warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
1 ноября 2011 года состоялось очередное заседание клуба «Неизвестное об известном» на тему: «Твердыня Тибета. Посещал ли Н.К.Рерих заповеданную Лхасу?»

1 ноября 2011 года в лектории Музея искусств народов Востока состоялось очередное заседание клуба «Неизвестное об известном» журнала «Дельфис». Заседание вели Ю.А.Логинова и Е.М.Величко. Владимир Андреевич Росов, автор книг на рериховскую тематику, доктор исторических наук, поделился с членами клуба собранными им материалами о некоторых экспедициях семьи Рерихов.

 

 

Заповеданная Лхаса – место, куда стремились все буддистские паломники, все почитатели духовных сокровищ Востока. Биографам Н.К.Рериха хорошо известно, что он никогда не посещал Лхасу, но всегда стремился попасть в самую главную святыню Тибета. В Лхасе находится дворец Далай-ламы – Потала, являющийся центром буддизма. В этом дворце проживали все Далай-ламы (их было четырнадцать). Красная часть дворца была построена в VII веке, а белая – в XVII веке при  Далай-ламе V – Великом.

В 1927 году Н.К.Рерихом вместе с Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерихом и несколькими сотрудниками была предпринята экспедиция в сердце Тибета. Но она была остановлена китайскими властями на подступах к столице Тибета на пять долгих месяцев, тем самым обрекая караван на голод и холод. В конце концов, семья Рерихов и их сподвижники вынуждены были через княжество Сикким уйти в Индию, не выполнив своей основной миссии – посещение Лхасы.

В.А.Росову семь лет назад удалось познакомиться с  полотном Н.К.Рериха, на котором изображён дворец Потала. На картине красно-белый ансамбль как бы ниспадает с горных вершин на землю и является непревзойдённым до сих пор образцом тибетского творчества. Некий коллекционер привёз полотно в Россию на экспертизу из Швейцарии, куда она попала из Америки. На обороте полотна был шифр, которым пользовался Николай Константинович, и его подпись. Зная этот шифр, Владимир Андреевич определил, что картина была написана в 1939 году, и по каталогу того же года называется «Твердыня Тибета». У него не было сомнения в подлинности принадлежащего кисти Н.К.Рериха полотна, и к тому же сам Николой Константинович писал о нём в опубликованных в 1939 году очерках, посвящённых памяти мецената Ч.Крейна, картину он писал для него. Кроме того, в своих экспедиционных дневниках Е.И.Рерих упоминает о том, что Николай Константинович задумал написать дворец Потала ещё в экспедиции, но сама картина была написана только в 1939 году.

Возникает вопрос: писал ли Н.К.Рерих дворец Потала с натуры или пользовался фотографией? То есть, был ли он в Лхасе? По крупицам собирая в течение нескольких лет материал по картинам этой тематики, написанным раньше и позже «Твердыни Тибета», Росов сделал попытку ответить на этот вопрос.

 В семье Рерихов был культ Далай-ламы. Елена Ивановна в своих дневниковых записях как бы соотносит личность Великого Далай-ламы V, строителя Поталы, с личностью Николая Константиновича, да и сам он упоминает об этом в книге «Сердце Азии». Может быть поэтому Рерих создаёт в этот период картину, изображающую дворец Далай-ламы, считая своим долгом запечатлеть своё собственное творение в далёком прошлом.

Ещё в 1921 году в дневниках Е.И.Рерих появляются записи о Лхасе, анализируя которые можно сказать, что Рерихам был как бы заповедан путь в Лхасу. В декабре 1923 года семья Рерихов оказалась в Индии, в г. Дарджилинге, который находится недалеко от границы с княжеством Сикким, и прожили там четырнадцать месяцев. По официальной версии это была подготовка к большой научно-художественной экспедиции по центральной Азии. Основное место их проживания в городе – дом, принадлежавший Далай-ламе XIII в тот период, когда он находился в изгнании после 1910 года. Дом подходил семье по всем параметрам – стоял отдельно, среди зелени и с прекрасным видом на священную для буддистов гряду Гималайских гор – Канченджангу. Всё это было неким знаком для Рерихов. В это же время Николай Константинович пишет в Америку: «Перед нашим домом Гималайская гряда и видна дорога на Лхасу». То есть в этот момент Лхаса – центр притяжения для него.

Первое, что предпринимают Рерихи, поселившись в Дарджилинге, это – десятидневное путешествие (с 14 по 25 февраля 1924 года) по монастырям княжества Сикким. Это событие отражено в монографии Николая Константиновича «Пути благословения». Рерихи посетили монастыри Ташидинг, Пемайендзе, монастырь города Юксам («место размышления»), Санга-Чолинг («остров тайного знания») и другие.

 

Монастырь Пемайендзе Монастырь Санга-Чолинг –  остров тайного учения

 

Интересна история Сиккима. В 1641 году из Тибета пришли сюда три ламы во времена расцвета буддизма, в период правления Великого Далай-ламы V. Они предложили вождю одного из местных племён короновать его на царство. Это было в местечке Юксам, где до сих пор среди вековых кедров сохранился каменный трон первого царя. Так мирным путём образовалась страна – княжество Сикким, исповедующая буддизм. Рерих не мог этого не знать.

Именно в 1924 году (по дневникам Е.И.Рерих) у Николая Константиновича появляется идея новой страны – Священного союза Востока, который представлял бы собой конфедерацию буддистских государств. Эта страна должна была быть образована мирными средствами – путём дипломатических переговоров. То есть Сикким – совсем не случайный эпизод в биографии Н.К.Рериха, а представлял собой как бы прообраз задуманного им государства. Созданная им в это время серия картин «Его страна» олицетворяет, прежде всего, страну Будды, Будды грядущего, или Майтрейи. И, конечно, через Сикким идёт дорога в Лхасу из Индии.

 

Каменный трон для коронации царей в Сиккиме Ступы монастыря Санга-Чолингна высоте 3000м

 

На тему дворца Потала в Лхасе Рерих в разное время создаёт диптих. Первая, уже упомянутая, картина пишется в 1939 году. Это 30-е годы, когда Восток представляет собой огненный котел, в 1933 году умирает Далай-лама XIII, и Тибет остаётся без высокой буддистской власти, В Европе нагнетается фашизм и нацизм, Япония смыкается с осью зла. Тибет для Николая Константиновича остаётся в это время светлым островом буддистского учения. В 1947 году, незадолго до смерти, он возвращается к этой теме и пишет другую картину, которая называется просто «Лхаса». Если на первом полотне изображена Потала с близкого расстояния, то на втором дворец изображён с западной стороны – издалека, со стороны озера, откуда идёт дорога паломников из Индии. Это не эскиз, не набросок, а монументальное полотно, где дворец прописан до мельчайших архитектурных и цветовых деталей, что позволяет создать фантастическую картину реальности.

Некоторый свет на загадку посещения Рерихом Лхасы проливают две небольшие картины. В 1924 году Николаем Константиновичем была написана эскизная картина, изображавшая дворец Далай-ламы, но под названием «Святыня», и опубликованная в 1926 году в его монографии. Картина в монохромном исполнении, в приглушённых тонах и написана сухой кистью тушью на картоне. Создаётся впечатление, что Рерих рисовал её в походных условиях с натуры, очень близко к объекту и в нестандартном ракурсе.

 Существовала и вторая эскизная картина такого же размера, похожего исполнения и с таким же названием – «Святыня-2». Это полотно изображает западные ворота  в Лхасу, расположенные в огромной ступе. Обе картины вошли в серию «Тибетский путь»,  который состоит из восьми картин. Таким образом, ещё в 1924 году Рерих написал диптих – западные ворота в Лхасу и дворец Потала вблизи. Можно сказать, что эти две картины являлись как бы проекциями на более поздние, написанные в 1939 и 1947 годах («Потала» и «Лхаса»).

Анализируя серию картин «Тибетский путь», мы увидим, что из восьми полотен шесть имеют отношение к монастырям Тибета (в том числе две «Святыни») и дороге из Сиккима в Тибет (включая перевал Джелапла). Если разбирать картины в их последовательности, то окажется, что с географической точки зрения они нарисованы по пути в Лхасу. К этому можно добавить, что рисунок перевала Джелапла появился в блокноте Николая Константиновича в 1924 году. Это возможно лишь в том случае, если он был на этом перевале. Следовательно, можно предположить, что Рерих всё-таки был в Лхасе. В одеждах лам (а известно, что они у них были) и с великолепным знанием тибетского языка Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу было нетрудно смешаться с толпой буддистских паломников, дойти до Лхасы, где, возможно, Николаю Константиновичу удалось с натуры нарисовать эти две картины.

Следует сказать о сериях картин, созданных Рерихом в эти годы. Это – «Его страна», «Сикким», «Тибетский путь», «Рождение мистерий» и «Гималаи». Причём серия «Тибетский путь» отражена только в каталоге 1924 года. А уже в 1929 году серия исчезает из повторного каталога и сливается с серией «Сикким». Очевидно, это произошло потому, что в 1927 году экспедиция не попала в Лхасу из-за запрета китайских властей, и на всё, что касалось Лхасы, было наложено табу.

Существует ещё несколько моментов, связанных с путешествием Рерихов в Лхасу. В дневнике Е.И.Рерих от 18 мая 1924 года есть запись обращения Учителя к Рерихам: «Когда были в Лхасе, разве не нашли что-нибудь?». Но когда они могли быть? Очевидно, между 24 февраля и 18 мая 1924 года. Этот штрих говорит о том, что решение этой загадки ещё впереди. А когда Юрий Николаевич уже жил в Советском Союзе, то в квартире семьи коллекционеров Величко-Мухиных, увидев одну из картин Н.К.Рериха, сказал, что именно так Николай Константинович представлял себе Лхасу. Потом поправил: «Лучше называть её Тибетский город». Осторожность объяснялась тем, что в это время лежал запрет на информацию о миссии западных буддистов в Лхасу.

Недавно В.А.Росов в харбинских газетах 1934 года обнаружил публикацию о лекции Ю.Н.Рериха, которая называлась «Страна тайн и монастырей» и была посвящена их Центрально - азиатской экспедиции. Среди представленных им фотографий вдруг обнаруживается снимок Лхасы и дворца Далай-ламы. Росову удалось разыскать эту фотографию в Америке, в Нью-Йорке. На обратной стороне фото – наклейка (очевидно, музея): Тибет, Потала, дворец последнего Далай-ламы, самое большое здание в Лхасе. Американская экспедиция Н.Рериха в Азию, 1923 – 1928 годы. Трудно представить, чтобы старой фотографии приписывалось место, где экспедиция не была.

Но самым интересным фактом являются воспоминания профессора В.А.Вероксо, теософа советских времён, о встречах и беседах с Ю.Н.Рерихом. Он пишет: «Кто мог знать, что гряда храмов красной секты в Сиккиме приведёт наших путешественников к небесной священной горе? Четыре пояса храмов открывали путь в Лхасу». (Лхаса – страна небожителей в переводе с тибетского). И дальше Юрий Николаевич рассказывает, что они в Лхасе остановились в гостинице и занялись изучением сокровищ Лхасы. Основным предметом изучения, по словам Юрия Николаевича, был для Николая Константиновича бело-красный дворец Потала, словно приклеенный как гнездо исполинской птицы к крутой скале.

Эти воспоминания, считает Росов, являются фундаментом в основании версии о том, что Н.К.Рерих был в Лхасе. Все печатные материалы, фотографии, картины – только часть большой конструкции, которая называется: паломничество Н.К.Рериха в Лхасу. Письма Рериха из Дарджилинга и Сиккима существуют, но утеряны и пока не найдены. Впереди много открытий, но слово самого Николая Константиновича пока не прозвучало: «Да, я был в Лхасе».

 

Г.В.Астахова

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: