«Пока существуют такие русские – ничего не страшно в этом мире!»
На 71-м году жизни закончил свой земной путь Евгений Палладиевич МАТОЧКИН (04.02.1942–14.01.2013). Это был замечательный, редкостный путь разносторонне и духовно одарённого человека – физикаядерщика, рисовальщика и признанного искусствоведа, знатока сибирской иконописи и живописного наследия Н.К.Рериха, неутомимого путешественника, чутко понимающего музыку и отменного её исполнителя, зачинателя сибирского рериховедения. Родившись на древней Пермской земле, Евгений Палладиевич уже в молодые годы стал жителем и деятелем, особо преданным Сибири и Алтайскому краю, ратующим за дальнейшее культурное развитие этих земель мирового значения. Острый ум учёного, меткий и поэтичный глаз художника, чуткое сердце, а потому сопричастность судьбам отдельных простых людей, думы о будущем России и её культуре, неизбывное желание ради этого трудиться, писать, просвещать и в то же время идти в отдалённые места Горного Алтая в поисках старины и неизведанного, а также необыкновенная трудоспособность, – всё это, вместе взятое, рисует нам портрет подлинного просветителя и последователя Учения Живой Этики.
Евгений Палладиевич МАТОЧКИН (1942–2013)
Таких людей мы именуем Воинами Света – ими надо не только восхищаться, но и следовать им на своём пути... Как восхищённо говорили знавшие его люди, «пока существуют такие русские – ничего не страшно в этом мире!» Или: «Жизнь, в которой столько успел! В самое сложное время истории помог выстоять там, где смятение чувств и неоформленность мысли. Всегда лёгок и отзывчив, понимающ и ненавязчив». «Незаменима радость передачи света, который несёт душа, так наполненная, как он! Пусть этот его свет растёт и, освобождённый от земных ограничений, освещает землю и далее. Деятельный подвижник – он и там будет с нами!»
Сегодня уже много энтузиастов, глубоко по читающих личность и труды Е.П.Маточкина.
Среди них и сотрудники Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов.
Предоставляем слово В.Л.Мельникову:
Евгений Палладиевич Маточкин родился 4 февраля 1942 года в городе Краснокамске Пермской области в семье врачей. Его отец – Маточкин Палладий Георгиевич (1913–2003), хирург, выходец из крестьянской семьи Вят ской губернии. Его мать – Маточкина Лидия Георгиевна (1917 г. р.) – педиатр, происходит из крестьянской семьи Костромской губернии. В 1956-м Маточкины переехали в г. Новосибирск. В 1959 году после окончания средней школы с золотой медалью Е.П.Маточкин поступил в только что открывшийся Новосибирский государственный университет.
Окончил его естественный факультет в 1964-м и 27 лет проработал в Институте ядерной физики в Академгородке. Он является автором 89 научных работ по физике.
Однако всю жизнь его тянуло к искусству. Он увлекался живописью, рисовал, участвовал в экспедициях по сбору икон, в том числе и с Третьяковской галереей. Большая дружба с её древнерусским отделом связывала его более 40 лет. Окончил музыкальную школу и исполнил свою мечту – сыграл концерт для фортепиано с оркестром. Дар Новосибирску 60 полотен Н.К.Рериха сыграл заметную роль в его жизни. Е.П.Маточкин вместе с академиком А.П.Окладниковым был одним из организаторов научных конференций «Рериховских Чтений» и зачинателем сибирского
рериховедения.
Так случилось, что в соседнем дворе с ним жил замечательный художник с Алтая – Н.В.Шагаев – ученик Г.И.Чорос-Гуркина.
Его беззаветная любовь к Горному Алтаю передалась и Евгению Палладиевичу. Каждый год, более 30 лет он постоянно ездил в горы.
За несколько лет пешком прошёл по маршруту экспедиций Гуркина (1908 г.) и Рериха (1926 г.). Алтай подарил ему много открытий – неизвестных ранее наскальных рисунков, образцов народного творчества, различных архивных материалов по искусству. Всё это вместе вылилось в диссертацию по искусство ведению, которую Е.П.Маточкин перед своим 50-летием, в 1991м, успешно защитил в Москве в Институте при Академии художеств («Насле дие и новации в изобразительном искусстве
Горного Алтая»). Открыты и исследованы такие замечательные памятники, как красочные изображения Бии и Калтака, петроглифы грота Куйлю, Чёрной речки, ТекеТуру, Карбана, Карагема и другие. Затем была работа директором Новосибирской картинной галереей. Последние годы Е.П.Маточкин работал старшим научным сотрудником Национального музея Республики Алтай им. А.В.Анохина. По искусствоведению им опубликовано более 200 работ, в том числе 17 книг и альбомов, 20 докладов на международных конференциях.
Е.П.Маточкин неоднократно дарил в российские музеи собранные им предметы искусства и культуры. Особенно много даров он оставил в различных рериховских экспозициях по всему миру.
Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов и его сотрудники имели счастье работать с Евгением Палладиевичем: в экспедициях на Алтае, в написании совместных статей, подготовке новых изданий и выставок, а также имели вдохновляющее общение ещё со времён основательницы Музеяинститута Людмилы Степановны Митусовой. Всякий раз Евгений Палладиевич живо и скоро откликался на новые идеи, поддерживал все проекты, а цели петербургской конференции «Рериховское наследие» однажды очень деликатно подкорректировал. Именно в его формулировке поновому убедительно зазвучали эти цели – «в духе рериховских на
учных идей».
Список работ Е.П.Маточкина по рериховской тематике состоит из 100 наименований. Основные его работы – по искусству Н.К.Рериха: «Рерих и Сибирь» (1993, совместно с академиком В.Е.Ларичевым); «Рерих – исследователь Азии» («За науку в Сибири», 1974. совместно с академиком А.П.Окладниковым и П.Ф.Беликовым); «Космос в мировосприятии и творчестве Н.К.Рериха (сб. «I Рериховские Чтения», 1976); «Н.К.Рерих о космических аспектах современного искусства, естество знания и труда» (сб. «II Рериховские Чтения», 1980); «Национальное и интернациональное в искусстве Н.К.Рериха» (сб. «III Рерихов ские Чтения», 1983, совместно с академиком В.П.Казначеевым); «Н.К.Рерих и искусство народов Сибири» (сб. «III Рериховские Чтения», 1983, совместно с Л.Г.Борисовой и Р.П.Зверевой); «Каменный век в творчестве Рериха» (сб. «IV Рериховские Чтения», 1984); «Н.К.Рерих и русский космизм» (сб. материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 1994); «Древний Китай в творчестве Н.К.Рериха» (там же); «Космический Агни в произведениях Н.К.Рериха» («Пути восхождения», 1995); «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и в творчестве Н.К.Рериха» («Мир Огненный», № 15, 1997); «Пермский звериный стиль в твор честве Н.К.Рериха» (сб. «V Рериховские Чтения», 1997, совместно с В.Л.Мельниковым); «Идолы в творчестве Н.К.Рериха» (там же); «Рерих. Язычество и современность» («Мир Огненный», № 17, 1998); «К столетию “Гонца”» («Петербургский Рериховский сборник», 1998).
В последние годы Е.П.Маточкин стал автором двух томов фундаментального издания по искусству Н.К.Рериха – богато иллюстрированного художественного издания большого формата, изданного в Самаре.
В 2011 году Евгений Палладиевич удостоился высокой награды за сохранение рериховского наследия – стал лауреатом Международной премии им. Николая Рериха. Весьма символичная веха накануне его 70-летия! В 2012 году Е.П.Маточкин был принят в члены корреспонденты Российской академии художеств.
Евгений Палладиевич ушёл от нас в Железнодорожной больнице города Новосибирска 14 января 2013 года в 21:00. Светлая память о нём навсегда останется в наших сердцах!
Вечная ему Память!
- Ваши рецензии