warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Об Аспазии, как и её супруге – великом правителе Афин Перикле – не раз упоминает в своих доверительных письмах ученикам Е.И.Рерих. Так, например, 9 августа 1937 года она пишет О.Н.Крауклис из Латвийского общества Рериха: «Именно во всех областях науки и искусства женщина показала, что она может достичь самых больших высот <…> Вспомним и древние времена: несмотря на то, что мужской эгоизм всегда старался затушевать женские достижения, всё же находились светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл её своим Учителем, и великий Платон достойно упомянул её в своих сочинениях».

Относительно же Перикла с пометкой «доверительно» Елена Ивановна в том же 1937 году сообщает Р.Я.Рудзитису – латышскому поэту и писателю, председателю Латвийского общества Рериха следующие сведения: «Вел[икий] Уч[итель] К.Х. (Кут Хуми. – Ред.) поражает своим необычно высоким ростом, Он даже выше Вел[икого] Вл[адыки] М. Голова его напоминает голову Зевса ваятеля Фидия (друга Перикла. – Ред.). Величественное спокойствие лица освещается улыбкой, полной блага <…>. Вероятно, Вам будет интересно узнать, что Перикл и Вел[икий] Уч[итель] К.Х. – одна индивидуальность».

Очерк литератора, драматурга Б.А.ЯКУБОВИЧА рассказывает о жизни Аспазии, сведений о которой сохранилось не так и мало. Однако об её философских воззрениях нам известно очень немногое. О них мы можем судить скорее по трудам её знаменитых друзей-философов.

Аспазия или мудрость любви

Женщина… Это понятие не умещается ни в какие самые совершенные определения и, как и сама женская сущность, не поддаётся никакому логическому истолкованию и осмыслению. Что это? Божество в прекрасной, хотя и бренной, телесной оболочке? Яд и противоядие, помещённые в один изящный сосуд? А может быть всего лишь простой механизм продолжения рода человеческого? Начиная с нежной колыбельной песни и заканчивая слезообильными погребальными стенаниями, она сопровождает мужчину вовсех важнейших событиях его жизни, служа ему одновременно источником дивных наслаждений и горьких страданий, духовного, творческого взлёта и головокружительных падений в бездну отчаяния. Её либо возносят в безумном экстазе страсти и благоговения, либо осыпают грязью унизительного пренебрежения и недоверия. Мельком обронённое ею слово или выразительный взгляд могут развязать кровавую вакханалию войны или способствовать заключению долгожданного мира.

Так было всегда, и прекрасная античная Эллада отнюдь не являлась исключением. Противоречивый дуализм восприятия роли женщины в греческом ареале классического периода как раз и заключался в её второстепенном, чрезвычайно зависимом положении в обществе и семье (кстати, в отличие от доклассического периода), но, наряду с этим, и в повсеместном преклонении перед антропоморфным образом Божественной женской ипостаси, выражавшемся в культе Афины, Афродиты, Артемиды и прочих многочисленных богинь Эллады.

Подобная двойственность восприятия женщины прослеживается и в греческой драматургии, начиная с уничижительных эскапад архаического лирика XVII века до н. э. Семонида Аморгского и заканчивая трепетночувственными образами Софокла и Еврипида.

Подобное отношение к женщине особенно отчётливо проявлялось в Центральной Греции и, как бы, слегка размывалось на окраинах, к которым принадлежало ионическое побережье Малой Азии. Средоточием культурной жизни малоазийских эллинов являлись города Эфес, с его знаменитым храмом Артемиды, Смирна, а также древний Милет, основанный выходцами с острова Крит. Этот античный мегаполис, имевший свыше 80 колоний, преимущественно на побережье Черного моря, представлялся подлинным духовным центром Ионии, местом, где в самой ауре города незримо витали великие философские идеи Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и других замечательных мыслителей – родоначальников натурфилософии. Это учение, возникшее в недрах мифологической космогонии, со временем обретёт научную силу аристотелевского гения и превратится в первооснову теории познания мира.

Однако, к началу V века до н. э. Милет стал постепенно приходить в упадок. Подобное обстоятельство, разумеется, не могло не отразиться на сообществе процветающих купцов, которые привыкли к быстрому обогащению в процессе торговых операций с Европейской Грецией и странами Востока. Одним из таких торговцев, ощутивших на себе все издержки экономического спада, являлся некий Аксиох, в чьей семье появилась на свет дочь, позднее прославившаяся на всю Элладу. Её назвали Аспазией.

<...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Идентификация
  

или

Я войду, используя: