warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О чём пишет журнал «Дельфис»


(№ 3(79)/2014)

2014 год – год культуры. И не лишним было бы напомнить высказывание Елены Ивановны Рерих о том, какого человека можно отнести к разряду культурных людей. Невежественный человек, считает она, сначала должен стать цивилизованным, потом образованным. Став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры. В соответствии с этим определением, свою задачу журнал видит в том, чтобы публикуемыми в журнале материалами подводить человека к осознанию синтеза науки, религии, искусства. Все они пронизаны одной мыслью, одной идеей – воспитать культурного человека, формируя его мировоззрение. И это можно сделать, вспоминая прошлое, анализируя настоящее и заглядывая в будущее. Елена Ивановна говорила, что древнее знание о мироздании всегда давалось человеку, но оно намеренно рассыпано в культурах разных народов, чтобы, подобно пчеле, отовсюду его собирать и самим сложить своё мировоззрение. Поиску этих крупиц знаний и занимается журнал «Дельфис».

 

 

 

Алтай – предмет особой заботы Учителей. Они хотели, чтобы на Алтае всегда было чисто в любом смысле этого слова. И поэтому неслучайно, что такое знаковое событие, как вручение знаменитой мексиканской актрисой, председателем Международного Комитета Знамени Мира (неправительственной организации при ООН) Алисией Родригес Знамени Мира Алтайскому краю и ещё 30-ти российским учреждениям культуры, образования и творческим коллективам происходило именно на Алтайской земле. Знамя Мира было вручено и журналу «Дельфис». В своей редакционной статье Наталья Александровна рассказала об этом событии с большим эмоциональным накалом, описывая тот нравственный подъём духовных сил, который царил на этом форуме – «в центре между четырёх океанов».

В статьях Э.Шамвей и Посланиях Учителей всегда можно найти конкретные и точные указания, написанные лаконичным и простым языком. Каждая фраза – посыл к действию. Они придают силы сомневающимся: «Свет придёт, а тьма исчезнет». Их слова поддерживают неудачников: «Неудача в усилиях всегда временна», надо только очистить всё вокруг и начать всё сначала. В общем, это ненавязчивое руководство к действию в наше непростое время.

Материя, Матерь Мира, Красота – в такой связке понятий рассмотрела Е.Б.Герман картину Н.К.Рериха «Матерь Мира» – символ женского начала. Автор раскрывает сакральный, эзотерический смысл картины, показывает предысторию её написания. Интересно было узнать, что один из символов Матери Мира – додекаэдр, двенадцатигранник, один из самых совершенных образований и представляет гармонию. Известно, что Сальвадор Дали использовал додекаэдр в качестве символа четвёртого измерения. Получается, что Рерих поместил Матерь Мира в четвёртое измерение. Символичны и квадраты, разбросанные по покрову Матери Мира. А тетрада – четыре – всегда рассматривалась как корень всех вещей, источник Природы. Любопытно, что число четыре лежит также в основе философии североамериканских индейцев – четыре основных цвета, четыре музыки для совершения ритуалов и т.д. Так соприкасаются две культуры, и это всегда вызывало у Николая Константиновича неизменный интерес.

 

 

Мы живём в то время, когда роль России в развитии мирового сообщества становится всё более ощутимой. И в этом плане очень своевременна статья Е.М.Величко о силе славянского духа, предваряющая материал Н.К.Рериха «Нерушимая Стена» на ту же тему. Нерушимая стена – как символ незыблемости и защиты.

Поразительно, как в статье «Диалектика космизма Ивана Ефремова» Николаю Смирнову удалось высветить многогранную личность известного космиста и его философию, привязанную к человеку и раскрывающее его взаимоотношение с социумом. Большая заслуга Ивана Ефремова в том, что он выбрал форму воздействия на мировоззрение людей через художественное произведение. В своих романах, строя их на событиях прошлого и будущего, он затрагивает вопросы эволюции жизни, рассматривает Землю как космическое тело, говорит о нравственном освоении космоса. Роль женщины, роль творческой интуиции и гармонии, воспитание чувства красоты – всё это должно быть заложено в человеке будущего.

Поэт и философ Зинаида Миркина в статье «Единственная революция» подчёркивает, что никакая справедливость не может быть установлена, если человечество по своему духовному развитию не готово к этому, то есть нужна революция, которая происходит в душах людей. Она вспоминает прошедшие события октября 1917 года и проводит параллель с сегодняшней обстановкой на Украине. Сейчас в Европе происходит накопление мощной материальной базы и господствует прогрессирующая бездуховность. Миркина сравнивает это состояние Европы с временами упадка Римской империи, но тогда в мир пришёл Христос.

Очень своевременна статья А.В.Владимирова «Западная цивилизация» для понимания народом своей идентичности, а также сути наступающей эпохи. Он условно делит человечество на Запад и Восток и рассматривает корни различия в их менталитетах. Интересно и подробно автор приводит географические, пространственные, религиозные, культурные причины разности в мировоззрениях Востока и Запада, и даже соотносит работу левого и правого полушария головного мозга с путями развития интеллекта. Интересна его мысль, что с точки зрения цивилизационных волн, Америка и Россия – молодые нации, но с разной ментальностью, а потому в будущем у них нет другого выхода, как дополнять друг друга и сосуществовать.

Статья О.П.Иванова «Эволюция миропонимая от триад до сложных систем» даёт возможность осознать секреты мироустройства. Цель любого автора – донести до читателя смысл того, что он хочет сказать, а для журнала «Дельфис» желательно к тому же воздействовать на духовную составляющую человека. Однако статья Иванова, к сожалению, содержит много специфических физических терминов и условных значков, что для читателя затрудняет понимание этого интересного материала. Было бы разумнее терпеливо расшифровывать порой сложные понятия с помощью аналогий.

Изящный материал, который предлагает В.Ф.Шарков в статье «Ризоматическая логика», знакомит читателя с возможностью управлять сложной системой, в том числе и социумом. Очень любопытный взгляд на развитие общества не по принципу дерева, то есть в статике, а за счёт возможности менять направление развития, то есть в динамике.

При недостатке знания у читателя, или в случае, когда учёный вступает в неизведанные области исследования на помощь приходит метод аналогии, которым широко пользовались ещё в древности. И Л.М.Гиндилис блестяще и подробно показывает на примерах, как с помощью аналогий можно разъяснить труднопостижимые понятия. Читается не легко, но с удовольствием.

Из области аналогий и информация И.Ф.Малова. Приводя известное высказывание Гермеса Трисмегиста («Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху»), он рассматривает универсальность законов природы для макро- и микромира. При этом он считает, что метод аналогий является единственным посредником между видимым и невидимым мирами.

Весьма актуальна статья А.С.Керженцева о возможности выхода из глобального экологического кризиса через ноосферу. Изменение качества среды обитания, и последовавшее за этим истощение биосферы – главная причина кризиса. И выход нужно искать в кардинальном изменении всех технологий.

Рубрика «Тайны, версии, легенды» представляет три интересных взгляда на некоторые явления природы и «чудеса». В.А.Иконников анализирует высказывание Махатм о влиянии метеоритной пыли, обволакивающей наш земной шар своей «шубой», на погоду на земле, на потепление или похолодание и замечает, что наука приближается к открытию настоящей причины изменения климата. Изящное эссе Н.Н.Якимовой «Причуды облаков» опять уводит нас в мир аналогий с помощью прекрасных фотографий. Например, мысль, что всегда необходимо уметь вписываться в текущий поток, чтобы выжить, но делая своё дело – как серфингист вписывается в могучую океанскую волну. А в своей блестящей статье физик А.М.Степанов делает попытку объяснить с точки зрения физики как чудеса, совершаемые Иисусом Христом, так и тайны мироздания.

Вечную и больную тему всепрощения на примере жизни библейского Иосифа поднимает Е.В.Животовская. Человек теоретически знает, что прощать нужно, но порой не знает, как это сделать. Ему мешают гордыня, страх и зависть. Распознавание в себе порока и его преодоление ведёт к очищению, и к тому, что человек начинает жить в согласии со своей совестью.

 

 

Наш постоянный автор Б.А.Якубович всегда обращает внимание читателя на деталь, которую он сам не усмотрел бы. Речь идет о крещении апостолов, которых Иоанн Креститель не крестил. Приоткрывая завесу над этой тайной, автор побуждает нас к размышлению.

«Всадник высоких долин» написан С.П.Федотовой так, что можно влюбиться в Монголию, не видя её. А через Монголию автору удалось раскрыть личность азербайджанского художника Джаида Джемаля и его живопись – лаконичную и яркую. Интересен тот факт, что у монголов цветовое мышление. В то же время известно, что у индейцев племени навахо в Северной Америке в основе мировоззрения лежит цветовая гамма из четырёх цветов: чёрный, желтый, голубой и белый. И исследованиями учёных установлено, что ДНК монголов и индейцев навахо совпадают. В этих фактах прослеживается связь культур и мировоззрений разных народов, даже живущих на противоположных континентах.

Материал, представленный Е.М.Величко, с теплотой рассказывает о том, как влияют простые человеческие объятия на психику человека, на его самочувствие, на способность адаптироваться в социальной среде.

Что стоит за волшебной сказкой? Чему она учит и на что намекает? Кто эти добрые молодцы, царевны-лягушки, горлицы, Кощеи бессмертные и Бабы Яги? Об иносказательном, мудром и таинственном языке русских народных сказок рассказывает в своей удивительной статье «Ещё одна сказка и её наука» П.Гусляр.

 

 

В 1920-х годах прошлого века на Алтае по почину самих крестьян возникла коммуна «Майское утро», которая просуществовала 12 лет. О ней написала М.В.Чистова. Крестьяне тяжело трудились, были плохо одеты и обуты, недоедали, но всей душой стремились к культуре. Сейчас люди сыты, обуты, но накал стремления к культуре явно снизился. Это говорит о том, что тезис – сначала накорми, а потом говори о культуре – неверен. Делать это надо одновременно. Удивительно то, что коммунары, ничего не зная ни об Учителях, ни о законах Космоса, построили основы своего общежительства в соответствии с Учением Живой Этики, хотя оно ещё не было дано. Это говорит о том, что Владыка уже давно насыщает пространство России Учением через мысли и сердца.

Заключительный раздел журнала – «Неоперативная хроника» – знакомит читателя с основными событиями Рериховского движения, знаменательными датами, конференциями и выставками.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: