«Галерея» – одна из рубрик журнала «Дельфис». Она знакомит читателей с известными и малоизвестными творческими личностями России, оставившими определённый след в калейдоскопе многочисленных художественных течений XX века и щедро подарившими нам свои произведения живописного искусства. Рубрика освещала многие направления в искусстве, в том числе и их философскую составляющую. Ведущие рубрики Сергей Кирович Борисов и Владимир Васильевич считают, что назрела необходимость разработки журналом концепции искусства с точки зрения теософии.
В своём докладе С.К.Борисов подчеркнул, что такой подход к этому вопросу положит основу для синтеза различных течений и примирения существующих в них противоречий. Теософы и раньше прикасались к этой теме. Так, Е.П.Блаватская начала разрабатывать эту тему, а Е.И.Рерих писала, что создание концепции искусства будет означать новую концепцию естествознания.
К настоящему времени считается, что концепция науки существует, а вот концепцию искусства только пытаются сформулировать в философских недрах различных его течений.
В эпоху Возрождения считалось, что искусство имело свою специфику, и его инструментом была образность. Фома Аквинский говорил, что идея первообразов прекрасней, чем наш грешный мир и поэтому художники всегда пробиваются к красоте и тому миру, как его задумывал Создатель. Получается, что отражение художником окружающего мира – это субъективность, за которой нет общей идеи, а за наукой – есть (материальность мира и его законы). Гегель считал, что лучшие устремления людей идут через искусство. Но парадокс в том, что когда эти устремления проявляют истину, то на сцене уже появляются философия и наука, а искусство становится как бы не нужным. Следовательно, искусство обладает способностью предвосхищать события в науке, являясь как бы пророком.
Наиболее популярное определение искусства – субъективное отображение художником в виде образа объективного материального мира. И каждое течение или направление в искусстве ищет свой образ, свой способ отображения материального мира с помощью различных выразительных средств. Средства сводятся к тому, чем располагают наши зрение и слух, то есть чувственные восприятия. И здесь мы опять приходим к субъективизму.
Борисов отметил, что в течение XIX и XX веков и в живописи, и в музыке наблюдался постепенный переход от традиционно-образного искусства к символическому. Именно модерн и авангард приводит к идее синтеза искусств, к синтезу выразительных средств и элементов. Как идея синтеза разных направлений связана с образностью? Сергей Кирович считает, что настоящее символическое искусство не будет уходить в процессе поиска в тупиковые ответвления (декаданс и пр.) лишь в том случае, если за основу возьмёт наследие классического искусства – образность.
Нужно ли ставить вопрос об изучении темы образов для символического искусства, для современного искусства? В чём специфика искусства – выполняет ли оно функцию познания (материального мира, души, Бога), или это социальная функция? Ответы на эти вопросы позволят нам приблизиться к пониманию концепции искусства.
Журналист С.С.Жемайтис, автор книг «Феномен современного сознания» и «Вальс истин на кресте миров», высказал свою точку зрения по теме дискуссии. Он считает, что художник не строит образ, а только отражает нечто, зарисовывает знаки, которые могут привести его к идее. Как это происходит? Образ – это объект сознания и каждый человек воспринимает объект в соответствии со своей архитектурой сознания. Воспринимая тот или иной предмет, наша зрительная система разлагает его на пиксели (процесс диссоциации). Потом, используя информационные технологии сознания, по Интернет принципу она вновь создаёт образ этого предмета (процесс ассоциации), но уже в соответствии с индивидуальным представлением об этом предмете и в зависимости от архитектуры сознания каждого человека. При разной архитектуре сознания созерцание одного и того же предмета даёт разные результаты. И получается, что фактически нет разницы между музыкальным, визуальным, техническим, научным образами. Эта синтетическая система хороша тем, что отражает одно и то же с разных сторон, что может служить основой для примирения многих противоречий.
Жемайтис считает, что образ соединяет два мира – сверхмир с нашим миром, между которыми происходит обмен информацией. Он сравнивает образ с пирамидой, в основании которой лежит плоскость, где соприкасаются два мира. Над плоскостью располагается информационное обеспечение, а место её вершины занимает образ. Отражение в нашем сознании либо внешнего объекта, либо объекта самого сознания, либо объектов двух миров – это образ, и он всегда отличен от того, что отражает.
С изменением архитектуры сознания человека при переходе от одной эпохи к другой, в связи с развитием науки, философии и т.д. мы будем имеет и другие образы тех же объектов. То есть образ – это объект восприятия. Реалистическое искусство воспринимает одно, импрессионизм – другое, а авангард отражает работу внутренних элементов сознания. Жемайтис привёл высказывание К.Г.Юнга об отражении подсознательных процессов, которые образуют символы, общие для множества людей, и которые выходят на один и тот же объект – коллективное бессознательное.
Анализируя живопись, В.В.Кандинский писал, что весь ансамбль образов (цвета, звука, света и т. д.) восходит к единому источнику, и этот источник – бездна. Задача будущей философии в том, чтобы определить этот источник. И журнал «Дельфис» делает попытку этим заниматься.
Астахова Г.В.
- Ваши рецензии