warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«Храм Восхищения»

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Мне не раз приходилось писать и рассказывать о сообществе, что существует 118 лет в одном из живописнейших уголков Америки, на берегу Тихого океана, среди рощ древних эвкалиптов, вблизи зыбучих песчаных дюн. В духовном смысле это место является островом, омываемым океаном повседневной жизни людей, но недосягаемым бурям человеческих страстей и политических амбиций.

 

Эвкалипты

 

Имя этого уголка толерантности, доброжелательства и устремлённости к высоким нравственным идеалам – Храм Человечества. Расположен он в Халсионе, рядом с городком Сан-Луис-Обиспо в Калифорнии.

В 2006 году Мэри Ринц, специалист по охране окружающей среды, написала: «Халсион – необыкновенное и выдающееся сообщество, одно из немногих, оставшихся сегодня в США. Халсион уникален тем, что это не музей былых времён, а место, наполненное жизнью и энергией, где живут люди, для которых Храм Человечества является домом. До сих пор там всё подчинено той философии, во имя которой он был основан более ста лет тому назад».

 

Тихий океан. Дюны

 

Не раз приезжая в эту обитель, замечала, что сто́ит переступить порог её владений, как ветер благодати стирает непомерный груз забот, лежащих на моих плечах, и я погружаюсь в иной мир. Происходит преображение, жизнь наполняется восторгами и восхищением в их самом праведном смысле.

Так что же это за явление? Подобное испытывают здесь многие. Знаю, столь яркая метаморфоза – не результат экзальтации или лёгкого возбуждения. Это закономерный процесс для любого стремящегося к духовной жизни человека. И теперь, после 18 лет знакомства и общения с храмовниками, изучения истории и Учения Храма, могу сказать, что атмосфера Халсиона насыщена высокими огненными энергиями, которые могут быть созданы только постоянной духовной работой и взрослением.

Подтверждение тому есть в записях российского провидца Б.Н.Абрамова (в сборнике «Устремлённое сердце», НЦ РОССАЗИЯ, Новосибирск). В них он пишет, что Храмы создаются для возношения и восхищения. Но не тем чаще наполнена их атмосфера, а преисполнена она скорбями и тяготами земли. «Но Храм Восхищения должен быть, и он будет, – утверждает Б.Н.Абрамов. – Туда будут приходить не молиться в узкообывательском смысле этого слова, но восхищаться величием и великолепием высшей Славы. Радость Свету, Премудрости и Любви будет звучать там. Это будет Храм забвения себя и мысли о Высоком... Там никто не будет просить ни о чём, но горение духа даст то, чего не достигают никакие молитвенные просьбы. Там будет твориться лучшая Молитва Восхищения, соединяющая творение с Творцом, создание с Создателем». В этих словах и весь ответ.

 

Клумба с кактусами на территории Храма

 

Так неужели (в это, думаю, мало кто поверит) такой Храм уже существует? Конечно. А как это могло случиться, рассказал Б.Н.Абрамов: «Немногие сначала будут приходить туда [в Храм Восхищения. – Н.Т.], но эти немногие, сердцем горящие кверху, создадут основание нужной психической атмосферы. За ними придут другие, менее возросшие духом, и атмосфера храма поможет им подняться над собой и прикоснуться к Надмирному. Они, в свою очередь утвердят восхищение. Так невидимые огни восторга будут умножаться в храме, и постепенно сфера его станет настолько насыщенной высоким огнём, что сердца приходящих будут зажигаться, как свечи, при прикасании к пламени».

Вся долгая история жизни сообщества в Халсионе подтверждает сказанное в 1957 году Б.Н.Абрамовым. И чтобы судить о нём, обязательно надо там побывать, познакомиться с людьми и Главным Хранителем, историей и Учением Храма. А так, издалека, да ещё с предвзятостью и нетерпимостью к малейшему инакомыслию, можно далеко зайти в своих фантазиях и оценках того, чего не знаешь. Прискорбно, но некоторые лица, причисляющие себя к рериховскому движению, именно так и поступают. Хочется им напомнить, что Н.К.Рерих нетерпимость считал формой бандитизма и явным проявлением армагеддона культуры (см. переписку Н.К.Рериха с Санживой Дэв, архив Нью-Йоркского музея Н.Рериха).

Итак, Храм Человечества был основан в 1898 году, сначала в Сиракузах, близ г. Нью-Йорка, а с 1903 года он располагается в Халсионе. Его основателями являлись Франчиа Ла Дью и Уильям Дауэр. Оба начинали свой путь духовного взросления, занимаясь в группе знаменитого теософа Уильяма Джаджа. Именно ему Е.П.Блаватская завещала перед уходом принять руководство Американским теософским обществом, что он и сделал. Позже Храм возглавляли Перл Дауэр, Гарольд Форгестайн, и ныне Главным Хранителем является Элеонора Шамвей. «Здесь, в Храме, – сказала она на последней конвенции в 2016 году, – у нас есть восемь напечатанных книг, плюс свыше 100 лет трудов. Учитель и работа Белой Ложи [Учителей. – Н.Т.] повсюду и во всём». Скромно – кажется на первый взгляд. Но чтобы как-то оценить эти труды, надо прочитать хотя бы книгу Пола Эли Айви «Сияние Халсиона. Эксперимент-утопия в области религии и науки». Материалы к ней он собирал по архивам Америки в течение 10 лет. Пол Айви – не эзотерик, а учёный-культуролог. Его задачей было понять и осмыслить Храм как явление в общественно-культурной жизни Америки первой половины прошлого века. И выводы этого добросовестного исследователя ошеломляют.

Из книги мы узнаём, что в эти годы Америка выбирала свой путь и ей были не чужды коммунистические идеи. А Храм Человечества явился той организацией, которая решилась осуществить коммунистическую общину на практике. В пору своего формирования деятельность Храма строилась по двум основным направлениям: по линии лечения людей, больных туберкулёзом и страдающих от алкоголизма и наркомании, методами натуропатии и по линии аграрной общины, занятой выращиванием сельскохозяйственной продукции. Опыт был трудным. Коммунистические идеалы, столь привлекательные в теории, на практике оказались неосуществимы. Люди были не готовы придерживаться их, пришлось постепенно отходить от первоначальных идей. Обо всём этом подробно и очень интересно рассказывает в своей книге Пол Айви. Теперь она переведена нашим издательством «Дельфис» на русский язык и есть в продаже. Серьёзно интересующиеся историей Храма могут с ней познакомиться.

Узна́ют они и о людях, бывших в первой плеяде храмовников. Среди них – снискавшие славу американской науке Джордж Рассел Гаррисон, братья Рассел и Сигурд Вариан.

Пол Айви пишет: «Город Халсион так и не стал “городом на холме” социалистического братства, о котором мечтали Дауэр и Ла Дью. Однако интерес к новым технологиям, привитый активным экспериментированием, начиная с демонстрации рентгеновских лучей в санатории в начале [прошлого. – Н.Т.] века, позднее материализовался в ритмоконе Коуэлла, спектрографе Гаррисона и клистроне братьев Вариан.

Из восьми книг, о которых говорила Элеонора Шамвей, теперь пять переведены на русский язык. Свою весомую лепту в это внёс и наш коллектив. Ещё до того, как всё это стало доступно русскоязычному читателю, в нашем журнале «Дельфис» с 1993 по 2000 год в каждом номере публиковались Уроки Учения Храма и тексты Посланий «С Горной Вершины», причём последние – в уникальном переводе, который делала для нас покойная Мария Филипповна Черноволенко, не только прекрасно владевшая английским языком, но и способная духовно осмыслять эти высокие тексты. Всего было опубликовано 50 Уроков. Потом мы в нескольких изданиях опубликовали на русском языке родившийся в Храме «Теогенезис» (Учение Бога) – продолжение «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской – и выпустили в 2000 году книгу «Храм Человечества», где коротко рассказали историю Храма и её Главных Хранителей, суть и принципы работы этого сообщества. А уже совсем недавно осилили свой перевод Учения Храма.

Почему именно Храм и его литература с самого основания журнала столь интересовали наш коллектив? Ответ лежит в письмах Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, которые первыми стали в нашей стране доступны для чтения и из которых мы черпали многие знания. А когда появились «Записи Учения» Е.И.Рерих в 18 томах, то стало известно мнение о Храме и высоких Учителей. Все эти цитаты хорошо известны большинству рериховцев. Но кое-какие стоит напомнить. В письме своему корреспонденту 17 февраля 1934 года Е.И.Рерих писала:

 

Алтарь в Храме Голубой Звезды

 

«Несомненно и то, что в надлежащие, определённые сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Великое Братство избирает одну или две личности, как это было с Блаватской и, после её смерти, с Франчиа Ла Дью, через которую Уч[итель] Ил[арион] давал своё Учение. К сожалению, она умерла в 1922 году. Франчиа Ла Дью была основательницей Общества в Калифорнии и журнала The Temple Artisan, в котором печатались эти Послания... Также не худо было бы запросить осуждающих заглазно и не давших себе труда ознакомиться с книгами Живой Этики – как относятся они к обществу, основанному Франчиа Ла Дью и Уильямом Дауэром, и книгам, издаваемым ими? Общество это существует с девяностых годов прошлого столетия и имеет ответвления и в других странах. Высокое учение, получаемое ими, ни в чём не расходится с книгами Живой Этики, и мы состоим с ними в дружеских отношениях, именно, не исключаем друг друга».

А 22 июня 1932 года своим американским сотрудникам Е.И.Рерих поясняла: «Много мессаджей было дано Ам[ерике] за последние пятьдесят-шестьдесят лет. Можно утверждать, что ей было дано больше, чем какой-либо другой стране. Но что сделала она с ними? У[пасика] (Е.П.Блаватская. – Н.Т.) должна была уехать, оставив одного Дж[аджа]. Свами Вивек[ананда] очень нуждался в последнее своё пребывание в Ам[ерике], найдя лишь одну сотрудницу. «Темпль» (Храм. – Н.Т.) тоже находится не в блестящем положении, и, как мы знаем, раньше пятидесяти лет там не предвидится особого развития». Через 50 лет – это примерно в 1980–1990-е годы. Так оно и случилось.

Мы не знаем, как и когда произошло знакомство Рерихов с Храмом и его основателями. Но нам известно, что ещё в 1924 году Рерихи в знак признательности подарили Храму картину Николая Константиновича «Древний Храм у Новгорода». Из переписки У.Дауэра, которая имеется у нас в редакции, нам известно, что в 1929 году Н.К.Рерих писал в Храм: «Дорогие друзья! Много лет с глубоким интересом изучаю Ваши публикации. Нет необходимости повторять, зачем нужны в наши дни эти возвышенные Учения, когда человечество предпринимает крутой подъём по лестнице эволюции. Я знаю, как часто борьба за мирные, конструктивные идеалы чревата трудностями. Но в этих полезных трудностях создаётся одна из высоких энергий, которая объединяет нас с Высшим. Я сожалею, что не могу быть с Вами на вашей годовой конвенции. Но примите это поздравление с моими пламенными и искренними пожеланиями Вашего единения и развития организации, а также мирной победы всех конструктивных и благих идей».

В журналах The Temple Artisan, выходящих четыре раза в год, с 1930 по 1937 год публиковались выдержки из Агни Йоги, а также статьи Н.К.Рериха.

Франчиа Ла Дью умерла в 1922 году, а У.Дауэр – в 1937-м. Как складывались отношения Рерихов с Храмом в последующие годы, мы не знаем. Но в 50-е годы Учитель настоятельно просит Е.И.Рерих позаботиться о переводе на русский язык Учения Храма. И она успевает перед своим уходом в 1955 году поручение выполнить. Екатерина Инге по её просьбе сделала этот перевод, но опубликован он был лишь в 2001 году. Это сделал Международный центр Рерихов.

Опыт Халсиона ценен не только для Америки. Ещё предстоит большая работа, чтобы понять его место в истории мирового социокультурного и духовного развития. Коллектив «Дельфиса» приложил много усилий, чтобы русскоязычный читатель мог познакомиться с этим сообществом. Мы ездили в Халсион, принимали в Москве посланцев Храма, учились многому друг у друга.

Интересна история с переводом на французский язык книги К.Антаровой «Две жизни», ставшей бестселлером в нашей стране. Отрывки из неё поэт и писатель В.М.Сидоров использовал в своём очерке «Семь дней в Гималаях», опубликованном сначала в 1982 году в журнале «Москва». Знакомство с этим материалом буквально перевернуло мировоззрение миллионов людей в нашей стране. Позже вышла и книга Антаровой в 4 томах. До сих пор она востребована читателями и выдержала уже очень много изданий. Интерес к ней проявляют люди и в других странах.

В конце книги её герои после долгих путешествий по ашрамам Африки направляются в Калифорнию для строительства общины. Естественно, возникает параллель с Храмом Человечества. И потому многие храмовники заинтересовались этой книгой и даже самостоятельно перевели две её главы на английский язык и опубликовали в своём журнале The Temple Artisan. Вышел этот номер как раз тогда, когда в Храме состоялась Международная встреча, на которую приехали и мы – сотрудники «Дельфиса».

По делам мне нужно было уладить кое-какие формальности в офисе, но там была сотрудница, которая говорила только на английском, а я – на русском и французском. Мы не понимали друг друга. И тут нам на помощь пришли супруги Мишель и Клодин Мерсье – храмовники из Квебека (Канада). Мы всё уладили и познакомились. Мишель оказался археологом, у которого было небольшое издательство. Я тут же спросила, а не заинтересует ли его издание перевода «Двух жизней» на французском языке. Я знала, что он имеется – его сделала Мишель Дебрен, парижанка, уже много лет живущая в новосибирском Академгородке. И тут круг замкнулся. Мишель согласился, и теперь эта книга уже увидела свет и на французском языке. Помог Его Величество случай, но главным явилось доброжелательное сотрудничество.

В Храме мы познакомились и с нашим постоянным автором журнала Семёном Бокманом, бывшим соотечественником. Нашими друзьями на многие годы стали Линда Роллисон из Халсиона и Валери Бластин из Лондона. Обеих уже нет в живых. Мы постоянно общаемся с русскими храмовниками, живущими в Халсионе.

В 2012 году в Храм на международную встречу приехала наша делегация из России в составе 13 человек. Стартовав в Халсионе, мы отправились дальше, по местам, где бывал Н.К.Рерих. Об этом познавательном и увлекательном путешествии я рассказала в журнале «Дельфис» №3 (71) за 2012 год. Не буду повторяться. Напомню только, что мы проехали шесть штатов США, побывали в Силиконовой долине, Лас-Вегасе, Гранд-Каньоне, пересекли Долину Смерти и многие другие места. Конечной точкой стал Нью-Йорк. Среди нас был один подросток 14 лет. Когда я его спросила:

– Где, Никита, тебе больше всего понравилось?

Не задумываясь, он ответил:

– В Халсионе.

На этом я закончу свой рассказ о внешней жизни Халсиона и его притягательной силе для всех ищущих ответа на вечные вопросы Бытия. А его внутренней жизни будет посвящена статья в следующем номере.

Октябрь 2016 г.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: