warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Сергей Конёнков. Творчество и судьба


(К 140-летию со дня рождения скульптора)

Боброва С.Л., кандидат искусствоведческих наук

10 июля 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося представителя отечественной художественной культуры Сергея Тимофеевича Конёнкова.

 

С.Т.Конёнков. Автопортрет. Гипс. 1954 г.

 

Конёнков вошёл в историю как один из крупнейших скульпторов ХХ века. Ему по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора – знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах» – само олицетворение музыки, реалистические портреты друзей – Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей – Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.

 

Выставка «Сергей Конёнков: творчество и судьба» в Московском музее современного искусства. Слева от фотографии – скульптура «Читающий татарин». Бронза. 1893 г.

 

Сергей Конёнков учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров С.Иванова и С.Волнухина. Большое влияние, несмотря на мимолётность общения, оказал на будущего скульптора блистательный Паоло Трубецкой. Совершенствование мастерства Сергей Тимофеевич продолжил в Санкт-Петербургской академии художеств, в мастерской В.А.Беклемишева, где и был создан первый конёнковский шедевр – дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» (1902).

 

На выставке, посвящённой 140-летию С.Т.Конёнкова

 

Революция 1917 года сделала Сергея Конёнкова первым скульптором республики. В том же году для оформления Красной площади он создаёт знаменитую мемориальную доску, посвящённую павшим коммунарам.

С 1924-го по 1945 год Конёнков жил в США. Именно в Америке к Сергею Тимофеевичу пришла мировая известность: в 1926 году на международной выставке в Филадельфии он завоевал престижную премию, которая утвердила за ним ведущее место в художественном мире зарубежья. По заказу Верховного суда и для Рокфеллеровского института высших исследований в Принстоне Конёнков создал грандиозную галерею портретов знаменитых юристов и учёных. За годы работы в США Сергей Тимофеевич проявил себя не только выдающимся скульптором, но и глубоким мыслителем, оставившим потомкам оригинальную систему теософских представлений, которая получила отражение в его символической графике. Особое место в зарубежной жизни Конёнкова занимала общественная работа в Комитете помощи России в годы Второй мировой войны.

В 1945 году, когда ему исполняется семьдесят один год, Сергей Конёнков возвращается в Россию. Родина подарила ему новый заряд энергии. Творческая активность Сергея Тимофеевича была поразительной: он создаёт монументальные композиции, оформляет Музыкальный театр в Петрозаводске, выполняет рельефы для Института геохимии имени В.И.Вернадского, работает над портретами современников. В 1954 году Сергей Конёнков был вновь избран в действительные члены Академии художеств, впервые получив это высокое звание в 1916 году в Императорской академии художеств.

Уже в конце жизни Сергей Тимофеевич предпринимает попытку создать, пожалуй, первую на то время кинетическую скульптуру, речь идёт о последнем, так и не завершённом проекте-композиции «Космос».

 

С.Т.Конёнков. Лада. Мрамор. 1909 год

 

Вглядываясь с высоты прожитых лет в прошлое, скульптор говорил, что за долгие годы перед его глазами «прошли тысячи статуй»: «Я изучал египетские пирамиды, разглядывал загадочных сфинксов, возвышающихся над песками, видел подлинники бессмертных шедевров – произведения, которыми гордятся мои соотечественники, народы Греции, Италии, Франции… Искусство пластики, как факел, передаётся одним поколением другому. И этот факел никогда не затухает – то горит ровным, то разгорается бурным пламенем».

Сегодня работы Конёнкова хранятся в ведущих отечественных и зарубежных музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Музее С.Т.Конёнкова в Смоленске, Серпуховском художественном музее, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, Принстонском университете высших исследований (США), Мемориальном кабинете Альберта Эйнштейна, Радгерском университете (The State University of New Jersey, США), здании Верховного суда в Вашингтоне, помещении офиса музыкальной фирмы «Стейнвей-холл» в Нью-Йорке и других музеях.

 

С.Л.Боброва – директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» на открытии юбилейной выставки

 

В юбилейные дни в Москве проходили две выставки. В залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре состоялась большая выставка «Сергей Конёнков: жизнь и судьба». Все экспонаты представил Московский музей «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова».

На выставке была показана лишь малая часть огромного творческого наследия мастера, тем не менее экспозиция охватывала практически все периоды его творчества. Зрители могли познакомиться с шедеврами Серебряного века, портретами знаменитых современников, удивительными композициями, выполненными в дереве, предметами его знаменитого деревянного сказочного мебельного гарнитура.

Была представлена большая коллекция графики мастера. Впервые были показаны ранние работы периода обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, графическая серия американского периода, посвящённая образу Самсона, рисунки последних лет жизни мастера. Пожалуй, это было одним из самых ярких открытий выставки.

Рисунки Конёнкова известны гораздо меньше, чем его скульптурные произведения, и только после смерти, когда был обнаружен его архив, по-настоящему открылась ещё одна грань дарования мастера. Он рисовал часто на случайных листках, фанере, обложках журналов. Ранних листов осталось очень мало. Это можно связать с постоянными переездами в новые мастерские, с тем, что во время его жизни в США затерялся след многих его работ. Ранние рисунки – это в основном натурные зарисовки, портреты друзей: на выставке впервые был показан портрет Сергея Есенина, выполненный в московской мастерской скульптора в 1921 году.

Конёнкову принадлежит изобретение техники процарапывания на цветных обложках журналов с последующим нанесением красочных мазков, создающих необычный эффект мерцания, странной игры света. Скульптор создаёт галерею символических композиций, посвящённых Микеланджело, Врубелю, Гоголю. Паганини и Самсон – эти образы сопровождали Конёнкова на протяжении всей жизни и стали своеобразным символическим знаком его творчества.

 

В мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова»

 

Конёнковы прожили в США почти четверть века – с 1924-го по 1945 год. Этот период до сих пор мало изучен, так как значительная часть творческого наследия осталась в США и недоступна для исследователей. Выставка в музее – форма исследования этого периода. Реконструкция кабинета художника – это прежде всего демонстрация некоего виртуального пространства. Особое внимание уделялось воссозданию быта и имитации «присутствия» художника, которую создают его личные вещи, мебель, сделанная руками мастера, кабинетная мебель в стиле ар-деко из нью-йоркской квартиры, уникальные фотографии. Здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, выполненные его великими современниками: Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был блистательным графиком, главным художником американского журнала Life. На стенах расположены предметы американской мастерской: карта звёздного неба, календарь майя, космогоническая карта России. На письменном столе стоит гипсовое изображение египетского сфинкса. Конёнков показывает внутреннее строение сфинкса, представляющее, по его мнению, сложное переплетение внутренних коридоров и переходов, ряд колонн и погребальных камер. Стену кабинета украшает наградной лист. В 1926 году на престижной международной выставке, проходившей в Филадельфии, Конёнков получает серебряную медаль. После этого он становится одним из самых популярных скульпторов и модным портретистом. Вскоре скульптор получает большой заказ от Института высших исследований (сейчас – Рокфеллеровский университет), где работал тогда весь цвет мировой науки. Он создаёт знаменитые портреты Альберта Эйнштейна, бактериолога Саймона Флекснера и Хидго Ногуччи. В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Сергея Рахманинова по заказу музыкальной фирмы Steinway, портрет певицы Надежды Плевицкой и, конечно, выполняет частные заказы.

Одновременно с выставкой в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т.Конёнкова» представлена реконструкция кабинета Конёнкова 1930–1940-х годов, который  помогает погрузиться в творческий мир скульптора и почувствовать атмосферу времени далеких 1930-х годов.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: