Выйти из потока
У Н.К.Рериха есть такая картина: на берегу перед пещерой сидит в медитативной позе старец, у его ног стремительно проносится поток, поток жизни...
Проблема взаимоотношения духовного восхождения и социально-природной жизни всегда волновала лучшие умы человечества. Будда, пройдя обе крайности – аскетизм и царскую роскошь, проповедовал «путь золотой середины». Философская мысль Китая различала малое и большое отшельничество: малое – это полный уход от жизни и общества в горы, леса, пустыни; большое – новое возвращение в круговорот бытия, духовное восхождение среди житейских бурь и выполнения социальных функций. Последнее считалось в Китае намного более трудным, ибо требует огромной устремленности, любви, терпения. Можно вспомнить и Путь Большой Колесницы – Махаяну, когда Архат отказывается от воздаяния Нирваны и превращается в Бодхисатву, смысл жизни которого – помочь всем существам преодолеть призрачный поток «сансары», достичь берега Нирваны, где и пребывает в неподвижности мудрец на картине Н.К.Рериха «Сантана».