warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Права наших детей

Права наших детей

Жизнь проходит на видимом и невидимом планах Бытия. Наблюдающиеся сегодня нестабильность в обществе, развал экономики, падение нравственности, распад семьи и многое другое — все это на физическом плане. Но параллельно, в то же самое время, идет работа, как бы невидимая, по консолидации умных, неравнодушных людей, устремленных в будущее, в течение многих десятков лет закладывающих фундамент новой жизни.

20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Готовился этот документ в течение одиннадцати лет. В подготовительной работе принимало участие много стран, и каждая страна вложила немало усилий в общее дело. Вдохновителем этой огромной работы был тогдашний Председатель Верховного Суда Польши юрист Адам Лопатка.

Цивилизованное человечество постепенно подходило к этому событию. Еще в 1924 году в рамках Лиги Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, в 1928 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, а затем в 1959 году появилась Декларация прав ребенка и следующий документ — Конвенция о правах ребенка. Как юридический документ, она развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Конвенция ООН о правах ребенка — исторический и великий для цивилизованного человека документ. В нем отражены разнообразные аспекты жизни ребенка: социально-нравственный, правовой и педагогический.

Признавая ребенка частью человечества, конвенция подчеркивает приоритет интересов детей над интересами общества (взрослых) и утверждает необходимость их соблюдения со стороны государства и общества. Это заставляет государственные структуры и общественные организации сконцентрировать внимание на всестороннем образовании детей, на их культурном и нравственном воспитании, а также на здоровье. В Конвенции утверждается примат общече

ловеческих ценностей и гармонического развития личности. Этим утверждением открываются широкие возможности для воспитания детей па традициях национальной и мировой культуры, а необходимость гармоничного развития личности будет ориентировать ее на поиски смысла бытия не только в материальной стороне жизни, но развивать именно духовную сущность человека.

Конвенция как правовой документ высокого международного статуса защищает права ребенка, подчеркивая высокие требования и спрос за выполнение государствами провозглашенных прав. Она считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом.

Поднимается роль семьи. Семья несет основную ответственность за детей. В семье начинается приобщение детей к культуре, ценностям и нормам общества. Дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Необходимо воспитывать уважение к закону, к правам других людей, каждого человека. Усилия родителей должны поддерживаться всеми учреждениями общества.

30 сентября 1990 года, вскоре после принятия Конвенции о правах ребенка, в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей.

Более 70 глав государств и правительств мира, 80 министров, а также постоянные представители стран в ООН, посланцы мировой общественности собрались для подписания еще двух документов, касающихся детей. Речь идет о Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также о Плане действий по ее осуществлению в 90-е годы.

Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится, что многие дети во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию: дети страдают от нищеты, болезней, жестокости, насилия и отсутствия образования. Чтобы решать эти проблемы, участники встречи договорились объединить свои возможности — средства и знания — для защиты детей, облегчения их страданий и содействия всестороннему развитию их человеческого потенциала. План действий направлен на осуществление Всемирной Декларации. Предполагается, что он станет руководством для национальных правительств.

Огромная работа международного сообщества, начиная с 1924 года и по сегодняшний день, свидетельствует о титаническом усилии прогрессивно мыслящих людей направить жизнь стран всей Планеты на улучшение, ибо, как подчеркивается в Плане, «поскольку сегодняшние дети — это граждане завтрашнего мира, их выживание, защита и развитие являются непременным условием развития человечества в будущем».

Изменение жизни к лучшему в нашей стране будет зависеть от того, как реализуются Конвенция о правах ребенка и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Выполнение Конвенции и Декларации зависит от того, насколько организация работы по их выполнению будет соответствовать духу документов. Возникновение противоречий между заложенными в Конвенции, как юридическом документе, правами и их реализацией зависит от состояния сознания тех конкретных людей, которые в той или иной степени эти права будут реализовывать. Речь идет о родителях, учителях, воспитателях, чиновниках государственного аппарата и общественных деятелях. Ведь ребенка формирует семья, школа, детские учреждения, радио, телевидение, кино, театр, библиотеки и др. Отсюда следует, что без согласованности позиций и действий учреждений, влияющих на ребенка, невозможно добиться желаемых результатов. Например, семья. Необходимо ответить на вопрос: «Какое учреждение или какая общественная структура задает тон, т.е. кто определяет приоритет интересов ребенка над интересами родителей, в чем конкретном они выражаются?» Кто скажет: «Соблюден ли приоритет?» И кто даст экспертную оценку? Еще пример — библиотеки. Они имеют большое значение в самоусовершенствовании и самообразовании ребенка.

Права наших детей

Постепенное принижение роли библиотек, которое выразилось в том, что многие уже ликвидированы, является показателем пренебрежения властей к образованию и воспитанию, т. е. к духовной сфере жизни общества. Без восстановления роли библиотек как очагов культуры и сокровищ мировых знаний обществу трудно выполнить задачу воспитания ребенка на общечеловеческих ценностях.

Одновременно необходимо поднимать вопрос о нравственной ответственности тех, кто общается с ребенком. Не говоря о значении нравственности, не поднимая вопроса о нравственных нормах поведения и следование им в жизни, нам трудно создать благоприятные условия для детей. Мир взрослых ответственен перед миром детей. Наша ответственность — в строгом контроле наших мыслей, чувств и поступков.

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, 1 июня 1992 года был издан Указ президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Несмотря на то, что Конвенция и Всемирная Декларация юридически вошли в жизнь нашего общества, фактические результаты неощутимы. Не меняется отношение к детям ни в одной сфере жизни. Это происходит в силу слабой информированности: нет передач об этих документах ни по радио, ни по телевидению, почти не обсуждаются они среди педагогов и в сфере культуры. Безусловно, одним государственным чиновникам не осилить реализацию этих документов в полной мере. Успех дела зависит от общественного движения.

Все общество и особенно те, кто ответственен за воспитание детей и работает с ними, должны осознать необходимость концентрации своих усилий на претворении в жизнь высоких принципов защиты, образования и воспитания детей.

Журнал «Дельфис» планирует из номера в номер рассказывать о том, как реализуются положения Конвенции и Всемирной Декларации у нас в стране и за рубежом. Мы приглашаем всех, у кого накоплен интересный педагогический опыт, поделиться им на страницах нашего журнала.
 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: