warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Есть ли смерть в смешении времён?

Родионов Б.У., доктор физико-математических наук

Смерти нет. До скорой встречи.

Артур Конан Дойл (1859–1930)

Смешение времён

Чтобы ответить на поставленный в заголовке вопрос и оценить оптимистический ответ на него сэра Артура Конан Дойла («отца» Шерлока Холмса), оставленный нам в 1930 году как духовное завещание этого всемирно известного писателя, нужно вспомнить, что в последние десятилетия своей жизни сэр Артур дотошно изучал спиритизм. И нужно разобраться, что такое смешение времён и что такое смерть.

Все понимают смерть как противоположность жизни, но всё-таки чаще как прекращение жизни. А можно ли определить жизнь и её прекращение вне понятия времени? Конечно, нельзя. Жизнь – это же наше самоощущение от пребывания в потоке времени. «Река времени» несёт и нас самих, и что вокруг нас: мы видим, как мы сами и окружающее нас постоянно изменяется.

Всё проницающая «река времени» неразрывно связана с мышлением: я мыслю, значит я существую, – говорил Рене Декарт (1596–1650). Мысль всё определяет, включая и само время. Оно является для нас прямым индикатором мышления – «выключите» мышление, и время, а значит и жизнь, как многие полагают, «остановится» - это и есть смерть.

Все знают, что смерть есть реальное состояние любого организма, который перестал воссоздавать себя: не ест, не пьёт, не дышит, не шевелится. И, считается, – ни о чём уже не думает и ничего не воспринимает. Но вот это последнее всегда было под большим вопросом. А вдруг воспринимает и думает? – время-то продолжает для нас, живых, «идти», а мы его со времён Ньютона считаем универсальным и всеохватывающим – как мысль. Отсюда и родился сначала анимизм – представление о невидимых душах, а позже спиритизм – представление о невидимой нам духовной жизни (лат. аnima, spiritus – душа, дух).

Мыслью мы охватываем пространство, и для нас нет того, что не охвачено в нём мысленно (мыслью). Охватываем мысленно (в сознании) и само время, обязательно выделяя в нём прошлое, настоящее и будущее. И оттого исходно видим себя живущими среди предметов, мнений и знаний самых разных эпох, в основном – давно прошедших, но явно соседствующих друг с другом в нашей жизни. Притом прошлое через свои предметы, мнения и знания – наработки, казалось бы, уже «ушедшего времени» – определяет нашу жизнь как в настоящем, так и в будущем. Разве мы сейчас не определяем будущее, притом не только своё, личное, но и наших близких, всего человечества? А если детальнее разобраться, ведь в разной степени и будущее продолжает наше прошлое. Точно так же и оно есть функция настоящего и будущего. Мы судим о прошлом не только «по памяти», но и познавая настоящее. Например, новейшие археологические раскопки или вновь обнаруженные историками архивные документы могут коренным образом изменить наши представления о любом событии прошлого, которое до этих новейших или даже будущих открытий считалось (считается) известным и «абсолютно достоверным». Таким образом, прошлое однозначно влияет на будущее, а будущее, как ни странно, определяет прошлое. Получается, что шкала (линия) времени может быть замкнутой, как замкнут земной экватор? И далёкое будущее где-то смыкается с далёким прошлым?

Взгляд на время как на смешение времён – прошлого, настоящего и будущего – допускает призрачную фиксацию некоторой условной «точки», после которой, как мы полагаем, «нас не будет». То есть точки смерти на шкале времени. Точно так же, но с бόльшей определённостью, мы можем выделить на этой же шкале и «точку» нашего рождения – момент, с которого мы «начали жить». Между этими условными точками рождения и смерти на шкале времени находится, с одной стороны, наша жизнь, а, с другой стороны, за пределами этих точек и вне нашей жизни находится нечто нам неведомое – время, в котором нас как бы нет и даже «никогда не было». Хотя понять такое трудно: если наше вполне материальное воздействие на будущее за пределами смерти остаётся, как и наше воздействие на прошлое через будущее, то почему же нас самих как бы не стало во времени?

Есть ли факты, подтверждающие замкнутость времени?

Давайте подумаем. Что может подтверждать замкнутость временнóй шкалы? Очевидно – присутствие в настоящем вестей или даже гостей из будущего. Это могут быть живые существа или какие-то предметы, относимые нами к неодушевлённым. Этих «гостей» легко определить: они должны обладать совершенно недоступными для нас, нынешних людей, качествами. Мы же уверены, что в будущем всё будет значительно лучше, чем сейчас! Хотя бы из-за того, что есть время для всестороннего развития любых качеств. А если по какой-то причине скоро последует крах нашей цивилизации? Тогда цивилизация будущего может быть и хуже нашей нынешней. Если же развитие идёт по «волновой» схеме: расцвет – упадок – гибель, и снова: расцвет – упадок – гибель, и так далее, – то через какое-то время, возможно, очень и очень большое, цивилизационные волны смешаются. Тогда в случае справедливости «волнового» сценария и при условии замкнутости шкалы времени в кольцо (или кóльца, спирали) в нашей нынешней жизни должны присутствовать представители – вести и гости – из различных цивилизаций.

Видим ли мы такое? Ведь археологи должны находить в земле как каменные топоры давно ушедших времён, так и сложнейшие устройства или предметы, изготовленные по технологиям далекого будущего. А все мы можем встречать «гостей» – живых (!) представителей животного и растительного мира, которые должны были бы вымереть миллионы лет назад. Вот и пресловутые «инопланетяне» – чем не гости из будущего?

Факты, подтверждающие смешение времён – присутствие в настоящем вестей и гостей из прошлого и будущего – собраны в книгах американцев Майкла Кремо и Ричарда Томпсона («Запрещённая археология», «Механистическая и немеханистическая наука», «Пришельцы: Взгляд из глубины веков», «Mysteries of the Sacred Universe», «Деволюция человека» и др. – всё есть в Интернете). Эти авторы тесно сотрудничали с 1984 по 1995 год и тогда же сформулировали «ведический взгляд» на мир. Они с научной скрупулёзностью и дотошностью приводят длинный ряд археологических свидетельств того, что человек существует с незапамятных времён – как это и утверждается в «Пуранах», летописях древней Индии. Объективные свидетельства говорят о существовании разных типов людей миллионы и десятки миллионов лет назад. Что не просто ставит под сомнение взгляды Чарльза Дарвина (1809–1882) о происхождении человека путём последовательной эволюции во времени (переход от менее совершенных форм к более совершенным), а приводит к неожиданному выводу: человек существовал всегда и во всех своих формах, включая ныне ещё нами (наукой) не осознаваемые «невидимые» формы жизни, которые издревле именуют духовными формами. А существ, носителей этих форм, называют духами.

Великий немецкий учёный, поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) писал: «Мысль о смерти оставляет меня совершенно равнодушным, ибо я твёрдо убеждён в том, что дух наш есть существо совершенно неразрушимой природы, продолжающее деятельность свою из вечности в вечность; оно подобно солнцу, которое нашим земным глазам кажется зашедшим, но которое в действительности никогда не заходит, но светит всегда». Очень скоро жизнь подтвердила это пророчество германского гения – возник спиритуализм (лат. - духоведение).

Переходя к современным представлениям о духах и духовной жизни, отметим, что понимание духовной сущности мироустройства, отстаиваемое религиями, всегда было условием духовного, психологического комфорта людей, особенно остро переживавших свою кажущуюся, старательно пропагандируемую материалистами ХVIII века оторванность от Вечности (от материнского лона, по Фрейду). Но как бы ни старались атеисты-материалисты, чуткие люди всегда чувствовали ведущую их «руку Бога». А особо чуткие – таких примерно один на 10–100 тыс. человек (Boddington, 1992) – могли такую связь демонстрировать посредством совершения явных и самых невероятных чудес. Их назвали медиумами (лат. - посредник). Наш бесподобный писатель Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) выразил своё ощущение связи с божественным миром, свойственное многим религиозным людям, так: «Я рад всему, всему, что ни случается со мною в жизни, и как погляжу я только, к каким чудным пользам и благу вело меня то, что называют в свете "неудачами", то растроганная душа моя не находит слов благодарить невидимую руку, ведущую меня».

Таким образом, современная культура (религия, искусство, наука) в лице своих крупнейших представителей, если и не прямо утверждает цикличность времени как физически заданную и строго обоснованную (всё тем же человеческим разумом) характеристику жизни с вытекающим из неё смешением времён, то во всяком случае никак этому не противоречит. Реально же доказывает это утверждение спиритизм.

«Заасфальтированный» спиритизм

Совокупность доказательств существования «духов» называют спиритизмом (лат. spiritus – душа, дух – spiro – дую, дышу), а научное описание спиритических явлений (духоведение) – спиритуализмом.

Спиритические явления (лучше сказать: паранормальные. – Ред.) обычно рассматривают с трёх позиций:

1. Это плоды иллюзий, галлюцинаций или ловкого трюкачества. Согласимся с тем, что жулики бывают везде (даже в современном ВАКе – высшем органе аттестации научных кадров). Но носители такого взгляда обычно поверхностно разбираются в проблеме и не знакомы с её историей. Им полезно окунуться в этот пласт культуры, что сегодня легко сделать с помощью Интернета. Можно начать с классиков спиритизма – трудов Аллана Кардека (он же маркиз Ривай, 1804–1869), Леона Дени (1847-1927) или книги «Между двух миров» почти нашего современника Нандора Фодора (1895-1964).

2. Это манифестации умерших людей; следовательно, научное исследование спиритизма (как и всего духовного) при нынешнем уровне развития человечества практически невозможно, а ценность спиритизма лежит преимущественно в религиозно-моральной плоскости. Таков позитивный взгляд  верующих учёных. Но есть ещё и негативный: спиритизм – это чертовщина.

3. Спиритические (паранормальные) явления представляют собой непонятые доселе физические и физиологические феномены, подлежащие исследованию. Эту научную позицию и будет отстаивать автор.

Большинство людей, стоящих на позициях 2 и 3, признаёт жизнь после телесной смерти. Тем не менее, сегодня спиритуализм под непрерывной ковровой бомбардировкой профанов (от науки и религии) имеет жалкий вид. Как если бы это было заброшенное кладбище человеческой культуры, на котором все памятники давно снесены или в лучшем случае перевезены подальше – чтобы ничто не напоминало о связи со спиритизмом запечатлённых в мраморе и бронзе великих покойников: учёных–нобелевских лауреатов, святых отцов церкви, выдающихся актёров и великих писателей. Профаны от науки и религии дружно не только сносят (переносят) памятники и забрасывают спиритическое кладбище мусором надругательств, но и закатывают асфальтом забвения упорно проступающее из земли наследие древней культуры. Тщетно: то там, то здесь «асфальт» разрывают ростки новых идеологических течений. В ХХ веке крупнейшими из таких прорывов были теософия Елены Блаватской и антропософия Рудольфа Штейнера, оккультизм Дион Форчун и Алистера Кроули, суфизм Георгия Гурджиева и чистое сознание Кришнамурти, фрейдизм, особенно в современной интерпретации Юнга и Паули, Живая Этика Елены и Николая Рерихов, органомика Вильгельма Райха, дианетика с сайентологией Рона Хаббарда и многое, многое другое1, - «о чём не говорят, о чём сказать нельзя» (слова студенческой песни хорошо отражают сформированное профанами «стыдливое» общественное мнение о круге явлений, относимых к спиритизму). Почему стыдливое? Неужели из-за многочисленных фокусов и фальсификаций в этой области или из-за использования фашистами, добившимися удивительного научного и технологического прорыва в годы Второй мировой войны? Пора разобраться.

Пожалуй, самое яркое и достаточно распространённое из этих явлений – полтергейст (нем. - шумный дух, он же – русский «домовой»). Остальные паранормальные  явления с небольшой натяжкой можно считать различными сторонами полтергейста. К сожалению, их зачастую именуют «чертовщиной», хотя есть среди них и вполне почтенные привидения, и сияющие в небесах распятия, и  плачущие или благоухающие иконы. Даже пресловутые инопланетяне, рисующие изумительные «круги на полях», в лучшем случае становятся сенсационными объектами бульварной прессы, а не предметом «серьёзной» науки. В то же время о полтергейсте существует богатая литература, включающая и книгу автора «Наперегонки со смертью» (БИНОМ, 2012), где дана общая картина явлений, относимых к аномалистике – околонаучной части спиритуализма. Некоторые учёные (в России – покойный «ракетчик» В.Н.Фоменко, автор книги «Земля, какой мы её не знаем») рекомендуют именно полтергейст  в качестве ворот в научную аномалистику. Слово «спиритизм» в российских естественнонаучных кругах даже не употребляется: оно может смертельно напугать наших деятелей науки, воспитанных на диалектическом материализме. Хорошо зная психологию своих коллег-учёных, в том числе и нынешних молодых прагматиков, автор полагает, что современное негативное отношение науки к спиритуализму может переломить только такое аномальное явление, которое, будучи необъяснённым, аномальным, тем не менее повторяется по заказу и воспроизводится в лаборатории. Такое явление есть – это шаровая молния. Обсуждение данной темы требует отдельной статьи и ниже будет сделано весьма схематично.  Спонтанно же возникающий полтергейст,  как бы часто и в каком бы виде он себя не проявлял, своих физических «механизмов» не раскрывает. К тому же, наверное, мы, как и наши предшественники ХVIII века, так прочно повязаны с бизнесом, что нам проще построить какой-нибудь ещё более мощный адронный коллайдер и продолжать, подобно дятлам,  привычно долбить материю, нежели в одном порыве осуществить интеллектуальный взлёт над заскорузлым, дремучим материализмом, закрывающим вид с земли на небеса.

Одно из самых потрясающих и скандально известных явлений – образование материальных тел как бы «из ничего» на глазах присутствующих (и под контролем учёных, например, таких многоопытных, как супруги Кюри). Причём тела эти могут быть как живыми (люди, животные), так и, условно, неживыми (монеты, цветы). Явление это называют материализацией, а людей, способных производить такое чудо, – медиумами материализации. Эти медиумы как бы лепят, порождают свои объекты в эктоплазме – парообразной белёсой субстанции, исходящей непосредственно из тела медиума или из тел окружающих медиума людей.

Материализацией микрочастиц физика не удивишь: на ускорителях частиц люди давно научились «из ничего» рождать разнообразные материальные объекты – элементарные частицы и атомные ядра. Была бы на это энергия! Но даже самый мощный современный ускоритель – такой как большой адронный коллайдер – не в состоянии породить «из ничего» хотя бы бактерию. Или самый маленький цветок. А на так называемых спиритических сеансах (иногда при полтергейстах) с потолка на публику сыплются цветочные букеты! Как же может современный физик поверить в то, что люди уже в ХIХ веке без всяких там ускорителей могли рождать «из ничего» макроскопические объекты? Да ещё и живые? Порождали их с помощью эктоплазмы. Присмотримся к этой странной субстанции – инструментарию подобных опытов, отметив, что все необходимые для работы медиумов (и контролирующих их учёных) данные выдавали сами духи – с помощью живых звучащих голосов или автоматического письма. Термин «эктоплазма» (греч. - извне сформированное) принадлежит лауреату Нобелевской премии всемирно известному французскому физиологу Шарлю Рише. Старинное популярное, но неверное (о верном мы скажем ниже), «объяснение» материализации состоит в том, что эктоплазма якобы позволяет невидимым существам из потустороннего мира сократить частоту своей вибрации до уровня, воспринимаемого чувствами обычного человека. Как будто бы духи – это невидимые глазом волны – вроде рентгеновских, уменьшение частот которых превращает их в воспринимаемый глазом свет. Но как быть с ощутимой – проверяемой на ощупь или взвешиваемой – массой и плотностью существ, появляющихся  из потустороннего мира?

Как бы там ни было, но давно умершие домашние животные или люди «с того света», близкие присутствующим на сеансе, становятся узнаваемыми и выглядят, словно живые! Утверждают, что у материализовавшихся людей из потустороннего мира даже брали оттиски с отпечатками их пальцев, а мюнхенский врач барон фон Шренк-Нотцинг установил, что эктоплазма состоит из лейкоцитов (белых или бесцветных кровяных клеток) и клеток эпителия. В ходе материализации они каким-то образом отделяются от тела медиума или от других участников сеанса (Stemman, 1975). Отделение материальных компонент от живого организма для образования эктоплазмы означает ярко выраженное взаимодействие тела человека с мировой средой – эфиром, в существование которого в конце ХIХ – начале ХХ века учёные свято верили (многие верят и сейчас). При этом были зафиксированы изменения веса участников спиритического сеанса. Всё это открывало путь к объяснению таких фундаментальных явлений, как телекинез и левитация. Но, увы, люди ещё не знали многих вещей (о них наука узнала совсем недавно), и всё это направление было подавлено, заблокировано твёрдым убеждением большинства тогдашних механиков-материалистов и учёных-атеистов, что такое невозможно в принципе!

Сейчас ситуация иная – в ХХ веке физика постепенно перестала быть чисто механистической наукой (с объяснениями любых явлений в духе механики ХVIII века). И хотя на роль лидера науки вышла теоретическая физика, то есть человеческая мысль в её практически чистом виде, но спиритуализм уже оказался не только убитым, но и закатанным «асфальтом забвения». Для спиритизма важны свойства эктоплазмы, которую некоторые учёные давно полагали родственной шаровой молнии.

Профессор Рише и другие исследователи отмечали следующие изменения эктоплазмы на различных стадиях материализации:

1.Сначала эктоплазма невидима и неосязаема, но даже и тогда она может быть сфотографирована в инфракрасных лучах и взвешена!

2.Затем эктоплазма становится парообразной, жидкой или твёрдой, с запахом, похожим на озон!

3.Затвердевающая эктоплазма видна и осязаема, имеет вид тканевой марли и на ощупь подобна паутине! В других своих состояниях она сырая и холодная (в редких случаях — сухая и твёрдая). Её температура, как правило, всего 4,5 градуса по Цельсию (Butler, 1947).

4.Некоторые формы эктоплазмы необычайно чувствительны к резкому внешнему воздействию – свету или движению. Вспышка освещения или толчок взрывным образом возвращают вещество обратно в тело медиума, что может вызвать у него открытые раны с кровотечением.

Перейдём к схематическому, но вполне научному объяснению свойств как эктоплазмы, так и связанных с нею паранормальных  явлений, которые без всякого объяснения многим кажутся сегодня «несусветной чушью».

Информационная модель мироздания

Популярный ныне «антропный принцип» декларирует такое физическое обустройство Вселенной, при котором в ней непременно должен существовать человек. Долгий путь к этой простой и ясной, но абсолютно спиритуалистической идее, прокладывали сначала, как ни странно, наши советские учёные - физик Абрам Леонидович Залманов (1955) и философ Григорий Моисеевич Идлис (1957). Затем идею озвучили Роберт Дик (R.H.Dicke, 1961) и Брэндон Картер (1973). Наконец, весомую точку в спорах поставил  великий Джон Уилер (1983): человек не только предусмотрен в плане развития Вселенной, но и прочно в неё встроен.

Нам представляется, и мы пытаемся это обосновать, что во многих отношениях антропный принцип рациональнее обратить, то есть исходным и первичным считать существование не материальной Вселенной, а именно Человека (греч. ántrōpos). Точнее – доступного всякому человеку Разума, именовавшегося со времён Анаксагора, родоначальника Афинской философской школы, Нусом, или Умом (греч. - ноосфера). А ещё ранее – Логосом (греч. - слово, мысль). Сначала и впереди всего – Логос (Мысль Всечеловека), а уже потом материя Вселенной, физика и всё прочее. Жизнь и пространство-время становятся естественными формами существования Логоса, его атрибутами.

Тем, кто посчитает такой взгляд идеалистическим, напомним, что понятие материи неразрывно связано с физиологией человека. Возьмём хотя бы знаменитое ленинское определение материи (1908 г.) как философской (т.е. умственной, ментальной) категории «для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». На оставленные вождём без внимания вопросы – кем «дана» категория материи и где существует «объективная реальность», данная нам в ощущениях, ответ может быть только один, притом общий как для материалиста, так и для идеалиста. Всё названное в обязательном порядке существует в нашем сознании в различных его информационных формах, связанных с обобщающей категорией Ума – Нуса, или Логоса. А лучше сказать – Разума, или Мысли. Именно в сознании «объективная реальность» (как одна из множества мыслей) не только «дана» нам – живому органу, клеточке ментального, ноосферного Человека, но и отделена логикой мышления от других мыслей, отображающих наши же ощущения.

Современному человеку легко представить Мир (Вселенную) в виде ноосферного Суперкомпьютера – Вселенского Мозга с нитевидными нейронами, которые мы называем флюксами (см. статью автора «Материализация мысли»: Дельфис, 2012, №3, с.58). По флюксам текут потоки информации (лат. - течь). Такая информационная модель мироздания неожиданно сближает науку с религиями. Для древнего (и современного) индуса проводящие информацию (дух, прану) в организме человека «трубки» (санскр. нади), составляют акашу – ментальный мировой эфир, или современную «тёмную» материю астрофизиков. Акаша – тело «мирового человека» Пуруши. У древних евреев он же – Адам. Шакти (санскр. - энергия) – это Мысль, оживляющая Пурушу. Мысли направлены: каждая из них всегда имеет своё начало и конец. «Течение» мысли и порождает атрибут физики – время, которое является непременным и всеми ощущаемым индикатором мышления.

Но мышление человека невозможно и без другого атрибута мысли – памяти. А память отображают наши пространственные (геометрические) представления. Всё вместе взятое – время и пространство (или пространство-время) порождают ментальное и «реальное» (физическое вещество и его движение). Смешение времён, то есть присутствие в каждой ощущаемой человеком области пространства-времени «гостей и вестей» со всей Вселенной, находящихся на разных этапах своего развития, означает её (Вселенной) голографичность – возможность получить информацию обо всём по любой её малой части. Такого рода модель мироустройства провидчески описал в своей «Монадологии» (1712 г.) великий немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716).

Таким образом, встроенный в ноосферу человек есть её (ноосферы) существенная часть, и потому человек способен влиять на всю информационную Вселенную и, конечно же, на отдельные её части, включая самого себя. Точно так же, как мы влияем на работу своего персонального компьютера, реализуя те или иные его и свои собственные программы. Только пульт с клавиатурой для этого не нужен – он вмонтирован у каждого из нас «в голове». Точнее – в ноосфере, с которой наш организм, как растение с почвой, связан невидимыми надями-флюксами.

Спиритизм явно указывает на флюксовую структуру двух своих важнейших «материальных» форм видимых и ощущаемых. Таковы «перисприт» и «эктоплазма». Периспритом (греч. рядом с духом) называют видимую (иногда) «оболочку» духов, связывающую их с атомно-молекулярными телами. О родственной перисприту (в модели флюксов) эктоплазме мы уже говорили выше, теперь можем объяснить её свойства.

Представим эктоплазму как флюксовый клубок – своеобразную матрицу, на которой осаждается обычное атомно-молекулярное вещество. Благодаря этому осаждающемуся веществу эктоплазма становится весомой и видимой (сначала в инфракрасных лучах). Запахи (например, запах озона) возникают из-за ионизационных и даже ядерных процессов, идущих на активированных флюксах. Нитевидность затвердевающей эктоплазмы связана с нитевидностью образующей её флюксовой матрицы. Осаждающиеся на флюксах пары (преимущественно воды) формируют жидкую эктоплазму. При психической установке медиума на максимальную плотность образующейся в эктоплазме жидкости естественно получается температура эктоплазмы, соответствующая максимальной плотности воды – около 4-х градусов Цельсия. Эктоплазма – это материнское лоно ноосферы (матрица и мать – слова однокорневые). В данном случае – это ноосферная деформация, порождённая напряжённой мыслью медиума. Такая деформация есть эффект второго порядка (вроде вторичного квантования). Этот эффект можно сравнить с чрезвычайно малой, но всегда имеющейся упругой деформацией экрана обычного компьютера в его точках, отображающих какие-то информационные особенности изображённого на экране рисунка (например, в точках максимальной яркости). К таким же эктоплазматическим явлениям нашего Вселенского Суперкомпьютера можно отнести шаровую молнию, смерч (торнадо), ураган, чёрную дыру или галактику – всё это (в модели автора) плотные флюксовые клубки и вихри с собственным или отражённым излучением, маркированные захваченным ими атомно-молекулярным веществом: пылью, каплями воды или даже звёздами.

Медиум, сросшийся с эктоплазмой своими флюксами (надями), может получить смертельные ранения при нарушении целостности эктоплазмы из-за импульса света или при механическом ударе по выросшему из него невидимому флюксовому «растению», на котором он напряжённо пытается мысленно «взрастить» (естественно, с помощью ноосферы) уже видимое всем присутствующим живое существо (со своим периспритом), какой-то предмет или целое явление (например, собственный полёт под потолком), заказанное ему участниками спиритического сеанса.

Отметим, что самым выдающимся медиумом ХIХ века считают Даниэля Дангласа Хоума (1833–1886), демонстрировавшего свои чудеса как учёным, так и монархам чуть ли не всей Европы. Хоум дважды женился, и оба раза – на дамах из России. Одна из его жен была родной сестрой нашего выдающегося химика и не менее выдающегося спиритуалиста Александра Михайловича Бутлерова (1828–1886), который имел возможность детально наблюдать и изучать все самые таинственные явления спиритизма.

 

Есть ли смерть в смешении времён-

Д.Хоум (1833—1886)

 

Тем более, что Хоум  всегда охотно шёл на встречу пожеланиям учёных: «Я обладаю некими способностями. Я буду счастлив продемонстрировать их в меру своих сил, если вы отнесётесь ко мне как джентльмен к джентльмену. Я буду рад, если вы сможете в какой-то мере объяснить эти явления, и готов участвовать в любых разумных опытах. Сам я не имею власти над этими силами. Не я использую их, а они – меня. Бывает, они покидают меня на несколько месяцев, потом проявляются вновь с удвоенной силой. Я – не более чем пассивный инструмент».

Предметом нашей национальной гордости может быть не только то, что великий антропный принцип, фундаментальный для научного спиритизма,  родился в России, но и то, что Хоум, напрямую советовавшийся с духами и старательно подбиравший для себя религию, соответствующую его убеждениям, в конце своей жизни перешёл из католичества в православие.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: