warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В мире получено небывало большое количество изображений ярчайшей (по абсолютному блеску) кометы столетия — гигантской кометы Хейла-Боппа. На 71-й странице журнала помещена репродукция фотоснимка кометы, сделанного сотрудником Крымской лаборатории Государственного астрономического института МГУ ГЕННАДИЕМ БОРИСОВЫМ 10 апреля 1997 года. Тогда на небе сложилась уникальная ситуация: пять звезд лика «Медузы Горгоны» стали фоном для хвоста кометы.

О чем задумалась «медуза»

Якимова Н.Н., кандидат физико-математических наук

С детства полюбилась нам и запала в душу волшебная сказка о царе Салтане. Необычное путешествие царицы и ее сына в просмоленной бочке по волнам океана просматривается еще в греческом мифе о предке Геракла, тоже герое, — Персее, сыне аргосской царевны Данаи и Зевса: был он брошен с матерью в ящик в морские пучины. Одним из подвигов Персея стала победа над младшей из трех сестер-горгон, чудовищных порождений морских божеств. То была Медуза Горгона, чьи волосы — змеи, а взгляд зловещ и ужасен, превращает все в камни. Но смелый Персей отсек опасную голову, дав лишний повод людям увековечить себя созвездием неба.

 

О чем задумалась «медуза»

Рис. 1. Область пересечения на небе видимых путей комет Хиякутаке и Хейла-Боппа в районе Алголя

(с изображением Медузы Горгоны из атласа Гевелия)

 

В старинном звездном атласе Гевелия, выдающегося польского астронома XVII века, изображен Персей с отрубленной головой Медузы (рис. 1), чей правый глаз, вторая по яркости звезда в созвездии Персея (β Per), беспрестанно «подмигивает» переменностью блеска. Знали это еще в древности арабы, окрестив «шайтан»-звезду Алголем, ибо по-арабски Аль-Гуль — демон, дьявол, дух зла. Она первая наиболее яркая затменно-переменная двойная звезда, обнаруженная человеком (сейчас таких уже известно около двух тысяч). Главная звезда — очень горячий бело-голубой гигант, больше нашего Солнца в четыре раза; желтый спутник, иногда его затмевающий, чуть холоднее и меньше, лишь кажется темным. Это даже тройная звезда, так как есть и далекий малозаметный компонент с периодом обращения в 1,87 года (практически, как у Марса!). Система находится не на слишком большом расстоянии от Солнечной — 32 парсека, т.е. 104 световых года. Каждые 69 часов (столь часто!) блеск Алголя резко снижается в 2,5 раза, что длится всего четыре часа; минимальная же яркость — только 20 минут, после чего за пять часов блеск возрастает до первоначального.

Согласно астрологическим представлениям1 более темный компонент Алголя имеет «сатурнианскую» (негативную) природу; более светлый наделен «марсово-урановым» свойством. Если судить поданным статьи В.Г.Буданова (в нынешнем номере журнала), сочетание частот обращения вокруг Солнца для Марса и Урана соответствует «дьявольскому» диссонансу — тритону (7/5), подчеркивая специфическую рассогласованность упомянутой пары планет.

Астрологически в моменты затмений на Земле могут свершаться деструктивные действия, поэтому люди всегда боялись Алголя. Например, еще арабские военачальники заметили, что при завоевании земель нельзя в такие часы начинать решающие битвы. «Несмотря на существенное расстояние от эклиптики, влияние этой двойной звезды весьма сильно ощущается, и в большинстве случаев оно разрушительно. Коллективное сознание примитивных народов в целом склоняется к жестокости и насилию в те периоды, когда Алголь соединяется с Марсом или Сатурном2 .<...> Очень трудно уберечься от несчастных случаев и тяжелых повреждений, если Алголь соединяется с Солнцем, Луной или зловредными планетами».

Так, по-видимому, не случайно объединились на небе в который раз мифология, астрология и астрономия...

Комета Хейла-Боппа посетила окрестности Солнца в марте-апреле 1997 г. Ей предшествовала с ровно годичным интервалом другая яркая северная комета — Хиякутаке, обычная по размеру, но подошедшая к Земле раз в десять ближе кометы Хейла-Боппа. Их видимые маршруты на небе, понятно, где-то пересеклись — в некоторой точке X (рис. 2), имеющей координаты: α 45,4°; δ 39,8° (на 2000-й год); кстати, эти углы оказались чрезвычайно близки среднему острому углу «золотого» древовидного ветвления в 42,5°. Ситуация необычна тем, что, во-первых, прохождения обеими кометами этой точки на небе совпадают день в день, но с разницей четко в год (для Хиякутаке — 10,98.IV. 1996, для Хейла-Боппа — 10,24.IV. 1997), и, во-вторых, сама область прохождения принадлежит лику Медузы Горгоны! Первое обстоятельство отмечалось неоднократно.

Второе рассмотрим подробнее. Интересно уже то, что траектория кометы Хейла-Боппа по небосводу пролегла вдоль кромки Млечного Пути (южной), т.е. галактического экватора. Так уж ориентирована ее орбита в пространстве, будучи исключительно круто наклонена к эклиптике — на 89,5°, почти на 90°, чуть не переводя комету на режим движения, обратный общему в Солнечной системе, и в этом тоже ее особое отличие. Словно подчеркивая сей факт, как бы и не случайно, под тем же практически углом пересекает видимую трассу более ранней кометы Хиякутаке видимая траектория кометы Хейла-Боппа (см.рис. 2).

Перекрестье небесных путей двух странниц пришлось на верхнюю часть лика Медузы, причем в том месте, где в районе левого ее глаза расположена не слишком яркая звезда π Per (4,6 визуальных «звездных величин»), находящаяся совсем недалеко, примерно в полутора градусах дуги, от правого глаза печально знаменитого Алголя. Заметим, обычно правый глаз считается «отдающим», «посылающим» по сравнению с левым — «принимающим», «забирающим». Значит ли это, что, как в первый весенний приход, так и во второй, каждая из комет словно вычеркивала своей головой, закрывала от землян «π-глаз» Медузы, возможно, «вбирающий» особые космические излучения? А вот кончик носа Горгоны отмечен переменной (полуправильной) звездой р Per — вполне яркой (3,3 — 4,0 «зв. вел».), красной и «холодной»; ее период в 33÷35 суток — будто дыхание самой Медузы, сравнимое по длительности с периодом обращения приполярных областей солнечной поверхности, чуть большим нашего месяца.

Все подобные рассуждения могут, на первый взгляд, показаться просто забавной интеллектуальной игрой. Тем не менее продолжим ее.

На лике Медузы в атласе мы видим присутствие четырех наиболее ярких звезд (β, p, π, ω Per) из пяти на фотоснимке, ясно на нем различимых и обрисовывающих довольно правильный пентоид. Пятая, самая слабая звезда, — на пределе видимости (5,9 «зв. вел.»), красного цвета; она локализована на месте воображаемого, незримо присутствующего «третьего глаза» Горгоны, совсем рядом с которым комета Хиакутаке прошла 9 апреля 1996 года.

Столь точная, ровно в год, разница двух пролетов комет интересна тем, что оба раза фиксировались в пространстве два важных направления: Солнце — Земля (на 10 апреля) и Земля — примерно звезда π Per. Думается, указанная область левого глаза Медузы может нести специфически ценную для землян информацию, но все это требует дополнительного анализа. Сейчас лишь скажем: таких сопряжений бы не случилось, если бы совсем незадолго до первой даты (5.IV. 1996) комета Хейла-Боппа столь близко не прошла мимо гиганта Юпитера (0,77 а. е.), что резко изменило ее орбиту (такое часто бывает с кометами), сократив период обращения примерно с 4200 до 2500 лет. Будто Юпитер как рулевой направил комету именно к «лику Горгоны» на небе Земли, уже зачем-то прочеркнутому трассой кометы меньшей, предупреждающей.

Обратим теперь взоры на самые роскошные атрибуты комет — хвосты. Ведь чемпионом среди известных комет по небывало высокому содержанию пыли является как раз комета Хейла-Боппа. Представленное на стр. 71 изображение — редкостное свидетельство покрытия широким, загнутым пылевым хвостом злополучной звезды Алголь! Оно свершилось к концу все того же 10-го дня апреля; на исходе этих суток ядро кометы на небе подходило к линии, соединяющей две наиболее яркие звезды пентоида — переменные звезды β и р Per (см. рис. 2). Покрытие Алголя линейным узким газовым хвостом, начавшееся несколько раньше, случилось, вероятно, еще в середине означенного дня, а все таинство экранирования завершилось к первой трети 11-го апреля.

Какие же фазы изменения блеска демонстрировал в то время Алголь? На фотографии он весьма ярок. И в самом деле: с 9-го до 11-го фаза составляла величину 0,53 —0,88; значит, центральную звезду темный спутник не затмевал, и оба компонента посылали в сторону Земли свои потоки в полную мощь. Хвост же кометы сыграл роль поистине рыцарского забрала, точнее фильтра, возможно, не допустившего к нам весь разрушительный потенциал излучений затменно-двойной звезды, как бы исходивших из правого глаза Горгоны. Не повторила ли комета подвиг Персея — физически и оккультно, отведя от нас «рукавом» своего хвоста цепкий «глаз дьявола»?

 

О чем задумалась «медуза»

Рис. 2. Область пересечения на небе видимых путей комет Хиякутаке и

Хейла-Боппа в районе Алголя (с указанием времени пролета)

 

Послушаем мнение нашего консультанта А.В.Добряковой по поводу астрологической ситуации, сложившейся 10 апреля 1997 года (на 4,3 — 4,5 часа всемирного гринвичского времени): «Единственное важное обстоятельство касается того, что совсем молодая, растущая Луна3 находилась в конъюнкции с Алголем; значит, небесные окрестности звезды, включавшие тогда и комету(!), получили прямую энергетическую связь с тонкими планами нашего «подлунного» мира, оказывая наибольшее влияние на земной астральный план». Из-за того, что фаза колебаний блеска Алголя соответствовала максимуму, предполагаемая возникшая в то время специфическая связь Земли и кометы, вероятно, была усилена. Хвост же стал своеобразным двойным фильтром — что-то не пускающим и одновременно что-то пропускающим, сработавшим, кстати, накануне дня 12-го апреля — 40-й годовщины начала космической эры Земли...

Невольно возникает вопрос: выполнял ли аналогичную «фильтрующую» миссию, пусть более слабый и, возможно, иных свойств, хвост кометы 1996 года, после того как она проследовала мимо Алголя с севера на юг почти параллельно линии β-р Per (см. рис. 2)? Такая недолгая ситуация возникала 12 апреля, и, как 10 апреля 1997 г., Алголь не был в своей минимальной, особо «опасной», фазе блеска. Что касается астрологической обстановки на 11 апреля 1996 г., то сошлемся на замечание А.В.Добряковой: «Влияния Алголя и кометы не видятся особенными. Луна, двигаясь по началу знака Водолея, соединялась с Ураном, являясь проводником энергий новой эпохи, трансформаций, ориентированных на будущее».

А у нас «внизу» — своя земная небывальщина. Весной 96-го случилось столь буйное цветение сосны и ели, что на асфальте стало желто от пыльцы, потом уже в июле было несметное количество шишек и веселое цветение разнотравья повсюду в черте города. В марте 97-го на небе и земле все нацелено было на СЕВЕР, хотя в начале месяца — невиданная теплынь до полного таяния снега, чего в Москве не случалось более ста лет; но с середины марта, даже в самый день весеннего равноденствия и позже, — вновь плотное покрывало снега, как напоминание о севере, куда сразу после женского праздника устремило движение свое затмение Солнца, забросив тень от Луны к полюсу, Ледовитому океану; зато летом среднюю полосу охватила сушь — не до грибов, предвестников междоусобиц, и вволю было целебной ягоды-черники...

Так, скучать не пришлось задумчиво смотрящей с небес таинственной Медузе Горгоне.

Послесловие: творческая лаборатория «Дельфис» благодарит Геннадия Борисова за прекрасные фотографии кометы Хейла-Боппа, а также помощников из города Рязани за их неустанные поиски в «lnlernet»'e.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: