warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«Проблема духовных исканий интересует меня более двух десятилетий, - рассказал нам гость редакции, известный московский психолог Сергей Юрьевич КЛЮЧНИКОВ, - и прежде всего с точки зрения внутренней работы человека над самим собой, с точки зрения того, как эзотерические учения и духовные системы помогают человеку пробудить творческие способности, раскрыть свой потенциал». За годы работы Сергей Юрьевич постепенно создал систему, которая объединяет в себе эзотерические и психологические элементы. Называется эта система ресурсной психологией. Её задача — помогать человеку правильно развиваться в психологическом, психоэнергетическом и духовном смыслах, обучать его пробуждению и использованию своих непознанных внутренних ресурсов. Эту систему автор изложил не только в целом ряде книг и статей, но и творчески развил в большом количестве семинаров, тренингов, психологических упражнений и практик, которые он проводит с людьми, обращающимися к нему за психологической помощью.

Мы попросили Сергея Юрьевича поделиться своими наработками с читателями новой рубрики, посвящённой психологическим аспектам развития современного человека. Рассказывает С.Ю. КЛЮЧНИКОВ:

Колонка психолога

Ключников С.Ю., психолог, кандидат философских наук, академик РАЕН

В первом материале нашего цикла поговорим о психологических и иных проблемах, которые стоят перед каждым духовным искателем. Начинать надо с того, чтобы получить, что называется, чистые источники и необходимый минимум информации, чтобы правильно воспринять проблему духовного пути, проблему совершенствования, раскрытия своего потенциала. Существует масса ненадёжных источников, предлагаются сомнительные учения. Даже если человек приступает к изучению Агни Йоги, ему необходимо научиться правильно её читать.

Вслед за поиском подлинной информации должен включаться поиск наставника или учителя, того, кто знает больше и может правильно ориентировать. Дело в том, что если человек просто читает источники духовных или эзотерических знаний, это, конечно, полезно и хорошо - лучше, чем жить, ни к чему не стремясь, или заниматься чисто обывательскими программами жизни. Но этого недостаточно для того, чтобы понять то или иное учение и действительно продвигаться в его усвоении. Поэтому важно получить знание из рук компетентного мастера, или, по крайней мере, знающего человека. Выбор пути имеет несколько измерений. Во-первых, это выбор между разными учениями: человек может колебаться, например, между Агни Йогой, буддизмом и даосскими практиками. Затем выбор связан с обретением учителя. На каждом из путей есть своя система учителей, есть духовный Учитель, есть земной наставник, и важно, чтобы у человека был и тот, и другой. И наконец, выбор пути включает в себя некую цель. Изучая Учение Живой Этики, один желает получить полную духовную реализацию, стремится достичь огненного озарения, а другой ограничивается тем, чтобы просто помогать кому-то.

Существует целый ряд критериев правильности выбора пути, и объективных, и субъективных. Если обладание надёжными первоисточниками или общение с морально чистыми и понимающими наставниками - это объективные критерии, то умение слушать самого себя - безусловно, критерий субъективный. Путь искателя должен как-то совпадать с его сокровенными внутренними желаниями и чаяниями: нужно ли ему всё это? И в каком ракурсе? Если такого резонанса, совпадения нет, человек будет испытывать некий дискомфорт. Люди, не нашедшие себя, как правило, покидают духовные организации. Надо не просто найти учение, но найти себя в этом учении. Выбор своего места, которое бы помогало максимально раскрыть собственный потенциал, очень важен. Тем самым мы выбираем канал, через который будут действовать более высокие силы

Постепенно, читая тексты, изучая биографии великих учителей, соприкасаясь с их героической жизнью, с их личностями, общаясь с той или иной духовной группой, человек находит свою тропу на дороге учения. Иногда это достаточно сложно сделать самому. Поэтому для своих семинаров я, например, разработал особые психологические методы, которые позволяют человеку ускорить процесс понимания выбора пути. Ведь сколько людей - столько путей. Не может быть одного-единственного направления. Вторая проблема - это критерий правильности движения. Допустим, что путь определён и по нему сделано определённое количество шагов. Главное - сохранить верность направления, а для этого надо понимать дорожные знаки, которые помогают движению. Это более тонкие, священные знаки, о которых говорит эзотерическая практика. Объективный критерий продвижения вперёд заключается в том, что жизнь человека, нашедшего свой путь, постепенно улучшается. Если же он, овладевая теорией или практикой учения, всё больше вступает в полосу конфликтов и противоречий, всё чаще страдает или болеет, значит что-то не так, что-то надо срочно исправлять. Считается закономерным, что в процессе духовного совершенствования у человека бывают кармические обострения, временные осложнения взаимоотношений. Но в целом признак правильности движения - это расширение контактов с другими людьми, это творческий рост человека, появление всё новых возможностей, расширение его сознания и многое другое.

Важно знать, что к учителю не подходит беспомощный в миру ученик, который возлагает на него свои проблемы, буквально повисает на его шее с просьбами помочь в обретении житейских благ. К учителю приближается самостоятельный человек, который умеет работать, налаживать взаимоотношения с людьми, выстраивать жизненное пространство, не загромождая, а гармонизируя его. К сожалению, в среде духовных искателей мы подчас видим как раз вот эту беспомощность, неумение решать вопросы, когда человек постоянно жалуется на жизнь, считает, что высшие силы должны сделать что-то за него. На самом деле, правильный подход состоит в том, что человек делает всё сам, но мысленно посвящает свои действия учителю и в трудный момент просит помочь. Та степень помощи, которая необходима, она и посылается.

Субъективный критерий правильности движения - это чувство радости, рост сил, которые обретает человек. Если этого нет, если следование учению вызывает у ученика только проблемы, ощущения негативного толка, он должен остановиться и внимательно проанализировать себя и свою ситуацию. Чтобы не сбиться с пути и не наделать ошибок, искатель должен научиться искусству распознавания. В эзотерической практике это один из ключевых вопросов. В принципе, научиться отличать истинное от ложного даже важнее, чем приобрести какие-то сверхспособности. Потому что сиддхи и сверхспособности - дело наживное, рано или поздно прилежный и упорный ученик может это приобрести. Но вот распознавание не даётся сверху, этому человек должен научиться только сам.

 

«Люди, не нашедшие себя, как правило, покидают духовные организации. Надо не просто найти учение, но найти себя в этом учении. Выбор своего места, которое бы помогало максимально раскрыть собственный потенциал, очень важен» Правильно отмечено, но есть один маленький нюанс. По некоторому опыту учеников духовные организации могут покидать и потому, что создаются такие условия, при котором руководитель (учитель земной) может единолично решать вопрос «готовности» или «неготовности пришедших» Нюанс в том, что это субъективное решение, а остальные участники этого процесса, боясь быть отправленными вслед им, просто молчат, фактически, поддерживая это решение. Конечно, время все расставит по свои местам и процесс познания не остановить. Поэтому очень важный аспект проблемы – сотрудничество. Умение выстраивать отношения так, чтобы каждый мог реализовать свой духовный потенциал и как не «оглядываясь» идти своим путем, решать свои духовные задачи. И здесь процесс распознавания, согласна с С.Ю.Ключниковым, очень важен.
Идентификация
  

или

Я войду, используя: