warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В московском Политехническом музее выставка «Мир Леонардо», посвящённая самому великому итальянцу всех времён, которому в истекшем году минуло 550 лет, вызвала огромный, неожиданный даже для работников музея, интерес. Всемирно известный художник возник перед нами в новом, мало кому знакомом обличье. Леонардо да Винчи — гениальный инженер, автор немыслимого количества изобретений, среди которых — модели будущего парашюта, самолета, танка, — представлены на выставке во всей своей фантастической, непостижимой для Средневековья, красе. Выставка эта — и несомненный успех художника Авета Тавризова, автора многих музейных экспозиций в Москве: в Литературном, Музее Серебряного века. Государственном музее С.Есенина и т.д. Специалисты называют выставку в Политехническом — явлением. И, как трудно, а может и невозможно, проникнуть в мир Леонардо, так и очень сложно передать словами атмосферу и образ самой выставки. А он оказался незаурядным. Мы предоставляем слово двум посетителям выставки: журналистке Н.Л.Лесковой и литератору В.Ю.Дукельскому.

Держащий путь на звезду - не меняется

Лескова Н.Л., научный журналист

Леонардо, сын нотариуса Пьеро из Винчи, родился во Флоренции в 1452 году. Он был незаконнорождённым ребёнком: в официальной семье богатого нотариуса не было детей, и тот «осчастливил» простую крестьянскую девушку Катерину, которая и родила ему сына. С четырёх лет Леонардо воспитывался при отце. Мальчику пророчили карьеру землевладельца. Он получил неплохое образование. Однако, несмотря на его ясную родословную, его не назовёшь ни флорентийцем, ни итальянцем, ни земным человеком вообще... Леонардо столь необычен, что вызывает у учёных благоговение, смешанное с растерянностью. Как может один человек быть гениален практически во всех областях знания — изобразительном искусстве, музыке, филологии, медицине, быть одновременно великим инженером, изобретателем, провидцем, архитектором, модельером, наездником, фехтовальщиком, химиком, механиком?.. Список можно продолжать бесконечно.

 

-Держащий путь на звезду-не меняется-

Вход на выставку Имя Леонардо на итальянском, русском, украинском, армянском, японском и ...азбукой Морзе

 

На выставке «Мир Леонардо» лучшим экскурсоводом была заместитель директора музея по научной работе, кандидат технических наук Лидия Митрофановна Кожина.

— Посмотрите на репродукции «Дневников» Леонардо, — говорит Лидия Митрофановна. — Это наброски птиц в полёте, для выполнения которых, как полагают исследователи, было необходимо располагать материалами замедленной кино- или видеосъёмки. Откуда они могли быть у Леонардо? Прочесть эти записи, даже зная итальянский, невозможно: да Винчи делал их справа налево, как будто сознательно пытаясь запутать читателя. Расшифровать их удалось только в XX веке с помощью зеркала. А воплотить в жизнь некоторые из них пытаются только сегодня.

В Великобритании из дерева, птичьих перьев, выделений жуков были изготовлены и опробованы уникальные лётные приспособления, разработанные Леонардо 500 лет назад, — прообразы современного парашюта и дельтаплана. Своими изобретениями великий итальянский инженер доказал, что люди могут летать, в те времена, когда на это ещё никто не мог решиться. Ещё в 1483 году Леонардо записал на полях чертежей: «Если человек найдёт полотно в 12 ярдов по ширине и высоте, он сможет спрыгнуть с любой высоты без повреждений». Смельчаки родились несколько столетий спустя: в 1777 году француз Жан Думье, приговорённый к смертной казни, должен был испытать «летающий плащ» профессора Фонтажа, изготовленный по эскизам Леонардо. В случае удачи ему было обещано помилование. Думье выполнил прыжок с крыши тюремной башни и... остался жив.

А точную копию парашюта, описанную великим итальянцем, лишь недавно испытал англичанин Эдриан Николас. На 85-килограммовой конструкции, выполненной им из материалов, доступных в Средневековье, он пролетел почти две с половиной тысячи метров над полями Южной Африки. Николас выпрыгнул из корзины воздушного шара, поднятого на высоту три тысячи метров, — вопреки прогнозам специалистов, заверявшим, что эта холщово-деревянная штуковина лететь не сможет. Испытатель утверждает, что во время полёта его «оберегал» сам Леонардо, к которому англичанин то и дело обращался, повторяя магическую фразу: «Мистер Леонардо, я вам доверяю».

Макеты парашюта и другой летательной машины — махолёта в натуральную величину — открывают экспозицию. Пружинный механизм махолёта с распахнутыми, как у ангела, крыльями, согласно инструкциям да Винчи, может поднять в воздух и заставить летать взрослого человека в течение часа. Правда, чемпионке мира по дельтапланеризму Джуди Лиден, которая испытала эту конструкцию над полями графства Эссекс, удалось продержаться в воздухе всего 17 секунд, но и этого было достаточно, чтобы заключить, что аппарат работает.

— А вот ещё одно изобретение Леонардо — перекидной мост, — Лидия Митрофановна показывает изящную деревянную модель полукруглого мостика под стеклом. — По чертежам великого флорентийца такой мост недавно был построен в норвежском городе Ас. Его длина — 100 метров. В 1502 году Леонардо предлагал перекинуть такой мост через Босфорский пролив. Суть проекта: настил поддерживают три дуги-пролёта, упирающиеся в землю. В то время подобных конструкций не строили. Турецкий султан не решился воплотить смелый замысел в жизнь. И только спустя 500 лет, в начале ноября этого года, норвежский архитектор Вебйорен Санд осуществил замысел Леонардо. «Это потрясающий футуризм, — заявил он в одном из интервью. — Когда имеешь дело с гением, то соприкасаешься с вечными формами, которые никогда не выйдут из моды». Архитектор уже получил заказ на гигантский каменный мост такой же конструкции в США, а в будущем намерен осуществить проект и на других континентах.

Дети на выставке толпились возле «военной техники», изобретённой Леонардо. Деревянная «черепаха» — макет бронированного фургона — полтысячи лет спустя стала прообразом современного танка. Дюжина человек помещалась внутри: восемь из них располагались у щелей-бойниц, откуда велась стрельба по противнику, один сидел наверху, наблюдая за полем боя, а остальные управляли движением «черепахи». Макет довольно большой: как в игрушечный домик, в него помещаются трое мальчишек, мысленно представляющие себя в средневековом бою.

Зато в другом зале — многочисленные механизмы — рычаги, подъёмные краны, мясорубки и прочие знакомые каждому сегодня приспособления, которые можно крутить, сколько хочешь. Около этих экспонатов — целая толпа маленьких «инженеров» с горящими глазами. Не меньший интерес вызывает модель самодвижущейся повозки — прообраз современного автомобиля. 9-летний москвич Алёша Капустин на моих глазах зарисовывал конструкцию в блокнот. «Вырасту — сделаю такую машину: деревянную и экологически чистую, буду в ней на работу ездить», — серьёзно ответил Алёша на мой вопрос.

 

-Держащий путь на звезду-не меняется-

Главная лестница, превращенная во вводный зал с макетами механизмов, изобретённых Леонардо

 

— Перечислять все изобретения Леонардо — неблагодарное занятие, — говорит Кожина. — Чем больше проходит времени, тем яснее: этот странный человек обогнал своё время не на 500 лет, а значительно больше. Сегодня мы только начинаем постигать некоторые его замыслы. Автомобили, самолёты, дирижабли, — лишь малая толика разработанных им проектов. Недавно на 40-й сессии знаменитых «Чтений Винчи», проходящих во Флоренции, инженер-механик Эллинг Рошхайм из США выступил с сообщением, что известный рисунок Леонардо из его «Атлантического кодекса», который считается прототипом современного автомобиля, на самом деле «является изображением программируемого робота». С помощью диапозитивов и цифрового воспроизведения на компьютере Рошхайм объяснил, что один из рисунков кодекса, сделанный Леонардо в 1478 году в возрасте 26 лет, представляет собой не что иное, как «программируемый автомат, способный преодолеть чёткий маршрут, останавливаться, поворачивать направо и налево, согласно заданной ему программе».

Некоторые исследователи уже увидели в чертежах великого флорентийца прототипы будущего компьютера, цифровой фотокамеры, телевизора... Создатели выставки использовали эту идею: на стенах воспроизведены репродукции наиболее известных картин Леонардо, где в интерьере средневекового замка вдруг появляется компьютер, обезьянки играют с компакт-дисками, а флорентийский вельможа работает на ноутбуке. Разумеется, всё это, пусть и небезосновательные, но всё же фантазии и предположения. Зато высказывания Леонардо- провидца, содержащиеся в его «Дневниках», говорят сами за себя: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать, как будто находясь рядом», — речь, несомненно, идёт о телефоне. «Люди будут ходить, не двигаясь, смогут говорить с тем, кого нет, слышать того, кто безмолвствует», — это, конечно, телевидение, магнитофонные записи. «Люди будут мгновенно разбегаться по частям света, не двигаясь с места» — передача телеизображения. Таких прогнозов на будущее — не одна сотня страниц. Далеко не все они понятны сегодня. Только открываются для нас необъяснимые ещё возможности квантовой телепортации, лечения на расстоянии, передвижения предметов «силой мысли» и полётов «без всяких крыльев». Всё это — левитация, экстрасенсорика, телепатия, — описано у Леонардо да Винчи.

Изобретатель подводной лодки, скафандра, батискафа предугадал также возможность погружения на большую глубину без всех этих приспособлений «с помощью особой газовой смеси». Рецепт её был уничтожен, возможно, сознательно, — чтобы её изобрести, нужно хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, в то время никому ещё не известных. В бумагах Леонардо есть даже описание человека-амфибии. Ему принадлежат идеи парохода, велосипеда, вертолёта, броненосца, контактных линз, телескопа, с помощью которого он считал возможным «увидеть Луну и звёзды большими». Не веря почему-то в алхимию, он, как ни странно, уважал астрологию и говорил о «несомненном влиянии Бога и звёзд». «Тот, кто держит путь на звезду, не меняется», — писал Леонардо...

Современники считали его чёрным магом, колдуном, умеющим демонстрировать поразительные чудеса — превращать белое вино в красное, ломать каменную трость лёгким ударом руки, менять цвет надписи на бумаге на чёрный или белый, слегка послюнив конец пера...

Откуда он всему этому научился? Мог ли в одиночку всё это изобрести? Почему знал, что будет? Или, может быть, он пришёл из будущего, где подобные технологии давно стали реальностью?

Главная загадка Леонардо — кто же он, этот самый таинственный гений всех времён и народов? Одни считают его посланником инопланетной цивилизации, стоящей на более высокой ступени развития, другие — путешественником во времени, гостем из отдалённого будущего, посетившим средневековую Италию. А может быть, он — обычный человек, сумевший, в отличие от большинства простых смертных, полностью воплотить данные ему природой возможности? Кто знает, где их границы? Есть ли они? «Человеку легко достичь универсальности», — писал по этому поводу сам гений.

Пусть Леонардо остаётся загадкой. Тайна движет человеческим прогрессом. Пытаясь познать великое и непонятное, мы становимся чуть мудрее. И в то же время сохраняем детское любопытство перед жизнью: как много ещё предстоит открытий и поражений, прежде чем мы сможем сказать, что действительно что-то знаем!

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: