warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
25 мая 2011 года состочлось заседание клуба «Галерея» на тему: «Образность современного искусства»

25 мая 2011 года Благотворительный фонд «Дельфис» провел очередное заседание клуба «Галерея», на котором обсуждалась компьютерная графика Светланы Бобровой. Вечер вёл редактор журнала Сергей Борисов.

Какие же возможности открывает компьютерная графики? По мнению Светланы Бобровой, это – фантастический мир, который, тем не менее, дает, ощущение осязательной  реальности, поскольку пространство этого мира создается создано достаточно просто - с помощью компьютерных программ. Но их техногенность моментально исчезает, когда из-под руки мастера в этом новом пространстве появляются работы эмоциональные и глубокие по смыслу.

Светлане Бобовой, как мне кажется,  удалось найти свой подход к использованию этого пространства  и, соединив плоскость фотографии и объёмность  скульптуры, построить новые образы. Получается своего рода интеллектуальная игра, в результате которой появляются некие промежуточные персонажи, которые являются результатом сцепления эмоционального и психологического настроя. Прямая аналогия с  искусством абсурда, с технологией бессознательного.  И хотя для преобразования фотографии автор использует возможности графического планшета, конечный продукт – это всё-таки ручная работа и творческое начало,  которые никуда не исчезает при использовании технических средства.

В чём же преимущество компьютерной графики по сравнению с традиционными направлениями изобразительного искусства? Во-первых, это скорость, стремительность, поскольку  от замысла до исполнения может пройти час. Во-вторых – свободное пользование пространством, в том числе, например, для быстрого изменения уже полученного коллажа. И, в-третьих, это возможность адекватно выразить поток мыслей, причем задуманное почти мгновенно осуществляется в компьютерном пространстве. Это новое эстетическое качество, сформулированное технологическими возможностями, как считает Светлана Боброва, имеет философский смысл, поскольку оно психологично, поскольку дает художники возможность мыслить фантастическими формами, не имеющими имеющие сюжета или темы. И каждый  раз получается своеобразный психоаналитический этюд.

После довольно краткого, но интересного доклада развернулась дискуссия, которая оказалась не менее интересной. Было задано много вопросов, что говорит о том, что поднятая Светланой Бобровой тема всех заинтересовала.

Например, культуролог В.Скворцов отметил, что компьютерная живопись ещё требует внимательного осмысления, так как основа у неё – мёртвая, как карандаш, который  тоже мёртв  без присутствия живого человеческого сознания. Конечно,  и на компьютере могут быть созданы загадочные и привлекательные образы, но всё-таки это - химеры и, в основном, химеры Вот непонятно – это зависит  только от человека или является свойством этого вида рисования?.. Ведь в  компьютерной графике присутствует, в основном, только техническая часть. В. Чекрыгин, например, говорил, что супрематизм – это первый класс школы живописи. По мнению В.Скворцова, содружество искусства с компьютером пока ограничивается первым классом.

 

 

Художник А.Тавризов в свою очередь заметил, что у искусства есть определённые характеристики – композиция, цвет, ритм, масштаб. Если это есть в произведениях Бобровой,  значит это -  искусство, и не важно, с помощью каких технических средств оно сделано. Важно лишь, чтобы в конечном итоге человек получил от него удовольствие.

Работы Светланы Бобровой безусловно можно отнести к произведениям искусства. А.Тавризов надеется, что быстро осваиваемая техника компьютерной графики даст возможность каждому человеку раскрыть свои потенциальные возможности и выразить свой эмоциональный, душевный настрой в компьютерном пространстве. Однако, структура мышления художников, работающих в жанре сюрреализма, в 2010 году ни на шаг не ушла от 70-х годов прошлого века, когда в России в галерее  на Грузинской улице были художественные выставки. Разница только в технических средствах. В 2010 году – компьютерная графика, а в 70-х годах – аэрограф с кисточкой.

Своими мыслями по теме поделился  журналист, автор книг по теории современного искусства С. Жемайтис. Он отметил, что компьютерная графика – интересное симптоматическое явление. Интересность  его в том, что в произведениях, созданных с помощью компьютерной графики, присутствует то, о чём пророчески говорил В.Кандинский в прошлом веке – пространство, время, цвет, свет. Правда, пока в примитивной форме, но это направление интенсивно развивается. Кроме того, этот метод позволяет осуществлять прямую трансляцию потока сознания, и при создании образов человек фактически развивает и расширяет своё сознание. И в будущем, вполне возможно, что, при присоединении технического средства к голове человека, его поток сознания напрямую будет транслироваться на экран. В этом искусстве большую долю занимает психология. Почему же оно сюрреалистично? Если существует два мира (наш, материальный, и Высший, Божественный) то Высший мир, который более технологичен по сравнению с нашим миром, через наше сознание и создаёт эти первоначальные образы, что всегда сюрреалистично. То есть этот метод ведёт к прямой трансляции сознания.

Но так как человек не готов к соприкосновению с Высшим миром, то это всегда опасно. Сейчас существует два потока сознания: один – это помойка Интернета, другой – поток сознания, исходящий из Высших сфер. Всё идёт к тому, что каждый сможет транслировать и более или менее адекватно интерпретировать то, что у него есть «за душой», и с помощью каких-то носителей это демонстрировать. И, конечно же, это – режиссура.

Можно сказать, что сюрреализм рождался на традиционных средствах живописи (С.Дали). Продолжая эту мысль, С.Борисов сказал, что использование новых средств (компьютер) в теоретическом плане ничего нового не добавило, оставив нас на той точке, которую достигли сюрреалисты, используя классические средства живописи. С.Борисов считает, что искусство компьютерной графики на данный момент не востребовано. Оно может быть востребовано у детей, которые, быстро освоив новую технику, будут вырисовывать романтическую мечту или тревогу, страх, а не сюрреалистические сюжеты. Оно может быть востребовано в психоанализе, когда человек напрямую не скажет о своих проблемах, но нарисует своё состояние, избавляясь от страхов и комплексов. С.Борисов также полагает, что главный вопрос не в том, какие возможности даёт нам искусство компьютерной графики, а в его образности. Почему новые технические средства приводят именно к сюрреалистическим образам, а не к тем, к которым мы привыкли в классическом искусстве? С.Борисов считает, что  применение более совершенных технических средств хотя и позволяет быстро запечатлеть поток мыслей, но при этом в образности мы что-то теряем. Однако, это лишь первые шаги и нам неизвестны до конца те возможности, которыми обладает эта технология. С.Борисов определил компьютерную графику как синтетическое искусство.

 

Г.В.Астахова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: