warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.
 
1 июня 2010 года состоялся вечер клуба «Неизвестное об известном» на тему: «Мудрость, которая нисходит свыше»

1 июня 2010 года в Музее культуры народов Востока состоялся очередной вечер клуба «Неизвестное об известном» журнала «Дельфис». С докладом выступила главный редактор журнала Наталья Александровна Тоотс, затронув в нём актуальные на сегодняшний день и интересующие всех мыслящих людей вопросы, связанные с информацией, знанием.

Человечество накопило и продолжает накапливать разнообразную информацию, которая непрерывно поступает к нему двумя путями. С одной стороны, учёные открывают тайны Вселенной в научных лабораториях, геологических и археологических экспедициях, за рабочим столом, в обсерваториях и т.д., используя различные доступные им инструменты (математику, физику, философию, химию и т.д.). С другой стороны, знание может получить человек и интуитивным путём, в результате контакта с Высшими силами (или ноосферой, или информационным полем), используя свои внутренние, неординарные способности.

Назревает необходимость синтеза этих двух потоков. Но проблема состоит в том, что у этих направлений разный подход к получению знаний, они используют принципиально разные инструменты для их добывания, и для их синтеза необходимо найти точки соприкосновения. Надо сказать, что некоторым людям дано совмещать знания, добытые и упорным трудом (музыканты, учёные, живописцы, врачи, поэты, а порой бизнесмены и землепашцы), с интуицией. Без этого не было бы творчества. Но этот синтез почти всегда происходит неосознанно, на уровне подсознания. Про таких людей говорят, что в них есть «искра Божья». Необходимо же, чтобы люди творческие выходили на этот уровень осознанно, и тогда им будет доступна мудрость, которая нисходит свыше, от Бога. Эта мудрость называется гнозисом, который существовал столько же, сколько разумное человечество, и он может быть той точкой соприкосновения, которая необходима для синтеза двух потоков знаний. Выйти на этот высокий уровень знаний человек может только в том случае, если он встанет на трудный и напряжённый путь духовного развития. Этот путь требует не только личных жертв, но и пересмотра внутренних установок.

Во все времена гнозисом владели посвящённые, то есть те, кому давалось тайное знание во время ритуала – мистерии. В мистериях раскрывались сведения о происхождении Вселенной и эволюции человечества. Это изложила в конце XIX века Е.П.Блаватская в своём теософском труде «Тайная Доктрина», и она же впервые употребила термин «гностицизм».

Мистерии делились на внешние и внутренние. Внешние проводились для широкого круга людей в форме спектакля из жизни богов на символическом языке, и потому скрытый смысл действа часто не был понятен непросвещённым массам и принимался ими на веру. К внутренним мистериям допускались лишь избранные, которые сумели подготовить свою душу для принятия истинного знания. Эти мистерии проводили иерофанты, высшие посвящённые, избранные представители нашей пятой коренной расы. В наше время известен лишь порядок проведения ритуала, тайный же смысл таких посвящений утерян. Известно лишь, что при этом сознание ученика перемещалось в тонкий мир, где он и приобретал уникальный опыт. После мистерии ученик становился посвящённым, адептом, посредником между Богом и человеком. Величайшие из адептов приобретали статус иерофанта.

Первыми были Самофракийские мистерии на Балканах, а первым посвящённым – Орфей. Через мистерии прошли Моисей, Иисус, Соломон, Сократ, Пифагор, Конфуций, Будда. Знание, которое они получали во время прохождения тонкого мира, универсально, поэтому гнозис называют универсальным знанием, и оно было основой для всех философских и религиозных течений древности. Посвящённые создавали свои школы, расцвет которых приходится на время с III века до н. э. по III век н. э. Слово «теософия» родилось в Александрийской школе в 193 году. Александрия в то время была культурной столицей мира, собрав лучших философов, учёных, целителей, каббалистов, неоплатоников, гностиков, христиан. Это было место, где зарождалась новая религия, основой которой служил гнозис, и которая была развита Пифагором, Сократом, Платоном.

Однако, существование и действенность мистерий постепенно сходили на нет. Причинами тому были, во-первых, коммерциализация ритуала, когда ученик за посвящение вносил плату, и, во-вторых, священные учения богов с течением времени искажались в результате произвольной их интерпретации. Дольше других (до 396 года н. э.) свою первозданную чистоту сохраняли Элевсинские мистерии. Кроме того, в многочисленных гностических школах отсутствовало единое мировоззрение, по-разному толковалась суть верования. И христианство, как более организованная религия, стало постепенно одерживать верх над гностицизмом.

Но именно гностики были вдохновителями новой религии: ими написаны первые Евангелия, их было много среди первых христиан. Наиболее известны Валентин, Капократ, Василис, Морцион. Валентин, уважаемый в Риме священник, стремился примирить христианство и гностицизм. Василис получил тайное знание от апостола Павла. Капократа считали одним из первых христианских епископов. Исследователи считают, что именно школа Морциона повлияла на развитие манихейства. Мани хотел создать универсальную религию, уничтожив все противоречия. И что же? Он был забит камнями христианами. Период со II по IV века н. э. был драматическим в истории расстановки религиозных приоритетов. Борьба за власть и идеологию среди различных течений была трудной, и гностики, нёсшие мудрость, которая идёт свыше, в ней проиграли. Во все времена гностиков сторонились – отлучали от церкви, обвиняли в ереси, а позже эта борьба вылилась в жестокие религиозные войны.

Чтобы сохранить целостность и целеустремлённость религиозного течения, набирающее силу христианство прежде всего выработало единое мировоззрение и единые церковные обряды, позаимствовав кое-что у гностиков и язычников. На Софийском соборе в 363 году н. э. был определён перечень канонических писаний Нового Завета. Из трёхсот писаний было выбрано четыре, оригиналы и копии остальных были уничтожены, как и труды гностиков.

В результате двух последовательных, одна за другой, сенсационных находок – в 1945 году (Наг-Хамади, Египет) и в 1947 году (Кумран, Израиль) обнаружено около тысячи древних свитков, которые содержат гностические тексты. Некоторые из них написаны в 140 году до н. э. Интересно, что появление этих рукописей предвидела Е.П.Блаватская и Е.И.Рерих. А Елена Ивановна отмечала, что найденные материалы по-новому осветят многие места в канонических Евангелиях и позволят по-другому понять учение Христа. Кумранские рукописи написаны до рождения Христа, но содержат много поучений, которые в каноническом Евангелии присваиваются Иисусу. Учёные сделали вывод: либо до Иисуса был пророк, либо Иисус родился раньше, либо существовало несколько лиц, собирательный образ которых был назван Иисусом. Эти находки пополнили библейскую литературу многими ценнейшими материалами: книгами пророка Исайи, текстами Мельхисидека, мессианским Апокалипсисом, Евангелиями от Фомы, от Филиппа, откровениями Иакова, текстами об истоке мира, зароастрийскими и манихейскими трудами и т.д. Через 2000 лет человечество получило первоисточник гностических текстов и стало ясно, что Новый Завет – не единственный источник информации о жизни и учении Иисуса.

Найденные тексты пробудили интерес общества к гностицизму. Доказательством тому служат проведённые за последнее время три международные конференции по пюзису: в Мессине в 1966 году, в Стокгольме в 1973 году и в Йеле в 1978 году, на которых учёные исследовали концепцию гностицизма, его корни, признаки и т.д. В 90-е годы конференции по гнозису проходили и в России в течение десяти лет. В чём же отличие гностицизма от христианства? В гностических учениях вера уступает знанию, то есть считается, что спасение даётся не верой, а знанием, Христианская же религия является верой в Бога.

Если внимательно проследить историю различных верований, развития философии, то можно понять, что гностицизм практически никогда не исчезал из мировой культуры. Вяч.Вс.Иванов считает, что Египетский Мемфиский трактат, датируемый III тыс. до н. э., является самым ранним текстом, содержащим гностические представления. В средние века гностицизм продолжал существовать тайно в рыцарских орденах (тамплиеры, розенкрейцеры), в учениях богомилов и катаров. В наше историческое время философия гнозиса представлена в трудах Е.П.Блаватской, У.К.Джаджа. Франчиа Ла Дыо, в Учении Живой Этики. В России гностические настроения нашли отражение в философии Соловьёва, произведениях Шмакова, Налимова, поэзии Серебряного века. С.Р.Аблеев – один из немногих философов нашего времени, которому удалось соединить идеи гностицизма и естествознание на новом историческом витке. И сегодня книги Владимирова «Кумран и Христос», «Апостолы», исследование Шустовой «Христос и христианство», книга Н.А.Тоотс «Лабиринты истории. Путями Святого Грааля» дают возможность современникам прикоснуться к тем основополагающим событиям, которые произошли 2000 лет назад.

Сейчас можно сказать, что гнозис перестаёт быть для человечества тайным знанием, доступным лишь посвящённым. Всякий человек, который стремится вырваться за рамки традиций, волей-неволей входит в гностический мир. Но надо знать, что лишь единицы во всём мире достигают того уровня духовного развития, который позволяет им получить мудрость, которая нисходит свыше. Но их, как правило, в наше время выбирают сами Великие Учителя. И такими были наши соотечественники Е:П.Блаватская и Рерихи.

 

Г.В.Астахова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: