warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Информационные технологии прогнозирования развития структурированных систем

Кудреватова О.В., доктор физико-математических наук
Покровский С.В., кандидат технических наук

Достижением современной научной мысли служит представление о ноосферном экосоциуме, одном из вариантов модели самоподдерживаемого развития структурированной системы в гармонии с природой. Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В.И.Вернадский дал материалистическое представление о ноосфере как о качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами развития. В России это представление разрабатывалось многие десятилетия, но, к сожалению, не стало общезначимой идеей, объединяющей все слои населения. Как подчеркнул на Всемирном русском народном соборе 25 мая 2011 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, «сугубо утилитарная идея роста материального благосостояния, не соединённая с высшими идеалами, вряд ли может быть прочной основой для формирования единства по ключевым вопросам» [1].

К началу XXI века Россия по Конституции имеет статус социального «государства без идеологии» (спорно), официально Россия не сформулировала национальную идею в государственной политике. Ныне заявленные цели и разработанные программы по проблемам развития современной России в соответствии с  глобальной обстановкой и используемой стратегией развития экономики общества потребления требуют решения вопроса социальной ответственности бизнеса. Только благотворительность не способна сформировать общепризнанных ценностей созидания, творчества, солидарности и т.д., проявляющихся в господствующих в социуме идеалах и смыслах жизни.

Между тем целью любых реформ является преобразование взаимоотношений (взаимодействий, связей) между частями (элементами) системы при условии сохранения её целостности. Такого рода  системы должны быть динамически устойчивыми, в том числе и за счёт введения в подсистему управления обратных связей информационного характера, которые отслеживают как положительные, так и отрицательные тенденции изменения наперёд заданных или прогнозируемых параметров и одновременно корректируют целевую функцию в зависимости от изменяющихся внешних воздействий. Именно знания природных закономерностей функционирования сложных систем позволяют включать в их логическую структуру такие элементы, которые связаны с решением этических, экологических и социальных проблем.

 

Информационные технологии прогнозирования развития структурированных систем

Преображение Господне. Икона начала XV века из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря

 

На Всемирном русском народном соборе 25 мая 2011 года было предложено рассматривать смыслы явления Преображения в качестве духовно-нравственного эквивалента изменений в жизни социумов, рекомендованного к использованию при решении проблем информационных технологий стратегического управления развитием сложных систем. Его аналоги есть во всех традиционных религиях России. Смысловое содержание идеи Преображения сводится к устремлённости на психофизическое совершенствование личности и сообщества, «к стяжанию ею Святого Духа». Это предложение фактически является итогом дискуссий, проходивших в рамках конференций «Наука и религия», Рождественских чтений, Покровских чтений и т.д. с участием деятелей религии, науки, искусства и просвещения. Праздник Преображения Господня имеет в России свою особенность – в народе он общеизвестен как Яблочный Спас. В этот день (6(19) августа) по окончании литургии освящаются плоды нового урожая. Но благословляя их, Церковь неизменно учит, что Господу прежде всего нужны плоды духовные. «Каждый праздник имеет своё напечатление, свою икону, рождённую Церковью. На иконах этих собрано всё самое вечное и неповторимое, что относится к смыслу праздника, и церковный обычай, вернее святое Предание Церкви, хранит эти изображения, неся их через века и тысячелетия, при всех бесчисленных изменениях сохраняя неповреждённым их существо…» [2]. Так, например, живописные канонические образы Преображения Господня в символической форме представлены в соборе Спаса Преображения, что в Новоспасском монастыре, где есть изображение родового древа русских царей династии Романовых. Это как бы подчёркивает задачу царям преображения тогдашнего общества на базе православия.  (Дополнительные пояснения считаю излишними, поскольку это уводит мысль читателя от главной темы, связанной с информационными технологиями, позволяющими анализировать особенности структур в области искусствоведения.)

В Православии живописный образ Преображения является многогранным, в явном виде определяет цель преобразований на каждом уровне иерархичного бытия, которые связаны общей идеей Божественного управления и регулирования. Суть одного из двунадесятых праздников, ценностная энергетика Преображения, задаёт направленность стратегического плана развития к «горним  смыслам бытия» [горний (церк.-книжн., поэт. устар.) – находящийся в вышине] для всех и каждого, к облагораживанию практик бытия, обретённых предками в результате тысячелетий поисков, сомнений, великих прозрений и тяжелейших трагедий. С опорой на идею Преображения проектируемая или прогнозируемая динамика развития сложной системы в гармонии с природными закономерностями приобретает сакральный характер и трансцендентный смысл.

Для сторонников современной концепции открытого общества, развитие которого обеспечивается стимулированием потребления продукции реального производства, главным приоритетом становится поиск создаваемого сознанием искусственного эквивалента реальной продукции модернизированного производства. Ставка в прогнозировании развития делается на «житейскую понятность действий крепкого хозяина», на подражание ходу развития «цивилизованного сообщества», а значит − на разработку рычагов управления социумом успешными менеджерами, которые регулируют на рынке потоки товаров, формируя прибыль их производителям. Поскольку деньги и ценные бумаги тоже стали товаром, а их производство регулируется управленцами, а не природными закономерностями, то рыночные взаимоотношения между потребителем и производителем приобретают виртуальные черты характера. Как показывает исторический опыт, проектируемая или прогнозируемая динамика развития сложной системы, сконструированной по образу и подобию открытого общества, может потерять устойчивость. Устойчивое функционирование (развитие) социума предполагает изменение ряда параметров, обусловленных уровнем развития сообщества [3]. Оно согласовано как с изменением текущих потребностей, так и с ограниченными возможностями ресурсов или с ограниченной скоростью их удовлетворения.

Образ Преображения исполнен с помощью приёмов и символов, характерных для Православной иконописи. Для создания образа модели открытого общества широко может использоваться геометрия. Базовым элементом символьной системы геометрического образа этой модели служит диада (отрезок), связывающий её элементы. Системообразующей диадой в модели открытого общества является товар (производство) – спрос (потребление). При моделировании применяется методика достраивания до геометрических фигур, плоских и объёмных.

 

Информационные технологии прогнозирования развития структурированных систем

Рис. Простейший объёмный геометрический образ торгово-промышленной бизнес-системы

 

На рис. представлен вариант простейшей модели бизнес-системы с подсистемой управления: контроль (чувствование) - анализ-сравнение (смысл) - алгоритм поведения (исполнение), где имеются семантические элементы в форме объёмной фигуры с восьмью вершинами (куб). В качестве входа-выхода для всей модели выбрана её системообразующая диада, а для подсистемы управления в форме треугольной пирамиды − диада, составленная из элементов:  контроль (чувствование), алгоритм поведения (исполнение).

К настоящему времени разработаны информационные технологии автоматизации (компьютеризации) функционирования не только всей модели, но и отдельных её частей, где количественная характеристика гуманитарных элементов устанавливается с помощью ранжирования и классификации. Подобные интеллектуальные подсистемы управления уже широко используются для регулирования поведения систем технологического назначения и прогнозирования их развития.

Вписанный в сферу куб представляет геометрический образ циклически функционирующей простейшей гармоничной (симметризованной) бизнес-системы, где рыночные элементы управления (маркетинг, менеджмент) согласованы с семиотическими элементами (смысл, чувствование). Прямое указание на вращательно-колебательный характер функционирования (развития, преобразования) геометрического образа модели преобразования открытого общества отличает его от иконописного образа Преображения. Сближению образов будет способствовать разработка информационных технологий для  приёмов и символов, характерных  в том числе для изобразительного искусства.

Для обеспечения устойчивого безопасного гармоничного с природой развития современного общества целесообразно использовать принцип управления взаимодействием противоположностей, таких как нравственное преображение и научные знания человечества о самих себе и природе. Таким образом, принцип самоподдерживаемого развития с помощью разума и знаний наиболее адекватно соответствует алгоритму управления при формировании ноосферного этико-экологического социума.

 

О.В. Кудреватова, С.В.Покровский pokrov@vei.ru; pokrovdom@mail.ru, ovk1937@mail.ru

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: