warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
3 мая 2011 года состоялся вечер клуба «Неизвестное об известном» на тему: «Учения древности и современность»

В лектории Государственного музея культуры народов Востока 3 мая 2011 года состоялся очередной вечер клуба «Неизвестное об известном» журнала «Дельфис». В гостях у журнала был Аркадий Борисович Ровнер – поэт и прозаик, создатель Института культуры состояний. Вечер вела главный редактор журнала Н.А.Тоотс. Подзаголовок темы звучал так: как объединить мудрые учения древности и современности с практикой нашей повседневной жизни.

 

Выступает Аркадий Ровнер

 

Древних учений очень много. Аркадий Борисович называет их учениями, традициями, религиями. Люди, жившие в те времена, пытались жить осмысленно и праведно, следуя этим учениям. К ним А.Б.Ровнер относит различные формы индуизма и буддизма, иудаизм, христианство, мусульманство и т.д. Об одних религиях нам известно достаточно, о других очень мало, но чёткого представления о начале всех традиций, об их корнях нет. По разным источникам эти учения были даны людям либо мудрецами, либо Богом (Богами), либо Духовными влияниями. У Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине» есть идея о том, что этим первоисточником может быть «Книга Дзиан», которая относится к «предцивилизации», то есть ко времени до известных нам исторических цивилизаций.
Духовные учения древности имеют много общего. Все они призывают к духовой дисциплине и включают определённый этический, моральный и нравственный кодекс: не наносить вред живым существам, соблюдать целомудрие, не присваивать чужую собственность, не лгать, соблюдать физическую и духовную чистоту. Все они задают вопросы о смысле жизни, о происхождении Вселенной, о Богах.

Однако в древних традициях было много и несовместимого, а по мере их развития противоречия обострялись, и в наше время они проявляются очень остро, неся озлобленность, конфликты, ощущение неблагополучия. Проследив пути развития основных учений (традиций, религий), Аркадий Борисович отметил, что со временем каждое из них разбилось на несколько ветвей, которые становились порой по своим принципам диаметрально противоположными. Например, в исламе – суфизм (очень тонкое духовное учение) и фундаментализм (политизированный ислам), в иудаизме – каббала и сионизм, а в Индии возникло учение «сикхизм», в котором  присутствует несочетаемое – многобожие индуизма и моноцентризм мусульманства.

Неизбежно все традиции стареют, окаменевают и приходят к кризису, просуществовав тысячелетия, сотни или десятки лет. Они теряют в какой-то период времени не только свою энергию, жизнеспособность, но и актуальность, что психологически трудно пережить верующим людям. Традиции должны быть истинны и очевидны. Когда возникает сомнение в истинности учения, оно становится неэффективным и превращается в набор предрассудков. Это пограничное состояние характерно не только для течений, но и для всех мыслящих людей: мистиков, философов, учёных. И тогда возникают новые учения, открываются новые законы, обновляется мышление человека.

Настоящее возрождение духовных учений началось в 70-х годах XIX века, когда Е.П.Блаватская создала теософское общество. А.Б.Ровнер считает, что среди современных духовных учений наиболее значительны синкретические учения  XIX и XX веков: теософия, антропософия и 4-ый путь Г.И.Гурджиева.

Теософия как термин и основы этого учения возникли во II веке н.э., когда Аммоний Сакс с учениками создали философскую систему, основанную на вечных истинах, главной целью которой было примирение всех религий (тео – божественная, софия – мудрость). А.Б.Ровнер выделил три постулата теософии. Первый – теософия утверждает, что Вселенная – это не просто место, где действуют физические законы, а мир, возникший и существующий по божественным законам. Второй – этот божественный закон действует в каждом из нас, так как наши души имеют не физическое происхождение. И третий – братство людей, как ячейки общества, является одной из важнейших идей теософии. Только объединившись, создав единое целое, мы сможем развиваться и что-то изменить.

Духовное учение антропософия было создано Р.Штейнером (антропос – человек, софия – мудрость). В начале своей деятельности он изучал теософию и был членом теософского общества. Однако он, как утверждает А.Б.Ровнер, по контрасту с восточными корнями теософии пропагандировал в своём учении западные корни западной мудрости. Подчёркивая рациональный характер современного мира, Р.Штейнер считал задачей своего учения научное исследование духовного мира человека. Это, по мнению Аркадия Борисовича, совершенно невозможно, так как нельзя соединить абстрактную науку с духовными потребностями. В этом течении вскоре произошёл раскол и антропософия не получила должного развития. Она остановилась на Р.Штейнере.

Г.И.Гурджиев также долгое время был членом теософского общества, но позднее вышел из него и создал свое учение. Оно, в отличие от теософии и антропософии, ориентировано на духовную практику, духовные усилия. Г.И.Гурджиев говорит, что в человеке существует не одно «Я», а множество и они не только находятся в состоянии конкуренции, но даже вытесняют друг друга, а порой и не знают друг о друге. Задача человека состоит в том, чтобы избавиться от этой множественности и прийти к единству.

А.Б.Ровнер считает, что основой антропософии Р.Штейнера и учения Г.И.Гурджиева была теософия Е.П.Блаватской. Во многом эти учения дополняют друг друга, но, прежде всего, все три учения обращены к разным духовным потребностям, к разным типам восприятия, и они ответили определённым потребностям современного общества. Но как не было мира и гармонии в древних учениях, так нет их и в современных – они находятся в непрерывном конфликте друг с другом. Как избежать конфликта? Можно выбрать путь общего знаменателя, то есть выбросить из учений все противоречия. Тогда оно будет бесконфликтным, но пустым. А.Б.Ровнер предлагает другой путь – путь объединения всех существующих религий во имя создания нового учения. Он изложил основные принципы своего учения.

Новое учение должно быть синкретическим, то есть суммировать основные элементы как древних, так и современных учений. Синкретическим является практически каждое учение. Например, христианство – это иудейская духовность, греческая философия и римское право.
Оно должно обладать качеством самоочевидности на целом ряде уровней, то есть как на уровне духовных достижений обычного человека, так и на уровне человека, занимающегося духовными практиками.

Учение должно нести в себе фактор неопределённости, так как невозможно до конца примирить противоречивые утверждения существующих учений.

И, наконец, оно должно поставить задачу спасения человечества подобно тому, как ставится задача спасения вымирающих видов животных и растений. А.Б.Ровнер считает, что это учение должно внедряться в жизнь братствами духовных практиков и назначенным ими советом просветлённых мастеров. Аркадий Борисович уверен, что создание братств – единственно возможный выход для мирового сообщества из сложившейся на сегодня ситуации в мире.

В основе работы Института культуры состояний, который был создан автором доклада в России 16 лет назад, лежит работа с состояниями человека путём различных духовных упражнений. При этом можно выделить три состояния, соответствующие трём типам сознания – расширенному (космическому), устойчивому и суженному (когда человек является рабом своих эгоистических желаний). В современном мире организм многих людей находится в состоянии дисбаланса. Работая на семинарах и участвуя в практикумах Института, можно достичь не только устойчивого сбалансированного психологического состояния, но и более высоких состояний.

 

Г.В.Астахова

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: