warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Человечество всегда стремилось ответить на три главных вопроса: кто мы, откуда пришли и что будет дальше? Поиск своих начал и корней, попытка заглянуть в самые сокровенные глубины древних тайн вели пытливый ум порой по весьма неожиданным тропам, где самых отчаянных ждали поистине загадочные открытия. Скажем, кто мог предугадать, что мифы затерянного в африканских джунглях крошечного племени дагонов хранят точные астрономические сведения о далеких звездных системах, которые только-только начинает узнавать современная наука? Но оказывается, для того, чтобы познать сокровенные тайны творения и бытия, необязательно забираться так далеко в дебри экзотических стран. В необъятной тайге, куда сейчас жадно стремятся транснациональные нефтяные корпорации, чтобы хищнически использовать богатейшие залежи жидкого «черного золота», в Тюменской области Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе живут очень малочисленные финно-угорские народности — манси, ранее звавшиеся вогулами, и ханты — остяки. Хотя современная цивилизация безжалостно теснит их с отчих земель и навязывает образ жизни «Иванов, не помнящих родства», они мужественно сопротивляются, храня верность заветам предков и упрямо стараясь следовать старому укладу жизни. Их самобытная культура, которая в течение долгих веков почти не испытывала разрушительного влияния извне, сберегла поистине уникальные сведения о мироздании и сотворении земли.

В предлагаемой вниманию читателей публикации этнограф из г.Ляктор Тюменской области Алла Цукор делает первую попытку истолковать древние мифы обских угров в свете эзотерических знаний. Эта статья продолжает серию материалов по финно-угорской тематике, начатую в нашем журнале статьей Ольги Володарской «Венгерский Лотос Востока» (см. «Дельфис», 1997, №1(9)).

Эзотерика в мифологии обских угров

Цукор А., этнограф

Традиционная наука понимает под обско-угорской мифологией синтез мифологического сознания двух близкородственных народов — ханты и манси. Сразу же отметим, что идеи, заложенные в мифах этих малых финно-угорских народностей, в своей основе тождественны мировой эзотерической идее, которая проявилась в космогонических представлениях народов мира, и это дает нам право говорить о единой эзотерической основе мифологии всех народов.

Мифология обских угров несет в себе глубокий сокровенный смысл, который облачен в символический покров. Сокровенное открывается ключами, что хранятся в рекордах древних эзотерических знаний. Для нас — впервые в истории развития человечества пятой Коренной Расы — эти знания даны и доступны для самого широкого изучения благодаря трудам Е.П.Блаватской и, прежде всего, «Тайной Доктрине».

В этой связи обско-угорская мифология представляет исключительный интерес. Даже простой сравнительный анализ станц Книги Дзиан, легших в основу «Тайной Доктрины», и мифов обских угров обнаруживает явные параллели между ними. Ибо именно мифология аборигенных народов - изолятов сохранила в наименее искаженном виде истинные космогонические знания, заложенные изначально в мировую мифологию из Единого Источника, и может стать материалом для познания Единой Космогонической Идеи, которая поможет правильно расшифровать прошлое человечества и смоделировать будущее.

Исходя из принятого философией тезиса, что мифы являются отражением космической эволюции Земли, можно, опираясь на них, определить тех «посвященных носителей сокровенных знаний», которые на протяжении всего времени развития народов, населяющих Землю, были воспитателями и водителями юного человечества.

В «Тайной Доктрине» эти Сущности названы Сынами Космоса, Великими Учителями Человечества, пришедшими из Иных Миров, чтобы сопровождать землян в космической эволюции Вселенной. Это они запечатлены в мифах и религиях как Боги, как Покровители родов, как высшие духи, с которыми у человека прервались прежние прямые связи. Это к ним относится понятие «Священных Предков», почитание которых с течением веков выродилось в культ умерших родичей. И, конечно, это они воплощались, согласно мифологии, как народные водители, пророки и герои, которые вели борьбу за справедливость, побеждали зло, спасали вверенные их попечению народы.

Со временем, по мере того как связи с Высшим Духовным Началом утрачивались, сокровенные таинства обратились в пристрастия и предрассудки, выродились в мертвую букву словесного догматизма, и глубокий эзотерический смысл мифов был заменен развлекательным сюжетом волшебной сказки.

Но именно дошедшие в мифах представления ханты и манси о мирах, о Космосе дают нам возможность разглядеть за стойкими табулированными традициями остатки изначального света космогонических знаний, идущего из глубочайшей древности. А владение оккультными ключами к скрытым плотными покровами мифа тайнам, позволяет увидеть в древнем человеке не обезьяноподобного дикаря, а юного сына Вселенной.

Для архаического сознания мир как он есть — всегда результат творения, продукт космогонического процесса. В обско-угорской мифологии миры разделены на Верхний, Средний и Нижний. Управляют жизнью на земле Боги, следовательно, жизнь на земле «реальна и актуальна». В этом контексте космогония не столько то, что «было», сколько то, что «есть», что существует как принцип актуальной реальности.

Эта «актуальность» проявляется в восприятии мира архаическим сознанием как непреходящая внутренняя напряженность, угрожаемая и угрожающая. В архаическом видении мира все то, что стоит за пределами познания, в области предполагаемого или неведомого, первично — враждебно, вторично — нейтрально и только потом — дружелюбно. А поэтому для архаического сознания все явления жизни должны быть предусмотрены, закреплены традицией, табуированы.

«Актуальность», несмотря на упорядочивание мира, еще не победила полностью исконных хаотических начал, более того, «хаотическое» обладает потенциальной возможностью видоизменяться, потому «актуальность» в каждый момент может оказаться незащищенной — реально и потенциально, поскольку сохраняющаяся неопределенность в следующем цикле может определиться как новая угроза, новый вид опасности, не предусмотренный заранее.

Для архаического сознания мир не запрограммирован полностью, он является незавершенной и выстраивающейся системой и предусматривает прогноз от «есть» к «будет». Следовательно, предполагаемое и достигнутое определяется в функции, под чем понимается совокупность духовно-культурной и хозяйственно-экономической деятельности.

Функции предполагают:

— определение собственно бытия — себя в себе, себя в окружающем мире, окружающего мира в себе;

— поддержание мира в состоянии общего равновесия, которое, однако, не исключает моментов его временного нарушения в виде исторических потрясений и войн; равновесие понимается как плавное эволюционное течение, которое способствует становлению и развитию этноса;

— определение «начал» мира, его происхождения, т.е. откуда он берет начало, как оформился и куда движется; мир как понятие в этом случае включает в себя совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве («мир» = «свет, вселенная»), и согласованность действий, отсутствие раздоров и вражды в этническом объединении («мир» = «не война»).

В основе космогонических представлений обских угров лежит миф о сотворении Вселенной, Земли и Человека. На этот счет у манси и разных родовых объединений ханты существует несколько версий, которые отличаются по форме, сохраняя единое содержание.

Так, по одной из версий земля создана из ила, который вынесла из первичного океана в своем клюве гагара — лулы. Эту птицу посылает за илом Отец богов, Бог - Небо Корс-Торум (у манси его имя — Кворыс-Торум, у ханты — Нум-Курыс) — верховное божество, родоначальник богов и создатель мира. После потопа Корс-Торум отошел от управления миром и передал свои полномочия сыну — Нуми-Торуму. Обитель Корс-Торума находится на вершине «Олимпа» — Седьмом небе. Сам он в мифологии — космическое существо, не связанное с заботами проявленного мира земли. Однако в одной из версий Корс-Торум и Нуми-Торум слиты воедино и представляют собой единого Верховного Иерарха.

По следующей версии мансийского мифа птицу лулы на дно мирового океана за илом посылает Нуми-Торум, а облик гагары принимает владыка подземного царства, повелитель злых духов Куль-Отыр (у ханты — Кынь-Лунг).

Еще один вариант мансийского мифа повествует о том, что «сначала была только вода, не было земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок (тунра сяхыл), и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена... У этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды в клюве крохотный кусок земли, прикрепляет его на уголок домика».

В другом варианте сказания говорится, что гагара и лулы — железные птицы, появляются они с Верхнего Мира, лулы достает землю. Земля начинает расти и растет постепенно, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а она «все вращается вокруг» (аквамус енхи)... Земля была первоначально гладкая и неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы. Тогда земля укрепилась и больше не шаталась» (цитируется по книге Е.И.Ромбандеевой «История народа манси (вогулов) и его духовная культура»).

Все эти варианты объединяются идеей о первичности воды как основы жизни, а также содержат общие элементы: вода, ил, водоплавающая птица. Последовательность архаических символов строго закономерна и эзотерична.

Для сравнения обратимся к «Тайной Доктрине», где Е.П.Блаватская пишет:

«При начале периода деятельности, в силу повиновения вечному и непреложному закону, совершается распространение Божественной сущности извне вовнутрь и изнутри наружу; феноменальный, или видимый, мир является конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. ...

Первая символическая фигура дает простой диск О. Вторая, в этом архаическом символе — является диск с точкой в нем — ʘ, указывая на первую дифференциацию в периодических проявлениях извечной Природы, бесполой и бесконечной — или потенциальное пространство внутри отвлеченного Пространства. В третьей фазе точка превращается в диаметр Ɵ, символизируя этим божественную Матерь-Природу, внутри вмещающей абсолютной беспредельности. Когда горизонтальный диаметр пересекается вертикальным — он становится крестом мира Эзотерика в мифологии обских угров. Человечество достигло состояния Третьей Коренной Расы; это знак зарождения человеческой Жизни. Когда же окружность исчезает, оставляя лишь крест +, это знаменует, что падение человека в материю свершилось, и Четвертая Раса началась» («Тайная Доктрина», т. 1, с.38 —39).

Соотнесем с этим элементы обско-угорского мифа и попробуем его интерпретировать:

«Вода» — в космогоническом представлении является символом Великих вод предвечной материи или космическим материалом (Мулапракрити. — Ред.) - В мансийском мифе этот смысл ясно отражен в зачине: «Вода была первоначально — она основа жизни». Символическим выражением сотворения как процесса служит следующий фрагмент: «Земля начинает расти постепенно и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а она еще все вращается вокруг». То есть налицо первый символ — Круг (диск) О.

«Клочок земли» — второй космогонический символ — Точка внутри Круга ʘ, которая рассматривается как первая дифференциация в периодических проявлениях вечной природы (Начало манвантары. — Ред.).

«Жена» — символ Диаметра в Круге Ɵ или знака, о котором говорится как о пассивном женском начале, первом проявлении творческой природы Космоса (Пракрити. — Ред.).

«Муж» — знак +, или «крест мира», который знаменует активное мужское начало, символизирует действие, творчество (Фохат. — Ред.).

«Птица» — символ духовного движения. «Символ Хамса (будь-то Я, Гусь, Лебедь) — важный символ, изображающий, среди других вещей, Божественную Мудрость, Мудрость во Тьме, за пределами человеческой досягаемости, — говорится в «Тайной Доктрине».

 — ...Дело не в том, каков будет род птицы — лебедь, гусь или пеликан, ибо это водяная птица, подобная Духу, носящаяся или движущаяся над водами, а затем выявляющаяся из этих вод, чтобы дать рождение другим существам». Блаватская продолжает далее, что запрет Моисея об употреблении в пищу мяса водоплавающих птиц как «нечистого» не следует понимать чисто физиологически, буквально, «ибо оно (Слово «нечистое». — Ред.) эзотерично, как и все остальное, и может означать так же «священный», как и обратное». Эта последняя цитата может быть предложена как объяснение к рассмотрению участия в сотворении земли злого гения обских угров Куль-Отыра, воплотившегося в священную птицу лулы. Возможно, именно в этой версии сотворения земли сохранился наиболее глубокий эзотерический смысл, свидетельствующий об амбивалентности «злого» и «доброго» начал, которые могут меняться местами или переходить одно в другое, или же дополнять друг друга, сосуществуя рядом.

Пантеон богов продолжает Нуми-Торум, который после потопа получил право управлять миром и делами людей. Он становится Верховным Богом, богом неба, демиургом. В призывных песнях ему дарят возвышенные эпитеты «Золотой Бог», «Белый Бог», «Бог Свет», так как в мифологической традиции он является подателем света. Поэтому в соотнесении с мировой традицией его можно назвать Солярным божеством, аналоги которого имеются в мифах всех народов.

Согласно версии официальной науки, имя Нуми является производным от имени верховного самодийского божества Нума, которое пришло либо из сагадийского языка, где Нум означает «вера, религиозный закон», либо происходит от тюркского Ном с тем же значением.

Эзотерический словарь предлагает другую версию, по которой Нум — это единое муже-женское андрогинное начало, первая дифференциация того, из чего будет сотворен Космос. Это двуединый, нерасчлененный элемент — Духо-материя. В иудейской духовной традиции этот Элемент представлен двуполым божеством Иеговой. Но как нерасчлененный элемент — это самый высокий седьмой план, который имеет свои проявления (дифференциации по нисходящей) вплоть до земли. Поэтому Нум как Иерарх может являться дифференциацией Того, Кто в отношении Нума является его Причиной, Корнем, Идеей.

Что касается Торума, то по эзотерической традиции Торум как Тор-Фохат, «Сын Сынов» есть двуначальная энергия, исходящая от «Света Логоса». Это энергия Первичного Света или эманация Божественной Жизни. В «Тайной Доктрине» сказано: «Этот Свет Логоса есть... звено между объективной материей и субъективной мыслью Логоса. Он есть единственный инструмент, которым работает Логос». Под Логосом нужно понимать в традиции обских угров отца Нуми-Торума, т.е. Корс-Торума.

Верховный бог Нуми-Торум — внук Косяр-Торума, сын Корс-Торума (у северных ханты внук Нум-Сивеса, сын Нум-Курыса). Сестрами Нуми-Торума являются Хотал-Эква (Катл-Ими у ханты), Най-Эква (Нэй-Ими, НайАнки) и Калтащ-Эква (Калтащ-Ими). Хотал-Эква, женское божество солнца, на крылатом огненном олене объезжает небо, а на закате купается в озере живой воды. Она сестра или же, по другой версии, жена старика-месяца Этпос-Ойка (Ики у ханты), который является богом Луны. В очертаниях большого пятна на Луне ханты видят образ Ики, а малые пятна считаются его детьми, которые некогда дразнили Ики и были пожраны им.

Богиня огня Най-Эква в представлениях хантыйского мифа — мать и хозяйка огня, принимающая образ семиязыковой огненной женщины, которая требует строгого соблюдения запретов относительно огня. За нарушение табу и традиций следует суровое возмездие.

Калтащ-Эква — богиня земли. Она сестра и жена Нуми-Торума. Иногда отождествляется с Иоли-Торум-Шань — земной матерью (дословно это имя означает «нижнего мира мать»). Другая традиция называет Калтащ-Экву дочерью Нуми-Торума и богини земли Иоли-Торум-Шань. Для сравнения процитируем фрагмент станцы VI из «Тайной Доктрины»: «Матерь Милосердия и Знания» называется «Троичною Гуань-Ши-Инь», потому что в ее коррелятах, метафизических и космических, она есть «Матерь, Жена и Дочь Логоса» (Т.Д. 183).

Калтащ-Эква считается прародительницей фратрии Мось (Одной из двух крупных родовых общин народа ханты — Прим. ред.). Представляли ее в образе зайчихи или гусыни (последнее весьма примечательно — снова водоплавающая птица, которая есть символ Божественной Мудрости, Софии, художницы Логоса). Эти зооморфные проекции в традиции обских угров выступают как тотемные первопредки, хотя существуют версии, что тотемные божества являются не прародителями, а покровителями этнических групп или родов.

Калтащ-Эква как бы расставляла вехи выбора в коренных, изломных ситуациях, когда от сделанного человеком выбора жизнь могла круто изменить направление. Она несла помощь в родах и определяла судьбу новорожденного. По велению Торума она возжигала свечу жизни, она же по его распоряжению задувала ее. Именно Калтащ наделила первых людей душами, которые ей передал отец — Корс-Торум.

Вначале Калтащ-Эква обитала на небе вместе с мужем, но потом Нуми-Торум отправил ее на землю, отдав во владение Средний мир. Там. Калтащ родила сына Эква-Пыриша. Торум тоскует по жене и, спустившись на землю, разыскивает ее. Она, помогая в создании земли, просит Нуми-Торума укрепить вновь созданную землю каменным поясом. Явно видно, что эти фрагменты мифа указывают на периоды проявлений божественных сил на земле.

Далее идет владыка Нижнего мира, властитель злых духов-кулей и повелитель болезней бог Куль-Отыр. Это третий бог в троице главных богов. По космогонической традиции Куль-Отыр участвовал в сотворении мира Нуми-Торумом. В облике гагары он по приказу Нуми-торума нырнул в воды мирового океана и принес в клюве ил. Но, будучи хитрым, он утаил часть ила в клюве, и когда Торум (Логос обско-угорского мифа) произнес слово творения, и земля стала расти, то и утаенный в клюве ил стал расти, чуть было не разорвав голову птицы, и Куль-Отыр поспешно выплюнул его. Из выплюнутого ила произошли горы, в частности Уральский хребет.

В мифах Куль-Отыр представлен стариком в черной шубе, притронувшись к которой, человек заболевает и умирает. Нуми-Торум передает Куль-Отыру списки тех, кто должен умереть и в тот же день отправиться в загробный мир. Куль-Отыр на лодке перевозит умерших в свое царство.

Далее в пантеоне богов следуют семь сынов Нуми-Торума, которых отец отправил наместниками на землю. В «Тайной Доктрине» о Семи Сынах Света сказано: «Это было фантастическое время, когда пришедшие с Венеры Старшие Братья по разуму, божественные наставники человечества, не меняли истинного лика». Их же эзотерическая мудрость называет «Светоносные Существа, исполненные любви и сострадания к пробудившемуся от долгого сна младенческому человечеству», «Прекрасные Существа высшего мира — Божественные Учителя».

После создания мира следующим этапом творения является создание человека. По одной из версий эта инициатива принадлежит Иоли-Торум-Шань, матери земли. По другой версии создателем людей был Нуми-Торум.

Первый этап создания оказался неудачным — из лиственничных бревен получились Мэнквы, антропоморфные великаны-людоеды. Когда Нуми-Торум вдохнул в них жизнь, они скрылись в лесу. Образом Мэнквы были остроголовы, а тела их — неуязвимы. Разумом они не обладали, а слабое место их человек может обнаружить лишь хитростью. Сопоставим с рассказом «Тайной Доктрины» об этом этапе творения: «Третьи остались Разума - лишенными. Дживы (монады) их были не готовы. Эти были отделены среди Семи. Они стали узкоголовыми... Узкоголовые были люди, еще не имевшие разума, это были наименее развитые Лунные монады — низкие формы первой трети, которые были еще не готовы и были отделены от Семи».

Второй этап творения также завершился неудачей: Торум сотворил человека теперь уже из сердцевины лиственницы, сплетенной лиственничными корнями. В результате появились люди, но мохнатые, которые были затем уничтожены. В «Тайной Доктрине» это отражено так: «И те, кто не имел искры (разума, т.е. узкоголовые), сочетались с огромными самками животных. Они породили немые Расы. Немы были и они сами. Но язык их развязался. Язык их потомства остался неподвижен. Они породили чудовищ. Расу согбенных чудовищ, покрытых рыжими волосами, ходивших на четвереньках. Немую Расу, чтобы не выдала срама».

Наконец с третьей попытки получился человек. Он был сплетен из тальника и обмазан глиной. При создании Торум использовал брение (слюну), — не отсюда ли мысль о бренности человека как «персти от персти земной»? — а также в ход пошла и рыбья чешуя — из нее сделаны ногти.

По мансийскому мифу землю вначале населяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, послал пожар и затем потоп. В других версиях упоминается жидкая огненная масса, почти достигшая неба. Трудно не узнать в мифологическом изложении след тех глобальных катастроф, которые погубили в свое время Лемурию — колыбель Третьей Расы, и потом Атлантиду, а вместе с ней Четвертую Расу, впавшую в черную магию и массовое развращение, изменившее природу психической энергии, владеть которой раса атлантов научилась в совершенстве.

Но мансийский миф говорит и о спасении людей во время потопа: спасутся те, кто изготовит плоты из семи слоев древесины — шесть слоев сгорят, и останется лишь седьмой. Семь слоев плота — это, очевидно, семь духовных уровней, семь тел человека, семь принципов, бессмертным из которых является высший — седьмой.

Однако после всепланетного бедствия, уничтожившего все сотворенное, Нуми-Торум искупался в огненных водах, обновился и стал отцом Семи Сынов. Так миф отразил смену рас, череду закономерных этапов в беспредельности эволюции мира.

Исходя из предложенной Блаватской теории развития человеческих Рас, можно убедиться, что «приближение каждой новой обскурации» всегда возвещалось катаклизмами — огнем и водою. Возвращаясь к мансийскому мифу, мы видим, что на пластической человеческой памяти для сохранения великих понятий запечатлены древнейшие эзотерические знания, явленные языком аллегорий и символов в мировой мифологии. Сведения о Всемирном Потопе как историческом событии в истории человечества явно наслоились на изначальный космогонический сюжет. Отсюда теперь становится ясной древняя традиция сохранения сюжета, последовательности повествования сказок, легенд, героических преданий. Миф был призван отразить и сохранить в себе события, которые являются главными как в космогоническом, то есть эволюционном, так и в историческом плане.

По мифам обских угров, после обновления земли уцелевшее человечество начало расселяться по ее лицу. Семь Сынов не оставили ее своим водительством. Именно они на земле с духами стихий создавали нравственное и культурное поле народов, заложив в мифы историю, произошедшую с их печальными предками. Этими народами в настоящее время являемся мы.

 

г.Лянтор

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: