warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Русский человек всегда чувствовал особенное призвание своей страны и народа, их роль в  современной истории. Идея «избранности» захватила многие умы, приняв самые  разнообразные формы.

Проникая в реальную жизнь, оказывая влияние на нее, она становится вполне конкретной общественной силой. Даже самая красивая и высокая идея в зависимости от того, кто ее использует, может привести к созиданию или разрушению; явиться живой водой, питающей  культуру, или ввергнуть народ в пламя чудовищной войны. История знает тому немало  примеров. Идея «избранности» России не составляет здесь исключения. Особенно важно осознать это сейчас, когда отношения между отдельными людьми, государствами и народами, составлявшими некогда одно целое, обострены и накалены до предела, когда так мало нужно, чтобы нарушить хрупкое равновесие и вызвать поток необратимых разрушений.

Пока еще неведомые нам нити соединяют нас с прошлым, перед глубинами которого теряется человеческое сознание, и будущим, заглянуть куда решается лишь самая смелая и дерзновенная мысль. На первый взгляд разрозненные события человеческой истории, судьбы людей и народов сливаются в цельный, неповторимый узор, из которого ни один элемент не может быть изъят. Говоря о значении и роли современной России, нельзя рассматривать ее обособленно от других стран и культур, вне человеческой эволюции вообще.
На Земле не существует ни одного народа, даже самого малого, который не вносил бы свой особенный вклад в историю планеты. И с этой точки зрения каждый, без исключения, народ  является избранным. Но в ходе эволюции перед человечеством последовательно встают задачи, разрешение которых имеет принципиальное значение для его дальнейшего развития. И всегда находится народ или народы, призванные выполнить эту трудную работу. История помнит чередование великих культур: Индия и Египет, Греция, Рим, Европа. Теперь пришло время России.

Итак, что же мы понимаем под словами «избранность» или «миссия» народа? С одной стороны, это великая ответственность, и с другой — огромный, тяжелый труд на Благо всего человечества. Никакого другого смысла эти слова в себе не несут.

Современная Россия призвана сыграть великую роль в духовном возрождении и единении мира. Такое единение не есть нечто искусственное и противоестественное. Это постепенный, длительный процесс создания миропорядка, основанного на признании Высшего Безусловного Начала, перед которым все люди равны между собой. Это формирование новых человеческих взаимоотношений, построенных на принципах любви, высокой нравственности и знания; создание наилучших условий для духовного роста, для раскрытия творческой индивидуальности каждого из людей и целых народов. Лишь как органическое звено в бесконечной цепи эволюции человечества значение современной России может быть понято во всей полноте, красоте и величии.

* * *

Под рубрикой «Русская идея» в нашем журнале будут публиковаться материалы по русской истории, культуре и философии; об особенностях русского характера; о возможных путях развития нашей страны; о героях, святых и подвижниках Земли Русской. Цель всех публикаций — привлечь читателя к размышлению о судьбе России, о ее месте в современном мире и путях духовного возрождения нашей страны. Давайте не будем спорить, утверждая исключительность той или иной точки зрения, а все вместе станем тщательно и бережно отбирать живые зерна, способные дать чудесные всходы на поле культуры новой, возрожденной России.

Сподвижник Сергия


(О преподобном Димитрии Прилуцком)

В дни суровых испытаний, когда русский человек оказывается на краю бездны, он не может оставаться в роли созерцателя или пассивного исполнителя. В нем восстает, пробуждается от спячки дух русского народа и приводит его либо к бунту, либо па новую ступень восхождения. И неслучайно именно в годы лихолетья мы вспоминаем святые имена великих подвижников земли русской. Вспомним прп.Серафима Саровского. В 1991 году исполнилось пророчество преподобного об обретении вновь его мощей и перенесении их в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Вспомним прп. Сергия Радонежского. В 1992 году весь мир отмечал 600-летие со дня его ухода из жизни. Сразу оживает в памяти присловье, написанное Н.К.Рерихом к картине «Святой Сергий»: «Трижды дано прп. Сергию спасти землю Русскую, первый — при Дмитрии Донском, второй - при Минине и Пожарском, третий — ...». Уже находясь в небесной обители, великие подвижники как бы говорят нам: « В ваши трудные времена Мы с вами, вознеситесь духом и идите смело ...».

Обращаясь к дорогим именам, в который раз удивляемся величию русского духа, его огромному потенциалу. Так почему мы остаемся бездейственными, когда Родину нашу в который раз пытаются завоевать и обратить в свою веру заморские проповедники, старающиеся внушить нам свое, чуждое православию видение мира, совершенно не учитывающие особенности русского характера? Им предоставляются огромные залы, экраны телевизоров, в подземных переходах и метро их эмиссары раздают бесплатную литературу. Что за «десант» высадился на нашу родную землю? И неужели же в заморских краях так хорошо обстоит дело с духовностью, что, по их мнению, бездуховной осталась лишь Россия?

Русский народ был издревле устремлен к духовности и общинности. Первая — относится к внутреннему его «Я», вторая — к внешним проявлениям. Он предпочитает вести беседы с Богом наедине, в тиши кельи, перед иконой. Для него все происходящее в церкви во время службы — лишь средство, помогающее возвыситься духом. А вот строить храм или дом, справлять праздники, преодолевать трудности он любит сообща.

По-другому ведет себя западный человек, предпочитающий свой дом содержать как крепость, а к Богу обращаться сообща в огромных радиофицированных соборах. И ведет его за собой проповедник. Тут многое зависит от его ораторского мастерства и умения завлекать, воздействовать.

Потому-то и тревожит нас столь активное внедрение чуждого нам видения мира, хотя и сказанного словами праведными.

В годы начавшегося мучительного разъединения людей, столь дружно живших все предыдущие десятилетия, вспомним, что такое в нашей истории бывало уже не раз. В XIII веке Русь была разделена на 50 княжеств.

 

Сподвижник Сергия
Прп. Димитрий Прилуцкий (Икона Дионисия Глушицкого)

 

Только под угрозой всеобщего порабощения князья были вынуждены объединяться и вместе отвоевывать свои земли, отстаивать своё достоинство. К кому же они обращались за духовной помощью и поддержкой? Да- да, к нашим подвижникам благочестия. И нам сейчас нельзя забывать о них, Светочах Земли Русской, современниках прп. Сергия, ценивших его духовную опытность и дороживших его мудрыми советами и наставлениями. Целый сонм его святых друзей и «собеседников». Среди них и преподобный ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ.

Родился Димитрий в начале XIV века в Переславле-Залесском, где отец его, человек богатый, вел довольно значительную торговлю. Когда достиг Димитрий школьного возраста, родители, укреплявшие в нем благочестивую христианскую настроенность, начали его учение. Димитрий выделялся среди своих сверстников умом и смирением, не любил шумные игры, избегал услуг и почета, каким окружала его домашняя челядь. Мало занимали его и торговые дела отца, душа его стремилась к небесному. Мыслил он о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства.

Вскоре юный Димитрий покидает отчий дом и принимает пострижение в Переяславском Горицком монастыре. За удивительное терпение, незлобливость он был удостоен священства. Неизвестно, сколько времени провел преподобный Димитрий в месте пострижения, но задумал создать свой монастырь со строгим общежитийным уставом. Для этого он переселился из Горицкого монастыря на болотистое место в версте от Плещеева озера, поставил там храм во имя святителя Николая, а при
нем устроил монастырь. Братия любила своего игумена, а особые случаи проявления благодати Божией над преподобным внушали уважение к нему и мирянам.

По рассказам Пахомия, ученика при. Димитрия, он одарен был редкой красотой, лицо его сияло особой одухотворенностью, удивлявшей людей. Потому, во избежание соблазна и искушения, даже во время бесед с мужчинами, посетителями монастыря, преподобный закрывал голову и лицо монашеским куколем. С женщинами же он вообще говорил очень редко. Только когда являлась настоятельная нужда в слове назидания.

Во дни игуменства в Никольском монастыре у прп. Димитрия завязалось искреннее содружество во Христе с отцом северо-русского монашества, прп. Сергием, трудившемся в 60-ти верстах от Переславля в дремучих лесах Радонежских. Любил приходить прп. Димитрий в монастырь Живоначальной Троицы к прп. Сергию для взаимной молитвы и назидательных бесед. Дошла слава о подвижнической жизни прп. Димитрия и до великого князя Дмитрия Донского. Вызвал он старца в Москву, и почитая его как и прп.Сергия, просил быть воспреемником при крещении одного из своих детей.

Но мирская слава — тяжелое бремя и опасное препятствие на смиренном пути подвижничества. Через дремучие леса, дебри и болота, взяв с собой одного только  любимого ученика Пахомия, преподобный ушел в глухие леса на север. У села Авнеги, что в Вологодском крае, на берегу реки Лежи, своими руками построили небольшую церковку в честь Воскресения Христова. Однако жители села потребовали, чтобы тот оставил их край и шел на другую сторону. Не прекословя, покинул преподобный негостеприимные берега Лежи, и летом 1371 года пришел в Вологду, где и решил остаться и основать монастырь.

Место для него он нашел на излучине реки Вологды, в двух-трех верстах от города. Земля та принадлежала жителям ближайшего села Прилуцкого — Илии и его другу Исидору, по прозвищу Выпряг. И столь велика была любовь к преподобному, что затоптали они озимый хлеб, уже почти выколосившийся, чтобы приступить скорее к постройке церкви. Благая весть о создании обители быстро разнеслась по городу и окрестным селениям. И тогда «малые и великие, богатые и убогие, предваряя друг друга, спешили за благословением к святому», оказывая при этом кто какое мог содействие в построении храма и обители. 1 августа 1371 года церковь была освящена. Около храма были построены кельи для братии и самые необходимые службы. Так возникла Спасо-Прилуцкая обитель, явившаяся первым монастырем в Вологодском крае со строгим общежитийным уставом. Сюда, к преподобному стали стекаться ищущие иноческого подвига. Весть об основании новой обители дошла и до Московского Великого князя Дмитрия Донского, и тот поспешил прислать чтимому старцу щедрое пожертвование на нужды монастыря. Преподобный жил более чем скромно, усердно трудился на пользу братии, первым был и в церкви на молитве. Пост его быль столь суров, что по целым неделям не принимал он пищи. Лишь в праздники позволял себе съесть малую просфору, запивая теплой водою. Одеждой подвижнику зимой и летом служил заскорузлый тулуп из жесткой овчины. Спасо-Прилуцкая обитель располагалась при большой дороге в Устюг, Пермь Великую и к Белому морю, что побудило подвижника развить странноприимство. И здесь Димитрий подавал пример братии. Как говорит его древнее житие, был — «нагим — одежда, печальным — утешение; бедным помогая и от напастей изъимая, больных молитвой исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская». Близки сердцу преподобного были и приходящие к нему с нуждами духовными.

Желая всех направить на пути спасения, он являлся для грешников учителем «на покаяние». Нередко преподобный покидал обитель для ходатайства в городе перед властями за обиженных и угнетенных. Он защищал и от насилия господ, прибегая не только к увещеванию, но, в случаях необходимости, и к обличениям. В конце своей трудолюбивой подвижнической жизни прп. Димитрий получил от Господа дар прозорливости.

Идя «скорбным и узким» путем подвижничества, он достиг глубокой старости. Почувствовав близость своей кончины, собрал братию, сообщил им эту печальную весть и наказал: «Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом моего брата и сына духовного Пахомия. Повинуйтесь ему во всех добрых делах, как отцу моему».

 

Сподвижник Сергия
Спасо-Прилуцкий монастырь

В ответ о желаемом месте захоронения сказал: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами».

В ночь на 11 февраля 1392 года иноки Спасо-Прилуцкой обители заметили, что по всему монастырю распространилось напоминающее фимиам благоухание. Все тот- час поспешили к жилищу преподобного и нашли святого старца уже отошедшим. Лик преставившегося сиял неземным светом, был покоен и тих. Тело игумена предали земле в созданной им церкви, позади правого клироса. Прп. Димитрий преставился за семь с половиною месяцев до кончины своего духовного друга — прп. Сергия Радонежского.

Со смертью преподобного не окончилась его милосердная деятельность. Гроб его явился источником многих чудес и исцелений. В 1409 году в Вологодском крае появилась повальная болезнь — «корчета». В руки больным, чтобы они не поранили ладони ногтями, вкладывали палки. Исцеленные у фоба преподобного, они с радостью бросали палки и возвращались домой. Более воза палок вынесла братия из храма. Особенно часты были исцеления у гроба прп. Димитрия бесноватых.

Зимою 1450 года Галицкий князь Димитрий Шемяка, воюя с Великим князем Московским Василием Васильевичем, напал на Вологду. Но относясь благоговейно к прп. Димитрию, не велел трогать Спасо-Прилуцкий монастырь. В это время троим людям — священноиноку обители Евфимию, черноризице одного Вологодского монастыря и мирянину, находившемуся в Троицком монастыре, было видение прп. Димитрия, укреплявшего малолюдный город, не имевший даже воеводы. А утром жители Вологды отразили приступ войск Шемяки, бросая со стен в осаждавших глиняные ядра.

В 1542 году Великий князь Иоанн Васильевич посылал свое войско под Казань. При войске находилась взятая из Прилуцкого монастыря икона прп. Димитрия. И московское войско нанесло значительный урон татарам в сражении. По возвращении из похода Иоанн с щедрым вознаграждением вернул икону Спасо-Прилуцкому монастырю, богато ее украсив.

В смутное время, в 1609 году Вологодский воевода писал в Москву: «Здесь в Вологде прп. Димитрий явил свою милость, обещал стоять с нами против врагов государевых: он явился духовному старцу у своей гробницы и волел перенесть свой образ с гробницы в Вологду...Говорят, что этот образ прп. Димитрия писал прп. Дионисий Глушицкий...».

В нынешнее время после многочисленных бедствий монастырь, наконец, вновь стал действующим. Мощи прп. Димитрия покоятся под аркой нижней церкви, посвященной его имени. Над ними устроена деревянная гробница, на гробнице лежит образ преподобного, писанный в рост, в серебряной ризе. А память его празднуется «месяца февраля в 11-й день».
 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: