warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Искусство Германии 30–40-х годов XX века

15 февраля 2012 года Мемориальный Музей-мастерская С.Т.Конёнкова и Благотворительный фонд «Дельфис» провели очередное заседание клуба «Галерея». Вечер вела Светлана Леонидовна Боброва, заведующая Мемориальным Музеем-мастерской. С сообщением выступил Юрий Петрович Маркин – доктор искусствоведения, историк, специализирующийся на изучении новейшего изобразительного искусства Германии. Он представил собравшимся свою книгу «Искусство Третьего Рейха».

Автор делает попытку нащупать «нерв» официального немецкого искусства 30-40-х годов, рассмотреть специфику художественной практики и профессиональных приёмов живописцев, скульпторов и архитекторов сквозь призму принятой иконографии, мифологии и символики. Книга посвящается всем художникам, которые имели мужество творить высокое искусство в условиях диктаторских режимов. Она содержит редкий, уникальный и обширный иллюстративный материал. Это памятники монументального искусства и архитектуры, сохранившиеся до нашего времени лишь в фотографиях, эскизах и реконструкциях, а также живописные полотна 30-х годов из специального фонда хранения Немецкого исторического музея в Берлине.

Слово «рейх» переводится как «государство», «империя». В качестве исторической справки уместно заметить, что первый рейх просуществовал 850 лет (962–1806) как Священная Римская Империя, второй времён Отто фон Бисмарка 47 лет (1871–1918), а третий (1934–1945) чуть больше 10 лет.

Ю.П.Маркин считает, что немецкое искусство периода Третьего Рейха представляет одну из европейских школ, о которой следует поговорить спокойно и беспристрастно с точки зрения истории искусства. Необходимо также дать оценку этому искусству, так как информация о нём у нас либо отсутствует, либо представляется как пропагандистское, непрофессиональное и убогое.

Следует отметить, что большинство художников, работавших в это время в Германии, родилось в 1880–1890-х годах, и к моменту прихода Гитлера к власти они были уже сформировавшимися мастерами, имеющими определённое мировоззрение. И лишь небольшая их часть (примерно, пятая) попала под влияние тоталитарного режима. Маркин упоминает также о влиянии на искусство этого периода оккультных наук, широкое исследование которых велось в организации Аненербе (немецкое общество по изучению наследия предков).

Работы архитекторов, скульпторов, живописцев выставлялись, начиная с 1937 года, на ежегодной, так называемой отчётной, выставке. Параллельно устраивалась выставка «Выродившееся искусство», куда отправлялись работы, например, авангардистов или художников не той национальности. Участников этих выставок ждала травля или концлагеря.

Базовые главы книги Ю.П.Маркин посвятил архитектуре, так как она по субординации в Германии того периода была главным видом искусства, а главным архитектором был Альберт Шпеер. Правда, большинство архитектурных проектов вообще не было реализовано (осталось «бумажной архитектурой»). Приведены иллюстрации многих построек и проектов, например, стадиона Олимпийских игр и его оформление, монументальные садово-парковые ансамбли, проекты военной школы в виде средневекового замка и монументальной партийной канцелярии с фасадом длиной около полукилометра. Производит впечатление проект четырёхкилометрового дома отдыха для рабочих на престижном курорте Германии. Банки, мосты, общежития, автобаны – всё с инженерной точки зрения выполнено профессионально, качественно и безупречно. Особый интерес вызывает проект народного дома, который должен был вмещать 400 тысяч человек. В его основе – яйцо. Верхняя часть (одна половина яйца) представляла собой купол диаметром 300м, не имеющий перекрытий и опирающийся на толстые стены, а нижняя часть (вторая половина яйца) – собственно помещение дома. Он должен был быть построен к 1950 году.

Любопытны монументы так называемого «Кольца Славы» высотой до 70 метров. Они должны были окружать всю территорию будущего рейха после будущей победы от Бискайского залива до Урала, и от Северного Ледовитого Океана до Африки. Все эскизы носили названия. Например, эскиз «Сталинград» датируется 1941 годом, сама же битва произошла, как мы помним, в 1942 году.

В книге приводятся также иллюстрации монументальной скульптуры того времени. Главный скульптор рейха Арно Брекер не скрывает, что его скульптуры – прямой плагиат наследия античности, но он талантливо преобразует их в духе расового идеала. Например, скульптура «Готовность» списана с «Давида» Микеланджело, а его «Оратор» - реплика с римского «Оратора». Эти скульптуры высотой до 5 метров – фрагменты гигантского рельефа, который должен был окружать триумфальную арку высотой 120 м по проекту Гитлера. Широко представлена в книге тема труда – сталевары, косари и т.д., воспета в скульптурах красота арийской женщины. Есть работы, в которых можно увидеть закодированный иронический подтекст. Например, скульптурной композиции «Гимн труду» больше подходит название «Сизифов труд», так как она изображает мускулистых молодых людей, с трудом вкатывающих камень на горку.

Касаясь изобразительного искусства, Ю.П.Маркин знакомит читателей с очень широким кругом работ художников: это и портретная галерея исторических личностей, пейзажи и жанровые сцены, образцы цветных мозаичных фресок из смальты, образцы гобеленов и шпалер, фрески на мифологические сюжеты, а в технике сграффито фрески на исторические темы первых крестовых походов, семилетней и крестьянской войн XVI века. В книге приведено несколько рисунков А.Гитлера. После первой мировой войны он зарабатывал на жизнь, рисуя открытки, и несколько раз безуспешно пытался поступить в Венскую академию художеств. Интересна трактовка Юрием Петровичем некоторых работ. Например, кони на полотне «Всадники Апокалипсиса» как бы танцуют над пропастью – как предчувствие неизбежного будущего краха. Или полотно фронтового живописца, изображающего батальную сцену под Ленинградом. На картине видно, что над городом повисла радуга, как бы защищая город. Есть интересное полотно «Гитлер – знаменосец», но это не карикатура, а сгусток верноподданичества. Оно имеет свою послевоенную историю: американский солдат проткнул его штыком, и с тех пор оно в таком виде всюду выставляется.

В то время Гитлера окружали такие талантливые и всемирно известные люди, как Герберт фон Караян (дирижёр), Рихард Штраус (композитор), Герхард фон Гауптман (писатель, драматург). Принадлежность некоторых художников к нацистской партии не меняло их отношения к высокому искусству. Скульптор Арно Брекер спас 63 человека из концлагерей и из рук гестапо. У многих из них приговор Нюрнбергского суда был оправдательным.

В конце книги Ю.П.Маркина есть приложение, в котором дана биография каждого художника, работавшего в это время в Германии, главные его работы и прижизненные выставки. Есть также синодик художников, философов, журналистов и т.д., погибших на войне, в концлагерях или в рядах сопротивления. Так или иначе, многие из них служили искусству, а не режиму, и часто выходили на пацифистские трактовки событий в условиях цензуры.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: