warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Этот вечный закон вмещения

Якимова Н.Н., кандидат физико-математических наук

Пока человек не научится жить со своими собратьями на земле в мире и единстве, для него абсолютно невозможно пребывать в том сознательном примирении с Богом, какое свойственно совершенству.

Учение Храма

Старая, вечная тема... «То или другое» — приносит нам западный ветер. «И то, и другое» — доносит освежающий восточный. Но если отдадимся ему, не окажемся ли мы в вихре конформизма? Не вскружит, не снесёт ли нам голову смерч захватывающей всеядности? — Отнюдь! Подвижность, да, обретём — и выживем: в согласии с миром, идеями, людьми, с собой. Значит и Запад надо уметь слушать, как раз следуя древним заповедям Востока, ещё с давних времён закодировавшего универсальное кредо в символике «инь»—«ян».

Часто мы не рассуждаем, а просто судачим, когда мимоходом поругиваем, прицельно обличаем именно западный стиль жизни, западный менталитет, забывая, что, как и всё, он очень разнообразен, что Запад Западу — рознь, что и там есть свои «плюсы». Именно в Западной Европе высокая культура столь пропитала камни её и почву, воздух (наслышаны о тонких планах, терафимах), конечно же, и людей, что повседневный быт насквозь пронизан ею — порядком, чистотой, вежливостью. Лишь в Западной Европе, страны которой воевали между собой многие века, создано сейчас практически единое государство. Пусть говорят, что Европа дряхлеет, подходит к своему «закату». Но, позвольте, стариков всегда и везде уважали, прислушивались к их советам! Безусловно, Европа во многом моложе седого Востока. Не потому ли от этого категоричней она, когда говорит «да — нет», вместо задумчивого восточного — «и да, и нет». Так что, не осуждая пожилую даму, прислушаемся и к почтенному старцу. Будем, как говорится по жизни, «смотреть в оба». Не забудем, что мир вообще бинарен, полярен, дихотомичен от сотворения, как и созданные им люди — с парой глаз, парой ушей, парой полушарий, — дабы воспринимать мир «в объёме». «Восток и запад есть в каждом человеке», — как метко заметила известный востоковед профессор Т.П.Григорьева. И в мире на вполне законных основаниях присутствуют силы и отталкивания, и притяжения; последние сами подразделяются на те, что основаны на сходстве качеств (вспомним силы гравитации), и на те, что дополнительны друг к другу (вспомним электрические силы). К взаимодополнительности как раз и взывает Восток (кстати, такое труднее заметить, нежели просто сходство).

И Восточная Европа, включающая российские земли, даже будучи, с одной стороны, самодостаточной (см. материал Г.П.Мельникова в «Дельфисе» № 1 (25) за 2001 г.), с другой — это великое связующее Пространство между Востоком и Западом. А вот тирада «наш — не наш», закреплённая семью десятками лет нашего замкнутого существования в мире, наконец получает отпор от самого сегодняшнего времени, когда совершенно закономерно, а значит неизбежно, и с разных позиций, человечество начинает чувствовать и осознавать себя единым планетарным организмом, особенно после событий 11 сентября — трагедии не только Америки, но и всего земного шара.

Бацилла «наш—чужой» (но не «чуждый», как справедливо отмечает философ А.В.Иванов), будучи проявлением самости, засоряя и массовое сознание, и личное, которое мы расширяем или даже считаем в какой-то степени уже расширенным, видится исключительно вредным микробом, специфически поразившим и Россию. И это — паталогия уходящей эпохи, особенно XX века, мучительной ступени в век грядущий: противостояния религиозных конфессий, рас, народов, стран, блоков, религии и науки, вообще людей. Чудовищны конфликты, не замечающие, как красив и гибок мир именно в своём, пусть внешнем, разнообразии и глубоком, пусть сразу не заметном, единстве. Болезнь разъединения (дифференциации!) подошла к своему апогею, проникает во все поры, набивается пылью во все щели «дома», если велики в нём прорехи и малоподвижен сей «корабль», плывущий в вечном потоке эволюции. Но чем вернее и устремлённее бег в будущее, тем труднее проникнуть инфекции.

Идея благого устремления, выхода, фигурально говоря, на «вертикаль», вместо движения лишь по «горизонтали», проявляется во всём и является потребностью Новой эпохи. Пересечение и исчезновение границ, то есть синтез, — вот смысл нового века, тем более — тысячелетия.

Позаимствуем образы из геометрии. Когда, отталкиваясь от точки, начинаешь двигаться вдоль линии; когда оставляешь линию и оказываешься на плоскости; когда, уходя от плоскости, взмываешь над ней и начинаешь полёт; когда покидаешь малые пространственные объёмы и осваиваешь большие (вспомним космические!); когда любое пространство тесно, и следуешь уже по шкалам времён в этих пространствах (путешествие вдоль «мировых линий»!); когда, наконец, расстаёшься хотя бы на миг с физическим телом, проникая в миры Тонкие, или приникаешь к ним — вот тогда каждый раз отрекаешься от вредоносного «наше —чужое» и входишь в сияющие, подлинно НАШИ Храмы, ибо чужих просто нет, как нет «чужого» в Творчестве и Любви.

Так что не случайны — стремление подняться НАД обыденностью, говаривать: «со стороны виднее». Поэтому понятны — потребность в «третейском судье» и... в свободе. Не случайно (вернёмся в геометрию), что некая серединная («срединная»!) точка, расположившись на отрезке прямой, «видит» концы отрезка лишь в диаметрально противоположных направлениях (узость двумерия!); но, выйдя ЗА пределы отрезка и осваивая затем плоскость, эта точка способна «лицезреть» прежние концы уже под меньшим, чем 180°, углом зрения, а удаляясь от отрезка всё далее и далее, «видит» их почти в одном направлении, на едином луче. Будучи свободной и подвижной, эта точка может вообще покинуть плоскость и «наблюдать» всю поверхность «свысока», улавливая целостность и необъятность картины, её отдалённый рельеф, не замечая деталей, печалящих шероховатостей.

Рассуждая по аналогии о возможности и необходимости подниматься на всё более высокие уровни, отметим, что и в самом деле нет, например, ни цвета, ни звука (они лишь благодаря нам — нашим органам восприятия), а есть общее, их роднящее — колебания, волны, несущиеся в тонких субстанциях Мира. Но и колебания — ещё не предел, не конечный инвариант; «выше» — вибрации, согласно метафизическим воззрениям выдающегося изобретателя XIX века Джона Кили: вибрации, вырвавшись на свободу, и являют собой то, что носит название — колебания. А те, если электромагнитны, опять же, как всё в Природе, двойственны — одновременно и волны, и корпускулы-частицы. Взаимодействуя — резонируя и складываясь, «в порыве» интерференции образуя «стоячие» волны, колебания зачинают вещество — материю плотную, «грубую», но столь необходимую для закаливания Духа. И хотя ещё совсем недавно тела подразделяли на «объекты», кои изучаются, и «субъекты», кои изучают, то есть на тех же «чужих» и «своих», тем не менее, уже в сегодняшней науке начинают осознавать относительность объектно-субъектных отношений, онтологическую слитость, тождественность этих двух категорий. И конечно, связующим их субстратом является всё та же тонкая материя, свидетельства о которой завещаны нам Востоком. Более того, столь противоположные понятия, как хаос и космос (порядок), тоже не существуют порознь, а взаимодополняя друг друга на всём протяжении жизни Вселенной, последовательно порождают, сменяют друг друга. Об этом же говорят нам и древняя наука — эзотерика (в частности — теософия), и современная — синергетика.

В недрах самой рациональной науки зреют ростки великого синтеза: именно в синергетике выявлен, как закономерность различных процессов, принцип КОЭВОЛЮЦИИ — совместной эволюции частей системы, тем более — сложной, открытой — живой! Опять же согласие (коротация) свойственно тем природным «кругам жизни» белкового типа, вблизи которых разворачивается грандиозный процесс антропогенеза: вдоль и рядом с орбитой Солнечной системы в Галактике, а по аналогии также и в самой Солнечной системе — в районе орбиты Земли. И там, и тут почти совпадают по величине скорости обращения: с одной стороны — коллективная («твёрдотельная»), а с другой — как бы индивидуальная («кеплерова»), что и обеспечивает длительную, спокойную эволюцию Земли и всей планетной системы в целом.

Никакой конфронтации, но и ни малейшего конформизма мы не наблюдаем в Природе, вдаль- нем космосе. Только — кооперация, консенсус (всё на букву «К», как и Красота, как предлог «к»!), не замкнутость, а открытость и взаимосвязанность.

Как теперь не вглядеться пристальней в часто деструктивные оценки: «да—нет», «светлое—тёмное», «мы—вы», — оценки именно с нашей точки зрения, несовершенной? А по жизни подобные суждения нередко разъедают отношения между отдельными коллективами, людьми, порождая чудовищное двуглавие зависти и лести, — особо печальное меж теми, кто должен идти не просто в одном направлении, а в ныне особо востребованном, гуманистическом, встроенном в общий цивилизационный процесс. И это, когда бацилла сектантства, фанатизма, потребительства, алчности и жестокости, эгоизма и невежества (всё она же под названием «моё—твоё») распространена по всему земному шару, включая и Россию. Какой, кстати, тип фанатизма ныне более всего встречается на планете? Если на Востоке, тяготеющем к «небесному», внерациональному, мы сталкиваемся чаще с религиозным фанатизмом (вспомним деяния талибов), то на Западе, тяготеющем к «земному», рациональному, — с фанатизмом потребительства. Что же касается середины прошлого века, то его худшим порождением был «образ врага», лежавший в основании всех тоталитарных режимов.

Мера должна быть во всём. Она и взлелеяна бережной рукой природы повсюду вкруг нас — гармония и красота, отношения подлинно «золотые» между различными её элементами, дабы сохранить путеводное направление и крепость той «серебряной» нити, что примиряет и единит нас с прошлым, настоящим и будущим. И если мы с умом и сердцем будем следовать призыву «И то, и другое», то не впадём в немилость к Природе и не познаем на Земле удел — «И не те, и не другие». И не станет узок и нерадостен взгляд на мир. И засохнут, отомрут питающие корни жестокости и терроризма, с чем уже начата борьба «всем миром».

Созидательно лишь то, что уравновешивает и интегрирует, что исполнено высотой осознания. Каждый из нас, хранитель своеобразных квантов, капель сознания, вносит свою сердечную лепту в великий океан мысли — неистощимого совокупного знания, где нет места жёсткому разделению на «своих» и «чужих». И потому, погружаясь в его непрерываемые живительные течения, мы оказываемся наедине не только со своим сокровенным «Я», но и с такими же «Я» всего человечества, получая новый заряд в жизни.

Ряд материалов в этом номере журнала посвящён как раз некоторым сторонам многогранной проблемы, что есть сознание (статьи А.В.Зубко, А.А.Быковой, Г.С.Померанца). Сознание, которое дихотомично и функционирует на грани порядка и хаоса, «рацио» и «иррацио» — ради лучшего приспособления к переменам жизни. Сознание, которое противостоит и тем угрозам, что могут приходить к нам уже извне, из космоса (статья В.С.Уральской), но должны быть познаны человеком, а значит когда-нибудь отведены от планеты...

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: