warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Проанализированы особенности смены технологического уклада в ХХI веке. Показана нелинейность этого процесса, приводится аргументированное доказательство невозможности правильного решения этой задачи без использования метанауки. Новым укладом должен стать не технический, а организационно-этический. Анализ проведён на примере цикличности истории и технологических укладов цивилизации, синтетично совмещаются волны Кондратьева, циклы Шумпетера и Жюгляра с циклами метанауки.

Особенности смены технологического уклада в XXI веке

Джура С.Г., кандидат технических наук
Левшов А.В., профессор, кандидат технических наук
Чурсинов В.И., кандидат технических наук

В Космосе Циклы имеют свои определённые значения. Можно проследить, как сущность утверждается различными энергиями, которые предопределяют целые эпохи. Можно отметить, как каждый Цикл особенно выражает и выявляет сущность космических устремлений. Но над всеми Циклами есть единое Космическое Право, которое напрягается всеми энергиями Мира. Так всё строение Космоса ведёт к тому принципу, который заложен в Бытии. Утвердим Цикл Циклов и то, что предназначено, свершится. В Космическом Бою закаляется великое завершение. В Космическом Бою закаляется каждый закон, но великое Огненное Право насыщается космическим напряжением. Так Цикл Циклов является победою Космоса.

Мир Огненный, ч.3, §199

Введение

Авторы полностью разделяют постановку задачи конференции о том, что продуманный и выверенный синтез прошлых и настоящих знаний о мире даст свои плоды на ниве человеческой эволюции, проходящей сегодня свой очередной и сложнейший экзамен для выхода на необходимый этап ДУХОВНОГО развития. Рассматривать эти сложнейшие процессы будем на примере циклов цивилизации. Здесь определяющим для нас является следующее высказывание Н.К. Рериха: «Итак, опустимся теперь с высот духа в материю человеческой жизни, сойдём с Башен Культуры в долину цивилизации, чтобы ещё раз осознать, сколь велика разница между этими двумя понятиями. Цивилизация, как утверждают Учителя, есть обустройство жизни, связанное с тем рукотворчеством, которое является главной формой деятельности материи в нашем плотном мире. В течение истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся, в первую очередь, уровнем взаимодействия с Культурой. Ибо сама цивилизация возникает на энергетическом поле Культуры. Процесс этот ещё не изучен, так же как ещё не осмыслен характер самой Культуры. Можно только сказать, что во многих случаях ранние цивилизации, самые древ­ние из них, создавались и развивались вместе с Культурой и ак­тивно взаимодействовали с этой Культурой. Особенности этого взаимодействия определяли уровень дифференциации Культуры и цивилизации, степень их взаимопроникновения и весомость доми­нанты каждой из этих категорий. На ранних этапах цивилизация являлась как бы оправой драгоценного камня Культуры, и соответ­ствие этой оправы самому камню или степень их гармонии определяли качество того или иного этапа человеческой истории, его духовность и культурность. Иногда оправа изнашивалась, разруша­лась в силу разных обстоятельств, и тогда сам камень отдавался во власть стихий, часто низких. Иногда цивилизация в большей или меньшей степени отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от неё. Полный отход цивили­зации от Культуры является особенностью лишь XX века, века, стоящего на пороге новых эволюционных изменений в жизни Пла­неты. Представляя, в отличие от Культуры, смертную преходя­щую материю человеческой жизни, цивилизации приходили и ухо­дили, возникали и разрушались, в то время как вечный дух Куль­туры, носителем которой являлось человечество в целом, оставал­ся, проходя свои циклы развития через многие поколения, укреп­ляя их дух и расширяя энергетические возможности их дальнейшей эволюции» [1]. Постараемся рассмотреть эти циклы и проложить мостик между традиционной классической наукой и метанаукой (вершиной Культуры, куда на этом этапе развития общества входит Агни Йога, Теософия и Учение Храма [2]).

Известно, что основной задачей науки является прогностическая функция, то есть предсказание того, что будет. Этим же занимались и древние науки (астрология, метафизика и т.д.). Каждый уважающий себя учёный знает границы своей компетентности, то есть имеется известный горизонт прогноза для науки традиционной (например, прогноз погоды на месяц и более невозможен традиционными методами). Мы понимаем, что возможности классической науки ограничены. Вот что пишет российский учёный-энциклопедист Л.В. Лесков: «Во-первых, учёным не удалось предсказать ни одного крупного поворота мировой истории в ХХ веке. Во-вторых, к концу века в некоторых странах, например, в России, резко возросло число стратегических системных просчётов, плата за которые оказалась непомерно велика. Учёным не удалось заблаговременно предоставить лицам, принимающим решения, достаточно убедительные доказательства ошибочности этих стратегических решений» [3]. Более того, количество Нобелевских лауреатов в области экономики больше других, однако и проблем больше всего именно в экономике… Таким образом обозначаем проблему: недостаточная эффективность прогностического аппарата классической науки.

А прогноз нужен на как можно больший период, ибо, чем больший отрезок времени будет введён в научный прогноз — тем точнее он будет. Эту нетривиальную мысль высказал В.В. Пак, имя которого носит кафедра высшей математики Донецкого национального технического университета [4]. Именно В.В. Пак привёл варианты прогноза — короткий и длинный — и убедительно показал преимущества длинного (см. рис.1). А поскольку классическая наука исчисляется сотнями лет, а метанаука сотнями тысяч, поэтому есть достаточно веские основания изучать данные именно метанауки и синтезировать их с данными классической науки, что мы и постараемся сделать в этой работе на примере экономических циклов и на примере смены технологических укладов человечества.

 

Рис.1. Короткий (2) и длинный (3) прогнозы, направление движения (1)

 

Задачей статьи

является попытка вписать современные волны Кондратьева (малые и большие), а также циклы Шумпетера и Жюгляра в гностические циклы метанауки (Веды, Тайная Доктрина) и попытаться сделать прогноз очередной смены технологического уклада жизни человечества, определить его характер, и тем самым, попытаться найти выход из системного кризиса. Ибо, предупреждён — значит вооружён.

Циклы классической науки

В середине 1920-х годов русский экономист Николай Кондратьев (1892-1938 гг.), выдвинул теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40-60 лет. Кондратьев имел предшественников (X. Кларк, Б. Джевонс, А. Гельфанд и многие другие), угадавших существование большого цикла в экономике и пытавшихся его объяснить, но принципиальное продвижение в исследованиях началось только после его основополагающей работы «Большие циклы конъюнктуры», изданной в Москве в 1928 году. Однако, дальнейшие его исследования были прерваны. 19 апреля 1928 года, Кондратьев был отстранён от должности директора института конъюнктуры, в 1930 году репрессирован по «делу Трудовой крестьянской партии», а в январе 1932 года заключён в концлагерь. 17 сентября 1938 года расстрелян. И в тюрьме он продолжал работать, получая новые результаты, которые были получены другими исследователями десятилетия спустя.

В своей основной работе Кондратьев проанализировал некоторые макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 годы (более полной статистики на тот момент не было). Построив и сгладив графики, устранив краткосрочные колебания, он обнаружил, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873, а минимумы — в 1845 и 1896 гг. Кроме того, во время подъёма длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и в мировое разделение труда. На основании этих наблюдений Кондратьев сделал долгосрочный прогноз до 2010 года, предсказав, в частности, Великую депрессию 1930-х годов.

Выдающийся австро-американский учёный Йозеф Алоиз Шумпетер, создал "инновационную теорию предпринимательства", на основе которой уже в 30-е годы развил "кондратьевскую циклическую парадигму" в направлении инновационной концепции "длинных волн", изложенную в фундаментальном двухтомнике "Деловые циклы", который вышел в свет в 1939 г. Центральную роль в теории Шумпетера сыграла инновация. Он охарактеризовал её, «как установление новой производственной функции» [5]. Это может быть производство нового товара, внедрение новых форм организации, таких, например, как слияние, открытие нового рынка и т.п. Инновация отличается от изобретения (новации), которое предшествует инновации. Все циклы генерируются инновациями. Инновация (нововведение) — конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого эффекта. Здесь интересен тот факт, что «инновация» с точки зрения метазнания, это связь с Высшим (Учителем), которая по мере освоения метазнания и расширения сознания неизбежно будет усиливаться.

.

 

Рис. 2. Экономические циклы как процесс самокопирования сети человека 1847-1891 гг.

 

 

Рис. 3. Циклы сети человека и волны Кондратьева.

 

В рамках классической науки отсутствует общепринятая теория или концепция, которая способна объяснить указанные циклы и волны развития человеческой истории. Возможно, что данная статья укажет направления в разрешении этой проблемы. Процесс понимания, а далее и постижения каждого из этих циклов будет общим и будет состоять из нескольких общих этапов.

  • Признание пришло, явление считается сложным, причина, призванная его объяснить, не единственная. Появляется множество конкурирующих, порой взаимно исключающих теорий.

· Переход к синтетической теории (высшим уровнем синтеза является метазнание).

· Осознание тщетности всех попыток, в том числе традиционного синтеза, понять истинную природу явления.

· Принятие финализма.

· Явление либо полностью не признается официальной наукой, либо находится в стадии признания [5]

Видимо, это не так. Вот футурологический, а отчасти и фантастический прогноз по вопросу цикличности на ближайшие тысячелетия. После старта сети пятого ранга ("post homo"), новая постоянная цикла, задающая длительность исторических и экономических циклов, составит всего 4,77 часа. Этот интервал времени так мал, а связанный с ним прирост численности столь ничтожен, что ни о какой цикличности не может быть и речи. Как будет показано далее, "post homo", этот "золотой век" бескризисного развития, будет длиться четверть миллиона лет, а численность народонаселения за это время возрастёт всего на треть. И лишь после неолита "post homo" снова появится цикличность развития. Для киборга, который "наследует" сознание человека, пять часов времени будут, видимо, столь же значимы, как для человека сорок лет [5]. Обратимся за поиском ответа к метазнанию.

Е.П. Блаватская пишет: «Будем ли мы придерживаться метода Аристотеля или метода Платона — мы не должны прекращать исследований; но это факт, что древние астрологи претендовали на полное понимание внешней и внутренней природы человека. Несмотря на поверхностные гипотезы геологов, мы начинаем почти ежедневно получать доказательства, подтверждающие утверждения этих древних философов.

Они делили бесконечные периоды человеческого существования на циклы, в течение которых человечество постепенно доходило до кульминационного пункта высочайшей цивилизации и затем постепенно опускалось в отвратительное варварство» [6].

И в «Тайной Доктрине» сказано: «Так проходят циклы семеричной эволюции в Семеричной Природе; природе духовной или божественной; психической или полубожественной; рассудочной, страстной, инстинктивной или познавательной, полуматериальной; и чисто материальной или физической природы. Все они развиваются и прогрессируют циклами, переходя из одного в другой, следуя двоякому процессу, центробежному и центростремительному, единые в своей ультимативной сущности, семеричные в своих аспектах. Конечно, низшая та, которая зависит и подлежит нашим пяти физическим чувствам, которых в действительности семь, как будет это показано в дальнейшем, на основании авторитета древнейших Упанишад. Всё это приложимо как к индивидуальной, человеческой жизни, чувствующей сознательно, так и к животной или же растительной, каждая из этих жизней является микрокосмом своего высшего макрокосма, так и к Вселенной, проявляющейся периодически для совместного продвижения бесчисленных жизней, выдыханий Единой Жизни; чтобы путём, постоянного развертывания каждый космический атом в этой беспредельной Вселенной, прошёл бы через бесформенность и неосязаемость, через смешанные полуземные природы и до материи в полном зарождении, и затем, при каждом новом периоде, снова восходил бы выше, близясь к конечной цели; чтобы каждый атом, утверждаем мы, мог через личные индивидуальные достижения и усилия достичь плана, на котором он вновь становится Единым Безусловным ВСЕМ. Но между Альфою и Омегою проходит тяжкая «Тропа», окаймлённая терниями, которая сначала идёт вниз, а затем: Кружит, непрестанно восходя, Да, до самого конца...» [7]

Для большей ясности в подробностях даются следующие вычисления Рао Бахадур П. Сринивас Роу из «Theosophist'a» за Ноябрь, 1885.

 

 

ГОДЫ СМЕРТНЫХ

360 дней смертных составляют один

 год

Крита Юга содержит

1,728,000 лет

Трета Юга содержит

1,296,000 лет

Двапара Юга содержит

864,000 лет

Кали Юга содержит

432,000 лет

Совокупность всех четырёх указанных Юг составляет Маха-Югу

4,320,000 лет

Семьдесят одна таких Маха-Юг составляет период царствования одного Ману

306,720,000 лет

Царствование четырнадцати Ману охватывает продолжительность 994 Маха-Юг, что равняется

4,294,080,000 лет

Добавьте Сандхис, т. е., промежутки между царствованием каждого Ману, что будет отвечать шести Маха-Югам, равняющимся

25,920,000 лет

Итог этих царствований и междуцарствий четырнадцати Ману равняется 1,000 Маха-Югам, что составляет Кальпу, т. е. один День Брамы

4,320,000,000 лет

Так как Ночь Брамы одинаковой длительности, то Один День и Ночь Брамы будут содержать

8,640,000,000 лет

360 подобных дней и ночей составляют один Год Брамы, равняющийся

3,110,400,000,000 лет

100 подобных годов составляют полный период Века Брамы, т. е. Маха-Кальпу

311,040,000,000,000 лет

Итог этих царствований и междуцарствий четырнадцати Ману равняется 1,000 Маха-Югам, что составляет Кальпу, т. е. один День Брамы

4,320,000,000 лет

Так как Ночь Брамы одинаковой длительности, то Один День и Ночь Брамы будут содержать

8,640,000,000 лет

360 подобных дней и ночей составляют один Год Брамы, равняющийся

3,110,400,000,000 лет

100 подобных годов составляют полный период Века Брамы, т. е., Маха-Кальпу

311,040,000,000,000 лет

 

 

Таковы экзотерические цифры, принятые во всей Индии, и они довольно близко соответствуют цифрам Сокровенных Учений. Последние, кроме того, дополняют их подразделением на несколько Эзотерических Циклов, никогда не упоминаемых в общедоступных браминских писаниях — одно из которых, именно подразделение Юг на Расовые Циклы, приведено как пример в другом месте. Остальные, конечно, никогда не были опубликованы в их деталях. Тем не менее, они известны каждому «дважды-рождённому» (Двиджа или Посвящённому) брамину, также и Пураны содержат упоминание о некоторых из них в прикрытых выражениях, которые ни один из наших востоковедов ещё не пытался расшифровать, да и не смог бы, если бы даже захотел [7].

То есть циклы метанауки несоизмермо больше циклов классической науки и, следовательно, по В.В. Паку, более полезные и информативные. Вопрос: как совместить или как вписать классическую науку в метанауку? Ответ на этот вопрос наверняка нетривиален, и, более того, мы не знаем, входит ли он в эзотерическую часть, разрешён ли к оглашению — то есть открытое это знание или нет. Каждый читатель извлечёт из метазнания ровно столько, насколько он достоин получить, в этом, в частности, уникальность метазнания, криптографированного особым образом. Углубимся в циклы метанауки. Зрительно циклы эволюции можно представить так, как на рис.4.

 

Рис. 4. Циклы эволюции метазнания.

 

Некоторые намёки на поставленные вопросы касательно Циклов можно найти в «Инструкциях для учеников внутренней группы», собранных Е.П. Блаватской: «Существуют реальные и условные циклы времени. Каждый день проносит перед нашим сознанием события, происходившие в прошлом, так как в своем циклическом странствии мы проходим все по той же земле. Циклы измеряются сознанием человечества, а не Природой. Именно потому, что мы всё те же люди, что и в прошлые эпохи, эти события и происходят с нами» [8].

Из вышеприведённых рассуждений следует, что решение задач классической науки лежит в метанауке, что подтверждается философским принципом трансценденции (выхода за пределы), если не знаешь ответа на свой вопрос, то нужно выйти за пределы системы, по сути значение слова «мета-» и есть «выходящий за пределы». Но, тем не менее, нужно вписывать в почти точную концепцию традиционной науки эти метафизические истины. Большим знатоком метанауки и её самым авторитетным толкователем является Е.И. Рерих, которая по этому поводу писала: «Жизненные Циклы на Лунной Цепи, являющейся ниже Земной, воплотились на последней. Но есть несколько дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком приближаются к запрещённому пределу, чтобы быть вполне подробно обсуждены. Последнее слово Тайны раскрывается только Адептам, но можно указать, что наш спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеются Семь Земель, то также существуют Семь Лун, и лишь последняя из них видима; то же самое в отношении солнца, видимое тело которого называется Майей, отражением, так же как и человеческое тело! "Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек", — гласит оккультная догма» [9].

Но вернёмся к технологическим укладам, соответствующим циклам Кондратьева. Они изображены на рис.5.

 

 

Рис. 5. Технологические уклады

 

Более подробно циклы Кондратьева можно представить так, как на рис.6.

 

Рис. 6. Естественный цикл развития макротехнологий по Н.Д. Кондратьеву

 

То есть, если подробнее рассмотреть технологические уклады, то можно представить такой рисунок:

 

 

Рис. 7. Особенности технологических укладов

 

Как вписать эти циклы в метациклы мироздания? Намёк находим в «Разоблаченной Изиде», где описываются “колеса Иезекииля”: «Поэтому запомним: 1) что вселенная не есть спонтанное творение, а эволюция из предсуществовавшей материи; 2) что она является только одной из бесконечного ряда вселенных; 3) что вечность делится на великие циклы, во время каждого из которых с нашим миром происходит двенадцать преображений, следующих за его частичным разрушением огнём и водою поочередно. Так что, когда начинается новый меньший период, земля оказывается настолько изменившейся, даже геологически, что она практически представляет собою новый мир; 4) что в этих двенадцати преображениях земля после каждого преображения из первых шести становится грубее, и всё что на ней — включая и человека — становится более материальным, чем после предыдущего, тогда как после каждого из оставшихся шести происходит обратное — земля и человек становятся всё больше и больше утончёнными и духовными с каждым земным изменением; 5) что, когда достигнут конец цикла, наступает постепенное растворение, и каждая живая и объективная форма разрушается. Но когда эта точка достигнута, человечество уже способно жить как субъективно, так и объективно. И не только человечество, но также и животные, растения и каждый атом. По истечении времени отдыха, говорят буддисты, когда новый мир становится самообразовавшимся, астральные души животных и всех существ, за исключением тех, кто достигли высочайшей нирваны, возвратятся снова на землю, чтобы закончить свои циклы трансформацией и стать, в свою очередь, людьми» [6]. Таким образом, мы видим, что циклы идут не только на видимом плане, но и на 7 планах невидимого. То есть картина мира неизмеримо сложнее картины, принятой традиционной наукой. Получается, что нужно согласовать циклы невидимых миров с открытыми циклами видимых. Проблеме многомерности вселенной посвящено наше выступление на предыдущей конференции [10]. Грандиозность поставленной задачи ощутим, если сведём циклы метазнания для краткости в таблицу, где их можно представить как Дни Брахмы, и введём соответствие их годам людским.

 

Рис. 8. Дни и годы Брахмы

 

Правда, авторы этой статьи не являются научными специалистами ни в экономике, ни в метазнании и, казалось бы, не могут даже предметно рассуждать об этом, тем более профессионально ответить на поставленный вопрос. Но в этом смысле нам близка позиция профессора Санкт-Петербургского университета М.А. Басина, который в одной из своих книг, посвящённой эволюционным ритмам человечества написал: «Книга посвящена человечеству в целом — а для этого желательно, чтобы авторы были свободны от полных знаний в отдельном разделе науки о человеке и обществе — то есть они должны быть в какой-то степени дилетантами. Однако дилетантизм — это, возможно, желательное, но вовсе не достаточное условие для написания такой книги» [11]. То есть «дилетантизм» в каком-то вопросе может быть важным преимуществом, ибо в этом есть предпосылка (но не гарантия) незашоренности авторов и, следовательно, свежести их взгляда. А гарантией точности их выводов могут служить аналогии с метазнанием (полагаем, что в раскрытии этого тезиса и состоит, по большому счёту, смысл данной конференции). Примеров таких аналогий достаточно. Всё более обвешивая себя всевозможными приборами (гаджетами), человечество идёт в сторону от истинной эволюции, намеченной Высшими Силами, и незнание истинных циклов развития человечества, то есть «невежество» по Сократу, и есть главный источник всех бед.

Пути выхода из ситуации традиционным путём известны, но это, как говорится, от лукавого, ибо «земная мудрость — хула перед господом», и логика земного (дольнего) мира противоположна логике мира высшего (горнего). Каким путём следует идти? Ответ находим в «Гранях Агни Йоги»: «Скоро наука поставит человечество перед фактами внеплотной деятельности сознания и проявления его в тонком теле, и область незримого физическому глазу мира сделает доступной и зримой при помощи аппаратов. Но Наша цель — вооружить человека без всяких аппаратов. К чему аппаратура, когда все аппараты заключены в нём самом? Но не скоро она дойдёт до воспроизведения и дублирования функций некоторых центров, как дошла, например, она до фотоаппарата или телефона, скопировав структуру глаза и уха, но до многого всё же дойдёт. Только подумать, сколько чудесного заключено в человеке, например, центры и функции их. И сколько времени нужно утончённой и напряжённой работы, чтобы пробудить к жизни хотя бы один. Простым отрицанием можно убить и потушить огонь центра в самый момент его зарождения, если его не признать. Сколько зарождавшихся высших способностей у детей было убито их невежественными родителями. Ребёнок доверчиво говорит матери о том, что он видит и слышит, но получает в ответ: «Это тебе кажется, это фантазия, этому не верю». И даже ведут ребёнка к такому же невежественному врачу, который заливает бромом прозрения духа. Но скоро наука заставит поверить несомненному» [12]. Эти идеи метазнания подтверждаются современными исследованиями.

Тупиковость нынешней цивилизации налицо. Выход из тупика находим в «Космических легендах Востока»: «Духовное сознание отстало от физического знания. Этика утерялась среди нагромождений формул. Машины отвлекли человека от искусства мышления. Сейчас довольно роботов! Для равновесия Мира нужно сердце — в этом Указе находится спасение неотложное... В Новой Эре будет много таких людей, которые заменят собою самые сложные аппараты. Сейчас ещё изобретают роботов, но после механической горячки опять обратят внимание на силы человека, заключённые в нём самом. Человек постоянно опасался всего таинственного, забыв, что ключ от Сезама в нём самом” [13].

Получается, что, с точки зрения метазнания, человечество идёт не тем путём, и это подтверждается прогнозами компьютерщиков. Здесь акцент должен быть сделан не на технике, а на развитии внутренних способностей человека: «Владыки указуют основное направление эволюции и те линии, по которым должно идти развитие человека. И воля каждого принявшего это направление свободна избрать путь, духу созвучный. Направление эволюции — Беспредельность и Сферы дальних миров. Средства — пробуждение и возжжение центров человеческого микрокосма и утончение и усовершенствование человеческого аппарата. Цель — вооружить человека без единого аппарата, ибо вся аппаратура, более совершенная, чем любой механический аппарат, в своём потенциальном состоянии сосредоточена в нём. Осознание этого факта откроет новые пути исканий и возможности новых, изумительных достижений. Все изобретения и аппараты, созданные человеческим гением, нужны, но лишь до тех пор, пока его собственный аппарат не начал работать на полную силу. Что это значит, можно понять из того, что на дальних планетах высокой ступени нет заводов и фабрик и нет машин и никакой аппаратуры. Жизнь во всех её фазах регулируется творческой мыслью и энергией духа. Творя, создают всё, что необходимо иметь человеку для жизни». Без помощи свыше не пройти: «Без Учения не пройти, без Учения не пройти в будущее, и потому утверждение Учения является ближайшей задачей. Лучший путь утверждения Учения Жизни — личный пример. Не будут слова убеждающими, если не подтверждены личным примером, то есть если Учение не применено самим говорящим на практике в жизни» [12].

Как пишет современный учёный-энциклопедист Л.В. Лесков, «построение новой теории станет возможным только при условии выхода за рамки существующей научной парадигмы» [3]. Автор концепции парадигмы Т. Кун считает, что нормальная наука развивается таким образом, «будто бы природу пытаются «втиснуть» в парадигму, как в заранее заколоченную коробку... Явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Учёные в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими» [14]. В частности, именно так обстоит сегодня дело с парапсихологией и, можно сказать, с теоретической интерпретацией феномена сознания вообще. Выходом из этой ситуации, согласно Т. Куну, являются революционные изменения в парадигме, что изменяет и научный взгляд на мир. Весь вопрос, каким будет этот переход? Сделаем предположение, что отчасти он будет продолжаться как технологический, ибо человечество как велосипедист остановиться не может, хотя риски возрастают ибо лаг (лаг от англ. lag — «запаздывание», «задержка») между осмыслением новых технологий и введением этих технологий возрастает с каждым годом, и человечество представляет собой несущийся в никуда снаряд со всё возрастающей скоростью. Александр Никонов так и назвал свою книгу «Верхом на бомбе. Судьба планеты Земля и её обитателей». То есть, если не изменять мировоззрение, то человечеству уготован печальный конец. И есть несколько сценариев, они описаны, в частности, в  [15]. Это и киборгизация, если продолжать эти технологические уклады традиционным путём. И отчасти, видимо, так и будет идти, ибо защищать свою страну надо и неизбежно нужно развивать технологии. Но метазнание даёт иной путь: путь развития самого человека и технологий, заповеданных ему — это и технологии Джона Кили и Николы Теслы. Но они не востребованы человечеством, которое их не видит в упор. Примером может служить презентация в журнале «Дельфис» книги «Никола Тесла — человек ангел» [16].

Сколько на эту тему выступает Д.С. Стребков на всех мировых энергетических форумах [17]. Никакой реакции. Потому что мир слабо реагирует на инновации. Работает целая индустрия энергетики по привычным технологиям, и неизвестно куда её девать. Более подробно мы изложили это в книге «Этические алгоритмы мироздания», которую представляем на этой конференции [18].

Рамки конференции не позволяют в полной мере привести выкладки и изложить анализ литературы, но приведём хотя бы часть её [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30] и телеграфным стилем покажем на рисунках характерные особенности циклов традиционной науки.

 

 

Рис.9. Циклы Кондратьева для США и России.

 

Рис.10. Прогнозные циклы Кондратьева для России.

 

Рис. 11. Инновационные циклы Шумпетера.

 

Рис. 12. Кондратьевские волны, технологические уклады и теория производственных революций. (Л.Е.Гринин).

 

Выводы:

  1. Космическая эволюция имеет свои циклы и закономерности, которые проявляются во времени и в пространстве. На обозримом историческом отрезке именно XX век оказался тем переломным моментом, который предшествовал новому эволюционному витку в развитии человечества. Наступающие изменения ощущались во многих областях и прежде всего в науке и философии. В ХХI веке заканчивается метацикл Кали Юги и начинается цикл Сатья Юги, который накладывается на малый цикл Кондратьева с изменением технологического уклада жизни человечества.
  2. Из «Писем Махатм»: Существуют циклы в 7, 11, 21, 77, 107, 700, 11000, 21000 и т.д.; столько-то циклов образуют один большой и т.д. Ждите своего времени, книга записей ведётся хорошо. Только будьте настороже: Дуг-па и Гелуг-па (представители чёрной и белой магии) сражаются не только в одном Тибете, посмотрите на их мерзкую работу в Англии среди «оккультистов и провидцев»!
  3. Приведённые в статье выкладки и размышления подтверждают мысль А.В.Владимирова о том, что «на смену научно-технической революции должна прийти научно-духовная революция, освобождающая человечество от тотальной технократической зависимости, возвращающая человеку его истинное главенствующее место на планете и смысл человеческого бытия» [30]. Грядущий Союз России, Украины и Белоруссии (и не только, но это костяк — помним завет Святого Сергия) должен снять с науки атеистическую узду, открыть науке новые измерения, открыть в природе новые металлы и новую пространственную энергию. Россия (и Украина как её часть) должна явить новую одухотворённую культуру, новую всепобеждающую красоту, гармонию духовного и телесного. Россия должна явить союз религий на основе реальности и многогранности Надземного бытия, консолидировать на Иерархии духовную энергию человечества. Россия должна установить мост для конструктивного сотрудничества между человечеством и дальними мирами. Наконец, чтобы всё это чудо новых возможностей случилось, Россия должна стать ядром будущей планетарной Общины [30].
  4. Седьмым укладом должна стать мировая община, как заповедано в метазнании, и языком межнационального общения вместо английского должен стать русский. Это, в частности, подтверждает и тот факт, что в детских садах на Западе, если появляется один-два русскоязычных ребёнка, то очень быстро все дети начинают говорить на русском языке. Это общая тенденция.

dzhura@roerich.com

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: