warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
А.М.Чернышов - создатель журнала «Млечный путь»

В марте 2011 года Благотворительный фонд «Дельфис» и Мемориальный музей-мастерская С.Т.Конёнкова на очередном заседании клуба «Галерея» продолжили знакомство посетителей с малоизвестными, сейчас забытыми, журналами 1910–1930-х годов, сыгравшими свою особую, несомненно положительную, роль в культурной жизни страны. Как сказал ведущий клуба Сергей Кирович Борисов, хотелось бы понять в наше время, по какой причине некоторые направления в литературе и искусстве (особенно относящиеся к символизму) не состоялись в то время, а какие могли бы иметь продолжение в будущем.

Речь шла о журнале «Млечный путь», издаваемом поэтом Алексеем Михайловичем Чернышовым с 1913 по 1916 годы. С сообщением выступила П.Н.Чернышова, художница, племянница издателя журнала. На вечере присутствовали искусствоведы, художники и потомки участников творческого объединения «Млечный путь».

Алексей Михайлович Чернышов  родился в селе Никольском Тамбовской губернии. Не посещая начальную школу, самостоятельно научился ч итать и писать уже в 6 лет, а в 7 – начал сочинять стихи и свободно читал Гоголя и Пушкина. Его отличала необыкновенная тяга к знаниям, стремление к творчеству, и, будучи ещё ребёнком, он завёл рукописный журнал. Отец его за это наказал, а журнал уничтожил. Когда умер отец, Алексея в 10 лет отдают «мальчиком» в мясную лавку. Через четыре года он уезжает в Москву и работает на Якиманке тоже в лавке. Новый хозяин был образован и своим подчинённым также дал образование. Алексей Михайлович после четырёх лет работы становится приказчиком, одновременно работая в издательстве И.Д.Сытина. Но он не оставляет своих творческих стремлений, посещает кружок писателей из народа, слушает лекции в Политехническом музее. Его не покидает мысль о необходимости издания своего журнала, и уже в середине 1913 года он получает на это разрешение.

Первый номер журнала «Млечный путь» вышел в январе 1914 года. За художественное оформление журнала взялся брат Алексея Михайловича – Николай Михайлович Чернышов, художник. Он дал ему название, делал обложки, рисунки, заставки, виньетки. Выпускаемый братьями журнал был дёшев и доступен широкому кругу читателей. В 1959 году Алексей Михайлович пишет: «Я хотел создать хотя и тоненький, в один печатный лист, но приличный журнал, чуждый тогдашней "Ниве" или "Огоньку". На пути моём стояли большие трудности. Средств не было никаких». Вкладывая все свои личные средства в это дело, он задаётся целью дать возможность публиковаться в журнале молодым, неизвестным поэтам и писателям, а читающей публике рассказать о художественных течениях современности в литературе и искусстве.

В журнале печатались произведения Бурмистрова, Волкова, Коробова, Лобачёва, Олеутова (псевдоним А.М.Чернышова), Ливкина, Рудина. Вскоре в него пришли авторы, ставшие впоследствии известными: С.Есенин, И.Северянин, Б.Пильняк, А.Новиков-Прибой. В художественном отделе сотрудничали художники В.Барт, Н.Тырса С.Эрзя (его называли русским Роденом), Н.Чернышов. К 1915 году «Млечный путь» становится единственным в России подлинно художественным журналом среди тонких дешёвых изданий.

Постоянно растёт количество читателей и корреспондентов, да и увеличивается число сотрудников и авторов. Возникла потребность в общении и обмене информацией. Для этого редакция стала устраивать по субботам творческие вечера, на которые приходили как молодые, только начинающие, так и маститые поэты и писатели. На этих «субботах» появлялся и А.Толстой, читал стихи С.Есенин.

«Субботы» проходили в доходном доме купца Привалова, на Садовнической набережной, дом 3 (в Москве). Этот дом существует и по сей день. Творческая атмосфера «суббот», обмен мнениями достигали поставленной Алексеем Михайловичем цели: «Дать возможность развития юным росткам. Большего удовлетворения мы не желали». Он на собственном примере знал, как трудно молодым людям, не имеющим протекции, достичь в жизни ощутимых результатов.

Необходимо отметить, что при этом Алексей Михайлович не бросал работы приказчика и после дневной работы в магазине до глубокой ночи занимался делами журнала: корректурой, редакторством, отвечал на письма многочисленных корреспондентов. Большая заслуга Чернышова в том, что он и в первые годы Первой мировой войны продолжал выпускать журнал. Но общая разруха и последующая революция способствовали забвению журнала. Весь свой архив Алексей Михайлович передал в Ленинскую библиотеку и в Литературный музей.

Выступивший на вечере журналист С.Жемайтис подчеркнул, что течение символизма, представленное в журнале «Млечный путь», обладает универсальным языком, который способен объединить в себе все знания: искусство, литературу, мир живописи, науку, философию, религию и т. д. Даже название журнала «Млечный путь» символично.

 

Выступает ведущий семинара С.К.Борисов

 

Значение журнала не только в том, что он являлся литературным журналом, объединяющим крайние течения в литературе и искусстве, но и в том, что было образовано издательство, на основе которого сразу после революции в 1921 году начал издаваться журнал «Маковец».

Девизом жизни Алексея Михайловича Чернышова можно назвать ту мысль, которую высказал в день его 80-летия его брат Николай Михайлович в письме к нему: «Кто не ищет сразу получить по счёту – тот выигрывает».

 

Г.В.Астахова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: