warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
Возвращение гностического Евангелия «Пистис - София»

Клуб «Неизвестное об известном» 1 марта 2011 в Музее культуры народов Востока состоялся очередной вечер клуба «Неизвестное об известном» журнала «Дельфис». Вечер вела главный редактор журнала Н.А.Тоотс.

В гостях у клуба был исследователь гностических текстов Александр Леонидович Рычков, старший научный сотрудник НИИ религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино. Он рассказал о манускрипте «Пистис София», одном из наиболее интересных древних источников гностической литературы. Путь этой книги до наших дней был очень непрост. В 1771 году, то есть 240 лет назад, коллекционер А.Эскью неожиданно обнаружил в Лондоне у букиниста древний манускрипт, который был написан на коптском языке и относился к IV в. н.э. Как полагают учёные, это был лишь перевод с греческого оригинала, датируемого II в. н.э. Далее эта бесценная книга в 1785 году попала в Британский музей при покупке библиотеки доктора А.Эскью. Были сделаны переводы с коптского на французский в 1779 и в 1839 годах, но они не увидели свет. И лишь в 1848 году М.Г.Шварц снял с манускрипта копию, но очень фрагментарно, и сделал перевод на латинский.

В настоящее время нет полноценных трудов не только по интерпретации содержания этой книги, но даже по истории её обнаружения. Всероссийская библиотека иностранной литературы совместно с владельцем «Пистис Софии» Британским музеем взялись сделать качественный и полный перевод с коптского языка на русский, обработать и сопроводить комментариями древнюю книгу гностиков, появившуюся почти 2000 лет назад и уже 240 лет тому назад счастливо обнаруженную. Многочисленны толкования названия манускрипта. Но Александр Леонидович считает, что его следует воспринимать как равновесие между двумя равноценными сущностями: знание (пистис) и мудрость (София) и писать через тире «Пистис – София».

Учёные отмечают, что это писание неоднородно, содержит 4 книги – три из них можно назвать книгами Спасителя, а четвёртая (собственно «Пистис София») – книга о ритуалах крещения гностиков и содержит много магических слов и имён. Дело в том, что в этом гностическом Евангелии, как и в египетских и в эфиопских книгах мёртвых, содержатся священные имена, спасительные для человеческой души. Знание этих имён позволяет душе умершего гностика миновать низшие духи (мытарей) и прийти к истинному отцу. Именно поэтому, видимо, этот экземпляр манускрипта попал в захоронение гностика и был откопан при английской или французской колонизации Египта, а затем попал в магазин букиниста. Как полагают, эта книга могла быть творением общины великого гностика Валентина, так как она хранила его записи.

Гностицизм был мировоззрением первых христиан до IV в.н.э., до Никейского собора, а потом в полемике победила наиболее агрессивная и организованная ветвь христианства и гностические тексты были уничтожены. В чём же различие в мировоззрении гностиков и более поздних христиан? Александр Леонидович отмечает три таких момента. Гностики считали, что после воскресения и возвращения на землю Иисус ещё 11 лет пребывал в материальном мире и учил своих учеников Новому Закону. Первое и главное расхождение поздних христиан и гностиков – в отношении к Богу Ветхого Завета. Христианство после IV в. сохранило верность Богу Ветхого Завета, а гностики отличались ощущением Нового Закона, который принёс Иисус и считали Бога Ветхого Завета создателем земного материального мира, но не тем Творцом, который и создал человеческий Дух. Творец материи, считали они, обрекает нашу душу на то, чтобы она снова и снова возвращалась в этот материальный мир.

Другое отличие связано с обрядом крещения. У поздних христиан крещение одно, при рождении, и человек при этом получает оберегающий его крест. У гностиков же есть и вторая стадия крещения – крещение огненным духом, светом, когда идёт внутреннее преображение человека, идущего по пути возрождения внутри себя божественной сущности. Это явление – трансфигурация – один из главных моментов «Пистис Софии» и прослеживается на примере учеников Иисуса, когда по мере истолкования его речей и притч, идёт пробуждение в них внутреннего человека. Однако человек при этом живёт ещё в материальном мире. Путь его на земле должен быть таким, чтобы в конце его он был осенён божественным духом и наделён божественной милостью. Если на пророков нисходят откровения божественной милостью, то, согласно гностическому учению, человек должен сам работать, подниматься, преодолевая все препятствия. И только потом, на небесах (но не в материальном мире) он встречается с божественной реальностью. Это – третье отличие гностического учения от позднехристианского.

Александр Леонидович отметил, что важной составляющей «Пистис Софии» является ощущение световой силы. Современный человек считает, что физический мир – единственное и абсолютное творение. Судя по текстам «Пистис Софии» это является наибольшим заблуждением и причиной того, что истинная реальность божественного мира остаётся для его души мистерией, то есть тайной. Но в книгах гностического Евангелия говорится, как человек может постепенно войти в мистерии и познать свет божественного мира. Каждая душа – смесь света и тьмы, божественного и земного. И когда два потока – работа души снизу и духовного нисхождения сверху – соединяются, они становятся одним и реализуется истинное Я. То есть каждая человеческая душа должна самостоятельно развиваться в сторону увеличения света. И только тогда можно понять выражение Иисуса: «Я есть ты и ты есть я». То есть, когда ты – уже человек света.

Парадоксальность учения гностиков состоит в том, что самые большие и величайшие мистерии, которые даются человеку тяжёлым трудом, являются и самыми лёгкими в том смысле, что если они есть в человеке, то он легко и беспрепятственно поднимается через все сферы земного мира. Он больше не может быть удержан земными архонтами и эонами. Он раскрывается в мире света, уходя в мистерии невыразимого.

 

Г.В.Астахова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: