warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Будьте примером для своих детей

Взаимное уважение друг в друге человеческого достоинства производит равенство, а равенство – свободу в отношениях.
В.Г.Белинский

Наиболее ярко выраженные индивидуальные черты человека проявляются в неутомимом стремлении к идеальному, которое заложено в любой живой душе.

Каждый человек воспринимает мир и происходящие события в соответствии со своими чувствами, знаниями и умением прилагать их на деле, использовать в жизни, полнозвучно отзываясь на всё проходящее. Разум человека порывается вперёд, требует постоянного питания. Физический труд улучшает умственную деятельность. Умение трудиться требует воспитания. Ум индивидуума проявляется не только в знаниях, но и в способности прилагать их в жизни, иначе, не находя себе применения, он чахнет, и тогда человек способен совершать неадекватные поступки. К сожалению, этого не учитывают телевизионные передачи для молодёжи, часто наполненные негативом.

В семье родители и дети должны уметь внимательно слушать друг друга и разумно задавать вопросы. С детства надо внушать ребёнку, что человек велик только в труде, как физическом, так и умственном. Лучше если и тот, и другой будут творческими. Труд не может быть грязным, грязной бывает только совесть. Счастье достаётся тому, кто много трудится.

Имея за плечами многие годы жизни и опыт воспитания детей и внуков, я пришла к твёрдому убеждению, что основы воспитания будущего человека (а отсюда и поколения в целом) должны быть заложены в семье. Взаимоотношения между родителями не проходят мимо чувствительных и наблюдательных малышей. Потому дети вырастая, часто повторяют ошибки своих родителей. События, которые происходят сейчас с молодёжью, молодыми родителями, тревожат и заставляют задумываться, как помочь им. Хочется напомнить, что всё хорошее и плохое человек создаёт себе сам.

Прекрасный пример воспитания детей и взаимодействия их с родителями показан нам семьёй Н.К и Е.И.Рерих, который неоднократно описан во многих изданиях о них.

В нашей же статье речь пойдёт о взаимопонимании и дружбе отца – писателя Леонида Николаевича Андреева (1871–1919) и его старшего сына Вадима Леонидовича (1902–1959). Мать Вадима Александра Михайловна Велигорская умерла, когда мальчику не было и четырёх лет. Когда сын подрос, отец стал рассказывать ему о матери, каким она была замечательным человеком. Сам Леонид Андреев любил и ценил свою жену, она была для него и другом, и музой, он много лет не мог смириться с её смертью. В мемуарной литературе о Л.Н.Андрееве много писали и о его жене. У неё был тонко развит вкус к музыке слова, к форме речи. Ей посвятили прекрасные слова в своих воспоминаниях В.Вересаев, М.Горький, М.Телешов, И.Бунин. Её все любили, признавая за ней большое влияние, которое она имела не только на Андреева-человека, но и на Андреева-писателя. Он работал по ночам, и вот он рассказал сыну, как однажды закончив свой труд, разбудил жену (она всегда была его первой читательницей) и попросил прочитать, что он написал. Она прочитала и сказала: «Это не то». Андреев в ту ночь трижды переписывал рассказ, и только после этого она сказала: «Вот это то». Отец рассказывал сыну, какой была его мать: «Она разбудила в моём сердце любовь, её душа всегда куда-то стремилась, чистая помыслами с ясной неиспорченной душой». И в глазах отца сын видел слёзы любви, благодарности и счастья. Такими беседами отец воссоздавал образ матери в душе и сердце сына.

 

Вадим Андреев на коленях у Горького. Капри. 1907 г.

 

В годовщину смерти матери (ноябрь 1916 г.) вечером отец неожиданно позвонил по телефону и спросил: «Ты свободен? Уже приготовил уроки? Приезжай ко мне… Да, можешь взять извозчика». (В это время в их петербургской квартире шёл ремонт, и Вадим временно жил у друзей.) Сын понял, что отец не справляется со своей печалью и приглашает его приехать. На душе у Вадима стало тепло, ему приятно было чувствовать, что отец считает его не только родным, но и близким человеком, с которым он может разделить свою печаль. Когда Вадим приехал, отец сказал:

– Я позвал тебя, так как сегодня исполнилось десять лет со дня смерти твоей матери. И отец зачитал сыну четыре странички, в которых описал своё душевное состояние. (Он мог это доверить только близкому человеку – сыну.) Из этих строк явствует, какая большая, чистая и красивая любовь объединяла их.

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник… Безгранично велик был мир, и я был в нём один – больное тоскующее сердце, мятущийся ум и злая, бессильная воля… Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить… Ничтожны и жалки все в мире слова перед тем неизмеримо великим, радостным и человеческим, что разбудили в моём сердце твоя чистая любовь, жалеющий и любящий голос из иного мира… Радостью светит теперь для меня то солнце, которое раньше только жгло меня. Жемчужина моя. Ты часто видела мои слёзы – слёзы любви, благодарности и счастья».

С этого момента начиналась близость отца и сына. Жизнь складывалась так, что отцу и сыну часто приходилось жить в разных местах, но взаимная любовь, уважение и привязанность всегда их роднила, каждая встреча обогащала их.

А вот строки из воспоминаний Вадима: «Вечером, прежде чем ложиться спать, мы собирались за большим обеденным столом, я всё внимание сосредотачивал, чтобы случайно не закапать белоснежную скатерть. Я очень любил эти вечера за чайным столом и чувствовал себя равноправным собеседником, пока бабушка не говорила: “Теперь тебе пора идти спать”. Мои неудачные вступления в разговор затушёвывались, а удачные – подчёркивались. Так я понемногу научился вмешиваться в разговор в тех случаях, когда был уверен, что мои слова не придётся заминать».

Летом 1907 года Леонид Андреев купил участок земли около финской деревушки Ваммельсуу, в переводе на русский язык Чёрной речки, в 60-ти километрах от Петербурга. Посередине чистого поля, на небольшом возвышении, открытом для ветра с четырёх сторон участка, он начал строить дом по своим рисункам. Дом был большой и красивый, участок земли выглядел совершенно голым, торчала одна единственная чахлая берёза. Отец и сын стали благоустраивать участок, проработали всю ночь, посадили сотни деревьев, отец учил сына трудиться. Он заботился о здоровье и физическом развитии детей. В доме был оборудован гимнастический зал. Отец и сын совершали длительные прогулки, сын рассказывал ему о прочитанных книгах, о себе, о стихах, которые он начинал писать. Вадим вспоминает: «Порою мне даже не нужны были ответы отца – я чувствовал его близость и знал, что он меня слышит. В мгновенном взгляде, брошенном на меня, я улавливал ту любовь, которую он мне дарил».

 

Дача на Чёрной речке. 1910 г.

 

Пешие и лыжные прогулки иногда заменялись поездками на лошадях. «Мы садились в маленькие железные санки, и когда отцу надоедало править, он передавал мне вожжи, и я, гордый его доверием, не отрываясь следил за пустынною, ровной дорогой, извивавшейся между деревьями, пока встречные сани не заставляли нас сворачивать в снег, где почти по самый живот проваливался жеребец, и внезапно испугавшись, стремительно выносил накренившиеся сани на дорогу. Несмотря на то, что отец был молчалив и хмур, наши походы на лыжах и поездки в санях были отмечены новой близостью. Мне трудно передать, в чём выражалась она, но иной раз пустячное замечание, случайно обронённое слово говорили и давали мне больше, чем самые пылкие объяснения в любви, чем самые красноречивые и блестящие фразы».

Иногда они уезжали на море, отец выключал мотор и лодка качалась на мягких и широких горбах водной зыби. Вадим прыгал в море, а когда уставал плавать, отец протягивал твёрдую цепкую руку и помогал сыну взобраться в лодку.

1918 и 1919 годы были тяжёлыми для обитателей дома на Чёрной речке – не хватало продовольствия, жили впроголодь. Здоровье Леонида Николаевича ухудшалось. Вадим был старшим, и на него возлагались все заботы по содержанию дома. Сталкиваясь с посторонними людьми, он часто попадал в конфликтные ситуации, которых раньше не имел. Так он приобретал жизненный опыт.

12 сентября 1919 года в возрасте 48 лет Леонид Николаевич Андреев скончался в доме на Чёрной речке. Похоронили его рядом с церковью, недалеко от дома. Вадим записал в дневнике: «Когда я вошёл в спальню отца, возле никого не было. На белой кровати, ярко освещённой настольной лампой, лежал отец. Его лицо помолодело, стало необыкновенно красивым, тридцатилетним. На бледной коже ярко выступали чёрные усы и борода. Тонкая невыразимая улыбка озаряла мёртвое, застывшее лицо. Наклонившись, я поцеловал его. Мне показалось, что под холодными, уже пахнувшими смертью усами двинулись мёртвые губы. И в то же мгновение я почувствовал, что отец умер, что всё кончилось.

…Каждую минуту, каждое мгновение я чувствовал, что его больше нет. Вещи потеряли всякий смысл».

Летом 1920 года, окончив гимназию в Гельсингфорсе (шведское название города Хельсинки. – Е.В.), Вадим вернулся на Чёрную речку. Дом разрушался и постепенно умирал.

В 1924 году уже совсем развалившийся мёртвый дом был продан на снос за долги вместе с семью десятинами земли. Теперь там, на его месте и на месте сада, который когда-то создавали отец и сын, растёт рожь и картофель. А у Вадима началась жизнь кочевника – из Финляндии в Болгарию, затем США и Франция. Во время Второй мировой войны он сражался во французском Сопротивлении. Последние годы жил в Швейцарии (Женева), работал в ЮНЕСКО.

На всю жизнь он сохранил любовь к России, не мог оторваться от русской жизни, ни одно событие в Советском Союзе не проходило мимо, его всё волновало, и он всё переживал и следил за всеми событиями, которые проходили в нашей стране.

После 1923 года он неоднократно обращался с просьбой о восстановлении советского гражданства и лишь в 1946 году получил советский паспорт, но без права возвращения в СССР. И только в 1957 году он смог приехать на родину как служащий ООН и ЮНЕСКО.

Позволю сделать отступление и рассказать как мы с мужем (С.А.Мухиным) неожиданно нашли могилу Леонида Андреева. Это случилось в 1952 году. Летом мы решили поехать в Ленинград и посмотреть окрестности, нам хотелось посетить Репино, туда мы и отправились. С нами был наш близкий знакомый – поэт Борис Лихарёв, член Союза писателей, главный редактор журнала «Звезда».

 

Плита на могиле Л.Андреева

 

Репино, и всё, что именовалось Чёрной речкой, трижды пережили бомбёжку во время Великой Отечественной войны, через эти места трижды прошёл фронт. Восстановительных работ здесь не вели.

Мы бродили по развалинам, и вдруг я увидела могилу Л.Андреева. Во время войны она пострадала, могильный камень был расколот снарядом, а церковь, около которой она находилась, разрушена. Мы сделали фотографии могилы и описание места, а затем составили заявление о необходимости восстановления могилы в Ленинградское отделение Союза писателей. Дальше Борис Лихарёв передал заявление по назначению, и прах Л.Н.Андреева в 1956 году перенесли в Ленинград и захоронили на кладбище «Литературные Мостки». Когда в июне 1957 года Вадим Андреев приехал в Союз, могила отца была уже в цветах и полном порядке. И он вспоминал: «Сразу же, с первых шагов, моё возвращение оказалось не только возвращением домой, но и новой встречей с отцом».

Любовь к отцу, заложенную в сердце малыша, сын сохранил на всю жизнь.

Семья и школа должны быть оплотом познания, живым звеном, истинным образовательным объединением, в котором сами ученики и дети должны принимать активное участие. С раннего детства детей необходимо приучать к сотрудничеству между родителями и детьми, а также между детьми. Стараться в семье изгонять, не допускать лжи, грубости, насмешек и предательства.

От воспитания детей в семье и образования в школе зависит в будущем и состояние народа. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, прежде всего должна ему сказать: «Ты всё можешь», а в дальнейшем постоянно внушать эту мысль в его сознание. Не надо запрещать даже вредное, лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. Никакое насилие не позволительно в воспитании ребёнка и школьника. Только убеждение поможет познанию.

Важно прививать детям с ранних лет любовь к книге и далее развивать умение сосредоточить мысль о книге, чтобы не глаз читал книгу, а мозг и сердце. Книга в семье должна занимать почётное место и быть другом дома. В дальнейшем она поможет познавать мир, полюбить и оценить Родину, познакомит с героями, творцами, тружениками, зовущими к познанию и открытиям.

Уберегайте детей от всего ложного, от дурной музыки, от сквернословия, от ложных состязаний, от утверждения самости. Молодые сердца должны почувствовать себя не муравьями на земной коре, а носителями духа и ответственности за будущее.

Фритьоф Нансен (1861–1930), писал «Русский народ имеет большую будущность. В жизни Европы ему предстоит выполнить великую задачу… Россия в не слишком отдалённом будущем принесёт Европе не только материальное спасение, но и духовное обновление».
 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: