warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Теория относительности в свете Живой Этики

Линник Ю.В., доктор философских наук, член Союза писателей РФ

Отношение Живой Этики к релятивистской физике является диалектически двойственным: солидарность сочетается с полемикой. Скажем вначале о линиях согласия. Открытия А.Эйнштейна радикально расширяют сознание. Как следует понимать расширение? Это экстенсивный процесс, имеющий прерывистый характер: узловыми точками здесь являются выходы на новые уровни бытия. Если физика И.Ньютона описывает макромир, то квантовой механике мы обязаны обретением микромира, а теории относительности — подъёмом в мегамир. Новейшая модель Вселенной трёхступенчата — структурно это близко тому, что принято онтологией Живой Этики. Физика XX века дважды перешла границу познанного: при углублении в недра материи и при раздвижении картины мира в космическую ширь. Усматривая в понятии относительности всеобщий эволюционный принцип, Живая Этика экстраполирует его на познание в целом: «Когда говорим о прогрессировании мышления, предусматриваем необходимость этой относительности. Именно прекрасно понятие ступеней восхождения» (Беспредельность, 17). Эйнштейн поднял нас на одну из таких ступеней. Но он был склонен считать её конечной.

Познание — ступенчато. Каждая ступень, будучи шире предыдущей, объемлет её. Принцип соответствия, сформулированный Н.Бором, гласит: новая теория истинна тогда и только тогда, когда включает старую теорию как частный или предельный случай. Созвучно этому принципу, но вновь расширяя контекст, Живая Этика утверждает: «Нужно опять сказать учёным: “Как теории Эйнштейна не опрокидывают законы Евклида, но включают их, как третье измерение не опрокидывает законы плоскости, но бесконечно шире их, так же законы духовного знания бесконечно шире всех ваших, но включают их”» (Беспредельность, 829). Всё позитивное из прошлой картины мира удерживается при восхождении на новую ступень. Лестница познания мыслится Живой Этикой как инфинитная структура, тогда как Эйнштейн ставит перед спиралью роста своего рода упор: это скорость света — константа, резко и непреложно обрывающая устремления нашего духа.

Космология Эйнштейна близка интуициям античности. Он оконечил космос — вернул ему форму, размытую ньютоновской бесконечностью. Положив космосу пространственные и временные границы, релятивистская физика задаёт ему ещё и энергоинформационную меру: накладывает запрет на дальнодействие — и вводит близкодействие, лимитирующее все процессы скоростью света. Эйнштейн как бы одел космос в невидимую защитную оболочку. Как это похоже на прозрачную скорлупу последней пифагоровой сферы! Что будет, если мы пробьём её, сообщив нашему кораблю сверхсветовую скорость? С величайшей тревогой Эйнштейн предупреждал: переход этого порубежья приведёт к инверсии причинности — мы попадём в абсурдный мир. Помимо того, что следствие будет телеологически опережать причину, многие величины там примут мнимые значения. П.Флоренский ослушался А.Эйнштейна. Заглянув за световой барьер, он констатировал: «Область мнимостей реальна, постижима, а на языке Данте называется Эмпиреем» (Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991, С. 51). Огненная природа Эмпирея известна. Нет ли оснований для сближения его с Огненным Миром Живой Этики? Критерием сходства тут может быть показатель скорости. Эйнштейн неумолимо обрывает её — Живой Этике же в целом присущ пафос «вечного нарастания» (Беспредельность, 107). Оно не знает предела. Отсюда следует, что Живая Этика должна принять дальнодействие, — и мы находим тому массу подтверждений.

Близкодействие делает невозможной мгновенную связь в космосе. Можно ли его в таком случае считать целостной системой? Или тем более организмом, как того требовал Платон? Близкодействие вносит неминуемые разрывы в интегральную картину мира. Экзистенциально значимое последствие этого — изоляция ноосфер: контакты между ними крайне затрудняются. Угроза космической разобщённости! Живая Этика фактически снимает её, когда заявляет следующее: «Созданное одним общим Законом Космоса не разобщается велением космической энергии» (Беспредельность, 52). И далее высказывается упрёк человеку, «разобщённому с беспредельной энергией манифестации Космоса»: принятое им в качестве догмы близкодействие может стать одной из причин его отчуждения от Мирового Целого. Но как обойти эйнштейновское табу, не вступая в противоречие с сегодняшней наукой? Будет корректным предположить, что имеются уровни бытия, для которых эйнштейновский космос является частным случаем. Его законы, истинные внутри физических систем отсчёта, нельзя экстраполировать как на беспредельность, так и на уровни организации бытия, не входящие в компетенцию физики. К их числу мы вправе отнести и ментальный уровень. О дальнодействии мысли в Живой Этике сказано со всей чёткостью: «Когда мысль насыщает пространство, то её мощь соответствует Космосу» (Беспредельность, 795). Возможно ли Всевмещение без дальнодействия? В Живой Этике сказано: «Когда устремление напрягает дух, то сознание огненно вмещает все Космические Огни» (Беспредельность, 708). Всевмещению противостоит «земная специальность», то есть специализация, односторонность, ограниченность ( Мир Огненный. Ч. 1, 505). От частного и локального мы должны перейти к всеобщему и универсальному. Это равнозначно переходу от относительного к абсолютному, при котором тоже должен соблюдаться принцип соответствия.

С проблемой метанаблюдателя, как бы вставшего над всеми системами отсчёта, можно связать следующее положение Живой Этики: «Знание настолько относительно, что человечество должно объять космическое понимание мировым глазом» (Беспредельность, 425). Речь идёт о восприятии Целого изнутри космоса. Луч умозрения тут способен двигаться со сверхсветовой, но всё же конечной скоростью, значение которой может совпадать с радиусом Вселенной (или нарастать параллельно её расширению). Это значит, что «мировой глаз» в мгновение ока объемлет Универсум, но не выходит за его рубежи. Поэтому возникает необходимость расширения ментальной сенсорики. В Живой Этике сказано: «Творчество Космоса непрекращаемо, и там, где мировой глаз видит предел, там беспредельный глаз усматривает новые горизонты» (Беспредельность, 196). Очевидно, существует иерархия сверхсветовых скоростей — и очень возможно, что она каким-то образом соотносится с Иерархией в понимании как Дионисия Ареопагита, так и Живой Этики. Нет ли параллелизма между двумя шкалами? Позиции Абсолюта в таком случае будет соответствовать бесконечная скорость. Человеку дано подняться на эту высоту. Путь к ней открывает и христианский теозис, и агни-йогическая трансмутация. Принципиального различия между ними нет. Читаем в Живой Этике: «Беспредельное зрение присуще Агни Йогу. Космический Магнит потому так чувствуется сердцем, что самый отдалённый явленный отзвук отражается на его центрах» (Беспредельность, 197). О дальнодействии здесь говорится уже в транскосмических масштабах. Принципиальное расширение возможностей! Беспредельным глазом конечный релятивистский космос обозревается извне. Это прорыв и за эйнштейновский барьер, и за порубежье Вселенной. Важно подчеркнуть, что осуществляется он за счёт духовных, а не физических средств. Поэтому Живая Этика ни коим образом не вступает в противоречие с законами физики, но гибко перерастает их, переключая проблематику — в полном согласии с принципом соответствия — на качественно иной уровень. Вот цитата, подкрепляющая наши соображения: «Физическая материя имеет известные границы, но ковка духа так мощна, что можно трансформировать даже грубую оболочку» (Беспредельность, 387). Не в такую ли оболочку одет эйнштейновский космос? Её польза огромна. В самом деле, переход на сверхсветовую скорость внутри космоса свёл бы на нет его софийность, превратив мир в алогический нонсенс, в сущий хаос. Но не на вырост ли даётся нам плотная сфера? Человеку ещё предстоит вылупиться из Мирового Яйца. И выпорхнуть в иномир.

 

Теория относительности в свете Живой Этики

В.Черноволенко. Лучистые мысли. 1966

 

Вот как Живая Этика ориентирует человека: «Агни Йог, истинно, живёт в двух мирах» (Беспредельность, 238). Они отделены друг от друга. Иерархия сфер — дискретное образование. Но дискретность не означает разорванности! Нас предупреждают: «Только луч человеческий ограничивает свои сферы» (Беспредельность, 791). Этому лучу доступны лишь субсветовые скорости? Но у него есть нераскрытый потенциал. Нам напоминают: «Единство жизни в космосе выражается огненным импульсом» (Беспредельность, 266). Какова скорость божественного импульса? Она зашкалит любой физический прибор. Ясно, что она является бесконечной. Именно поэтому космос — не агрегат, а живая цельность. Монизм Живой Этики абсолютен: «Явление Единства насыщает весь Космос» (Беспредельность, 846) — и это насыщение тотально, перманентно, непрерывно. Дискретная система сфер погружена в континуум Огня. Диалектика дискретного и континуального получила в Живой Этике эмоционально яркое выражение. Намеченные здесь перспективы захватывают, увлекают. Как понимается Беспредельность? Вот изумительная дефиниция: «Последовательность Врат, ведущих к новым Сферам, назовём Беспредельностью» (Беспредельность, 113). Не эту ли последовательность символизируют притягивающие и затягивающие нас арки на картинах В.Т.Черноволенко? Обратим внимание: бесконечный континуум не исключает внутри себя закономерных дискретных членений — мы видим череду врат, означающих границу, и до определённой поры они остаются закрытыми. Используя удачный термин философа Ю.А.Урманцева, модель бытия в Живой Этике можно трактовать как дисконтинуум. Тут нет ни энтропийной сплошности, ни роковых разрывов. Бесконечность — структурирована. Это организованная бесконечность.

В качестве организующего фактора выступает Космический Магнит. Это градации его силового поля сообщают бытию иерархическое строение. И вместе с тем, благодаря своей полевой природе, он как бы перекрывает любые членения, обеспечивая связность, цельность и непрерывность всего сущего. Есть в Живой Этике такое выражение: «беспредельный связующий процесс» (Беспредельность, 266). Скорость этого процесса не может ограничиваться эйнштейновской константой — иначе бытие потеряет связность: в Универсуме возьмёт верх хаосогенная тенденция. Акцентируется «явление нерасчленимости»: оно — абсолютно, членения — относительны (Беспредельность, 33). Живой Этикой провозглашено: «Вездесущ Разум Космоса» (Беспредельность, 28). Субстратом этого вездесущия является силовое поле Космического Магнита. Всеприсутствие — и Всевмещение: человек становится сопричастен им, когда сердце его ответствует на вибрации Мира Огненного. Именно эти вибрации содействуют как расширению сознания, так и расширению Вселенной, которое неминуемо подойдёт к релятивистскому рубежу: скорости разбегающихся галактик приближаются к световой. Вот слова из Учения, смысл которых, возможно, будет понят до конца уже после Преображения: «Прикосновение Магнита к Орбите Космоса пространственно привлекает новые энергии» (Беспредельность, 885). Понятие орбиты в данном случае совпадает с понятием предела. Закономерно и такое представление: орбита — это проекция на поверхность той сферы, что ограничивает космос. Изнутри или извне к ней приближается Магнит? Этот вопрос надо решать диалектически — перед нами топология, релятивизирующая представления о внешнем и внутреннем: Магнит — всюден. Используя терминологию синергетики, можно сказать, что Магнит является аттрактором: притягивая к себе, он вовлекает космос в эволюционное, восходящее движение — инициирует его подъём на новый уровень. Сходный в этом с аристотелевским Перводвигателем, Космический Магнит работает как ускоритель. Разгонит ли он расширяющуюся Вселенную до сверхсветовой скорости? Переход этой грани и будет Преображением: новые энергии — суть не-тварные энергии, явленные нам в Фаворском свете. Преображение в Живой Этике называется «космической трансмутацией» (Беспредельность, 885).

Итак, Космический Магнит реализует дальнодействие, что неизбежно приводит к восстановлению телеологии. А это означает возможность прямой и обратной связи с будущим. Вот простое, но пока трудновыполнимое правило: для получения информации из будущего необходима выработка сверхсветового сигнала. Огонь Беспредельности является носителем подобных сигналов. Надо овладеть этим Огнём! Победительно звучат слова Живой Этики: «Знающие будущее шагают навстречу эволюции» (Беспредельность, 11). Связь с высшими сферами — это одновременно и связь с будущим. Говоря о взаимодействии сфер, Живая Этика использует такие понятия: баланс — кооперация — координация (Беспредельность, 623, 618, 655). Возможно сотрудничество сфер. Воистину, это «беспредельное сотрудничество» (Беспредельность, 792). Оно выводит нас в измерения с иным ходом времени. Более того: нам становится доступной внетемпоральная область, которую традиция называет Вечностью. Читаем в Живой Этике: «Особое недоразумение возбуждает условие времени между различными мирами. Действительно, можно видеть очень отдалённое будущее, но земной срок совершенно иначе преломляется там, где времени нет» (Мир Огненный. Ч. 1, 615). Достижение бесконечной скорости приводит к преодолению времени. Остановись, мгновенье! В инсайте это состояние достигается, но не закрепляется: напряжение незримого буфера отбрасывает нас назад — в поток времени. Тем не менее реальность озарений свидетельствует о том, что уже сейчас нам доступна не только сверхсветовая, но и бесконечная скорость. Мы не можем удержать прекрасного мига. Однако он ценен тем, что адаптирует нас к Вечности — к параметрам Эмпирея. В эти моменты сознание вмещает всю Беспредельность. И нам становится понятным пафос Всеединства: «Сущее во всём, и мы в Сущем» (Беспредельность, 821). Это апофеоз нашей эмоциональной жизни. Отдавая должное А.Эйнштейну, Живая Этика отвергает планку, поставленную им: она берёт выше — и достигает на шкале бытия бесконечных значений.

 

г. Петрозаводск

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: