warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Духовный наставник Петра Великого

Трёхсотлетие северной столицы России, созданной Петром Великим, совпадает с трёхсотлетием преставления святителя Митрофана, епископа Воронежского, духовника Петра Великого. Немного найдётся современников у грозного самодержца российского, которые внушали бы ему такое почтение и уважение как блаженный Митрофан.

Родился в 1623 году «от благочестивых родителей духовного звания и воспитан был ими в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере», — так писал он в своём духовном завещании. Мирское имя его — Михаил. Служил священником в селе Сидоровском, был женат, имел сына. После смерти жены, на сороковом году жизни поступил в Золотниковскую обитель недалеко от Суздаля, где и был пострижен в 1663 году с именем Митрофан. В этой тихой пустыни он пожелал провести оставшуюся жизнь. Однако, вышло иначе. Через три года по общей просьбе он был назначен игуменом соседней Успенской обители преподобного Козьмы Яхромского. Там провёл святой Митрофан десять лет. Много сделал он за эти годы для процветания обители. С его помощью был возведён храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного.

В 1675 году патриарх Иоаким поручил управлению Митрофана «как мужа благоговейного и добродетельного» более обширную Унженскую обитель преподобного Макария, которая пользовалась милостью царей дома Романовых. В 1512 году этот монастырь посещал, ещё до вступления на престол, будущий царь Михаил Фёдорович со своей матушкой. А в 1619 году он, уже будучи царём, приезжал поклониться преподобному Макарию за помощь и чудеса, оказанные семье Романовых в трудные годы. Со времени царского посещения Унженская обитель была учинена «наравне с Соловецким монастырем», а игумены её получили право ежегодного приезда в Москву к царю и патриарху с образом преподобного Макария. Назначение игуменом такой обители говорит о том, как почитал патриарх Иоаким Митрофана.

Семь лет управлял святитель Унженской обителью, оставив после себя тёплый храм в честь Благовещения Богоматери с трапезной и колокольнею, и множество икон, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сейчас эта обитель — женский монастырь в городе Макарьеве Нижегородской области. Многочисленны царские грамоты, дарованные монастырю во время управления им Митрофана, говорят о глубоком уважении, с которым относился царь Фёдор к подвижнику.

Когда возникла необходимость в епископе для новоучреждённой Воронежской епархии, выбор царя пал на святителя Митрофана. Это произошло после Московского собора 1681-1682 годов. В числе мер по борьбе с усиливающимся расколом старообрядчества и в целях распространения христианства, было решено увеличить число епархий и открыть новую кафедру — Воронежскую. 2 апреля 1632 года святой Митрофан был посвящен в епископа и оставался долгое время в Москве, хлопоча о вновь учреждённой епархии. 28 апреля он присутствовал при отпевании царя Фёдора Алексеевича, а 25 июня участвовал в венчании на царство юных государей — Иоанна и Петра Алексеевичей. Так впервые пересеклись жизненные пути подвижника благочестия и будущего российского императора.

В то же лето святитель был свидетелем ужасающих сцен буйства стрельцов — раскольников, когда лишь твёрдость царевны Софьи и мудрость патриарха спасли отечество от страшных бед. На всю жизнь стал епископ Митрофан обличителем своеволий невежественного раскола и ревностным защитником интересов государства.

Новое место служения архипастыря требовало многих забот из-за того, что Воронежский край был только недавно заселён людьми подневольными, согнанными из разных мест для охраны российских земель от крымских татар. Много было среди них людей беглых, искавших вольницы и не просвещённых евангельским словом. Сохранился указ святителя Митрофана стрелецкому голове, чтобы в праздник Честного Креста Господня 1 августа 1683 года стрельцы охраняли город и молящихся во время крестного хода за городские стены на реку Воронеж для освящения воды.

Воронежская епархия того времени занимала большую территорию, имела совсем немного церквей и нуждалась в священниках. Многие жители этого края, уже крестившись, по сути, оставались язычниками. Этим пользовались раскольники, которые настраивали население против официальной церкви. Не лучше обстояло дело и в Придонском крае с монастырями, которым грозило разорение от татар и всяких разбойничьих шаек. Да и в монахи часто попадали люди случайные, которые больше внимания уделяли хозяйству, чем спасению души. Влияние духовной власти было слабым из-за отдалённости кафедрального города Рязани. Вот в такой сложной обстановке началось служение святителя Митрофана в Воронеже.

Первым его шагом стало обращение с пастырским посланием. В простых, но доходчивых словах послания святитель объяснил иереям высокое призвание пастыря, величие и святость его служения. Затем он приступил к постройке каменного кафедрального собора, но по бедности строительство шло медленно. Воронежская епархия насчитывала всего шесть незначительных городков. Царской грамотой от июня 1682 года, под строительство собора и архиерейского дома воронежским воеводой была отведена почти третья часть тогдашнего города. Юные государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а к завершению постройки вместе с царевною Софьей пожертвовали колокол весом в 160 пудов. Через десять лет собор был освящён.

Любя храм Божий, святой Митрофан сумел привить эту любовь и своей пастве. За время его служения число церквей в епархии выросло от 182 до 240. Много потрудился он и для жизни монастырей, приписав некоторые из них к Воронежскому архиерейскому дому. Основал он и два новых монастыря. Так в неусыпных трудах о благополучии Воронежской епархии прошли четырнадцать лет жизни епископа Митрофана. До 1696 года отношения его с молодым Петром не выходили за рамки обычного, но постепенно обстоятельства менялись, и жизнь сближает святителя с царём.

 

Духовный наставник Петра Великого

Святитель Митрофан Воронежский

 

Желая открыть России выход к Азовскому и Чёрному морям, Пётр начал войну с турками. Первый поход на пограничный Азов в 1695 году был неудачен из-за отсутствия флота. Пётр решил начать строить корабли и избрал для этого Воронеж. Город с ближайшими к нему городками превратился в огромную корабельную верфь. Помимо местного населения сюда были собраны со всей России до 26-ти тысяч человек рабочего люда. Пётр часто приезжал на верфи и подолгу жил в Воронеже. Дело, затеянное им, было для России новым, и для успешного продвижения его из-за границы прибыло несколько сотен мастеров, выписанных из Голландии и Германии. Образовалась целая немецкая слобода с двумя кирхами. Среди иностранцев было немало людей беспутных, склонных к дурному поведению. В большинстве своём они с презрением относились к русским, будучи протестантами, смеялись над православной верой. Среди населения назревало недовольство, которое усиливалось дружбой с иностранцами царя Петра, частенько пировавшего в Немецкой слободе, невзирая на пост. Было и непонимание цели своего тяжёлого труда, которое также подогревало бродившее в городе недовольство и сеяло тёмные слухи о самом Петре.

В это нелёгкое для России время святитель Митрофан стал преданным помощником царю-работнику. При всяком удобном случае он разъяснял своей пастве пользу царёвых начинаний. Пётр высоко ценил эту поддержку и с первого же приезда выказывал епископу своё расположение. Так в храмовый праздник 25 марта 1696 года государь присутствовал на литургии, которую совершал святитель Митрофан, а 12 апреля слушал Пасхальную утреню. Вот как писал один из первых историков Петра Великого: «Когда великий государь, устрояя в Воронеже верфь корабельную сооружал флот... тогда сей архиерей от избытка усердия своего к государю и отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха».

Но не только духовную поддержку получал царь от епископа. Случилось так, что строительство кораблей остановилось из-за нехватки денег в казне. Узнав об этом, святитель собрал все средства, бывшие у него при кафедре и принёс их государю со словами: «Всякий сын отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной. Прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги». Пётр был очень тронут и воспринял этот дар как залог благоволения Божия его трудам. Постройка кораблей пошла быстро. Весной 1696 года на Дон был спущен флот в составе двух военных кораблей и 50-ти малых судов. Азов был взят не без молитвенной помощи епископа Митрофана. На имя воронежского воеводы была получена грамота от государя, в которой говорилось о взятии Азова, а преосвященному Митрофану предписывалось совершить благодарственный молебен и впредь называться епископом Воронежским и Азовским.

Весной 1699 года Пётр приехал в Воронеж для строительства ещё одной флотилии. Он посетил святителя Митрофана на праздник Благовещения и в первый день Пасхи 9 апреля. На этот раз царь сделал щедрые пожертвования Воронежскому архиерейскому дому и епархии, выражая этим своё глубокое уважение к святителю. Своим указом царь приписал к архиерейскому дому Данковскую пустынь у Дона, а к Воронежской епархии ещё пять городов от Рязанской и Белгородской епархий. На этом благодеяния государя не закончились: в день Святой Пасхи архиерейскому дому была пожалована ещё и мельница в городе Острогожске на реке Сосне. А епархии Пётр подарил свою волость Мокрый Боярок с посёлками. Теперь скудная средствами Воронежская епархия, имевшая раньше всего шесть городков, сильно увеличила свои владения.

Вскоре после этого престарелый святитель сильно заболел и, не чая уже встать на ноги, готовился принять схиму. Государь это лето проводил на юге, сопровождая в Константинополь посла Украинцева, который поехал в Турцию для заключения мира. Есть свидетельства, что вернувшись в Воронеж, Пётр навестил больного и отговорил его от принятия схимы.

Помогал святитель Митрофан государю и во время Шведской войны, которая крайне истощила государственную казну. В 1700 году из казны архиерейского дома были отданы четыре тысячи рублей «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже». А когда Петру пришлось переливать на пушки церковные колокола, святой Митрофан снова пришёл на помощь — в Воронежское адмиралтейство он доставил три тысячи рублей. Благодарный царь писал в своих грамотах: «Мы, Великий Государь, усердие твоё ко всему Христианскому народу милостиво принимаем и хвалим. За то и впредь милость нашего царского величества неотъемлемо пребудет с тобою, нашем богомольцем, в чём будь благонадёжен навсегда».

 

Духовный наставник Петра Великого

Икона-парсуна, изображающая Воронежского архиепископа

 

История донесла до нас особый эпизод во взаимоотношениях святителя с царём. Как-то приехав в Воронеж, Пётр пригласил святителя к себе во дворец, который был украшен «изваяниями языческих богов» (должно быть, греческими статуями). Старец пешком отправился ко дворцу, но, увидев языческие изваяния, возмутился и вернулся в свою келью. Царю доложили, что архиерей был у дворца и ушёл. Не уразумев причины такого поступка, Пётр послал за ним. Святитель отвечал посланному: «Пока государь не повелит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец пред его царские очи». Пётр разгневался не на шутку и велел сказать, что если архиерей не явится сейчас же, то будет казнён. Святитель же отвечал: «Жизнь моя во власти царя, но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа». Тем временем, зная, что гнев царя может остыть только по чуду Божьему, святитель распорядился благовестить ко всенощной в большой колокол, чтобы приготовить свою душу к переходу в вечность. Государь послал к архиерею спросить о причине благовеста. Святитель Митрофан ответил: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, хочу я совершить соборное моление с Церковью о прощении грехов моих перед Господом». Пётр изумился решимости архиерея и послал успокоить святителя, сменил гнев на милость. Царь просил не тревожить народ необычайным звоном, а идолов приказал убрать. На следующий день святитель Митрофан смиренно пришёл в царский дворец и с радостью благодарил государя за уничтожение статуй.

Последнее свидание святителя с государем состоялось в феврале 1702 года, когда царь, пользуясь перерывом в войне со шведами, прибыл на свои верфи в Воронеж. Зная, как дороги архипастырю успехи России, Петр привёз ему в подарок «печатный чертёж о Слюсенбурхе», то есть, изображение взятия русскими войсками 11 октября 1702 года шведской крепости Нотебург, переименованной в Шлюсельбург. Этот «ключ-город» открывал России доступ к Балтийскому морю.

20 лет святитель Митрофан управлял Воронежской паствой и достиг глубокой старости. Был он прост в обращении, доступен и богатому, и бедному. В доме его находили приют всякие люди. Большие суммы денег из архиерейской казны раздавал он на милостыню. Вот как говорил один из его жизнеописателей: «У святителя было всегдашним правилом жизни ничего не оставлять себе, а все приобретения отдавать Богу, давшему всё, и ближним, у которых нет нечего». Святитель Митрофан благодетельствовал не только русским, но и умерших на чужбине иностранцев он погребал на свои средства. В его личном синодике мы находим имена воинов из полка боярина Алексея Шеина, убитых под Азовом, и воинов из полка боярина Шереметьева, погибших в сражениях или умерших в плену. Имеется свидетельство, что в конце XIX века святитель явился одному из его почитателей и сказал: «Если хочешь быть мне угодным, молись об упокоении души императора Петра Великого».

В августе 1703 года святитель Митрофан сильно заболел и стал готовиться к уходу. Несмотря на присутствие в Воронеже русских и иностранных врачей, старец не обращался к их помощи, а облегчения искал у Врача Небесного. 10 августа святитель принял пострижение в схиму с именем Макария в честь преподобного Макария Унженского. В Москву, к духовным властям было послано известие, что святитель принял схиму и что у него нет своих средств на погребение и поминовение. Последовал ответ из монастырского приказа Великого Государя, в котором предписывалось «на поминовение души преосвященного епископа раздать из казны архиерейской в сорокоусте и в милостыню денег семьсот рублёв».

23 ноября 1703 года святитель Митрофан мирно скончался. В этот же день прибыл в Воронеж государь. Он застал кончину своего духовного наставника и собственноручно закрыл ему глаза. Пётр приказал приготовить всё необходимое для почётного погребения, сказав: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю — отданием чести. Итак, вынесем его тело сами». Пётр сам нёс гроб, сам опускал его в могилу. «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память», — сказал он при прощании. Тело святителя было похоронено в стенах Благовещенского собора — его детища.

Впоследствии много исцелений происходило от мощей святителя Митрофана, на много молитв ответил он помощью. И вот, 6 августа 1832 года в Воронеже состоялось открытие мощей этого светлого пастыря. Император Николай Павлович, очень почитавший святого, прислал золотой покров на его раку, а через сорок дней сам посетил Воронеж, чтобы поклониться мощам святого первопрестольника.

Но не суждено было блаженному Митрофану обрести вечный покой под сводами своего любимого храма. Через 87 лет, в феврале 1919 года, в рамках борьбы «трудового народа» с «поповскими баснями о святых мощах», останки святого были буквально подняты на штыки. Однако чудовищное кощунство вызвало ещё больший приток верующих, так что богослужение в храме было запрещено. И только в 1989 году святые мощи Воронежского первосвятителя и чудотворца были переданы православной церкви. Но не только Воронежу досталась честь небесного покровительства святого Митрофана, 23 ноября мы чтим память и благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя Петербурга, и святителя Митрофана, земного помощника Петра Великого. Закладка Петербурга состоялась в мае 1703 года, когда Митрофанй был ещё жив. Сохранилось предание, что царь обратился к своему духовному наставнику за благословением на основание города. Оно было получено со словами: «Возьми икону Казанской Божьей Матери, и она поможет тебе одолеть злого врага. Потом перенесёшь её в новую столицу. Казанская икона станет Покровом города и всего народа твоего».

Исполнилось благословение святого старца. Триста лет драгоценным алмазом в короне России сияет Петербург. Казанская икона Божьей Матери охраняет город в величественном соборе её имени. Отведена земля для строительства нового храма Митрофана Воронежского взамен уничтоженного в 1930 году.

Восстановлен Митрофаньевский храм и в Москве. Когда-то в нём кормили детей-сирот из приюта, бывшего в Петровском парке. После революции храм, как и приют, был закрыт и возобновился только в 1990 году. Храм святителя Митрофана находится на Хуторской улице в Москве, в нём имеется чудотворная икона святителя.

 

Духовный наставник Петра Великого

Храм Митрофана Воронежского в Москве на Хуторской улице

 

Святитель-труженик, молитвенник за землю Российскую, христолюбивый благотворитель и помощник страждущим, мудрый «государственник» — таким остался блаженный Митрофан в памяти народа русского.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: