warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В начале 1999 года в Москве, в Международном центре Рерихов состоялась выставка Олега Высоцкого — художника, создавшего к своим сорока годам более 400 полотен. Его работы можно увидеть в Эстонии и Германии... На этот раз 130 работ художника-космиста из Силламяэ (Эстония) увидели москвичи.

Белое на белом Олега Высоцкого

Личная легенда

Эзотерическую сказку Паоло Коэльо «Алхимик» он прочитал совсем недавно и всё, что до сих пор происходило в его, Олега Высоцкого, жизни, она объяснила и расставила по местам. И если оглянуться назад, то выходит, что Олег Высоцкий, как и герой «Алхимика», вольно или невольно тоже следовал всё время своей Личной Легенде, шёл навстречу своей судьбе, хотя путь этот не был усеян розами. И прямым его уж точно не назовёшь.

 

Белое на белом Олега Высоцкого

О.Высоцкий

 

По логике жизни выходило так: мама — тренер, сын — спортсмен. Поначалу так всё и получалось: уже в ранней юности Олег отлично плавал, выполнял нормы мастера спорта по многоборью, почти уже поступил в институт физкультуры... Это по логике жизни, а Личная Легенда увела его в армию, отправила под венец, бросила на химзавод, сделав «начальником свалки», чтобы наградить потом званием оформителя в заводской художественной мастерской.

А потом Личная Легенда привела... в Эстонию. Проводником всё-таки оказался спорт, министерские соревнования по многоборью проходили в Силламяэ — Олег был очарован этим городком у самого-самого моря, где всегда мечтал жить. Когда на О.Высоцкий объявление об обмене квартиры пришло предложение, жена даже смотреть новые места не поехала — так красочно описал ей Олег эстонские красоты.

К тому времени сам он успел поучиться в художественной детской (это в 25-то лет!) школе, в изостудии, поступить и окончить три курса факультета живописи и графики Московского заочного университета искусств, набраться опыта и стать отменным художником-оформителем.

В Эстонии Личная Легенда смилостивилась над ним — Олега приняли на «Силмет» художником-оформителем и через какое-то время направили учиться в школу художников-оформителей при ЦК КПЭ. Жил Олег по-прежнему в Силламяэ — в Таллинн приезжал на неделю раз в три месяца. И лекции профессоров тогда Художественного института, и экскурсии по музеям Эстонии, а также знакомство с историей, культурой, обычаями, традициями страны, в которой он теперь жил, — это было время действительно настоящего, крепкого, глубокого ученичества. Да плюс пробудившийся и крепнущий год от года интерес к философии — западной, русской, восточной.

У Олега Высоцкого нет бумаги о высшем специальном образовании. Его художественная манера — его собственная, никем не навязанная, ничем не испорченная. Хотя попытки повлиять как-то на становление его творчества были. Когда он стал присылать своему ведущему педагогу-художнику в Московский заочный университет всё более и более оригинальные свои работы, главной темой которых был Космос, Вселенная, Мироздание, учитель вначале только поправлял кое-что, потом начал сердиться — своевольный ученик явно не хотел слушаться учителя, а шёл своим путём.

Педагог

Почему самого Олега потянуло в учителя, объяснить невозможно. Многим непонятен был его переход с 300 рублей силметовского оклада на 94 в Доме пионеров, где Высоцкий начал преподавать в детской художественной студии. Просто Олега, тогда уже отца двух сыновей, тянуло к детям огромное желание передать им то, что нарабатывалось. И всё новое, что появлялось у художника Высоцкого, немедленно становилось достоянием его учеников-студийцев. Ведь они учились, а он творил, почти одновременно, а порой и вместе: дети начинали картину, потом писал её Олег, потом снова дети... И выставляться учитель и ученики начали одновременно и вместе. Было это в г. Кохтла-Ярве в Музее сланца в 1991 году.

 

Белое на белом Олега Высоцкого

 

Казалось бы, Личная Легенда состоялась — Олег Высоцкий нашёл своё «сокровище», как тот самый герой «Алхимика», который всю жизнь искал настоящие сокровища Египетских Пирамид. Теперь никто не мешал художнику Высоцкому создавать свои космические полотна, Высоцкий-педагог обрёл своих учеников, Высоцкий-человек был счастлив в семье, удачлив в дружбе.

Но теперь уже не Олег работал на Личную Легенду, а наоборот: за 8 лет состоялось 27 выставок в Силламяэ, Кохтла-Ярве, Нарве, Йыхви, Таллинне, Москве, Петербурге, а также в Германии. И на каждой — новые работы, и с каждой новой работой — находки в материале, красках, технике, манере письма. И всё это время — занятия с детьми в художественной студии, в школах, детских садах, семинары с педагогами, воспитателями.

А ещё (как отклик на горячие и настойчивые просьбы родителей, просто взрослых людей, которым в детстве чего-то не додали, но которые чувствуют тягу к творчеству, живописи, искусству) индивидуальные и групповые занятия с людьми взрослыми.

И всё это не только в Силламяэ, но и в Таллинне, куда он несколько лет подряд по два раза в месяц приезжал специально для того, чтобы провести занятия, семинары с детьми и взрослыми, прочитать лекцию, организовать выставку. Кстати, своеобразным итогом этих знаний стали иллюстрации Олега Высоцкого в учебнике музыки Майя Мульдма «Музыка — волшебная страна», который должен вот выйти из печати.

Нет пророка...

Есть такая наука — сопротивление материалов. Ведь даже металл может выдержать не всё. Но никому не дано определить предел возможностей творческого потенциала человека.

Как мог выдержать такие нагрузки тогда Олег Высоцкий, он и сам объяснить не может. И самым тяжёлым было даже не хроническое безденежье (последнюю официальную зарплату получил где-то в 1991 году) и даже не то, что Дело его ума, рук, недюжинных организаторских способностей буквально взяли да и отобрали у него, не сказав даже спасибо, загубив саму идею создания в Силламяэ детской художественной школы. Невыносимы были непонимание, предательство.

Пытаясь спасти своё детище, Олег Высоцкий стучался в двери правозащитников русских людей и русской культуры в Эстонии, общественных организаций, русских партий и русских фракций властных структур разных рангов, богатеньких «новых русских» — и этот опыт был самым отвратительным...

Помогли ему простые, не обременённые ни властью, ни деньгами люди: библиотекарь Раиса Суханова, душой почувствовавшая, какая литература нужна этому неординарному человеку; помогла учитель Светлана Бурдакова и её муж Сергей, которые не только приютили в трудную минуту Олега и его сына — учащегося музыкального училища Владимира Высоцкого, но и перевезли на своей легковой машине из Силламяэ в одну из школ Таллинна картины и всё, что оставалось от авторской школы-студии Олега Высоцкого. Даже один эмигрант из Эстонии Борис Новик, живущий в Германии на пособие, организовал там две выставки Олега и даже пытался помочь деньгами для его поездки в Москву на персональную выставку.

«Нет пророка!..» — в данном случае вот уж воистину так! В Силламяэ Олег Высоцкий оказался «не ко двору». В Таллинне, похоже, кроме как ученикам — детям и взрослым, друзьям, он тоже, несмотря на свой дар художника и талант педагога, оказался никому особенно-то не нужен. Зато...

Впрочем, как по Личной Легенде Высоцкого должно было случиться, так и произошло. Когда Олег в очередной свой приезд в Москву пришёл в Музей Н.К.Рериха и покупал репродукции картин, простой продавец открыток заинтересовалась не совсем обычным их подбором. Спросила, почему именно эти работы его интересуют особо? В ответ Олег протянул ей альбом с цветными фотографиями своих картин.

Дальше произошло как во сне: продавец открыток чуть ли не за руку провела Олега Высоцкого наверх в помещение с табличкой «Посторонним вход запрещён». Но оказалось, что как раз здесь-то Олег Высоцкий и не был посторонним. После десятиминутного разговора с Людмилой Васильевной Шапошниковой — вице-президентом Международного центра Рерихов, генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха, было решено, что вначале Олег Высоцкий примет участие в выставке, приуроченной к научной конференции «Искусство как способ познания инобытия», а потом состоится и его персональная выставка.

Его картины

Но вот тут я пока умолкаю, предоставляя слово искусствоведам, специалистам.

«Олег Высоцкий — несомненно талантливый молодой художник с отчётливо выраженным творческим почерком, обладающий чувством меры и хорошим вкусом. Его произведениям присущи лирическое мироощущение, тонкое чувство природы, декоративное звучание» (Л.Генс, Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР, 1991 год).

«Творческий мир Олега Высоцкого — камерный и лирический, но не замкнутый, не является непроницаемым. В его работах много воздуха, света, негромко звучащей, как соло на флейте, музыки, утончённой поэтичности... Предметом его внимания является не столько видимый и узнаваемый мир, сколько вечная Вселенная... Творческая сентенция Олега Высоцкого обращена в глубь души и духа... В композиционном пространстве, ориентированном на плоскость, игра цветовых пятен, круглящихся спиралеобразных форм, сферических объёмов, насыщенных светом, отражает лирику души и раскованность, свободное движение мысли... Мастерски художник смешивает акварель, масло или темперу, лак, рельефную пасту, различные основы, при этом пользуется аэрографом, добиваясь интересных индивидуальных художественных эффектов...» (О.Кальюнди, искусствовед, 1997 год).

«Олег Высоцкий — художник, педагог, мыслитель, творец... Это художник, который с глубоким пониманием относится к классическому искусству, обращается к культурной памяти «Серебряного века», вникает в философско-эстетические концепции древних философов и мыслителей XX века и испытывает особую близость к художникам-символистам... Художник создаёт новую живописную систему. Нанесение многими слоями краски аэрографом, распыление микроскопических капелек краски под разным углом, что позволяет видеть, как всё меняется в картине в зависимости от освещения... Мир образов художника динамичен, находится в процессе вечного движения» (О.Петрова, старший научный сотрудник Государственного Русского музея, профессор кафедры искусствоведения С.Петербургского гуманитарного университета, 1998 год).

Квинтэссенцией последнего периода творчества Олега Высоцкого стали «исчезающие» формы — белые шары на белом. Но «Белое на белом» не значит пустое, не вызывающее никаких эмоций. Скорее наоборот: именно здесь появляется безграничный простор для фантазии уже не только художника, но и зрителя, и не это ли сотворчество станет в будущем целью, смыслом и идеалом художественного творчества?!

И ещё — мне картины Олега Высоцкого показались пророческими: когда телеэкран донёс до нас яркие звёзды-вспышки в графитовом небе Ирака, невольно вздрогнула, потому что это было очень и очень похоже на некоторые полотна Олега Высоцкого. А вообще, глядя на картины Высоцкого, начинаешь понимать: как же ничтожны все наши страхи, волнения по поводу повышения цен и понижения уровня жизни, по поводу гнилой зимы и предательства «друзей» — всё это преходяще. Вечным остаются искусство, творчество, те картины, которые сегодня на наших глазах создаёт наш с вами современник Олег Высоцкий.

 

г. Таллинн

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: