warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Рассказ сей – о замечательном памятнике истории и архитектуры начала ХVII века, о Холковском подземном монастыре, имеющем древнюю и богатую историю со своеобразными пещерами, напоминающими Киево-Печерскую лавру. По преданию, он располагался на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода перед их походом в 1185 году.

Холковский подземный монастырь

У села Холки в Белгородской области, рядом с рекой Оскол, открываются величественной красоты Жестовые горы. Название села, полагают, произошло от очертаний, напоминающих лошадиные холки. В ХI–ХII веках здесь располагалось городище, представлявшее крепость с мощными укреплениями. На самом высоком Жестовом холме была сторожка, откуда велось наблюдение за половецкой стороной. Обнаружив приближение конницы, сторожевой спускался вниз для сигнала, но не по открытой местности, а по подземному ходу, чтобы не обнаружил неприятель.

 

А.М.Троянов

 

По преданиям, подтверждённым экспедицией Воронежского университета, 5 мая 1185 года сюда прибыл князь Игорь Святославович. На вершине Жестового холма он ждал прибытия из Курска своего брата Всеволода. Объединённая дружина направилась на битву с половцами, навстречу трагической гибели. «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»1

 

Е.Н.Савотченко. Встреча князя Игоря с братом Всеволодом в Холках. Холковский монастырь. 1993–1995 гг.

 

В 1620 году в меловых отложениях был открыт Свято-Троицкий подземный мужской монастырь, возглавляемый игуменом Геласием. Монастырь имел ряд узких коридоров, по сторонам которых располагались кельи, трапезная, места захоронения, а также церковь с шестью колоннами. Вокруг церкви шёл коридор, по которому совершался крестный ход. Интересно и загадочно выполнен неведомым архитектором свод алтаря: он четырёхсторонний, а рёбра его образуют крест, причём два луча раздваиваются. Местные знатоки называют это огненным крестом и убеждены, что он имеет символический смысл, а некоторым он напоминает двойную спираль молекулы ДНК – носителя генетического кода человека. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С годами вход в пещеру завалило, и это место было забыто. Остался только могильник наверху.

По прошествии ряда лет здесь, на уступе, была сооружена Казанская церковь. Мне было пять лет, когда я проживал в Холках и, проходя мимо, задерживал маму, чтобы посмотреть на красивую церковь. Но перед самой войной церковь разрушили, а кирпич использовали для сооружения взлётной полосы аэродрома в посёлке Чернянка. Отец Пётр, благочинный Чернянского округа, говорил: «Разрушение храма – это ещё и разрушение человеческих душ, которые не получили возможности пообщаться с Богом. Конечно, человек верующий может молиться везде, а вот приобщить к Богу людей, не имеющих веры, но ищущих её, легче в храме».

 

Холковский подземный монастырь

 

Годы спустя усилиями холковских и чернянских патриотов вход в подземный монастырь отыскали, очистили коридоры, сделали надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры – преподобных отцов Антония и Феодосия, а 14 октября 1990 года, в день праздника Покрова Богородицы, Холковские пещеры были открыты для посетителей. В подземном храме зажглись свечи. Сделано это было, конечно, по высокому повелению. Руководил работами активный педагог, а в то время инструктор райкома компартии (!) Василий Дмитриевич Пономарёв, создатель фольклорного ансамбля и этнографического музея. Он родился в селе Холки и ещё в школьные годы проникал в монастырские пещеры через известные лишь пацанам лазы. У Василия Пономарёва красивый сильный тенор, и на открытии монастыря он пел многие мелодии и тексты вместе с мамой, Ульяной Марковной, и двумя сёстрами. Ульяна Марковна пела в церковном хоре и передала детям многие церковные службы. «Мама пела пятиголосие», – с гордостью говорил сын. Я слушал их во время службы, и это было незабываемое впечатление. Представьте белые колонны, высеченные в толще мела, загадочный крест в своде алтаря, старинные иконы, которые принесли жители села, мерцающие огоньки свечей, сидящую, уже пожилую Ульяну Марковну, а рядом – красивого стройного сына и дочерей. И все с замечательно звучащими голосами.

 

Храм иконы Донской Божией Матери

 

Но это было лишь первое Господне благословение. По призыву митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна здесь начали сооружать новый церковный архитектурный комплекс. Работы энергично возглавил начальник отдела райотдела милиции (!) Владимир Сбитнев, побывавший у многих памятников христианства. Он крепко вдохновлял местных бизнесменов на помощь строительству, в основном материалами. На месте разрушенной приходской церкви возвели новый храм иконы Донской Божией Матери, покровительницы русского воинства. В воздвигнутом храме работами руководил и выполнял самые сложные элементы декора талантливый московский архитектор Андрей Родыгин. К сожалению, он не дожил до открытия комплекса. По желанию строителей и жителей района он похоронен рядом со своим творением.

 

Колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого

 

На самом высоком Жестовом холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого. Мне мечталось, чтобы этот холм оставался нетронутым, в память о князе Игоре. Холм доминирует над старым городищем. Воздух здесь пропитан запахом трав и истории. Совсем не надо особого воображения, чтобы увидеть на этом холме рядом братьев-князей. Вид отсюда открывается на многие километры: река Оскол, рощи, степь с ковылём, а если прищуриться, то можно представить и половецкую конницу...

 

Современный вид на Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь

 

Но зато теперь колокольня на нём прекрасно смотрится и слышится издалека. Торжественное открытие Холковского Свято-Троицкого монастыря состоялось в канун 2000-летия Рождества Христова. Ульяна Марковна передала храму старинный псалтырь. Небо разъяснилось, солнце высветило белизну снега на склонах Холковских холмов и золото куполов церквей. «Вот они стоят, красавицы, как Христовы невесты!» – воскликнул владыка Иоанн. А вот и моя песня о монастыре:

 

Над рекой Осколом костры ярко горят,

Пахнет там чабрецом, майским садом.

На Жестовом холме верховые стоят –

Княже Игорь и Всеволод рядом.

...Над Каялой-рекой коней ржанье стоит,

Звон мечей слышен в битве кровавой,

Туча стрел половецких калёных летит,

Гибнет в поле дружина без славы.

Пять столетий – эпоха над степью прошла,

Встала Русь под московскою властью.

Монастырь христианский уходит в мела.

Там монахов игумен Геласий.

...На Жестовом холме нету дыма в кострах,

В подземелие вход завалили,

Лишь могильник селян и лишь птицы в кустах,

Как попасть в монастырь, все забыли.

Пролетели года, ещё семьдесят лет,

И порушили церковь и веру,

Но великий наш Бог, Он один знал ответ,

Как в страстях удержать нашу веру.

На Жестовых холмах снова храмы стоят,

Нам открыта небесная сфера,

Над рекой Осколом колокольни звонят,

И в Христа возвращается вера.

 

На обширной поляне рядом с рекой Оскол, у подножия монастыря, на праздник Святой Троицы проводится Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное». Утром митрополит Иоанн проводит молебен, а потом совершается крестный ход. Звучит концерт, и тут можно услышать пятиголосие. Но мне мечтается, чтобы здесь были поставлены «Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Улетай на крыльях ветра»…

г. Белгород

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: