warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Музыка жива мыслью

Музей А.Н.Скрябина в особняке одного из тихих арбатских переулков, где композитор, пианист-новатор и философ провел последние годы своей жизни, давно уже стал местом встреч московской интеллигенции. Приуроченный к 121-летию великого музыканта там в январе состоялся фестиваль, собравший многочисленных поклонников и исследователей творчества композитора. Слова Скрябина: «Музыка жива мыслью», — были девизом фестиваля.

Впервые в рамках его была проведена научная конференция «А.Н.Скрябин и философия», на которой говорилось о мировоззрении музыканта как духовидца, о том месте и роли, которые ему отводили в истории нашей культуры А.Ф.Лосев и В.В.Хлебников, И.Н.Анненский и И.И.Лапшин,Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Участники конференции подчеркивали, что Скрябин как философ пока не оценен должным образом. Он мечтал о преобразовании мира с помощью творчества — как своего личного, так и всех людей. Его биограф Л.Л.Сабанеев говорил:

«Возможно мы когда-нибудь убедимся, что правы не мы, а этот безумный мечтатель.» Скрябин считал, что мистические ощущения передать можно не словами, а музыкой. Он является автором сделавшего революцию в музыке так называемого «мистического аккорда» (в «Прометее»), исследованиям которого посвящены многие тома.

И сейчас уже известно, что аккорд построен композитором согласно пифагорейским представлениям о мире и является музыкальным воплощением формулы эволюции. В те дни в Москву приехали из Франции его дочь и внучка. 82- летняя Марина Александровна Скрябина — самая младшая и единственная оставшаяся в живых из семерых его детей — рассказала участникам фестиваля о своем отце, о том, каким он был в семье, как его взгляды на жизнь повлияли на формирование интересов у детей.

Ее воспоминания, хотя и детские (ведь композитор умер, когда ей было всего четыре года), но глубоко осмысленные. Вероятно этому способствовали рассказы об отце ее дяди — Бориса Федоровича Шлецера, близкого его друга. «Спасибо папе за то состояние внутреннего счастья и наслаждения, которым он меня наградил, — говорит Марина Александровна. — Отец часто повторял: «Если бы я мог передать вам крупицу своего счастья — вся Вселенная заликовала бы!» Марина Александровна поразила всех собравшихся не только своим прекрасным русским языком, но и манерой говорить просто и спокойно, проявляя дружелюбие и скромность. Так говорят истинные интеллигенты.

Все эти дни в уютном зале музея звучала музыка. Ее исполняли композитор и пианист Роберт Корнман (Франция) — муж внучки Скрябина Татьяны, дочери Ариадны Александровны (старшей дочери), лауреат международного конкурса Юрий Богданов и заслуженный артист России Юрий Муравьев. Событием в музыкальной жизни столицы стало первое исполнение музыки Инайят Хана к одноактному балету «Шакунтала». Индийский композитор-мистик, принадлежавший к суфиям, покинувший Индию и живший в Европе, встречался со Скрябиным в Москве, был его почитателем. Инаят Хан написал этот балет специально для России. По его замыслу он должен был исполняться на одной из площадей Санкт-Петербурга в 1914 году, но война помешала его осуществлению. Партитура балета никогда не была опубликована. И вот ее удалось найти у дочери пианиста В.И.Поля, который после С. В.Рахманинова возглавлял Русскую консерваторию в Париже.

 

Т.Н.Александрова

Идентификация
  

или

Я войду, используя: