warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Мы уже знаем, что неопознанные летающие объекты (НЛО) – это самые различные природные явления; причём большую часть, если иметь в виду как правило неквалифицированные сообщения очевидцев, составляют артефакты – оптико-атмосферные эффекты, вызванные техногенными причинами. Важны и интересны те, что естественны, но совершенно неизвестны науке, не поняты ею. И в данном случае целесообразно обращаться к записям Е.И.Рерих (21 июня 1952 г.; Письма в Америку. В 3 т. Т. 3, 1948–1955 гг. М.: Сфера, 1996. С. 306), где как раз говорится о разнообразии подобных феноменов: о «летающих дисках» (или «блюдцах»), «ожерельях» и прочих «формациях», являющихся «пространственными образованиями, носящимися вокруг нашей Земли; обычно они не имеют доступа в ближайшие слои нашей атмосферы, ибо Земля имеет заградительную сеть», и действуют как совокупность «лучей» и «магнитных токов».

Воздействия земных энергий «оставляют бреши в заградительной сети. И неожиданные и часто нежелательные посетители начинают проникать в нашу сферу (на физический план. – Н.Я.) и сами уявляются на распадении (“ожерелье”) или на сгорании и столкновении с болидами», что порождает ядовитые газы, воздействующие на организмы обитателей планеты. Бреши в сети усиливаются из-за негативной деятельности людей – опытов с атомными бомбами и подобных вреднейших технических испытаний.

Что касается «ожерелий», то это, по словам Е.И.Рерих, результат «распадения миров», являвших собой единую систему («Цепь Глобусов») или долженствующих стать таковой. «Оформляющиеся пространственные тела, попадая через уявленную брешь в сферу с не соответствующими им вибрациями, конечно, распадаются и сгорают. Формации эти изменяются также в силу меньшей скорости, уявленной в нашей сфере (наверное, световой скорости. – Н.Я.), нежели скорость в пространствах за предельным кольцом» (по-видимому, имеется в виду скорость больше световой, выводящая за так называемый космологический горизонт событий. – Н.Я.).

Однако роль «дисков», согласно мнению Е.И.Рерих, уже иная: «…flying saucers (“летающие блюдца”. – Н.Я.) являются очистителями атмосферы, потому можно приветствовать их появления. Эти пространственные образования представляют собой конгломераты лучших тонких энергий, и потому они, истинно, очищают атмосферу от многих отравленных ингредиентов, наполняющих пространство вокруг нашей Земли. Раньше проявления их были много реже из-за токов, препятствующих их проникновению в нашу Солнечную систему и атмосферу» (9 мая 1950 г.; Е.И.Рерих. Письма в Америку. В 3 т. Т. 3, 1948–1955 гг. М.: Сфера, 1996. С. 156).

Кстати, известный учёный, представитель новой научной парадигмы, включающий в круг своих пристальных интересов и вышеприведённые сведения, почитатель наследия Е.П.Блаватской и Рерихов, доктор геолого-минералогических наук из г. Новосибирска А.Н.Дмитриев достаточно регулярно передаёт нам материалы, в частности, касающиеся обычно невидимых «магнитных тел в приземной атмосфере геоактивных зон», изучаемых и реально наблюдаемых на территории Горного Алтая («Дельфис» № 3/2005). Вообще тематика, связанная с исследованием такого многообразного явления, как «плазмоиды», находит ныне серьёзных исследователей; к их числу принадлежит и наш постоянный автор, кандидат технических наук, известный режиссёр-документалист В.Л.Правдивцев.

Совершенно особый случай – летательные аппараты Белого Братства, связанные с загадочной Шамбалой, свидетелями которых были Рерихи во время своей знаменитой многотрудной экспедиции по Центральной Азии. Речь идёт о появлении в небе сфероидального белого тела, о чём сказано в книге Н.К.Рериха «Алтай – Гималаи». Уточнения мы находим в подробных записях Е.И.Рерих из бесед с Учителем М. (5 авг. 1927 г.): «Наш (Белого Братства. – Ред.) летательный аппарат известил Таши-ламу о вашем приходе и  необходимости иметь для Монголии особого гэгэка (титул духовного лица в ламаизме. – Ред.). Все видели аппарат... Движется смешанной атомистической энергией... Шар несколько удлинённый. – Где спускается такой аппарат? – Ночью в горах. – Кто был в этом аппарате? – Д[жуал] К[ул], идёт как простой лама»…

Именно об этом уникальном наблюдении Рерихов и сопровождавших их экспедицию лам в районе области Кукунор начинает свой рассказ о появлениях в прошлом необычных НЛО на Востоке кандидат юридических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета Роман Владимирович НУТРИХИН.

Обращать внимание на подобные факты, как мы полагаем, – прямая обязанность современных учёных, если они продвигают науку в завтра, расширяя её горизонты… Не иначе как и сама наша Прародительница Вселенная устремляет в будущее свои Горизонты…

Н.Н.Якимова, кандидат физико-математических наук

«Летательные аппараты» в буддизме, или Что видела экспедиция Рериха в небе над Тибетом?

В богатой событиями Трансгималайской экспедиции Н.К.Рериха одно происшествие особо выделяется своей таинственностью и экстраординарностью. Великий художник и путешественник поведал о нём в своих экспедиционных дневниках, вышедших под заглавием «Алтай – Гималаи». В 1927 году на границе Монголии с Тибетом Рерих записал: «Пятое августа. Нечто очень замечательное. В десять с половиной утра над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый, сверкающий на солнце шаровидный аппарат. Семеро из лагеря наблюдали это необыкновенное явление. Направление – с северо-востока на юг. Энергия А. Брат Д.К. Замечательно!» [1]

Более подробно этот случай описан в дневнике экспедиционного доктора Константина Рябинина. 5 августа 1927 года он сделал следующую запись: «Около половины одиннадцатого утра мы заметили большого чёрного орла (коршуна – по др. источникам. – Ред.), пролетевшего [над нами] с запада на восток, – такой величины птицы здесь редки; вслед за этим мы обратили внимание, что бурят Цультим смотрит на северо-восток. Приблизившись к нему, мы заметили на очень большой высоте [гораздо выше этой птицы] ярко белевший объект, быстро и плавно двигавшийся в южном направлении хребта Гумбольта [неподалёку область Кукунор]. Успели принести три бинокля, и все присутствовавшие при этом семь человек внимательно наблюдали это явление. Хотя объект уже удалялся, в бинокль мы успели хорошо разглядеть его округлую, продолговатую форму, а также отметили наличие освещения с одной стороны; по словам наблюдавшего также Н.В. (Н.В.Кордашевский. – Ред.), объект, вначале постепенно удалявшийся, вдруг повернул под определённым углом и скрылся в южном направлении. Были высказаны предположения об аэростате, а среди бурят – о воздушном шаре, пущенном китайцами с “парами бензина”. Мы улыбались последнему предположению, так как ближайший пункт, откуда мог быть пущен шар, – это Сучжоу, находившийся на расстоянии шести дней пути, причём все эти дни, как и вообще во всё это время года, ветер был определённо западный.

Н.К. при этом вспомнил явление, наблюдавшееся в Санкт-Морице, свидетелем которого был также и я – тогдашний его спутник. В тот раз на безоблачном небе над отелем Suvretta Haus наблюдалось необычайно быстрое образование резко очерченного облачка, которое быстро начало вращаться и потом вдруг исчезло» [2].

На следующий день Рябинин записал в дневнике нетривиальное объяснение, которое оказалось едва ли не более загадочным, чем сам феномен: «С утра всем участникам Миссии стало известно, что замеченный нами вчера утром блестящий объект, двигавшийся на значительной высоте, был воздушным аппаратом Братства, возвращавшимся из-под Мукдена в Тибет после выполнения поручения к Таши-Ламе, которому, между прочим, было указано, что в Монголии должен быть особый гэгэн (титул духовного лица в ламаизме. – Ред.)» [3].

Это свидетельство членов Трансгималайской экспедиции Н.К.Рериха до сих пор считается одним из самых достоверных фактов наблюдения НЛО в традиционном ареале распространения буддизма. Между тем среди лам Тибета и их единоверцев в сопредельных странах Азии давно бытуют сказания о таких небесных «гостях».

Одним из наименее исследованных аспектов мифологии северного буддизма является представление о перемещении по воздуху при помощи летательных аппаратов, которыми в разных сказаниях пользуются некоторые божества (бодхисаттвы) и высокореализованные мастера-йогины (махасиддхи). В гораздо большей степени изучена похожая концепция, присутствующая в мифологии индуизма, где широко известны так называемые виманы – небесные колесницы, используемые для передвижения по небу ведийскими богами и эпическими героями.

 

Виманы – летающие колесницы в индийской мифологии

 

Виманы фигурируют в древнеиндийских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата», в «Шива-пуране» и других священных текстах индусов. В их религиозных трактатах, как отмечал советский санскритолог И.Д.Серебряков, «рассказывается о воздушных кораблях, движущихся с помощью механических двигателей и покрывающих большие расстояния с громадной скоростью. Они имеют круглую форму, подобны цветку лотоса, используются для разнообразных целей, в том числе, например, для переброски слонов» [4]. Обсуждению феномена виман посвящена обширная литература – в основном околонаучного и паранаучного характера, – чего нельзя сказать о проблеме летательных аппаратов в буддийских текстах, которая совершенно несправедливо обойдена вниманием как учёных, так и исследователей-энтузиастов данной темы.

Не так давно на русский язык был переведён тибетский эпос о Гесаре, царе Линга, в изложении известной путешественницы Александры Давид-Неэль и её приёмного сына ламы Йонгдена, собравших данный вариант эпоса в первой половине XX века в Восточном Тибете и представивших его европейской публике в своей литературной обработке. На страницах этого яркого произведения фигурирует немало перемещений по воздуху самыми разными способами. Особый интерес вызывает то, как летает основоположник тибетской ветви буддизма Гуру Падмасамбхава. Вот, например, описание его первого явления юному Гесару: «Падмасамбхава, свернув радугу в форме шатра, вошёл в него и спустился в нём туда, где жил юноша» [5]. После того как Гуру Ринпоче побеседовал с героем, он вернулся на небо тем же способом: «Падмасамбхава снова вошёл в свой чудесный шатёр и неспешно поднялся в нём на небеса. Несколько мгновений свет, окружавший его, был виден среди облаков, растворяясь по мере удаления шатра» [6].

 

Радужное тело Гуру Падмасамбхавы, буддийская тханка

 

В этом эпическом произведении Гуру Ринпоче передвигается по небу в «радужном шатре», то есть в летательном аппарате, напоминающем по форме юрту или кибитку. К слову, аэродинамические характеристики гипотетического устройства подобной формы вполне пригодны для полета, а сам «радужный шатёр» Падмасамбхавы напоминает «летающие тарелки», о которых так много говорят современные уфологи (приверженцы паранаучной системы знаний о неопознанных летающих объектах – НЛО).

С похожим упоминанием о летающем «радужном шатре» Александра Давид-Неэль ещё раз столкнулась в Китае, в буддийском монастыре Утайшаня, где процветал культ бодхисаттвы Манджушри (кит. –Джампалянг). Там о его явлении рассказывали следующую легенду: «Шатёр, сотканный из разноцветных лучей, опустился с небес на одну из вершин Утайшаня, и оттуда вышел юноша. На нём было белое одеяние, с которого свешивались, подобно украшениям, ленты всевозможных тонов… Жители деревни, заметившие пришельца, то и дело пытались к нему приблизиться, но он неизменно исчезал, как только они оказывались близко» [7].

Примечательно, что с появлением Джампалянга на горах Утайшаня в местной мифологии связываются появление буддизма в Китае и строительство там первых монастырей. Те же самые функции – то есть первая проповедь буддизма и закладка монастырей, но уже в Тибете – приписываются и Падмасамбхаве, который, как и Джампалянг, спускался с небес внутри «радужного шатра». Это характерное наблюдение могло бы заинтересовать сторонников «теории палеоконтакта» – гипотезы о том, что многими значительными достижениями древности, в том числе и в сфере религии, человечество обязано контактам с внеземными цивилизациями. Однако не станем пока делать столь смелых выводов из не слишком насыщенных информацией посылок, какими являются некоторые мифологические сюжеты.

Но весьма интересно их сопоставление с похожими мифами современности. Ведь спускающиеся с неба «радужные шатры» из азиатских сказаний, как уже говорилось выше, находят прямую аналогию в сегодняшних рассказах о «летающих тарелках», многие из которых, по рассказам свидетелей, тоже переливаются разноцветными огнями или испускают радужный свет. Исследователь этой проблематики Дональд Мензел так резюмировал данную особенность: «Из сообщений очевидцев следует, что летающие тарелки окрашены в различные цвета». Учёный, который объяснял феномен НЛО редкими явлениями в атмосфере, полагал, что «это, очевидно, происходит по той же причине, по какой и радуга кажется разноцветной» [8].

Можно дать несколько объяснений тому, почему и «летающие шатры» из буддийской мифологии, и «летающие тарелки» наших дней описываются как «радужные». Ответ на этот вопрос кроется в самой сути рассматриваемого феномена, которая современной науке, к сожалению, доподлинно неизвестна. Возможно, наблюдение НЛО и в древности, и сегодня действительно связано с каким-то редким атмосферным явлением, которое выражается в особом преломлении света и потому походит на радугу. Также вполне вероятно, что эти наблюдения могут быть обусловлены не столько внешними феноменами, сколько особенностями восприятия самих наблюдателей, у которых при определённых условиях могут быть задействованы сходные экстраординарные психические процессы, результатом чего на зрительном уровне становится «эффект радуги». (Примером тому могут служить повторяющиеся у разных людей однотипные зрительные галлюцинации, вызванные нетипичной работой мозга в результате кислородного голодания в условиях высокогорья). Это наиболее вероятные естественнонаучные объяснения радужного вида НЛО, что, впрочем, не исключает и других возможных теорий.

Заслуживает внимания само представление о летательных аппаратах как о «шатрах». Об устойчивости такой их формы в мифологии северного буддизма свидетельствует тибетская рукопись X века с текстом «Праджняпарамита-сутры», хранящаяся в одном из музеев Японии. Там изображены люди, поклоняющиеся Бодхисаттве, а над их головами – два летательных аппарата в форме «тарелок» или, если угодно, тех самых «шатров».

 

Дисковидные объекты из тибетского манускрипта X в. с текстом «Праджняпарамита-сутры»

 

Летающие объекты похожей формы упоминаются и в японских мифологических источниках. В повести «Пыльца японских абрикосов» сообщается, что зимой 1803 года недалеко от Токио один рыбак нашёл на берегу аппарат небывалого вида, который напоминал «котёл для варки риса» и был около 3,5 м в высоту и 5,5 м в диаметре. «Нижняя половина котла состояла из множества железных полос. Верх был окрашен в чёрный цвет и просмолён, он имел несколько стеклянных панелей и дверь» [9]. Внутри диковинного механизма находилась женщина необыкновенной красоты, которая прижимала к себе какую-то коробочку, не давая никому к ней приближаться и, по-видимому, охраняя её. Во втором томе написанных Кинрей-са «Анекдотов из кроличьего огорода» этот же случай проиллюстрирован характерной гравюрой, на которой «пришелица» изображена рядом со своей странной посудиной, напоминающей одновременно и «летающие тарелки» из современных сообщений, и «радужные шатры» Джампалянга и Падмасамбхавы.

 

Японское изображение загадочного объекта, найденного в 1803 г. близ Токио

 

Идея о частом появлении внеземных летательных аппаратов в Тибете и их связи с буддийским духовенством прочно вошла в современную массовую культуру. Этот мотив появляется в кинематографе – к примеру, в фильмах «Тесные контакты третьей степени» (реж. Стивен Спилберг, США, 1977) и «Спасение» (реж. Иван Вырыпаев, Россия, 2014). Эта концепция постоянно обыгрывается в широко распространённой литературе направления New Age, а также в книгах сегодняшних религиозных течений восточного толка.

Так, неоиндуистский гуру Махайог Сомнатх Гириджи (более известный как Пайлот Баба), будучи сам в прошлом лётчиком военно-воздушных сил Индии, утверждает, что в безлюдных местах Гималаев – в историческом ареале соприкосновения буддизма с индуизмом – такие инопланетные летающие объекты встречаются довольно часто и что управляющие ими гуманоиды иногда даже берут к себе на борт подвизавшихся в гималайских пещерах продвинутых йогинов, чтобы показать им космос и другие планеты [10].

Впрочем, в данном вопросе очень трудно полагаться на индуистские свидетельства без их тщательной проверки. В этом смысле показателен переведённый на русский язык трактат «Виманика-шастра» [11], который часто выдаётся за древнеиндийское сочинение, описывающее техническое устройство и принцип действия летательных аппаратов-виман. На поверку же оказывается, что этот опус был записан неким пандитом Субарайя Шастрой между 1900 и 1922 годами, тогда как подлинной древней рукописи этой якобы «тысячелетней книги» никто так и не предъявил. Потом утверждалось, что Субарайя получил сей трактат из «Тонкого Мира» путём ясновидения и записал его методом «автоматического письма». Вряд ли такой текст может быть вовлечён в привычный научный оборот, к тому же ни о какой его древности, в строгом смысле слова, нельзя говорить.

Сюда следует отнести книгу «Мой визит на Венеру» Лобсанга Рампы – популярного автора второй половины XX века, выдававшего себя за тибетского ламу. Книга начинается со слов: «Конечно же, летающие тарелки существуют. Я видел множество и в небе, и на земле. Я и сам разок путешествовал в одной из них. Тибет – самая подходящая страна для летающих тарелок, она находится вдали от суетного мира и населена людьми, ставящими религию и научные концепции выше материальных благ. На протяжении многих веков жители Тибета знали истину о летающих тарелках, понимали, зачем те существуют, как они работают и что за всем этим кроется» [12].

Далее следует подробное описание «путешествия» Рампы вместе с другими ламами и представителями внеземных цивилизаций в космическое пространство и на Венеру. Помимо нарочитой фантастичности повествования, которая уже сама по себе не позволяет относиться к нему сколько-нибудь серьёзно, большие вопросы вызывает сама личность автора, ибо, как потом оказалось, он был вовсе не тибетцем, а британским сантехником, скрывавшимся под экзотическим псевдонимом и написавшим серию литературных мистификаций.

Таким образом, мы очертили круг некоторых современных текстов, которые не отвечают критериям научной достоверности, но могут показаться привлекательными,  особенно молодым и не очень опытным энтузиастам, интересующимся НЛО в мифологии Востока. Тем не менее эта проблема существует и ждёт своего добросовестного исследователя.

Ещё одним аспектом буддийских мифологических представлений о летательных аппаратах являются широко известные тибетские пророчества о самолётах. О них писал Н.К.Рерих в своих очерках «Сердце Азии»: «В основных учениях Будды уже можно усмотреть намёки на будущие достижения человечества… Под символом летающих железных птиц можно понять аэропланы» [13].

В среде современных западных буддистов очень популярно пророчество Гуру Падмасамбхавы о том, что тибетский народ будет рассеян по всей земле, как муравьи, и Дхарма придёт в страны Запада, когда в небе будут летать железные птицы, а по земле поскачут кони на колёсах.

Этих «железных птиц» мы вновь находим в тибетском эпосе о Гесаре, царе Линга. Там рассказывается, как маленького Гесара хотел извести живший неподалёку колдун, который наслал на него таких птиц: «Вместо перьев они были покрыты тонкими лезвиями из железа и меди, которые, как и стальные клювы, сияли на солнце» [14]. Однако Гесар при помощи Падмасамбхавы поразил «железных птиц» особыми стрелами и вышел победителем из схватки. Эти мифологические мотивы возродились в сознании тибетцев уже в XX веке, когда они увидели самолёты в небе над собой и узнали в них тех самых «железных птиц» из своих древних сказаний, что, к великому сожалению, не сулило им ничего хорошего.

Тибетский эпос о Гесаре Лингском вообще чрезвычайно насыщен мифологическими концептами механистического характера. Судя по данному эпосу, тибетцы, не имевшие в реальности, как считается, никаких сложных технических приспособлений, в своих мифах постоянно грезили о механизмах и роботах. Будучи подмастерьем кузнеца, Гесар сделал из меди целую армию солдат в полный рост, которые могли «двигаться как живые и, объединившись в несколько групп, покинули дворец и разбрелись по площади у дворцовых стен» [15]. После другого своего подвига Гесар находит «железную корову, которая умела ходить, агатовую собаку, которая могла лаять, перламутровую блеющую овцу» [16]. Так что наш век робототехники и сложных движущихся механизмов предсказан в буддийском эпосе. Тибетцы если и не знали ничего такого в действительности, то, по крайней мере, страстно об этом мечтали.

Летательные аппараты – это реальность буддийских мифов. Их необходимо тщательно изучать как малоисследованный и оттого ещё более интересный аспект богатейшего фольклорного наследия Тибета. Нужно собирать редкие факты, рассеянные по текстам. И особенно важно при этом использовать только проверенные и научно достоверные источники, ибо они обильно перемежаются разными спекуляциями и литературными мистификациями, появление которых, увы, неизбежно в силу специфичности и особой притягательности данной темы – причём не только для учёных, но и для самой широкой аудитории.

 

Послесловие от редакции

Структура пространства-времени в некотором гиперпространстве, возможно, организующем нашу Вселенную, связана с удивительными феноменами: перемещением во времени, предсказанием будущего, телепортацией и т.д. Об этом рассказывал в «Дельфисе» в 2003 году (№ 2, 3) профессор Красноярского государственного технического университета Б.С.Добронец – специалист в области прикладной математики, её вычислительных методов, президент Краевого центра духовной культуры, глубокий почитатель и знаток «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. Как учёный, обративший серьёзное внимание на наблюдения Рерихов, он делает заключение о возможной связи легендарной Шамбалы и пространств с высокими размерностями. Но пока остаётся открытым вопрос о физике перехода в «параллельные» пространства. Возможность же существования тех, кто путешествует без вреда для себя из одного пространства в другое, открывает совершенно новое видение мира. Не исключено, что наша планета (и не только она) пребывает как единое целое сразу в большом количестве «параллельных» миров, физические свойства которых близки настолько, что позволяют обитателям этих миров появляться у нас.

Следует заметить, что данная тематика серьёзно интересует ещё одного нашего, всегда полного новых идей, часто публикуемого автора – доктора физико-математических наук, профессора Б.У.Родионова, который в одном из своих материалов «Заветные небеса», тоже вспоминает экспедицию Рериха. Он пишет, что знаки Шамбалы, лежащей на границе двух миров – нашего земного, «дольнего», и небесного, «горнего», духовного, – люди воспринимают как указания высших, «небесных», сил, но расшифровка и толкование знаков зависят от конкретной эпохи, и в наше время это породило особую науку – семиотику (греч. – «признак»). А как пример отображения идеи слияния двух миров – горнего и дольнего, – приводит пример из истории христианского Запада. Там известна картина «Благовещение со св. Эмидием» (1486 г.) Карло (Карела) Кривелли. Люди эпохи Ренессанса, ожидая пришествия Спасителя, видели в небесах над собой не «воздушные шары» или НЛО (их время ещё не пришло), а хороводы ангелов в небесных облачных вихрях. Люди и ангелы, земля и небо составляли тогда живое, взаимодействующее, взаимопроникающее дуалистическое Единство. В основе семантики картины Кривелли лежит Единство телесного и духовного. Это суть старая семантика Универсума – целостной ментальной (умственной) Вселенной.

Н.Н.Якимова

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: