warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

19 февраля 2002 года в Центральном доме журналиста состоялся организованный Фондом «Дельфис» вечер, посвящённый творчеству патриарха отечественной фантастики — Александра Петровича КАЗАНЦЕВА. Много добрых слов было произнесено о нём. О творчестве Казанцева говорили великие шахматисты — Василий Смыслов, Юрий Авербах, физик Владимир Алексеев, лидер «Космопоиска»1 Вадим Чернобров. Была и музыкальная программа — правнучка Александра Петровича, Елена Клёнова, исполняла вокальные произведения русских композиторов. Вечер проходил вскоре после юбилейного для Казанцева года, в сентябре ему исполнилось 95. Так кто же этот человек, автор более двадцати романов, ста шахматных этюдов, фортепьянного концерта и ещё многого, многого другого? Кто этот великий и великолепный Фантазёр? На этот вопрос мы в какой-то степени и постараемся ответить публикуемым материалом, который начнём с обращения Александра Петровича к читателям нашего журнала. Случилось так, что в дни, когда верстался этот номер, А.П.Казанцев на 97-м году ушёл из жизни. И эту публикацию мы посвящаем его памяти.

Обращение к читателям журнала «Дельфис»

Шамбала! Удивительная, сказочная страна среди Гималайских гор. С ней связаны множество легенд и подлинных наблюдений.

Великие мудрецы по горным тропам перенесли из Шамбалы людям мудрую игру тысячелетий — шахматы. Оттуда, с горных троп Гималаев, отличаясь смелой мудростью, направил послание на родину, патриотом которой неизменно оставался, Николай Константинович Рерих, не побоявшись неприязненного отношения к себе.

Синева рериховских картин смотрит на меня со стен его выставки, оставляя неизгладимое впечатление чего-то мудрого и загадочного.

Я вспоминаю мою встречу с ним в Нью-Йорке в 1939-м, на всемирной выставке «Мир завтра». Тогда я возглавлял промышленную часть советского павильона и увидел Н.К.Рериха в сопровождении толстого, с сигарой в зубах, американца.

— Мы осмотрели много павильонов. Под «Миром завтра» нам преподносили изделия, сделанные сегодня, которые завтра будут сбывать. Подлинный «Мир завтра», где государство заботится о гражданах, предоставляя им бесплатное и обязательное образование, лечение, жилье, о чём только мечтают американцы, показано лишь в этом павильоне, — сказал Николай Константинович.

Спутник Рериха выплюнул остаток сигары на мраморный пол:

— Мы с Вами знаем шахматы, мистер Рерих. Легче заматовать вражеского короля в центре доски единственной фигурой, чем попасть Америке в такое «завтра».

— Мне жаль талантливый американский парод, — ответил Рерих и, повернувшись ко мне, работнику павильона, спросил:

— Неужели у вас там так, как здесь на диорамах?

— Вы убедитесь в этом, вновь посетив Родину.

— Я так хочу пройти по нашим лесам, посидеть на берегу реки, шириной с морской пролив, проехать в санях, устланных соломой...

— О Вас на Родине складывают легенды. Будто первое место в мире по шахматам у нас из-за секрета, полученного Вами из космоса...

— Ну и ну! — покачал головой Рерих. — «Играй в шахматы». Вот и весь «секрет»!

— Скажите, Николай Константинович, Вы действительно бывали в закрытой для всех Шамбале?

В великом художнике и учёном проснулся поэт:

— Трудно ответить. Грани сказочной страны — это заоблачные, словно раскалённые хребты, откуда восходит светило. Это горные потоки, скачущие, как копи в пене во время гонок. Могучие водопады, срываясь в бездонные ущелья, фонтанами с искрами плавки разбрасывают снопы брызг. Лениво клубящиеся полупрозрачные чудовища на дне пропастей поглощают на всём скаку белопенные потоки гор. А мы, люди — дети космоса. У разных его миров должен существовать общий, понятный всем язык. И приобщая нас, одной ногой стоящих в тумане, к культуре Космоса, нам дарят волшебную игру ШАХМАТЫ. Ведь Шах — это мужское начало: отец семьи, племени, государства. Маты — символ всех матерей, родоначальниц народов.

— И кто же живёт там, в этой сказке? Есть там сказочные короли со своими ферзями, конями, слонами и пешками? — спросил я.

— Конечно есть, но лишь на шахматной доске. А живут там порядочные и культурные люди, давно пережившие нашу эпоху варварства. И тяготы руководства страной поручают только тем, кто отказывается от всяческих привилегий, отдаёт состояния в пользу народа и согласен с получением двух третей былого дохода. Пожелавший же жить лучше других или в ссоре с кем бы то ни было — изгоняется из страны. Побороться любят между собой, но больше за шахматной доской, наращивая не мускулы, а стойкость, упорство и изобретательность.

— Откуда же берутся такие люди-полубоги?

— Они — живые изваяния величайшего Скульптора Космоса — Воспитания, а шахматы — один из его инструментов.

Задача, поставленная американцем как неосуществимая, задела меня, шахматного композитора, за живое. И через много-много лет я осуществил эту задачу, посвятив свой шахматный этюд памяти Николая Рериха2.

Я рассказываю об этом читателям журнала «Дельфис», чтобы отметить, что самое неосуществимое бывает осуществимым, что самое непознаваемое может быть познано. Надеюсь, это привлечёт их к страницам журнала, с которых я передаю всем читателям свой сердечный привет.

 

Обращение к читателям журнала Дельфис

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: