warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
Живая Этика в жизни и творчестве И.А.Ефремова

2 декабря 2014 года в Государственном музее Востока (Москва) прошла очередная встреча клуба «Неизвестное об известном», организованная редакцией журнала «Дельфис».

Открыла заседание клуба главный редактор журнала «Дельфис» Наталья Александровна Тоотс. Она говорила ясные, но необыкновенно актуальные слова о том, что нет ничего важнее на сегодняшний день, чем культура. При советской власти многие источники знания были запрещены, лучшие деятели науки и искусства уезжали за границу. Сегодня людям доступно огромное поле информации. Открываются неизвестные до сих пор имена. В наши дни мы имеем возможность оценить творчество таких мастеров искусства, как, например, художник В.И.Шухаев, выставка которого проходила в ноябре 2014 года в Московском музее современного искусства, а также известного писателя русского зарубежья Ю.К.Терапиано. Издательством «Дельфис» выпущена впервые на русском языке его книга «Самсара». И совершенно с неожиданной стороны Николай Смирнов и Ольга Ерёмина, биографы и авторы книги, вышедшей недавно в серии ЖЗЛ, на встрече в Музее Востока открыли нам Человека с большой буквы, писателя, учёного, палеонтолога, философа Ивана Ефремова.

 

Открыла заседание клуба главный редактор журнала «Дельфис» Наталья Александровна Тоотс

 

Ольга Александровна Ерёмина начала своё выступление со слов тревоги, что не только забыты имена наших соотечественников в эмиграции, но очень мешает в полной мере оценить и узнать творчество автора некое клише, которое ставится на его работах. В качестве примера она привела писателя Ю.Коваля, на котором поставлен штамп детского писателя, тогда как его произведения отнюдь не детские, очень глубоки по содержанию и полны философского смысла. Бытует также мнение, что Иван Ефремов – это писатель-фантаст. Но разве такие его произведения, как «Таис Афинская», «Лезвие бритвы» – это фантастика? В своих исследованиях Н.Н.Смирнов и О.А.Ерёмина разрушают стереотипы такого подхода.

 

О.А.Ерёмина и Н.Н.Смирнов

 

 

Выступает О.А.Ерёмина

 

Неизвестно, когда точно впервые Ефремов прикоснулся к наследию Рерихов. Но в 1940 году он подарил одной из сотрудниц книгу о Н.К.Рерихе. А в 1950-х познакомился с известным врачом-гомеопатом С.А.Мухиным и его женой Е.М.Величко (Подробнее об этой встрече можно прочитать в статье "Неслучайная встреча: Евгения Михайловна Величко" в журнале "Дельфис" № 4(80)/2014). У них была большая коллекция репродукций и подлинников картин Н.К.Рериха. Они вели переписку с Юрием Николаевичем Рерихом, помогали ему после возвращения в СССР. Возможно, именно посредничество Мухиных способствовало личному знакомству И.А.Ефремова с Ю.Н.Рерихом.

В конце 1950-х Иван Антонович несколько раз встречался с Ю.Н.Рерихом. В то время Ефремов уже был знаком с Живой Этикой – свидетельством тому почти дословные цитаты из неё в «Туманности Андромеды» (1958 г.).

 

Георгий Константинович Портнягин

 

В 1964 году завязалась переписка между И.А.Ефремовым и Г.К.Портнягиным. Вскоре незримая нить связала четыре точки на карте: квартиру Ефремова в Москве, г.Кузнецк, где жил Портнягин, дом Святослава Рериха в Индии и посёлок Козе-Ууемыйза в Эстонии, в котором жил Павел Фёдорович Беликов. Известно, что Иван Антонович обращался с просьбой о присылке книг непосредственно к Святославу Николаевичу Рериху. Сохранившаяся переписка может поведать о том, как шла работа над распространением Учения Живой Этики. П.Ф.Беликов пересылал И.А.Ефремову книги, имеющиеся часто в одном экземпляре, тот переснимал их на фотоплёнки и отравлял их или готовые снимки Г.К. Портнягину, который перепечатывал их в нескольких экземплярах. В одном из писем Ефремов обмолвился о более чем двухстах людях, получивших через него запретное в то время знание.

Насколько хорошо И.А.Ефремов знал Учение Живой Этики свидетельствуют его произведения. Н.Н.Смирнов провёл параллели между философией Ефремова и Учением Агни-Йоги.

 

Обложка книги «Туманность Андромеды»

 

Мир Ефремова, как и мир Рерихов, находится в постоянном развитии. Чувство меры, являющееся условием возможности прохождения пути по «Лезвию бритвы», то есть оптимальному для развития данной системы пути, представляется Ефремову важнейшим. Одно из центральных понятий Живой Этики – соизмеримость, умение найти не механическую, но подлинную «золотую середину», находящуюся в постоянном движении, динамическом равновесии в противовес догмам.

Показательно и отношение к женскому началу, самой женщине. Возвеличивание женщины в романах Ефремова лишено сентиментальности и находится в соответствии с Учением Живой Этики и, в частности, с описанием грядущей эпохи Матери Мира.

В Живой Этике говорится об Иерархии. Иерархия – мера знания, компетентность в сочетании с готовностью вести за собой. Подобную же линию мы находим и у Ефремова.

 

Дарственная надпись автора Ю.Н.Рериху

 

Слепая вера отвергается в Живой Этике, приветствуется доверие к ранее познавшему. Люди, объединённые доверием, представляют собой большую силу. Аналогичный подход мы находим в философии Ефремова.

 

Открытка Святослава Николаевича Рериха к Ивану Антоновичу Ефремову

 

Живая Этика обосновывает необходимость Общины. Никакое личное достижение не имеет смысла вне общества и работы на общее благо. Для Ефремова диалектика индивида и общества – важнейшая тема.

Восточное понятие Учителя было полвека назад воспринято Ефремовым при создании образа будущего. Такое возможно лишь в результате понимания исходного постулата: сознание – высшая форма материи.

 

Дарственная надпись автора С.Н.Рериху

 

Осознание беспредельности мира у Ефремова – важнейший устой творческой жизни. Беспредельность, утверждаемая в Живой Этике, – сущностно важная характеристика Мироздания.

Наука и у Ефремова, и у Рерихов должна безбоязненно подходить к фактам, что возможно только при открытом, подвижном сознании учёного.

Известно, что, отдавая должное достижениям индийской йоги, Ефремов понимал её историческую обусловленность и критиковал за требования, мало совместимые с реалиями современного мира. Идентичное отношение мы находим и в Агни-Йоге.

В произведениях Ефремова проводится мысль о том, что воспитание вкупе с образованием и психическим развитием является производительной силой общества. Он понимал, что преуспеяние общества возможно только при действительном уважении к профессиям учителя и врача. Со своей стороны, Живая Этика постулирует, что учителя и врачи должны находиться в особом положении, так как их ценность при построении социального организма общества крайне велика.

Устремлённый в космические дали, Ефремов твёрдо стоял на Земле. Как и Рерихи он постулировал в своих произведениях непреходящую истину, что всё прекрасное в мире создаётся «Руками и ногами человеческими».

Благодарю, за отзыв о встрече. Очень хотелось присутствовать, но не вышло. Когда увидела отзыв, очень обрадовалась. Благодарю за все, что вы делаете. Мне кажется, что на сегодняшний день, ваша деятельность приобретает новую силу, необходима и важна. Спасибо!
Хорошая статья. Хочется добавить, что детство Ивана Ефремова прошло в период гражданской войны, он был практически беспризорным. Очень мечтал о море и уехал на Дальний Восток, плавал юнгой. Но потом вернулся и поступил учиться. Стал крупным ученым-палеонтологом, руководителем экспедиции в Монголию. Нашел там в пустыне остатки скелетов динозавров. И уже потом начал писать рассказы, романы. Научная фантастика была в 60-е годы мечтой о светлом будущем человечества, стремлением к совершенству человека. В то же время писатели-фантасты моделировали отношения между людьми в неземных условиях и пытались найти выход из сложных ситуаций, вечной борьбы добра и зла. Вероятно в книге ЖЗЛ достаточно подробно рассказано о жизни нашего выдающегося современника Ивана Ефремова.
Нина Григорьевна, большое Спасибо за рецензию. Конечно, в книге Н.Н.Смирнова и О.А.Ерёминой "Иван Ефремов" описана вся биография Ивана Антоновича. В том числе имеются многочисленные ранее неизвестные факты из его жизни. Этому была посвящена наше заседание клуба "Восток в жизни и творчестве писателя Ивана Ефремова" 6 мая 2014 года. А 2 декабря 2014 встреча была посвящена исключительно связи Ефремова с Живой Этикой. С уважением Елена
Большое спасибо за прекрасный отзыв Н.А.Тоотс о встрече 9декабря, посвященной Ивану Ефремову. Для нас, жителей Сибири, к сожалению, невозможно присутствовать на таких встречах, и было бы замечательно, если бы о подобных встречах клуба "Дельфис" рассказывалось понемногу.
Спасибо за добрые слова! Очень приятно, что наша работа нужна людям.
Идентификация
  

или

Я войду, используя: