warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Волшебник Большого города

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Его называют и учёным (он доктор медицинских наук), и целителем душ человеческих, и писателем, и волшебником, и сказителем, и Доктором Балу, а также хранителем тайны Башенного братства Санкт-Петербурга. Есть у него и ещё много других имён…

И каждая грань этой цельной личности, отдающей жизнь служению страдающим, имеет свою историю, достойную пера и рассказа людям. О нём пишут, но главное, он пишет сам. И это не только труды по психологии и психотерапии, но и книги с  заманчивыми названиями: «Петербургские сновидения» (1966 г.), «Дым старинного камина» (1998 г., в соавторстве с художником В.Лань), «В зеркалах старой мансарды» (1999 г.), терапевтические сказки – «Мелодии дождя на петербургских крышах» (2005 г.), «В тишине старинного замка» (2010 г.), «Сказки Волшебного города» (2011 г.).

 

 

Доктор Балу в своём замке

 

В предисловии к этой, последней, книге Доктор Балу говорит своим маленьким пациентам: «Дорогие маленькие мечтатели! В каждом человеке живёт художник. Не беда, что ты, когда  вырастишь, станешь инженером, учителем, врачом или кем-то ещё. Но у тебя останутся глаза, уши, а главное, воображение, которое может вернуть тебя в детство и напомнить о мире, из которого ты пришёл. Об этом и говорят те сказки, которые ты сейчас взял в руки. Я хотел бы, чтобы ты почувствовал мою руку, дружески протянутую тебе, чтобы поверил, что за нашей с тобой игрой стоит жизнь и что мы оба хотим добра». Как же каждому из нас не хватает этой протянутой руки!

А случилось так, что ещё в молодые годы, будущий автор сказок работал в больнице врачом, где лежали дети. Доктор рассказывал им самые разные сказки, в том числе и «Маугли» Р.Киплинга, в которой воспитателем мальчика, жившего среди волков, был добрый медведь Балу. И больные дети стали называть своего доктора – Балу. Так он обрёл творческий образ, который повёл его по очень непростому жизненному пути.

 

   

Работы матери доктора Балу

 

Но, конечно, всё начиналось, ещё когда он был мальчиком и впитывал творческую атмосферу, царившую в семье. Его отец – Владимир Гнездилов был профессором Военно-Морской академии, мать – Нина Конрадовна Слободинская – скульптором, дедушка Конрад Владимирович Слободинский изучал санскрит, помогал переводить Бхагавадгиту, стихи Рабиндраната Тагора. А родной брат его жены – Александр Александрович Усов – был детским писателем, сочинял рассказы о животных под псевдонимом Чеглок. Он дважды обошёл вокруг света. Был дружен с А.Луначарским. Вместе с единомышленниками основал на Кавказе Общину, среди посетителей которой был поэт М.Волошин.

 

Дом Доктора Балу с мансардой, в которой находится «Замок» Доктора

 

В их имении, а затем и общине в Лазоревском, близ Сочи, собиралась интеллигенция того времени, люди озабоченные судьбой своей страны и понимавшие глубинную суть культуры и нравственного совершенствования человека. Прислушиваясь к разговорам  окружающих людей, наблюдая их поведение, мальчик обретал потребность делать добро и идти по жизни с открытым сердцем. Красота его внутреннего мира созревала, притягивая всё больше и больше людей. А он искал среди них безнадёжно больных и обездоленных, которым помощь нужна была больше других.

В результате он пришёл к тому, что нашёл необычные психотерапевтические способы лечения больных, а в 50-летнем возрасте явился основателем первого в России хосписа в Приморском районе Лахта Санкт-Петербурга. 24 года Доктор Балу помогает тем, кто стоит на границе жизни и смерти, готовясь перейти в Мир Иной. Он лечит их от самой тяжёлой болезни – страха смерти, он дарит им свою любовь, льющуюся из его щедрого сердца. Говорят на такой работе человек может выдержать лишь несколько лет, а он работает там третий десяток и в свои 74 года, сам с больной ногой, три раза в неделю спешит, опираясь на палочку, к своим пациентам.

– Однажды, – вспоминает он, – у меня на руках был мальчик, умирающий от рака. Я ему рассказывал сказку. Но жизнь его уходила, и я хотел позвать сестру, чтобы ему сделали укол. Но он попросил: «Не надо. Рассказывай!» И так тихо ушёл через ворота сказки. Тогда я понял, какую силу имеет сказка.

В сочиняемых Доктором Балу сказках всегда есть подтекст, помогающий больному принять ситуацию, в которой он оказался, переосмыслить свою жизнь и смириться. И тогда страдания затухают, уход становится не трагедией, а освобождением. Для многих сказочник Балу открывает истину, что человек больше, чем его страдающее тело. И у больного вырастают крылья надежды.

Сегодня в арсенале методов лечения Доктора Балу не только сказки. Это ещё и куклы, и звук колоколов и билов.

 

Звуки тоже могут лечить

 

– Кукла – это не игрушка, – говорит Доктор. – Ребёнок идентифицирует куклу с самим собой и приобретает Друга. Он учит её, а она его. Кукла – это достояние семьи, она помогает выходить из трудных ситуаций, моделирует человеческую жизнь, играет большую роль в отношениях и сближении людей. Врач не может быть у постели больного, а кукла способна находиться всё время рядом, и страдающий не чувствует себя одиноким.

Слушая это, я тут же подумала о своём 5-летнем внуке, у которого есть Друг, с которым он почти не расстаётся. Это маленький, уже очень потрёпанный, жирафик. Случается, что он куда-то запропастится. Тогда вся семья бросается на поиски. Ведь столь преданную дружбу нельзя не уважать! А углубляясь мыслью в своё далёкое детство, вспомнила и о своей чудоковатой кукле-Бармалее, которую так сильно любила сама.

 

К вере приводят любовью

 

За годы, что зрело и расцветало творчество Доктора, его большая питерская квартира с мансардой наполнялась куклами, старинными вещами, музыкальными инструментами, колоколами, билами, картинами, какими-то замысловатыми предметами и доспехами, постепенно превращаясь во «Дворец». (Сейчас Доктор там не живёт, а только приходит). Описать и представить, что это такое – невозможно. Нужно побывать там. И когда переступаешь порог этой уникальной квартиры-музея на последнем этаже старинного питерского дома, сразу понимаешь, что попала в Сказку. Здесь иное пространство и иное время, вернее безвременье. Здесь со всех сторон, и даже с потолка, на тебя глядят персонажи разных времён и народов. Среди них и Шахерезада, и рыцарь в латах (оба в полный рост), и множество маленьких фигурок, толпой глядящих на тебя. Чудеса окружают со всех сторон. Здесь всё живое, хотя некоторым вещам изрядное количество лет. Пока мы говорили с гостеприимным хозяином, сидя за столом в гостиной, всё время раскрывалась почему-то дверь мансарды, словно дух её хотел слышать наш разговор.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном интернет-магазине "Дельфис"

Идентификация
  

или

Я войду, используя: