warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Как оценивать контактёрские тексты?

Одна из важнейших целей, которую, по утверждению эзотерических учений, осуществляют на планете Великие Учителя, заключается в их разнообразном содействии процессу духовной эволюции человека и человечества. На сегодняшний момент перед людьми стоит задача принципиальной смены парадигмы мирового развития через очищение сознания, овладение своими эмоциями и мыслями и пробуждение психоэнергетического потенциала. Человек должен подготовиться к приближению пространственного огня, который кардинально изменит духовно-психологическую атмосферу планеты.

Процесс стремительного сближения физического (плотного) и энергетического (тонкого) материальных миров, особенно ускорившийся в последние десятилетия, может происходить для многих людей, особенно для неподготовленных и духовно неочищенных, достаточно болезненно. Великие Учителя стараются смягчить этот процесс, уменьшая разрушительную силу солнечных воздействий на Землю и ослабляя действие таких факторов, как магнитные бури, астрохимические влияния, жёсткие космические излучения. Они стремятся насытить психосферу человечества высокими энергиями и мыслеобразами, помогающими переходу сознания людей на более высокую ступень эволюционного развития, делая это самыми разнообразными способами, включая создание тонких каналов общения. В одних случаях люди, получающие энергию и знания по тонкому каналу, используют их для внутреннего развития, становясь духовными учениками, а впоследствии наставниками. В других случаях — посланные энергии пробуждают в людях импульс творчества, и они начинают сочинять музыку, рисовать картины, писать книги. Бывает и так, что Учителя, выстраивая с учениками тонкое общение, передают им целые системы духовных знаний, помогающие людям правильно жить и развиваться. Иногда условием получения подобных систем (в эзотерике это называется «прямой передачей») является отказ учеников, записывающих подобные тексты, от личного литературного творчества. Целью учеников становится воспроизведение полученного с максимальной дословной точностью, вплоть до запятых и знаков препинания. В других случаях внесение личного творческого начала самого записывающего в текст вполне допустимо. Таким образом был написан известный эзотерический роман Конкордии Евгеньевны Антаровой «Две жизни».

 

* * *

Очевидно, что процесс передачи духовной информации и тонкой энергии от Учителя ученику, тем более без их физического контакта, проходит весьма непросто. Главными препятствиями для получения максимально точной тонкой информации являются психологические несовершенства ученика, недостаточная нравственно-духовная очищенность его сознания, зашлакованность организма, грубость восприятия. Но бывает, что организм и психика последователей того или иного учения достаточно утончены для приёма высоких энергий, однако отсутствует способность к точному распознаванию сущности принимаемых текстов.

Далеко не все последователи духовных учений обладают способностью воспринимать духовную информацию из невидимого мира, выступать как канал получения высоких текстов эзотерического характера. Некоторые из них, несмотря на тонкость восприятия, не обладают той степенью чистоты и глубины распознавания, которая позволяет принимать посылаемое из духовного мира Великими Учителями во всей полноте, без искажений, без астральных влияний и субъективных привнесений. Потому так называемая «контактёрская» литература в подавляющем большинстве своём полна неточностей, чисто личных наслоений и астральных примесей. Явление контактёрства, или «ченнелинга» («channeling» — от слова «channel», то есть «канал»), предполагает не охранённое должным распознаванием общение человека, одарённого тонкими способностями, с невидимым миром, силами и сущностями, его населяющими. А они бывают разными по энергетике и могут принадлежать к полярным друг другу силам Света и тьмы. Сегодняшний этап человеческой эволюции сопровождается особенно значительным ростом феноменов ченнелинга и контактёрской литературы, и, с одной стороны, преступлением будет все такие публикации считать благим явлением. С другой стороны, мракобесием будет и утверждение, что все тексты, созданные способом восприятия духовной информации из невидимого мира, являются вредоносными, ложными, лишёнными духовного смысла. Ведь из истории мировой мысли и эзотерических учений известно, что практически все откровения святых и высоких учителей самых разных традиций были получены путём прямого контакта человека с Высшим Разумом. Так были созданы Бхагавадгита, Авеста, Коран. Да и литературные произведения великих и просто талантливых литераторов порой создавались в состоянии творческого озарения и высокого контакта. Сколько поэтов, писателей, художников творило под импульсом вдохновения, слышало голоса музы и созерцало различные видения. Стихотворение Пушкина «Пророк» было написано именно в этом состоянии и посвящено данной теме. Знаменитая «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха также написана методом прямого получения.

Известно, что очень необычным способом были созданы такие духовно-философские книги, как «Тайная Доктрина» Елены Петровны Блаватской (был задействован канал ясновидения) и Живая Этика (Агни Йога), связанная с именами Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов (при получении текстов от Великих Учителей был использован, главным образом, канал яснослышания). Конечно, и в том, и в другом случае тексты появились не просто как некий механический космический диктант, но прежде всего как результат совместной творческой работы Блаватской и Рерихов с Общиной Махатм. Только по невежеству такой высокий способ получения сокровенной духовной информации можно было бы уподобить ченнелингу. Сущность явления в данных примерах неизмеримо глубже. Так, и у курицы, и у орла есть крылья — только знаем, что на куриных высоко не взлетишь. Поэтому необходимо решительно отделить серьёзную, высокую духовно-интуитивную литературу (прежде всего, произведения Блаватской и Рерихов) от астрального сора ченнелинга, или текстов контактёрского характера.

Чтобы отделить, надо сопоставить. Рассмотрим явления в сопоставлении. Во-первых, контактёрская литература всегда имеет проблемы с определением своего источника. То, что представители ченнелинга ставят на обложке книги самые высокие имена, никак не доказывает, что контактёру диктовали тексты сам Архангел Михаил или Братство Учителей. Скорее всего, в таких случаях перед нами образчик самообольщения и ничем не обоснованная самоуверенность, а может быть, и намеренный обман доверчивой паствы. В лучшем случае вместо заявленных высоких источников тексты при таких взаимодействиях диктует какая-нибудь астральная сущность, не обязательно тёмная, но, конечно же, не принадлежащая к тем высоким духовным уровням, на которые претендует контактёр. И, разумеется, о личном сотворчестве контактёра речь здесь не идёт. Если мы имеем дело не с прямым подлогом, то текст записывается так, как человек слышит астральные сигналы. Отсюда — множество ошибок, нестыковок и иногда чисто логических нелепостей в подобных текстах.

В случае с «Тайной Доктриной» и книгами Агни Йоги картина совсем иная. Участие в их создании принимали не какие-то астральные небожители неизвестного происхождения, а конкретные мудрецы и духовные Учителя, имевшие и физическое воплощение. Существуют фотографии и портреты Великих Учителей, на которых они выглядят как восточные духовные подвижники с благородными лицами. Из записей общения учеников с этими Учителями очевидно, что последние — не просто продвинутые йоги, но очень высокие мастера, обогнавшие в своём развитии современное человечество. Информация, которую несут эти книги, — эксклюзивна: она содержит очень большой процент новизны и не может быть полностью выведена из книг прежних эзотерических традиций. Она включает в себя множество слов, идей, терминов, понятий, образов, доселе не известных ни одному духовному искателю. В то время как информация подавляющей части контактёров и представителей ченнелинга с эзотерической точки зрения вторична. Это всегда покажет скрупулёзный анализ.

Во-вторых, подлинные учения и духовные системы всегда признают прежние традиции и сохраняют преемственность по отношению к ним, вмещая их подходы в своём новом расширенном пространстве. Контактёрские же системы либо агрессивны в утверждении собственной истинности и превосходстве по отношению ко всему иному, либо очень узки и ограничены в своих главных идеях. В своей оторванности от национально-духовных корней они чем-то напоминают выдуманный, искусственный язык.

В-третьих, учения, данные из серьёзного источника, всегда соответствуют критерию красоты, с помощью которого Эйнштейн, как известно, проверял истинность любой научной теории. Красоту стиля, языка, образов и символов, используемых в теософии и книгах Агни Йоги, вынуждены признавать даже идеологические противники этих духовных учений. Косноязычие или сухой технократический стиль современной контактёрской литературы не могут не замечать даже те читатели, которые являются апологетами ченнелинга.

В-четвёртых, провозвестники истинных духовных учений — это всегда крупные личности с богатыми внутренними накоплениями, обладающие теми или иными творческими талантами. Они не просто описывают информацию, полученную в результате тонких контактов, но пропускают её через себя и преображают ею свой внутренний мир. Иными словами, такие люди занимаются тончайшим видом творчества в духовной сфере, выступая как сотворцы Великих Учителей, которые через них дают миру новое откровение. Мощь импульса, который проводят в мир духовные ученики Великих Учителей, столь велика, что вокруг изданных текстов образуется своего рода энергетическое поле, притягивающее к себе множество заинтересованных людей, формирующее мощные социальные движения и культурно-духовные начинания. Но контактёры чаще всего настолько маломощны, что не способны породить никаких позитивных последствий или оставить после себя какой-либо след, духовное движение или социальное начинание.

Но как бы мы ни относились к ченнелингу, мы не можем отказать ему в существовании. Ведь всё созданное в нашем мире играет какую-то роль и является следствием каких-то объективных процессов. Если говорить объективно, ченнелинг — это процесс, по-своему отражающий космическое сближение миров. Правильнее и тоньше всего этот процесс чувствуют, понимают и отражают в собственном сознании те духовные искатели, которые следуют истинным учениям и добились с помощью упорной работы над собой определённого уровня чистоты и совершенства. Если они достигают степени принятых учеников, тексты, написанные ими, проводят тонкую энергию учения без искажений. Те же, кто не достиг ступени реального ученичества, но берутся писать тексты, претендующие на высший контакт (если в самом деле обладают некоторыми тонкими способностями), выступают, в лучшем случае, второсортными просветителями, в худшем — мистификаторами и персонификаторами низших астральных сущностей, с которых иной спрос.

Можно условно сравнить (хотя всякое сравнение хромает) подлинную духовную литературу с классикой, а сферу ченнелинга — с массовой культурой. Конечно, для повышения качества образования и воспитания было бы хорошо, если бы люди читали одну лишь классику, но современное состояние человеческого сознания делает нереалистичным подобное желание. Сознание большинства находится сегодня на столь низком уровне, что они способны получать удовольствие лишь от масскульта. Насильственное принуждение их к чтению исключительно серьёзной литературы ничего не сможет им дать, но вызовет только шок озлобления и агрессивный протест. Наверное, стоит признать, что ченнелинг — этот оккультный масскульт нашего времени, отвечающий низкому уровню сознания многих поверхностно мыслящих людей, — в каком-то смысле неизбежное явление, которое невозможно запретить, тем более в эпоху демократии и гласности. Можно только пожелать, чтобы он был неагрессивен и, в наименее вредных своих проявлениях, хоть как-то направлял сознание духовно неразвитых масс в положительную сторону, как это делали в своё время мистические романы Крыжановской-Рочестер (некоторую пользу которых признавала, пусть и с оговорками, Елена Ивановна Рерих). И мы должны помнить, что даже случайное прочтение записей ченнелинга негативного толка, в силу его целенаправленной вибрационно-энергетической природы, может при определённых условиях вызвать проблемы со здоровьем и психикой у неустойчивых, экзальтированных людей, создать препятствие для возможного в будущем их духовного продвижения. Потому благородным явлением будет ориентировать людей на подлинные творения человеческого духа, будь то искусство или духовная литература.

 

* * *

Но главная проблема для настоящих духовных искателей состоит даже не в наличии контактёрской литературы (с ней многое понятно), а в реакции общественного сознания на новые книги, близкие по духу, скажем, текстам Агни Йоги (ставшим уже своего рода каноном для последователей), если они получены в результате тонких контактов человека с невидимым миром. Такие книги отличаются от обычной контактёрской литературы своей основательностью и глубиной. Иногда они позиционируются как продолжение серии этого Учения. В других случаях явного позиционирования нет, но стилистика и основные идеи книг выглядят очень близкими к Агни Йоге. Но при любом варианте у различных духовных искателей появляется множество вопросов.

Как правило, общественное мнение в этом случае делится на два противоположных лагеря. Сторонники новых текстов объявляют их высоким откровением, представляющим собой новую ступень Учения. Противники видят в подобном творчестве только тонко замаскированную ложь и злонамеренное искажение того же Учения; они априори объявляют подобную литературу тёмной, несущей в себе зёрна разрушения. Схватившись в острой полемике, стороны пытаются уничтожить друг друга, обоюдно применяя в качестве «тяжёлой артиллерии» цитаты из Агни Йоги. Сам факт такого ожесточённого спора свидетельствует о том, что обе стороны относятся к предмету дискуссии неравнодушно. Однако накал взаимных претензий и обвинений порой достигает столь высокой температуры и принимает столь уродливые формы, что у многих возникают сомнения в целесообразности подобной полемики, которая противоположную сторону, как правило, не убеждает.

 

* * *

Конечно, претензии апологетов различных новых провозвестий на то, чтобы объявить свои тексты продолжением Агни Йоги и, более того, включить их в серию Учения, необоснованны. Само появление Агни Йоги связано с именами Рерихов, серия завершена в 1938 году появлением книги «Братство. Надземное». Учение содержит столько знаний, сколько способно вместить и освоить современное человечество. Этого огромного материала людям хватит для осмысления на весьма значительное время.

Однако означает ли это, что с выходом этой последней книги серии миссия Великих Учителей по влиянию на нравственно-духовное и психологическое состояние человечества окончена, и что Учителя в обозримый период времени больше не будут воздействовать на сознание людей таким образом? А у людей, следующих путём Учения, уже не может возникнуть импульс настроиться на духовно-энергетический поток, идущий от Учителей, и перенести его на бумагу? Очевидно, что жёсткое настаивание на подобной позиции было бы верхом самонадеянности. Жизнь идёт — каждый год, месяц и день во всех её сферах приносят грандиозные изменения, в которых рождаются новые явления, феномены, процессы. Всё это, безусловно, требует своего осмысления в духе Учения. Как нам воспринимать процессы глобализации, феномен Интернета, рождение нанотехнологий и других явлений, возникших буквально в последние годы? Как оценить самые различные учения и системы развития человека, появившиеся во второй половине ХХ столетия? Что происходит с Россией сегодня и каковы её перспективы в XXI веке? Прямые ответы на эти и другие вопросы, волнующие всех ищущих и думающих людей, невозможно вычитать на страницах самых высоких текстов, опубликованных ещё в прошлом веке. Требуется современный взгляд и мудрое видение; потому сама идея, что Великие Учителя и сегодня помогают людям осмыслить новые мировые процессы и делают это с помощью записей своих учеников и последователей, не просто имеет право на существование, но и представляется единственно возможным решением. В конце концов, наличие подобных записей в наши дни воспринимается как дополнительное подтверждение, что Учителя реально существуют и ещё не отвернулись от заблудшего и погрязшего в грехах человечества!

Как этот вывод соотносится с ранее высказанным тезисом о том, что серия книг Агни Йоги завершена, а значит, не подлежит дописыванию? Мы можем понять, что новые книги, продолжающие линию Учения (независимо от того, получены ли они по «прямому проводу» или написаны авторским способом), могут оказаться по своей сути комментарием к Учению в целом или к какой-то важной теме, содержащейся в нём. Мы привыкли к тому, что комментарий — это творчество какого-либо учёного или аналитика по конкретному поводу. Однако в случае с «Гранями Агни Йоги» мы видим совершенно иную ситуацию. Записи, получаемые Б.Н.Абрамовым от Учителей в течение многих лет, по сути, есть развернутый комментарий к Агни Йоге в преломлении темы внутренней работы человека над собой и самовоспитания и формирования положительных нравственно-духовных качеств. Очевидно, что «Грани» и последующие серьёзные книги похожего типа, рождённые в сотворчестве современных авторов с Учителями, представляют собой не продолжение серии Агни Йоги, а продолжение линии Учения. Эти работы комментируют значимые положения Учения или его аспекты и более подробно развивают их, по мере возникновения эволюционной необходимости. Если подходить к литературе этого типа с подобными критериями, то есть воспринимать её как комментарии к Учению и, в отличие от академических толкований, видеть в ней авторские тексты, написанные под мощным влиянием духовного Учителя, то многое встанет на свои места. Накал страстей, порождённый страхом столкнуться с искажением чистого источника, во многом снизится. Ведь в основе этого страха лежит желание избежать даже малейшего риска, неизбежно возникающего у любого духовно ищущего человека, сталкивающегося с новыми серьёзными явлениями. Чтобы не брать на себя ответственность за принятое решение, легче априорно отвергнуть непонятное (в данном случае духовные тексты), объявив его чем-то тёмным, ошибочным, искажающим истину. Именно этим нередко занимаются отрицатели настоящих и будущих произведений подобного плана, заранее уверенные, что сама попытка создать такой текст носит деструктивный характер.

 

* * *

Подлинный духовный путь — не гарантийная мастерская со стерильными условиями и полным отсутствием риска. Как бы люди ни хотели избежать любых опасностей и ошибок, это невозможно сделать. И «опыт, сын ошибок трудных», добывается в реальной жизненной борьбе, а не в тишине оккультных штудий. Во имя того, чтобы восхождение было подлинным, а не мнимым, искатели истины должны действовать и принимать ответственность за своё распознавание и оценку явлений, невзирая на риск. А духовный путь всегда несёт в себе определённую долю метафизического риска. Потому он больше напоминает не движение по знакомой дороге на равнинной местности, но высокогорное восхождение. Да и само Учение напоминает о горном пути к вершине и об умении идти по краю пропасти. Это касается и способности распознавания и правильной оценки людей, обстоятельств, духовных феноменов. Легко не ошибаться, когда рядом с человеком находится духовный учитель, способный дать правильный ответ на сложный вопрос. Но сегодня пришла пора самостоятельного и ответственного поведения.

Основатели Агни Йоги давно уже покинули земной план бытия, и потому на многие животрепещущие вопросы придётся отвечать нам самим, рискуя совершить ошибку. И она может произойти не только в том случае, когда последователи Учения проявят излишнюю доверчивость и примут за откровение обычный контактёрский текст, но и в том случае, когда серьёзный текст, содержащий в себе высокий импульс Учителей, будет отвергнут без внимательного ознакомления и квалифицирован как вредное заблуждение. Потому в этом сложном вопросе, наверное, в принципе не может быть единой, а также раз и навсегда установленной точки зрения. Каждый случай нужно рассматривать конкретно. Заинтересованный в истине человек должен решить сам за себя — считает ли он эту книгу истинной или нет, нужна она ему для его внутреннего роста или нет, содержит она для него новую информацию, идеи, мысли или повторяет уже известное.

 

* * *

Люди, склонные к скепсису, могут задать вопрос: кто способен привести доказательства стопроцентной принадлежности того или иного текста, претендующего на роль откровения, к классу литературы, полученной прямым путём от самих Учителей? Строго говоря, это не вопрос формальной логики. На языке чисто ментальных доводов невозможно ни стопроцентно доказать, ни стопроцентно опровергнуть подобную принадлежность. Точность распознавания зависит от степени духовного совершенства человека. Только человек, находящийся на очень высокой ступени эволюционного развития и имеющий контакт с Учителем, наверное, может определить, что называется «на глазок», на уровне прямых впечатлений, соответствуют ли энергетические вибрации того или иного текста заявленной в нём принадлежности к литературе, проводящей линию Учителей. В остальных же случаях полезно руководствоваться определёнными критериями и принципами распознавания, помогающими понять, с чем мы имеем дело.

В первую очередь нужно обратить внимание на личность автора, творца, или, точнее говоря, сотворца данного текста. Как давно он встал на духовный путь, какое у него накопленное образование и общий уровень гуманитарной культуры? Речь идёт не о дипломах или научных степенях, а о реальной образованности и внутренней культурности. Хорошо было бы понять нравственно- духовный облик автора и то, насколько его реальное бытие, его поступки и их мотивы соответствуют идеям, декларируемым в книгах. Конечно, подобная информация, как правило, закрыта для читателя, но если есть хоть какая- то возможность получить её, это существенно облегчило бы понимание текста. Можно обратиться к прежним книгам данного человека, если они есть. Иногда сущность человека видна по тому, как он позиционирует себя и свою роль в создании книги, по степени его скромности и тщеславия. Если негативные качества на уровне самоподачи зашкаливают чрезмерно, то это даёт повод лишний раз усомниться в том, насколько чист и высок сам источник. Скромность Елены Ивановны, всячески избегавшей саморекламы, является эталоном подобающего поведения в данном случае.

Вопрос о продолжительности духовного пути пишущего тоже очень важен. Работа с подобной информацией требует зрелости. Едва ли всерьёз можно говорить о реальности духовного канала какого-нибудь неофита, год назад впервые познакомившегося с Учением. Если человек работает над собой в течение многих лет и его работа протекает правильно, он рано или поздно начинает получать результат. Подавляющее большинство сотрудников Рерихов, составлявших так называемый «духовный внутренний круг», в конце концов получило возможность общения с Учителями на тонком уровне. Елена Ивановна в своих письмах писала, что при постоянной работе с портретом Учителя хотя бы по несколько минут в день духовный искатель постепенно начинает устанавливать с ним контакт и даже слышать отдельные слова, затем складывающиеся во фразы и тексты духовного характера. Скорее всего, эти тексты будут носить лишь частный характер, представлять собой советы Учителя данному ученику по поводу его индивидуального развития. Но может случиться и так (хотя это бывает крайне редко), что со временем эти записи превратятся в книгу, которая будет иметь общечеловеческое значение (как это оказалось, например, с записями Б.Н.Абрамова).

Другим критерием, позволяющим сделать вывод о том, насколько тот или иной текст соответствует линии Агни Йоги и энергетике Учителя, является, конечно, стилевая близость к текстам Учения. Не зря кто-то из великих людей сказал: стиль — это человек. Построение фраз, разбиение на блоки, эмоциональный тон повествования, поэтичность текста — всё это может быть в стиле Учения, а может, и наоборот, быть достаточно удалённым от него. И, конечно, стиль такого комментария должен по своей красоте и поэтичности приближаться к огненному накалу Агни Йоги. Наличие сквозных образов, ярких запоминающихся легенд, духовных историй также служит показателем того, что рассматриваемый текст принадлежит общей идейной линии Учения. Разумеется, речь идёт не только о сходности форм, но, прежде всего, о близости содержания. Комментарии должны, так же как и Учение, звать к совершенствованию, пробуждению психической энергии, утверждению мощи мысли, преображению сознания, развитию положительных качеств, познанию более Высоких Миров и Планов Бытия и установлению тонких контактов с ними.

 

* * *

В какой степени новый текст может отпочковываться от Учения? Должен ли он давать идеи Учения, например, в более развернутом виде? Должен ли он объяснять какие-то неясные, загадочные прежде моменты его? Или должен содержать в себе некую совершенно новую информацию?

Если текст не несёт в себе ничего нового и ещё раз повторяет прежде известную информацию, ценность его теряется, даже если он имеет положительную вибрационную «окраску». Новизна и одновременно значимость информации — важный фактор, свидетельствующий о том, что на данный текст нужно обратить внимание. Новизна может заключаться не только в неизвестных доселе фактах, которые впервые предстают на суд читателей, но и в новом взгляде на уже известную тему или в углублении каких-либо аспектов и сторон Учения. Новизна может быть выражена и в присутствии в тексте каких-либо новых понятий, терминов, имеющих санскритское происхождение, которые явно невозможно ни придумать, ни извлечь из восточных переводов. Новизна может быть также в наличии красивых и глубоких легенд и притч. Особенно важно, когда эта новизна соседствует с общей актуальностью излагаемого для большинства современных людей. Если текст отвечает на вопросы, которые беспокоят большое количество людей, и совет, данный людям, действительно помогает им жить и духовно развиваться, то это является ещё одним аргументом в пользу важности текста. А наличие в тексте красоты, вибраций радости и особой сердечности несомненно указывает на наличие в его энергетике более высокой реальности.

 

Издательство «Беловодье»

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: