warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Обзор журнала «Дельфис» № 4 (80) /2014

«Единство – во множественности» – к этой мысли, пришедшей из древности с Востока, следует прислушиваться со всем вниманием особенно сейчас, когда мир раздирают противоречия, взаимное непонимание, вплоть до вооружённых противостояний. Впрочем, для многих уже виден тот общий вектор развития и те единые взаимосвязи, которые двигают человечество вперёд к сотрудничеству и процветанию всех наций. Пока же угрожающие разногласия препятствуют на многих путях продвижения в завтрашний день. Удручающей разобщённости в рериховском движении, но и о радости укрепления сотрудничества в его рядах, о подлинном единстве, явленном многими знаковыми мероприятиями в течении прошедшего года Культуры, посвящена вступительная статья главного редактора журнала «Дельфис» Наталии Александровны Тоотс. Для нас 2014 год ознаменован четырьмя важными юбилеями: 700-летием со дня рождения преп. Сергия Радонежского, 140-летием Н.К.Рериха, 135-летием Е.И.Рерих,110-летием С.Н.Рериха. И уже 30 лет, как успешно ведёт свою просветительскую деятельность Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре, под Санкт-Петербургом.

 

На торжествах в Изваре

 

 «Неоперативная хроника» журнала знакомит читателя с рядом других интересных мероприятий. Это – выставка «Свет неугасимый» в Музее-институте семьи Рерихов и фестиваль «Ситар» в Санкт-Петербурге; о том, как территория Алтайского края была провозглашена Территорией Мира, а в Казахстане, в Астане, традиционно утверждают Мир и Согласие; на самарской земле проводится «Диалог культур» Россия – Индия, а в Одесском Доме-музее им.Н.К.Рериха – замечательная художественная выставка работ известного израильского мастера И.Капеляна; в осаждённом же Донецке с 23 октября возобновляется работа выставки «О культуре и мире моление», на открытии которой выступил начальник отдела внешних сношений ДонНТУ С.Г.Джура – член редколлегии нашего журнала, часть постоянной переписки с которым публикуется в номере вместе со стихотворением донбассца Дм.Трибушного; в Москве в Музее Востока организуется выставка в честь семьи Рерихов; в Московском космическом клубе состоялся разговор о науке и метанауке, их своеобразном талатливом выразителе, чьё 100-летие отметил и наш журнал в прошлых номерах – речь идёт о Николае Уранове.

 

Вручение премии Р.А.Григорьевой

 

 В рубрике «Высокие собеседования» как всегда – высокие слова-мысли из Халсиона, Храма Человечества, созвучные сегодняшнему дню, его болям и чаяниям. В номере очередное Наставление Главного Хранителя Храма – Элеоноры Шамвей – «Жить согласно Учению». Каждый месяц Элеонора Шамвей обращается к почитателям и членам Храма с Наставлениями, в которых делится с ними своими мыслями относительно различных аспектов их духовной работы. В них – возвышенный поток советов, как лучше с ней справиться, даваемых с трепетной любовью и терпением к нашим несовершенствам. Журнал «Дельфис», начиная с самого первого номера, вот уже более 20 лет публикует многие из этих Наставлений. Вернее, это просто дружеский разговор нашего старшего товарища с нами, цель которого – помочь нам преодолевать трудности на своём духовном Пути.

Публикуемый в этом номере материал Э.Шамвей посвящается разговору об Учении Храма – этой жемчужине эзотерической науки, которое увидело свет в журнале The Temple Artisan в начале прошлого века, а отдельной книгой вышло впервые в 1925 году. На русском языке оно появилось сначала в издательстве «Лотаць» (1997 г.), потом (частично) в сборнике нашего издательства «Храм Человечества» в 2000 году, а затем первый том Учения (в двух книгах) вышел в 2001-м, подготовленный издательством Международного центра Рерихов. За последние годы к ним прибавился и перевод, осуществлённый издательством «ЭКСМО» (2011 г.). Ныне на книжном рынке, кроме последнего издания в двух огромных томах, мало удобного для чтения, нет других книг. И потому издательство «Дельфис» приступило к большому проекту по изданию Учения Храма в четырёх книгах (на первом этапе), а затем и других сборников Посланий Учителей. Это новый перевод, сделанный издательством «Сфера», но не увидевший свет. Ныне он передан нам, и мы осуществили его редактирование, а также сверку с другими переводами, дабы избежать разночтения. В августе этого года мы выпустили первую часть I тома Учения (он будет в двух книгах), вторая уже готова к печати. Работа идёт над переводом II тома. Приобрести первую часть I тома можно в нашем интернет-магазине, а также в книжных магазинах Москвы. Приведём некоторые выдержки из предлагаемого Наставления.

«Мы тянемся к Учению Храма, признавая Душой время, место и уникальную возможность для раскрытия в нынешнее время на нашем Пути. Нужно помнить, что Душа в действительности – это космическая сила, и такой силы и мощи, какие нам невозможно представить. Она формируется с самого начала сотворения мира. Нам кажется, что каждый из нас – независимо от того, множество у него проблем или не очень – тащит свою Душу через всю свою жизнь. Кажется, что никакой практической пользы мы не извлекаем из неё здесь, на Земле, но мы знаем, что всё-таки лучше позаботиться о ней, в противном случае она где-нибудь затеряется. Душа приходится нам кстати, когда мы умираем, – мы просто помещаем себя в неё и уходим. Но правда заключается в том, что не вы и не я имеем Душу, а это вы и я есть у Души ... Душа и реальна и одновременно нереальна. Она – Знающая. Это движущая сила всего прогресса. Её сила позволяет нам разгадывать тайны Природы; она преобразуется в форму мысли изобретателя, учёного или первооткрывателя. Вспышки её света проходят через органы чувств, что позволяет нам высказывать те или иные суждения и мнения о человеке и вещах. Это позволяет нашей мысли следовать за звёздами – чтобы почувствовать Беспредельность. Она несёт Бога каждому человеку … Как никогда ранее, мы становимся ответственными за себя – процесс, который известен как осознанная Самоответственность. Теперь мы в потоке действия, который включает не только наше собственное Я, но и любого другого человека, место или вещь в ваш жизненный опыт ... От нас ожидают, что мы будем думать, прежде чем что-то сказать. Необходимо задавать себе вопрос: как подействуют наши слова на другого человека? Приходят ли эти слова от любви или от гнева? Вспомните, что однажды написал Уильям Куин Джадж: Гнев разрывает связи между частицами, которые составляют нутро человека». В этой фразе говорится о том, что происходит с нами под действием гнева, а НЕ с другим человеком, на которого мы направляем свой гнев».

Как и в статье Н.А.Тоотс, так в Наставлении особенно важна мысль, что надобно не только и не столько декларировать прекрасные идеи, зовущие в будущее, но и следовать им по жизни, то есть «неустанно трудиться над своим духовным взрослением».

Тема глубинного, внутреннего (а не внешне-показного и нивелирующего) ЕДИНСТВА так или иначе звучит в большинстве статей номера. И в рубрике «Держава Рерихов», где сегодня собран уникальный материал нескольких авторов. И на «Страницах истории» в Дневнике Ф.М.Достоевского, где великий писатель-пророк говорит о сущностном единстве славянских народов, предугадывая буквально сегодняшнюю ужасающую беду, постигшую наших украинских сестёр и братьев.

 

Ф.М.Достоевский

 

Остановимся на знаковом содержании рубрики «Державы Рерихов», подготовленной специально для юбилейного 2014 года. Подчеркнём, что рубрика «Держава Рерихов» – коренная в «Дельфисе». В юбилейном году ей положено быть особенной, с прологом – в нём крик души и блистательная игра ума Ю.В.Линника – петрозаводского учёного, математика, философа, писателя и поэта из племени «рерихологов». Это синтез. Значит, и пример для нас. Стоит прислушаться. Миф и факт. А он возможен, только если есть (найден) документ. Такое не всегда случается. Ветры истории сметают и безвозвратно заметают многое. Остаётся миф. Но кто сказал, что это плохо? Если миф способствует культурному строительству и эволюционному развитию, он просто необходим. А если сеет рознь и баталии, его надо развенчивать. Сегодня в пространстве рериховедения мифов много. Нужно разбираться. Но без присвоения себе исключительного права на истину.

Недавно вышла книга А.Н.Анненко «Рерих и его предки. История одной легенды», в которой ведётся исследование родословной Н.К.Рериха на основании многих открытых в последнее время сведений. Надо сказать, что это не первая попытка познакомить читателей со своими догадками и находками в области происхождения рода Рерихов. А.Н.Анненков, как всегда, по-академически точен и порой скрупулёзен в своих исследованиях. Для него главное – докопаться до Факта. Отсюда ему приходится порой идти на развеяние сложившихся мифов и легенд, витающих вокруг происхождения семьи Н.К.Рериха. И он это делает, нисколько не умаляя значимости и величия этого всеми нами почитаемого мыслителя и художника. Однако эта работа А.Н.Анненко вызвала непримиримые споры. Станет ли этот год Культуры для последователей Рерихов годом Единения? Удастся ли нам в этом случае уйти с тропы войны и осудительства? Вчера это казалось невозможным. Сегодня всё изменилось. Спасительную нить примирения нашёл гениальный Юрий Линник. А после этого пролога рубрики – впервые публикуемая в России переписка Н.К.Рериха с бароном М.А.Таубе (публикация В.А.Росова) и исследование этимологии фамилии Рюрик-Рерик-Рерих А.Люфта и В.Голенищевой-Кутузовой (Германия). В заключение – вновь размышления Ю.В.Линника.

 

Барон М.А.Таубе

 

 Адресатом публикуемых писем Н.К.Рериха является известный русский юрист, доктор международного права, барон Михаил Александрович Таубе (1869–1961) – двоюродный брат Николая Константиновича.Таубе занимал высокие должности в дореволюционной России, служил в Министерстве Иностранных дел, представлял Россию в Постоянной палате международного Третейского суда, был заместителем министра просвещения. С 1918 года проживал в Финляндии, затем эмигрировал в Германию и Францию. Автор книг по истории и праву считался крупнейшим специалистом по генеалогии. Письма относятся к периоду 1929–1931 годов, когда Николай Константинович находился в Нью-Йорке, Париже, а с конца 1930-го – в Индии, в долине Кулу. Таубе активно участвовал в культурных проектах Рериха, занимался исследованиями родословной художника, способствовал продвижению идей Пакта и Знамени Мира.

Из встречных писем к Н.К.Рериху приведено только одно, от 22 мая 1931 года. В нём, в частности, упоминается работаТаубе о родовом знаке «Рюрикова дома». Изучение генеалогического древа Рерихов неизменно представляет интерес для исследователей биографии художника. Предлагаемая подборка является лишь частью значительного массива переписки, хранящейся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Columbia University, New York. Collection: Mikhail Taube. Box 1; публикацию подготовил доктор исторических наук В.А.Росов).

Следующая статья «О родословной Н.К.Рериха и этимологии имён

Рюрик-Рерик-Рерих» (продолжение – в будущем номере журнала) принадлежит В.Е.Голенищевой-Кутузовой (сотруднику отдела «Наследие Рерихов» в Государственном музее Востока с 2000 по 2008 гг.) и А.Люфту (редактору сайта «Живая Этика в мире») из Германии и уже появилась в полном объёме на этом сайте (http://lebendige-ethik.net/4-Roerich-Rjurik-Rurik.html). В заключительной статье рубрики – «О пользе ложной этимологии» Юрия Линника отмечено,что «Рюрик – и Рерих: созвучье имён очевидно. Точнее сказать, ухослышно: похоже и на консонанс, и на аллитерацию. Акустическое сходство далеко не всегда указывает на этимологическую связь. В поисках таковой случаются разнообразные ошибки и казусы. Иногда они самоценны».

В разделе журнала «Человек и время» – вначале воспоминания о замечательной американке из Храма в Халсионе уже покойной Линде Роллисон, с которой были хорошо знакомы и Н.А.Тоотс, и В.В.Надёжин. Во второй статье рубрики – рассказ о необыкновенной нашей соотечественнице Евгении Михайловне Величко, которая является активнейшим членом коллектива журнала в свои уже преклонные годы: ей идёт 92-й год!.. Личности высочайшего душевного уровня духовно соединяют народы и России, и Америки… В рассказе о Е.М.Величко наши талантливые авторы супруги О.Е.Ерёмина и Н.Н.Смирнов – собиратели материалов о выдающемся нашем учёном и писателе-фантасте И.А.Ефремове – живо и мудро сопоставляют определённые этапы жизни Евгении Михайловны с сюжетами из легендарной книги писателя «Лезвие бритвы». В своё время И.А.Ефремов и тогда супруг Е.М.Величко, известный врач-гуманист, гомеопат С.А.Мухин, были дружны. И их кредо – это единство телесного и духовного как путь к подлинному исцелению.

 

Л.Роллисон с дочкой Кэйтлин, сыном Дамианом и внучкой Зоей

 

Рубрика «Раздумья» предлагает читателям размышления опять же о принципах единства – в рамках сознания уже КОСМИЧЕСКОГО. Этой важнейшей теме посвящена статья В.И.Сидорова из г. Кемерово «Высшее Присутствие в сознании человека, или Космическое Право». Автор делится своим её пониманием. Возможно, кто-то мог бы объяснить обсуждаемые духовные явления более научным языком. Однако в данном случае подкупают именно простота и искренность повествования, глубокое проникновение в суть Учения. Напомним, что понятие «палориа» стало известно как раз из этого культурно-духовного Учения – Живой Этики, которую подарила миру семья Рерихов. Человечеству был дан ещё один шанс подняться на более высокую ступень планетарной эволюции. И одна из её составляющих – это «сотрудничество сознаний». Вот как об этом написано в книге Учения «Сердце» (§ 150): «Если скажу: “Я всегда с вами”, – многие ли поверят? Даже побоятся поверить в объединённое сознание. Для них каждое такое объединение есть нарушение самости и как таковое не может быть вообще допустимо. Они никогда не оценят десятеричное усиление энергий, которое рождается из сотрудничества сознаний. Но без этого сотрудничества невозможно было бы всё Учение Сердца. К чему все подробности, если нельзя усилить взаимно! Но если этот принцип доступен, то и доступно протяжение его до полного объединения сознаний, что называется палориа. Но зато те, кто допускает и дошёл до объединения сознаний, насколько они могут расширять работу свою для Общего Блага! Конечно, говорю о внутренней, духовной работе, которую слепыши не могут углядеть и оценить. Призывы к объединению сознаний необходимы повсюду, ибо они простейшим способом вводят в жизнь сердца. Не колдовство, но закон физический может соткать спасительную сеть вокруг планеты. Так каждый, следуя закону Бытия, может справедливо сознавать себя гражданином Мира».

О некоторых важных страницах в истории православной церкви вспоминает философ Олег Витальевич Кирьязев в статье «Размышления по поводу одной забытой истории». Описывая опыт богословских споров, он приходит к выводу, что осмысливать религиозный опыт во всём его многообразии может помочь лишь современная наука. По мнению автора, это приведёт к смене парадигмы религиозности, которая позволит разрешить догматические проблемы, а также поставленные временем задачи. В их числе и вопросы формирования у человека космического сознания.

Приближающими к формированию именно космического сознания у современного человека являются две статьи в рубрике «Грани науки» – об академике Влаиле Петровиче Казначееве в связи с наукой будущего и структуре Вселенной как проявлении Закона Аналогий.

13 октября 2014 года ушёл с земного плана выдающийся учёный, академик Влаиль Петрович КАЗНАЧЕЕВ. О его жизненном пути рассказывает наш друг и постоянный автор – учёный и режиссёр-документалист В.Л.Правдивцев. Статья была написана к отмечавшемуся в 2014 году 90-летию учёного.

 

Неоспоримо ценный и оригинальный вклад в развитие теоретической астрофизики вносит космолог, кандидат физико-математических наук Л.Б.Борисова. Она (вместе с Дм. Рабунским) была автором ряда статей в нашем журнале и является постоянным участником конференций «Этика и наука будущего». Статья её знакомит нас с материалом, изложенным на прошедшей ежегодной 13-й конференции, посвящённой принципу аналогий, пронизывающему все масштабные уровни Вселенной, что в древности называлось Великим Законом Аналогий, что собственно и свидетельствует и Великом Единстве, царящем в Космосе. К проявлению принципа аналогий относится и эссе Н.Н.Якимовой «Мысли-скакуны вослед ризоме». Высказанные в статье доктора технических наук В.Ф.Шаркова ещё в прошлом номере (№ 3/79) нашего журнала «Ризоматическая логика – оптимальный инструмент для выбора пути развития цивилизации планеты», подводят нас к необходимости взглянуть на окружающий мир как проявление его многопланового устройства, имеющего многомерный вектор цели. Фактически следуя принципу аналогий, В.Ф.Шарков использует в качестве наглядного примера растение ризому и сходные с ней: для них «вершки» и «корешки» собраны Природой вместе, как будто нет центра развития и структура достаточно хаотична. Его статья рождает много мыслей, и ими хотелось бы поделиться с читателями и самим её автором. Известно, что в Учении Живой Этики сказано, что «Мир нуждается в великом явлении Равновесия», словно когда-то выйдя из него и всегда устремляясь к Первоистокам – к Единству. Ныне пришло то сложное «время перемен», когда эволюционный виток жизни людей на Земле ведёт через тернии к обновлению: неуклонно зовёт Магнит Будущего, восстанавливая Равновесие Сил. О том, анализируя и предупреждая, озабоченно говорит наш постоянный автор из г. Новосибирска доктор геолого-минералогических наук А.И.Дмитриев в статье «Неизбежность Великого Перехода» (окончание в следующем номере).

 

Рассеянное скопление звёзд Плеяды

 

Рубрика «Тайны, версии, легенды» всегда предлагает неожиданные исследования, которые требуют принятия их результатов в копилку удивительных фактов и глубокого анализа. Таково открытие японского учёного. Профессор биофизики из японского университета Хоккайдо Тошиюки НАКАГАКИ стал заметной фигурой в науке благодаря разработанной им гипотезе о разумности грибов – отдельному царству помимо растительного и животного. Это особая, недооценённая форма существования жизни. Оказывается, грибницу невозможно уничтожить, так как она пронизывает всю Землю своими паутинками. И отсюда вопросы: так кто же настоящий хозяин Земли? Может это наша цивилизация – гостья на планете?

В «Мире без границ» С.В.Каменева рассказывает о мегалитах острова Сардинии.

Рубрика «Гнозис» начинает публикацию некоторых глав из «Страниц старого дневника» Г.С.Олькотта, переведённых В.В.Базюкиным из г.Бишкека (Кыргызская республика). Г.С.Олькотт (1832–1907) – один из основателей и первый президент Международного Теософского общества, ближайший сподвижник и друг Е.П.Блаватской. Ко времени их встречи в 1874 году он был членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке, специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию, имел богатую и обширную клиентуру. В двадцать с небольшим лет приобрёл мировую известность, работая на Опытной агрономической ферме в Нью-Джерси. Правительство США предлагало ему руководство сельским хозяйством страны. Но он отказался. Во время гражданской войны в Америке добровольцем вступил в армию северян. Затем работал уполномоченным по расследованию коррупции и взяточничества в министерстве обороны. Позже получил звание полковника. К моменту знакомства с Еленой Петровной за плечами Олькотта был непростой жизненный путь, на котором он добился успехов в самой различной деятельности и приобрёл опыт в разнообразных сферах жизни. Неслучайно именно он был избран Учителями человечества в спутники Е.П.Б.

 

Г.С,Олькотт и Е.П.Блаватская

 

Вторая статья «Гнозиса»: «Иуда Искариот – предатель или орудие Творца?». Через две тысячи лет после своей смерти самый ненавистный в истории мира человек вновь заставил говорить о себе. И произошло это после того, как в 1970-е годы вблизи египетской деревни Бени-Мазар был найден древний манускрипт с текстом евангелия от Иуды. К реставраторам после долгого хождения в мире торговли древностями он попал только в 2001 году. На его уже рассыпающихся страницах из папируса история предательства Иудой Иисуса Христа предстаёт в новом свете. Лабораторией радиоуглеродного датирования Аризонского университета (ведущей в этой области) был произведён анализ найденного Евангелия. Он показал, что текст его был написан между 220 и 340 годами н.э. чернилами, характерными для той эпохи. Специалисты по коптскому языку (а именно на нём написан манускрипт) определили, что в тексте встречаются обороты, которые говорят о том, что он был переведён с греческого языка. А именно по-гречески было написано большинство христианских сочинений I и II веков. Наш постоянный автор, писатель Б.А.Якубович знакомит нас с одной из новых версий роли Иуды Искариота, возникшей в связи с открытым манускриптом.

 

Евангелие от Иуды Искариота

 

 Статья «Гомологические ряды художественной культуры и проблемы посткоммунистической эстетики» архитектора, академика Российской академии им.К.Э.Циолковского – первый материал в рубрике «Галерея». Начатые автором в начале 60-х годов прошлого века исследования по генезису и развитию художественных форм кочевничества, в частности, кочевой архитектуры и искусства, привели к открытию спирально-торсионной теории социального развития мировых цивилизаций, а вместе с ней и динамической (вращательной) первоосновы формирования кочевых цивилизаций, миграции которых взаимосвязаны с законами торсионного (вращательного) движениями Земли.

 

Русская изба

 

«Символика избяного ордера» – вторая в «Галерее». Обращение к истокам народной образности стало ключевым направлением объединения русских художников и поэтов начала XIX века «Мир искусства». Сергей Есенин в философском трактате «Ключи Марии» (1918 г.) предложил термин «избяной ордер», помимо греческого ордера, служащий основой европейской и русской теории архитектуры. Вводя понятие избяного ордера, Есенин подчёркивает, что истоки любого искусства находятся в образности религиозно-мифологического народного творчества, которое А.Н.Афанасьев, собиратель русского и славянского фольклора, охарактеризовал как «поэтические воззрения славян на природу». И самым наглядным примером этой образности служит, несомненно, русская изба, которую воспевает Есенин как образ Космоса со множеством «избяных заповедей», воплощением которых служит резное узорочье, украшающее её внутри и снаружи. В статье А.Б.БЕНУ рассматривается символизм «избяного ордера» С.Есенина и даётся взгляд на него через орнамент резьбы, образы персонажей русских народных сказок и значение предметов быта. Анна Бену – художник, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. В область её интересов кроме культурологи и живописи также входят: аналитическая и когнитивная психология, египтология, философия Агни Йоги, теософия, гуманная и вальдорфская педагогика, сказкотерапия.

 Напоследок скажем: в журнале встретились две статьи, по сути адресованные уже 2015 году – году Литературы! (Впрочем, в каждом «Дельфисе» можно найти материалы, посвящённые классикам нашей или зарубежной литературы.) Во-первых, это материал Г.В.Астаховой «Три родовые линии М.Ю.Лермонтова», во-вторых, А.А.Новиковой-Строгановой, посвящённый 40-летию открытия музея Н.С.Лескова.

 

Н.С.Лесков

 

Не пустует нынче и рубрика «Педагогика будущего», в которой материал Е.Г.Алексеевой (нашей прежней отменной сотрудницы), теперь уже матери двух сыновей (!), рассказывает о том, сколь необходимо, чтобы ребёнок и родители стали по жизни подлинными друзьями. И тут, тем более, должно победить ЕДИНСТВО!

Материал подготовила Н.Н.Якимова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: