводят Вас в рассуждения о Времени постепенно — с нарастающей сложностью доводов и как бы подготавливают к восприятию конкретных выводов в статье А.В.Борисовой и Д.Д.Радунского в «Гранях науки», где речь идет о Н.А.Козыреве (см.с.76), прозревшем будущее представление о Времени, опередившем научную мысль сегодняшнего дня.

Простые парадоксы времени

Федоров П.Е., кандидат искусствоведения

Человек живет во времени... Но как рыба не замечает той воды, в которой она плавает, так и человек в житейском круговороте не ощущает ежесекундного течения времени. Нет, конечно же, каждый знает, что время безвозвратно куда-то утекает, но мало кто задумывается, куда же оно на самом деле течет. Мы замечаем лишь перемену времен года — вчера была зима, а сегодня уже лето — или скачущие день-ночь, а еще — детей, собак и кошек соседей и знакомых: на днях у них появился щенок, и вот уже хозяин вышагивает со здоровенной псиной; дочка друга только намедни пошла в первый класс, а нынче гуляет с колясочкой, и в колясочке — карапуз! Тут мы обычно всплескиваем руками — «Господи, как же времято летит!» ...

 

Простые парадоксы времени

Рисунок С.Турий

 

Рыба, наверное, тоже иногда замечает воду — когда ее из воды вытаскивают; вдруг чего-то не хватило и все — время кончилось! Человек не чувствует воздуха, которым дышит; он обращает на него внимание, лишь когда попадает из города в деревню и наоборот — действует контраст. Так и со временем — этим воздухом человеческой жизни. Можно представить себе, как дышит человек в ограниченном, замкнутом пространстве — кончился кислород, и жизнь ушла; время вышло, и бытие оборвалось, остановились кем-то когда-то заведенные часы — просто вдруг кончился завод...

Итак, воздух, которым дышим, мы чувствуем лишь на контрасте. Так и со временем. Бывают такие моменты, которые вырывают нас из привычного круга жизни. Что-то случается с вашими близкими, и ожидание тянется вечность. Здесь время замедляет свой ход. Или внезапно вы оступились и падаете на землю, с удивлением замечая, что земля приближается медленно-медленно, и вы успеваете поразмыслить о том и о сем до того момента, как шлепаетесь на асфальт.

Время в нашем сознании может замедлить свой бег, а может ускорить — все зависит от внутреннего ритма души... И здесь мы приходим к важному выводу: время как категория внешняя, навязанная кем-то извне — природой, обществом, историей, — вдруг окажется подозрительно связанным с нашим внутренним миром, сознанием, Эго. Извне оно перетечет вовнутрь, и скорость его течения будет зависеть от состояния нашего «Я». Можно представить себе время, как некую линию, чья протяженность — из прошлого в будущее, и перемещающуюся точку на нем — сознание человека, самостоятельно избирающего скорость движения по оси.

У времени множество парадоксов, приготовленных для того, кто движется по этой удивительной дороге жизни. В детстве ребенок воспринимает все в замедленном ритме. Сознание его жадно ловит каждую деталь бытия, и день длится бесконечно долго. В юности пытливость сознания начинает ослабевать, появляется необходимость участвовать в общественной жизни, потреблять информацию внешнего толка — и вот результат: дни становятся все короче. Пролетают мимо недели, затем месяцы, годы... Приходит зрелость, ответственность, заботы — круговерть житейская. И только к концу жизни снова время замедлит свой бег — один год может показаться вечностью...

Можно вывести парадоксальную формулу: обратную зависимость скорости времени от углубления сознания человека внутрь себя. Чем больше духовное сосредоточение, тем медленнее осознается течение времени. И наоборот, чем ближе к поверхности сознания, чем экстенсивнее внешняя жизнь человека, тем быстрее бежит для него время.

Вот и техника медитации — попытка погружения в себя — способ приостановления течения времени. А разворот к общественной и активной внешней жизни — возможность ускорить вращение колеса. Поэтому у современного человека возникает ощущение ускорения мировой истерии — общественное сознание выплескивается вовне — достижения техники, возможности потребления, активность политики, мощь средств массовой информации, скорость перемещения в пространстве на новейших транспортных средствах... Но как противовес — углубление одиночества человека, его ранимость и интравертность, его уход внутрь себя, где для него в его собственном мире можно остановить эту гонку времен. Человек способен изъять себя из истории, из общественной жизни, из внешней среды — пусть ненадолго, и в глубине твоего «Я» прикоснуться к вечности, в которой нет линейного времени. Не случайно Н.А.Бердяев, размышляя о судьбах человеческой истории, писал, что история - это дурная бесконечность, если не предполагается в конце ее выхода из линейного времени в вечность. Бердяев считал, что эон мировой истории стареет, что мы стоим на пороге Новой Эпохи, Эпохи Духа, которая разорвет замкнутый крут исторического процесса, и человечество войдет в вечность.

Как здесь не вспомнить знаменитую символику Знамени Мира, расшифрованную Н.К.Рерихом как Прошлое, Настоящее и Будущее в круге Вечности. Снова парадокс: для человеческого сознания время линейно, оно движется неминуемо из прошлого в будущее, и мы всегда скользим в зыбком, сиюминутном «сейчас». Однако течение линейного времени имеет характер круговорота: день - ночь, весна — лето — осень — зима и т.д. Более широкий круг времени для человека рисует восточная философия — реинкарнация являет собой определенный цикл: рождение — смерть — рождение... Буддизм ведет своего адепта в Нирвану, пытаясь разомкнуть это временное кольцо перевоплощений, туда, где нет линейного времени, — в вечность.

Последователи Дзена по-своему решают эту проблему, утверждая, что есть лишь настоящее, прошлого и будущего же просто не существует. Перестроив свое сознание, человек уже при жизни выходит из течения времени: тело его подвержено изменениям, дух же достиг освобождения. Вспомним знаменитую дзеновскую формулу «Ты уже прибыл».

Символика Знамени Мира приводит к мысли, что вечность не знает деления времени; там одновременно сосуществуют прошлое, настоящее и будущее, сходящиеся воедино, и лишь сознание человеческое постигает себя во времени, отправляя себя самого из «вчера» через «сегодня» в «завтра».

Интересно, что о.Павел Флоренский полагал, что сознание человека живет в перекрестье двух потоков времени; наяву время для нас движется из прошлого в будущее, но во сне оно течет вспять, чем объясняются загадки сновидений, когда, например, весьма протяженный и насыщенный всякими приключениями сон заканчивается чудовищным взрывом, плавно переходящим в пробуждающий звон будильника, — время во сне двигалось в обратном направлении, из будущего в прошлое. И снова парадоксальное явление: в считанные мгновения сон укладывает множество разнообразных событий, воспринимаемых спящим как бы в реальном времени.

У времени, в котором мы живем и которого, по большей части, не замечаем, много загадок и тайн. Бытует мнение, что перед смертью человек в одно мгновение переживает вновь всю свою жизнь. А не есть ли в таком случае вся наша долгая жизнь лишь затянувшимся мгновением между рождением и уходом, мигом, который наше сознание раскручивает для себя самого и постигает в виде увлекательной «книги бытия», прочитанной им самим на гребне застывшей волны времени?...

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: