warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Человек и время

Григорьева Т.П., доктор филологических наук

Тема неисчерпаема. Можно сопоставить Изначальное – Человека – со вторичным – временем. Гениальное искусство вне времени. Любое проявление искусства выходит за его пределы. Образ сохраняется в веках. Можно взять строки поэта, скажем, Пушкина или Лермонтова: во все времена они притянут к себе. То же с живописью. Чем больше таланта, тем меньше связи со временем. Всякое переворачивание, переиначивание созданной той или иной Формы – свидетельство зависимости от сплетения, которое лепит массовое сознание. Потому всякая чрезмерность кратковременна1 . Неспроста то же массовое сознание находит в деформации причину гибели, «конца света». Особенно это относится к той культуре, которая связана с линейным, причинно-следственным рядом, разделением субъекта и объекта; они неизбежно меняются местами. В меньшей степени это присуще восточной культуре. Например, японцы принимали во внимание ритмичность, смену четырёх времен года. Отсюда устойчивость Формы, будь-то знаменитый театр Но или чайная церемония.

В наши дни обострился интерес к проблеме времени. Происходит глобальный эволюционный поворот от прежней парадигмы к новой. Меняется вектор пространственный (по горизонтали) на вектор времени (по вертикали). На смену внешнему, количественному параметру приходит сосредоточенность на качестве, внутренняя углублённость – в себя ли, в модель атома. Прошедшая эпоха, занявшая несколько веков, ознаменована преобладанием центробежной силы, устремлённостью вовне: освоение пространств, географические открытия, колонизация земель. В сфере искусства – литературе, живописи, музыке – стремление к широкому, панорамному охвату мира. Наступающая иньская эпоха ознаменована преобладанием центростремительной силы – интравертностью, устремлением вовнутрь, самососредоточением, уплотнением энергии. Пространственная горизонталь переходит в вертикаль времени, что подрывает основы одномерного мышления, однозначной логики. Линия как бы сворачивается, сжимается в точку.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: