В Москве с 19 по 26 июня 2011 года в Государственном музее «Дом Бурганова» проходил фестиваль «Дни Тибета в Москве», в организации которого участвовал Благотворительного фонд сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис». В рамках этого культурного события тибетские монахи буддийского монастыря Дрепуг Гоманг (Индия, штат Карнатака) построили песочную мандалу Зелёной Тары – одного из наиболее почитаемых божеств Тибета.
ВИДЕО: Открытие выставки «Дни Тибета в Москве» >> «Дни Тибета в Москве» (видео Степана и Дмитрия Ураловых) >> Церемония «Очищение пространства »>> ФОТО: АУДИО: Концерт тибетского обертонного пения «Дыхание Тибета» в исполнении монахов монастыря Дрепуг Гоманг |
С 2005 года группа студентов-монахов путешествует по городам России, чтобы дать возможность всем желающим познакомиться с тибетской культурой. Они проводят различные церемонии, посвящения, концерты. В этом году монахи посетили 11 российских городов. Среди них Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Санкт-Петербург, Москва и другие. Пожертвования, собранные монахами, традиционно идут на обустройство монастыря и строительство общежития для студентов, приезжающих из России (Бурятия, Тува, Калмыкия, небуддийские регионы).
Второй год делегацией руководит лама геше (доктор буддийской философии) Тензин Чокланг Кентрул Ринпоче. Он является признанной Его Святейшеством Далай-ламой ХIV реинкарнацией Калсанга Легдена – настоятеля монастыря Дрепунг Гоманг. Среди монахов – геше Джигме Лодой, который читает лекции по философии буддизма и даёт уроки тибетского языка всем желающим. Старейший монах землячества Самло Кханцен геше Лобсанг Вангди проводил посвящения и ритуалы. В Москве это были ритуалы посвящения Будды Медицины и Белой Тары, а также выступил с лекцией на концерте «Дыхание Тибета», в котором монахи продемонстрировали обертонное горловое пение и провели интересный философский диспут. Самым ярким событием, как всегда, явилось построение песочной мандалы.
До недавнего времени мандалы можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Они являлись атрибутом закрытых буддийских церемоний. Однако сегодня, желая сохранить эту уникальную традицию тибетской песочной живописи, Его Святейшество Далай-лама ХIV выбрал те мандалы, которые странствующие монахи могут строить для светской публики в разных странах мира.
И это не популяризация эзотерических учений. Основная цель монахов заключается в принесении пользы как можно большему числу живых существ. Ведь некоторым достаточно одного взгляда на мандалу, чтобы очиститься от болезней, негативных наклонностей, приобрести положительный потенциал, который способствует духовному росту. Но не все могут позволить себе для этого поездку в Индию, Китай, Непал.
Многие замирали в восхищении, наблюдая за работой монахов-художников. Прекрасный рисунок, требующий сосредоточения и внимательности, создавался с филигранной точностью. Движения монахов были безупречны, ведь песочная живопись не допускает ошибок и переделок.
Изучению ритуалов, предусматривающих построение мандал, они посвящают долгие годы. Ламы запоминают внешний вид десятков мандал в мельчайших деталях. Ведь рисунок должен быть выполнен в точном соответствии с древними текстами. Они работают очень внимательно и осторожно. Чем чище их мотивация и совершенней их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведётся взглянуть на мандалу...
Мандала живёт ровно столько, сколько длится сам ритуал. Её нельзя оставлять в музее как экспонат. Её главное назначение – служить основой для медитационной практики и очищения пространства. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчёркивает один из важнейших постулатов буддизма – идею о непостоянстве всего сущего. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание этого дворца, – говорят монахи. – Неважно, что в результате получилась песочная картина невероятной красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения мандалы – это возможность задуматься о мимолётности бытия и бренности всего сущего. Мы не станем отвлекаться на красивые картинки и привязываться к ним, но будем стремиться к истинному знанию и просветлению на благо всех живых существ».
На закрытии фестиваля приглашённый гость Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал: «В своё время я учился в Университете-монастыре Дрепунг Гоманг. И у меня остались о нём самые тёплые воспоминания. Я рад видеть в России представителей этого учебного заведения, проводящих этот уникальный фестиваль. Широкий круг посетителей музея может воспринимать буддизм как культурную составляющую. Благодаря таким мероприятиям происходит межконфессиональный диалог и укрепляются межнациональные связи разных народов. Это укрепляет мир и гармонию в обществе».
«Я рад, что в нашем музее произошло такое замечательное событие, как создание песочной мандалы, – подчеркнул в своём выступлении Игорь Александрович Бурганов, директор Московского Государственного Музея "Дом Бурганова". – Я сам художник, и мне, как и многим зрителям этого действа, было очень интересно наблюдать на практике этот уникальный вид искусства и ритуал. Было приятно познакомиться и общаться со всеми членами приехавшей к нам группы. Каждый из лам – уникальная личность, обладающая своим талантом. Кто-то удивительно поёт, другой гениально рисует, третий досконально знает буддийскую философию. В общем, это созвездие уникальных мастеров, уникальных творцов. Спасибо, что они показали нам своё творчество и поделились с нами своей мудростью».
Н.Р.Музафарова
- Ваши рецензии